Развиваем дар слова (1 класс) Русский язык

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю

директор МБОУ СОШ № 22

им. Г.Ф.Пономарева

___________Г. Н. Чуйкова

"____" __________2014г.

Рабочая программа

"Развиваем дар слова"

(платные дополнительные образовательные услуги)

(наименование предмета)

на 2014-2015 учебный год

для 1 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №22 имени Геннадия Федотовича Пономарева


Ф.И.О учителя

Мосурова Татьяна Николаевна

по учебному плану в год 128 часов, в неделю 4 часа


Планирование составлено на основе учебников: Волина В. В. «Занимательное азбуковедение». М.: Просвещение,2012 г., Волина В. В. «Русский язык. Учимся играя». Екатеринбург ТОО. Издательство "АРГО", 2012 г., Волина В. В. «Русский язык в рассказах, сказках, стихах». Москва "АСТ", 2012 г.

(автор, название, год издания, издательство, кем рекомендован)


Рассмотрено Согласовано

на заседании МО зам.директора по УВР

протокол №___ ______ Т.Н.Мосурова

от "___" _____2014 г. "____"_______2014 г.

Сургут

2014г.

I. Пояснительная записка Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его "тайны". В этом случае на помощь приходит факультативный курс "Развиваем дар слова", являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по "Развиваем дар слова". В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть "волшебство знакомых слов"; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к курсу "Развиваем дар слова" должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях "Развиваем дар слова" следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс "Развиваем дар слова" позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи. Содержание и методы обучения "Развиваем дар слова" содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке. II. Цель и задачи курса. Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку. Задачи курса: Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
  • развивать смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

III. Особенности программы «Занимательная грамматика» Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

IV. Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части:
  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

V. Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

V. Планируемые результаты.

1-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

VII. Содержание программы. Тематическое планирование.

1-й класс «Развиваем дар слова»

Тема занятия

Количество часов

Дата

1

В мире безмолвия и неведомых звуков.

1

2

В страну слов. Первые встречи.

1

3-4

К тайнам волшебных слов.

2

5-6

Выбор друзей в Стране Слов

2

7

К несметным сокровищам Страны Слов.

1

8-9

Чудесные превращения слов.

2

10-11

В гости к Алфавиту.

2

12-13

К тайнам звуков и букв.

2

14

Встреча с Радугой.

1

15

В Страну Говорящих Скал.

1

16-17

В глубь веков на Машине времени.

2

18

В Королевстве ошибок.

1

19

В Страну Слогов.

1

20

Неожиданная остановка в пути.

1

21

В удивительном городе Неслове.

1

22-23

Чудеса в Стране Слов.

2

24

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

1

25-26

На карнавале слов.

2

27

В Театре близнецов.

1

28

Конкурс знающих.

1

29

Новое представление.

1

30

Необычный урок.

1

31

Следопыты развлекают гостей.

1

32

В Клубе весёлых человечков.

1

33-34

К словам - родственникам. Почему их так назвали?

2

35

Экскурсия в прошлое.

1

36

Полёт в будущее.

1

37

Как обходились без письма?

1

38

Древние письмена.

1

39

Как возникла наша письменность?

1

40-41

Меня зовут Фонема.

2

42-43

Для всех ли фонем есть буквы?

2

44

«Ошибкоопасные» места

1

45

Тайны фонемы

1

46-47

Опасные согласные

2

48

На сцене гласные

1

49

«Фонемы повелевают буквами»

1

50

Когда ь пишется, а когда не пишется?

1

51

Ваши старые знакомые

1

52-53

Правила о непроизносимых согласных

2

54-55

Волшебное средство - «самоинструкция»

2

56

Строительная работа морфем

1

57-58

Где же хранятся слова?

2

59-60

Поговорим о всех приставках сразу

2

61-62

Слова - «родственники»

2

63-64

«Не лезьте за словом в карман!»

2

65

Сказочное царство слов .

1

66-67

Путешествие в страну Слов.

2

68-69

Чудесные превращения слов.

2

70-71

В гостях у слов - родственников.

2

72-73

Добрые слова.

2

74

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

75-76

Новые слова в русском языке.

2

77

Встреча с зарубежными друзьями.

1

78-79

Синонимы в русском языке.

2

80

Слова- антонимы.

1

81

Слова- омонимы.

1

82-83

Крылатые слова.

2

84-85

В королевстве ошибок.

2

86-87

В стране Сочинителей.

2

88-89

Искусство красноречия.

2

90

Праздник творчества и игры.

1

91-92

Трудные слова.

2

93-94

Анаграммы и метаграммы.

2

95-96

Шарады и логогрифы.

2

97

Откуда пришли наши имена.

1

98

Занимательное слообразование.

1

100

КВН по русскому языку.

1

101 Что такое фонография или звукозапись? 1

102-103 Звуки не буквы! 2

104 Звучащая строка. 1

105 Банты и шарфы. 1

106 Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. 1

107 Имена вещей. 1

108 В царстве смыслов много дорог. 1

109 Как и почему появляются новые слова? 1

110 Многозначность слова. 1

111 «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. 1

112 Об одном и том же - разными словами. 1

113 Как возникают названия. 1

114 Фразеологические обороты. 1

115 Словари «чужих» слов. 1

116 Капитан и капуста. 1

117 «Он весь свободы торжество». 1

118 Мы говорим его стихами. 1

119 Слова, придуманные писателями. 1

120 Слова уходящие и слова - новички. 1

121 Словарь языка Пушкина. 1

122 Паронимы, или «ошибкоопасные слова». 1

123 Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». 1

124 Какой словарь поможет избежать ошибок? 1

125 Словарь- грамотей. 1

126 Какие бывают имена? 1

127 Древнерусские имена. 1

128 Итоговое занятие 1
Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные слова. Антонимы, многозначные слова. Системные связи слов.

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги. Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам учителя. Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.












СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство "АРГО", 1996
  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва "АСТ", 1996 г.
  5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва "Просвещение", 1991 г.
  6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ "БАО", 1997 г.
  7. Журналы: "Начальная школа", "Веселые картинки", "Мурзилка".
  8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва "Просвещение", 1991 г.
  9. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва "ВЛАДОС", 2003 г.
  10. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
  11. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство "Сам Вен", 1997 г.
  12. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва "Просвещение", 1991 г
  13. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва "Просвещение", 1991 г.
  14. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
  15. Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.



© 2010-2022