- Преподавателю
- Начальные классы
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО социально-педагогическому НАПРАВЛЕНИЮ «Я – гражданин России» 1-4 КЛАССЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО социально-педагогическому НАПРАВЛЕНИЮ «Я – гражданин России» 1-4 КЛАССЫ
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Горобцова М.Ю. |
Дата | 18.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 34
«Рекомендовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Председатель МО Заместитель Директор
МОБУ СОШ №34 директора по УВР МОБУ СОШ №34
________/_________/ МОБУ СОШ №34 _________/________/
Протокол №______ _________/_________/ Приказ №________
от «___»______201 __г. «___»______201 __г от «___»______201 __г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО социально- педагогическому НАПРАВЛЕНИЮ
«Я - гражданин России»
1-4 КЛАССЫ
2014- 2015 учебный год
Составитель:
Журавлева Г.Н.
педагог дополнительного
образования
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Программа «Я - гражданин России» составлена на основе Концепции духовно- нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования». Программа «Я - гражданин России» является программой внеурочной деятельности учащихся 1-4 классов общего образования с учетом воспитательной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни. Организация работы по программе «Я - гражданин России» в 1-4-х классах рассчитан на 2 часа в неделю и предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:
- 1-я ступень - 1-й класс «Маленькие Россияне»;
- 2-я ступень - 2-й класс «Моя Малая Родина»;
- 3-я ступень - 3-й класс «Россия - Родина моя»;
- 4-я ступень - 4-й класс «Я - гражданин России».
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качество патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Программа предусматривает следующие формы организации внеурочной деятельности: Теоретические занятия:
- беседы;
- сообщения;
- встречи с интересными людьми;
- литературно-музыкальные композиции;
- просмотр и обсуждение видеоматериала;
- экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);
- поездки, походы по историческим и памятным местам.
- творческие конкурсы;
- выставки декоративно-прикладного искусства;
- коллективные творческие дела;
- соревнования;
- показательные выступления;
- праздники;
- викторины;
- интеллектуально-познавательные игры;
- трудовые дела;
- тренинги;
- наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;
- обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
- заочные путешествия;
- акции благотворительности, милосердия;
- творческие проекты, презентации;
- проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;
- сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная).
1. «Я и я» - формирование гражданского отношения к себе
Задачи:
- формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих мо- рально-волевых качеств.
- формировать уважение к членам семьи;
- воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
- формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
- сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
- сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Задачи
- воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.
- «Я и школа» - формирование гражданского отношения к школе
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
- «Я и мое Отечество» - формирование гражданского отношения к Отечеству
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-й класс
«Маленькие Россияне» (66 часов)
Общий годовой план работы составляет 66 часов, из них: теоретических - 21 час, практических-45часов. 1. «Я и я» (4 часа). Формирование гражданского отношения к себе. Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Кто что любит делать. Антиреклама вредных привычек. Диагностика. 2. «Я и семья» (12 часов). Формирование гражданского отношения к своей семье. Моя семья - моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь? Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза. Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки
- «Я и культура» (16 часов). Формирование отношения к искусству. Дары природы. Мисс осени.
- «Я и школа» (12 часов). Формирование гражданского отношения к школе. Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе.
- «Я и мое Отечество» (12 часов). Формирование гражданского отношения к Отечеству.
- «Я и планета» (14 часов). Формирование гражданского отношения к планете Земля.
Общий годовой план работы составляет 68 часа, из них: теоретических - 26 часов, практических - 42 часа.
- «Я и я» (6 часов). Формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
- «Я и семья» (10 часов). Формирование гражданского отношения к своей семье.
- «Я и культура» (12часов). Формирование отношения к искусству.
- «Я и школа» (12часов). Формирование гражданского отношения к школе.
- «Я и мое Отечество» (12 часов). Формирование гражданского отношения к Отечеству.
- «Я и планета» (16 часов). Формирование гражданского отношения к планете Земля.
Общий годовой план работы составляет 68 часов, из них: теоретических - 18 часов, практических - 50 часов.
- «Я и я» (5 часов). Формирование гражданского отношения к себе.
- «Я и семья» (16 часов). Формирование гражданского отношения к своей семье.
- «Я и культура» (10 часов). Формирование отношения к искусству.
- «Я и школа» (11 часов). Формирование гражданского отношения к школе.
- «Я и мое Отечество» (18 часов). Формирование гражданского отношения к Отечеству.
- «Я и планета» (8 часов). Формирование гражданского отношения к планете Земля.
Общий годовой план работы составляет 68 часов, из них: теоретических - 26 часов, практических - 42 часа.
- «Я и я» (9 часов). Формирование гражданского отношения к себе.
- «Я и семья» (9 часов). Формирование гражданского отношения к своей семье.
- «Я и культура» (9 часов). Формирование отношения к искусству.
- «Я и школа» (9 часов). Формирование гражданского отношения к школе.
- «Я и мое Отечество» (20 часов). Формирование гражданского отношения к Отечеству.
- «Я и планета» (12 часов). Формирование гражданского отношения к планете Земля.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1-й класс
«Маленькие Россияне» (66 часов)
№
п/п
Дата
(план)
Дата
(факт)
Наименование разделов и тем
теор.
практ.
1
01.09
01.09
Праздник первого звонка
1
2-3
05.09
08.09
05.09
08.09
Мой школьный дом. Экскурсия по школе
1
1
4-6
11.09
15.09
18.09
11.09
15.09
18.09
Моя семья - моя радость
1
2
7-8
22.09
25.09
22.09
25.09
Правила поведения в школе. Урок-игра
1
1
9-10
29.09
02.10
29.09
02.10
Экскурсия по школьному саду
1
1
11
06.10
06.10
Я, ты, мы. Игра
1
12-14
09.10
13.10
16.10
09.10
13.10
16.10
Кто что любит делать. Конкурс викторина
3
15-16
20.10
23.10
20.10
23.10
Мисс Осень
1
1
17-19
06.11
10.11
13.11
06.11
10.11
13.11
Дары природы. Конкурс поделок из природного материала
3
20-21
17.11
20.11
Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь?
2
22
24.11
Моя красивая мама. Конкурс рисунков
1
23-24
27.11
01.12
Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием
1
1
25-26
04.12
08.12
История моего города. Экскурсия в музей
1
1
27
11.12
Мой сосед по парте. Час откровенного разговора
1
28-29
15.12
18.12
Законы жизни в классе. Урок-игра
2
30-33
22.12
25.12
12.01
15.01
Откуда пришли елочные игрушки. Экскурсия
1
3
34-35
19.01
22.01
Фотографии из семейного альбома. Презентация
2
36-37
26.01
29.01
Школа вежливости. Беседа
1
1
38
02.02
Маленькая страна. Экологическая акция
1
39-41
05.02
16.02
19.02
Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков
1
2
42
26.02
Они защищают Родину. Конкурс стихов
2
43-44
02.03
05.03
Загляните в мамины глаза. Праздник
2
45-46
09.03
12.03
Планета просит помощи. Конкурс рисунков, посвященных Дню Земли
1
1
47-48
16.03
19.03
Слушаем сказки моей бабушки
2
49
02.04
Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина
1
50-51
06.04
09.04
Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен
1
1
52-53
13.04
16.04
В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу
1
1
54-55
20.04
23.04
Мои родные - защитники Родины. Фотовыставка
1
1
56-59
27.04
30.04
04.05
07.05
Маленькие герои большой войны. Урок Мужества
2
2
60-62
11.05
14.05
18.05
Десант чистоты и порядка
4
63-64
21.05
25.05
Самый красивый школьный двор. Акция
2
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ценностные установки и планируемые результаты Ценностные установки:
- любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям;
- долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
- родная земля, заповедная природа, планета Земля;
- красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
В результате реализации программы ожидается:
- развитие творческих способностей;
- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
- порядочный;
- самодисциплинированный;
- уверенный;
- терпимый (толерантный);
- самостоятельный;
- ответственный;
- целеустремленный (особенно к знаниям);
- внимательный к сверстникам;
- аккуратный;
- уважительный;
- любящий;
- интеллектуальный;
- здоровый;
- общительный;
- любознательный;
- сопереживающий;
- воспитанный;
- трудолюбивый;
- открытый;
- активный;
Критерии оценки знаний, умений и навыков.
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Ресурсы и условия реализации программы: 1.Антошин М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе М.: Айрис-пресс, 2003 г. 2.Баранова И В. Нравственные ценности. М.: Генезис, 2004 г. Бродовска З.В. В стране экологических загадок. Новосибирск, 2003 г.
- Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива. М.: Новое педагогическое мышление, 1989.-221 с.
- Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Вестник образования. - 2009. - №17. - 9-13 с.
- Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. М.: Вако, 2007 г.
- Концепция патриотического воспитания граждан РФ // Воспитание школьников. - 2005. - №1.
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. М.: Просвещение, 2009. - 35 с.
- Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990 г.
- Кувашова И Г. Праздники в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2001 г.
- Лизинский В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания // Научно- методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. - 40 с.
- Молодова Л.М. Экологические праздники для детей. Минск: Асар, 1999г.
- О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Воспитание школьников. - 2009. - №8 - 10-16 с.
- Павленко Г.В. Ваши любимые песни. - Смоленск: Русич, 1996 г.
- Перекатьева О.В. Сценарии школьных праздников- Ростов-на-Дону, 2001г.
- Богданова Е.В., Кондукова Н.В., Хребтова Е В Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования - Белово: -2010. - 48-49с.
- Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, -2010. - 191, 204 с.