Рабочая программа по окружающему миру в 3 классе с детьми с ОВЗ

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Брусенцова Светлана Александровна, учитель начальных классов МАОУ «Кваркенская СОШ»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Кваркенская средняя общеобразовательная школа»





Рассмотрено на заседании ШМО

протокол № 1 от

Рук. ШМО: / /

Согласовано

Зам. директора по УР:

/С.А. Брусенцова / Утверждаю
Приказ № 149 от 31.08.2015 г. Директор школы: /О.В. Фомина/










Рабочая программа по окружающему миру

для учащегося с ОВЗ VIII вида

с учетом индивидуальных способностей


Класс - 3

Система обучения: коррекционная

Учитель - С.А. Брусенцова, учитель начальных классов, высшая категория



с. Кваркено

2015 г.

Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена на основании следующих нормативно - правовых документов:

  1. Конституции Российской Федерации;
  2. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  3. Основной образовательной программы НОО МОАУ «Кваркенская СОШ;
  4. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 - п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  5. Программы для подготовительного, 1 - 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой;
  6. Учебного плана МАОУ «Кваркенская СОШ».


Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - СПб: «Просвещение», 2011. Курс «Живой мир» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающегося 3 класса, понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе. Цель изучения курса: обеспечить ученика знаниями, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии. Курс элементарного природоведения должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний между названными предметами. Курс «Живой мир» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:

  • уточняет имеющиеся у ребёнка представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;
  • на основе наблюдений расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
  • вырабатывает умения наблюдать природные явления, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ;
  • формирует знания о природе своего края;
  • формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит ребёнка бережному отношению к природе.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями. Особое значение придается экскурсиям, позволяющим организовать наблюдения за явлениями природы и ее живыми и неживыми объектами. Кроме того, на уроках будут использованы разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, ИКТ. Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений. Знания по программе «Живой мир» будут реализованы на других уроках. Учащийся должен усвоить следующие представления:
  • о простейших свойствах воздуха, его значении в жизни растений, животных, человека;

  • о растениях сада, леса;
  • об образе жизни и повадках домашних и диких животных, птиц;
  • о роли человека в жизни домашних животных;
  • о сезонных изменениях в неживой и живой природе;
  • о дыхании человека, о профилактике простудных заболеваний.


Общая характеристика предмета
Содержание программы «Окружающий мир» базируется на знакомых ученикам объектах и явлениях окружающего мира и дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы. Программа построена по концентрическому принципу применительно к обучению в течение года, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее пополнять их новыми сведениями. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Программа «Окружающий мир» не строится по принципу планирования на четверть, в ней представлены блоки тем, последовательности которых может варьироваться учителем самостоятельно. Раздел «Повторение» составляет резерв времени для учителя и может быть использовании как для повторения отдельных, наиболее сложных тем, так и для обобщающего повторения по разделам.


Ценностные ориентиры содержания курса


• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование).

Роль и место дисциплины в образовательном процессе


Предмет «Окружающий мир» относится к образовательной области «Обществознание и естествознание». Данная рабочая программа составлена для индивидуального обучения на дому в связи с этим количество часов на изучение отдельных тем значительно сокращено. В соответствии с учебным планом для детей с ограниченными возможностями здоровья на изучение окружающего мира в 3 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год, продолжительность учебного года 34 учебных недели.

Содержание учебного курса

Сезонные изменения в природе Сезонные изменения в неживой природе. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный - теплый ветер. Продолжение наблюдений за погодой, их описание. Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.

Растения и животные в разное время года Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы, зимующие и перелетные: клест, снегирь, соловей. Насекомые. Домашние животные в разное время года. Лесные животные: мыши, змеи, лягушки. Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года

Неживая природа Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха.

Живая природа

Растения Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы. Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы. Растения сада. Деревья (2-3 названия); кустарники (2-3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды. Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные. Грибы. Грибы съедобные и несъедобные. Травы полезные и травы опасные.

Животные Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к природным условиям. Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными. Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел. Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.

Человек Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких. Температура тела человека. Градусник и его назначение. Профилактика простудных заболеваний. Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс. Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно: - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; - формирование уважительного отношения к иному мнению; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности действовать даже в ситуациях неуспеха; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: - осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; - освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение с получением информации от окружающих людей; - развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны знать: - названия времен года и их явлений - названия растений, - названия частей растений. - названия животных, - строение животных: туловище, голова, лапы, хвост, крылья.

Учащиеся должны уметь:

- правильно называть изученные объекты и явления;

- сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений; названия наиболее распространенных деревьев и кустарников своей местности;

- сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц;

описывать их повадки и образ жизни, определять их значение в жизни человека;

- соблюдать правила питания; знать о правилах приготовления пищи и хранения продуктов питания, профилактике пищевых отравлений;

- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;

- определять по сезонным изменениям времена года, описывать егоосновные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека.


Система оценки достижения планируемых результатов.

Инструментарий для оценивания результатов.


При оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка. В третьем классе используются три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговое. Текущее оценивание- наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках живого мира. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению. Текущий контрольпо окружающему миру осуществляется в устной форме. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения. Тематическое оцениваниепо живому миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы. Основанием для выставления итогового оцениваниязнаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущихи практических работ.


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.


Знания и умения, учащихся по живому миру оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса. Оценка «5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике. Оценка «4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике. Оценка «3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике. Оценка «2» - ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.



Календарно-тематическое планирование


№ ур

Тема урока

Часы

Основные видыучебной

деятельности

Планируемые предметные результаты


Дата

1

Неживая и живая природа. Экскурсия.

1

Правильно называть изученные объекты и явления.

Внимательно слушать учителя.

Уметь обобщать и систематизировать увиденное на экскурсии; соотносить результат с целью наблюдения.


2

Формирование представлений о явлениях, состоянии неживой природы

1

Активно участвовать в беседе

Знать о явлениях в неживой природе: облачность, туман, изморозь, моросящий дождь.


3

Осенняя экскурсия

1

Различать признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, наступле-ние холодов, отлет птиц. Объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.

Знать признаки осени. Уметь сравнивать наблюдаемые объекты.


4

Календарь. Названия месяцев.

1

Пользоваться календарем. Читать показатели времени по часам.

Знать названия времён года, знать о чередовании времён года. Знать названия месяцев. Уметь различать времена года, названия месяцев и их основные признаки.


5

Растения летом и осенью

1

Правильно называть наблюдаемые объекты.Внимательно слушать учителя и товарища. Читать правильно и осознанно с соблюдением интонации.

Уметь наблюдать объекты окружающего мира: находить изменения. Уметь сравнивать наблюдаемые объекты.


6

Птицы, зимующие и перелетные: клест, снегирь, соловей.

1

Описывать предмет по картинке, по плану.

Знать названия перелётных птиц. Уметь узнавать перелётных птиц по описанию.


7

Насекомые и птицы в осенний период.

1

Объяснять, оказывать помощь, принимать помощь учителя.

Знать особенности насекомых: внешний вид, где живут. Уметь различать вредных и полезных насекомых. Формировать знания учащихся об изменениях в жизни насекомых осенью.


8

Домашние животные в разное время года.

1

Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни домашних животных осенью.

Знать об образе жизни домашних животных осенью; о роли человека в жизни домашних животных.


9

Дикие животные.

1

Описывать предмет по картинке, по плану.

Знать особенности лесных животных.


10

Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время

1

Описывать сезонные работы в саду, в огороде, в осеннее время года.

Знать о сезонных работах в саду, в огороде, в поле. Уметь описывать сезонные работы в саду, в огороде, в осеннее время года. Знать о различных видах труда людей в осенний период.


11

Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека

1

Правильно называть изученные объекты и явления.

Внимательно слушать учителя и товарища. Читать правильно и осознанно с соблюдением интонации.

Знать значение воздуха для жизни растений, животных и человека.


12

Термометр. Измерение температуры воздуха.

1

Описывать строение термометра. Измерять температуру тела, воздуха, воды используя разные виды градусников.

Знать строение и назначение термометра их виды. Уметь им пользоваться. Знать строение и назначение термометра их виды Умение измерять температуру воздуха и воды с помощью термометра.


13

Идёт зима.

1

Наблюдать объекты окружающего мира: находить изменения и их выделять и называть. Сравнивать наблюдаемые объекты.

Знать признаки зимы: снегопады, морозы, мете-ли, в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно восходит, рано заходит, дни короче, ночи длин-нее, самый короткий день, самая длинная ночь, замерзают пруды, лед на реке твердый, сколь-зкий, птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах.


14

Сравнение и распознавание растений по их признакам.

1

Сравнивать и различать, классифицировать: деревья, кустарники, травы. Устанавливать причинно-следственные связи.

Знать названия наиболее распространенных деревьев, кустарников и трав. Уметь распознавать растения по их признакам.


15

Части растений.

1

Обозначь части растений. Сравнивать строение дерева и кустарника.

Знать строении растений. Уметь называть и определять части растений.


16

Зимняя экскурсия.

1

Наблюдать.

Уметь обобщать и систематизировать увиденное на экскурсии; соотносить результат с целью наблюдения.


17

Растения сада. Фруктовые деревья (2-3 названия); ягодные кустарники (2-3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.

1

Сравнивать и различать растения сада: фруктовые деревья, ягодные кустарники.

Знать о растениях сада: фруктовых деревьев, ягодных кустарниках об использовании их человеком. Уметь сравнивать и различать фруктовые деревья. ягодные кустарники, об использовании их человеком.


18

Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.

1

Выделять общее и различие. Слушать рассказ и выделять главное. Сравнивать и различать хвойные и лиственные деревья, кустарники.

Знать названия наиболее распространенных хвойных и лиственных деревьев. Уметь определять и описывать вечнозеленые растения, различать хвойные и лиственные деревья, кустарники.


19

Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобн.

1

Сравнивать и различать орехи по внешнему виду, вкусу.

Грамотно и логически правильно излагать свои мысли.

Знать названия различных видов орехов; знать об употреблении их в пищу. Уметь сравнивать и различать орехи по внешнему виду, вкусу.


20

Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.

1

Сравнивать и различать съедобные и несъедобные грибы. Слушать и выделять главные мысли. Работать с иллюстрациями, схемами.

Знать строение гриба (грибница, ножка, шляпка), названия грибов. Уметь отличать съедобные грибы от несъедобных.


21

Травы полезные и травы опасные.

1

Сравнивать и различать полезные и опасные травы.

Знать ряд распространённых лекарственных растений (календула, зверобой, подорожник и др.) их помощь людям; Ряд опасных (ядовитых)растений.


22


23

Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши.

Приспособление диких животных к природным условиям.

1


1

Грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на таблицу-опору.

Знать особенности дикого животного: волка (внешний вид, пища, повадки). Уметь описывать животное по плану.


24


25

Домашние животные: свинья, корова, кролик.

Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными.

1


1

Грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на таблицу-опору.

Знать основные части тела, питание. Знать о пользе, приносимой людям, о роли человека в жизни домашних животных. Уметь отличать корову от других домашних животных; описывать повадки и образ жизни.


26

Сравнение диких и домашних животных. Сходства и отличия: кабан - свинья, заяц - кролик.

1

Сравнивать и различать диких и домашних животных.

Знать об образе жизни и повадках диких и домашних животных. Знать о разнообразии пород домашних животных. Уметь отличать корову от других домашних животных.


27

Птицы перелетные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел. Хищные и певчие птицы: соловей, жаворонок.

1

Описывать по плану и картинке птиц, объединять их по общему признаку, находить лишнее и обосновывать высказанное суждение. Распознавать и называть птиц по внешнему виду.

Знать названия перелётных, зимующих, хищных, певчих птиц. Уметь различать, сравнивать, описыватьперелётных птиц, классифицировать, находить сходства и различия.


28

Весенняя экскурсия

1

Различать признаки весны: Объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.

Знать признаки осени. Уметь сравнивать наблюдаемые объекты.


29

Сезонные изменения в природе

1

Описывать сезонные работы в саду, в огороде весной.

Знать о сезонных работах в саду, в огороде, в поле. Уметь описывать сезонные работы в саду, в огороде весной.


30

Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких.

1

Описывать по плану строение и работу лёгких.

Иметь элементарные представления о строении и работе лёгких. Уметь определять на картинке лёгкие.


31

Температура тела человека. Градусник и его назначение. Профилактика простудных заболеваний.

1

Описывать по плану строение градусника.Давать полные ответы на вопросы. Описывать по плану правила профилактика простудных заболеваний.

Знать элементарные сведения о температуре человека, строение и назначение градусника. Уметь измерять температуру человека. Знать первые признаки простудных заболеваний. Уметь охранять свое здоровье от простудных заболеваний.


32

Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.

1

Описывать по плану строение и работу сердца.

Знать элементарные представления о строении и работе сердца, о значении крови для организма человека. Уметь определять на картинке сердце,


33

Питание человека. Профилактика пищевых отравлений.

1

Строить монологическое высказывание по схеме об употреблении продуктов в пищу.

Знать о необходимости регулярного приёма пищи, вреде однообразного, богатого углеводами питания. Уметь обрабатывать продукты перед употреблением в пищу.


34

Скоро лето! Экскурсия в парк.

1

Обобщать и систематизировать увиденное на экскурсии; соотносить результат с целью наблюдения.

Знать признаки наступающего лета: солнце греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь, сбор ягод.Различать признаки наступающего лета, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.



Материально-технического обеспечения образовательного процесса


  1. Учебный комплекс:


  1. Программа Обучения детей с тяжелым недоразвитием под редакцией И. М.Бгажнокова, М.; Владос 2011 г.
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. Подготовительный, 1-4 классы. Москва «Просвещение», 2001г.
  3. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Живой мир. Матвеева Н.Б. Котина М.С. Крутова Т.О. 3 класс-М.: Просвещение,2013


  1. Учебно - методические пособия:

  1. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Санкт-Петербург, «СОЮЗ», 2001г.
  2. Шипицына Л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб.: "Образование", 2001г.
  3. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». 1-4 класс. М.,
  4. Развитие речи. Окружающий мир. Дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками. Автор - составитель Епифанова О.В. Волгоград, 2007г.
  5. Руднянская Е.И., Сурагина С.А., Черезова Л.Б. Экскурсии в природу. Весна. Волгоград, УЧИТЕЛЬ, 2005г.
  6. Соловьева С.В. Проектирование индивидуальных образовательных программ для детей с ОВЗ. Екатеринбург, ИРРО, 2009г.
  7. Ушакова О.Д., Проверялочка, Окружающий мир. С-Пб, 2008г.
  8. Худенко Е.Д. Практическое пособие по развитию речи. Часть II. М., РУССИКО, 1994г.
  9. Шевченко С.Г. Природа и мы. Смоленск, АССОЦИАЦИЯ XXI век, 2000г.

Литература для учащихся

  1. Раскраски «Животные»
  2. Раскраски «Времена года»
  3. Раскраски «Птицы»
  4. Раскраски «Фрукты/Овощи»
  5. Раскраски «Насекомые»
  6. Раскраски «Транспорт»
  7. Рабочая тетрадь (составительская)



  1. Цифровые образовательные ресурсы:

  1. viki.rdf.ru/item/3713/download/

  2. bratella.ucoz.ru/load/2

  3. logopedist2012.ucoz.ru/publ/osobennosti_raboty_s_quot_negovorjashhim_quot_rebjonkom/1-1-0-8



© 2010-2022