- Преподавателю
- Начальные классы
- Литературное чтение Тема: В. Бианки «Синичкин календарь»
Литературное чтение Тема: В. Бианки «Синичкин календарь»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Короневская Н.Н. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Класс. 3-А
Урок. Чтение
Тема: В. Бианки «Синичкин календарь»
Цель: познакомить учащихся с рассказом В. Бианки; закрепить умения работать с текстом, развивать навык выразительного чтения, осознанного чтения, умение выражать свои мысли, развивать связную речь; обогащать словарный запас; воспитывать бережное и чуткое отношение к природе.
Оборудование: мультимедийная доска, карточки.
Ход урока:
-
Организация класса
Громко прозвенел звонок
Начинаем мы урок
На уроке не зевать
А работать и читать
-
Мотивация учебной деятельности:
1.Загадка
Кто знает верную примету
Высоко солнце, значит лето.
А если холод, снег и тьма.
И солнце низко, то …..
2.Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года»
- О зиме много сложено стихов , написано картин, а вот композитор П. И. Чайковский попытался передать особенности этого времени года в музыке. Послушайте, как кружат в воздухе снежинки и тихо опускаются на землю.
3.Ассоциативный куст
-А с чем у вас ассоциируется зима?
-
- Итак, мы нарисовали свои снежинки. У каждого из нас есть свое, запоминающееся представление о зиме, мы их собрали воедино, и у нас получилась зима яркая, блестящая, приносящая радость.
-
-Зима приходит не сразу, а постепенно, по своим законам. По - разному встречают зиму и птицы. Большинство из них собираются в стаи и улетают в теплые края. А некоторые птицы остаются у нас зимовать.
-Каких зимующих птиц родного края вы знаете?
-Всех этих птиц можно встретить не только за окнами домов, но и на страницах книг известного детского писателя В. Бианки. -
А что вы можете сказать об авторе?
-
Он с детства полюбил природу, много путешествовал и в своих произведениях он передает молодому читателю всю красоту окружающего мира.
-
Сообщение темы урока
- И сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой В. Бианки; будем читать ее по ролям, совершенствовать технику ..Вы должны учиться выразительно читать, правильно строить предложения. В конце урока вы можете заработать наивысший бал за активную работу на уроке. А чтобы успешно справиться с поставленными целями и задачами урока нам необходимо провести подготовительную работу по чтению.
-
Слоговички
-
Изучение нового материала.
- Вы слышите (звуки пения птицы), поет птичка. Эту любознательную синичку зовут Зинька. Ее пение созвучно с именем. Именно она будет являться одной из главных героев сказки «Синичкин календарь».
1.Метод «Помощь»
- Что вы знаете о синичке?
- Мне бы хотелось расширить знание об этой птице. Я предлагаю вам послушать сообщение о синице.
Синица - птица оседлая. Встречается в лиственных лесах, парках и садах.
Длина ее тела -14 см Питается лесными и садовыми насекомыми- вредителями и их личинками, семенами растений. Черный цвет головы и шеи, зеленовато- голубоватая спинка и желтая расцветка брюшка и груди - самые характерные признаки этого вида синиц.
Очень плодовита - в кладке 18-20 яиц. Своих птенцов выводит, когда еще холодно, потому гнезда делает очень теплыми, а впервые дни подолгу обогревает малышей, почти не покидая гнезда. Корм приносит самец. Потом малышей кормят оба родителя, прилетая к гнезду до 400 раз в день. Кочуют небольшими стайками.
Зимой часть птиц прилетают к жилью человека. Здесь легче прокормиться. Из десяти синиц до весны доживают одна-две. Гибнут птицы не от холода, а от голод.
- Какая информация была вам знакома?
- Что нового узнали ?
- А что вы делаете для того чтобы помочь птицам не погибнуть от голода зимой?
2.Словарная работа.
- Для того чтобы вы хорошо поняли содержание прочитанного, я предлагаю объяснить вам значение некоторых слов.
Посчастливилось - повезло.
Перина - мягкая подстилка.
Больно мудрено - непонятно, очень сложно.
3.Метод «Нарушение последовательности» (предположить расположение фраз из сказки в нужной последовательности)
- Я предлагаю прочитать 6 фраз, которые я выбрала из сказки.
- Зинька была молоденькой синичкой и своего гнезда у нее не было.
- … в первый раз Зинька заснула в тепле …
- … утром Зиньку разбудил крик воробьев.
- Ведь сегодня новый год.
- Сегодня первый день января.
- Где же сразу столько запомнить!
4.Чтение сказки учащимся (слушание в мр3 записи)рассказа Синичкин календарь Январь
- Автор будет читать текст, а вы внимательно слушайте и проверяйте, последовательно ли эти фразы размещены на доске.
5.Деление текста на части в соответствии с планом.
- Я эту сказку разделила на 3 части и составила план. Предлагаю вам прочитать сказку, самостоятельно разделить ее в соответствии с планом.
План
-
Зиньке посчастливилось найти гнездо.
-
Зуньку разбудил шум в доме.
-
Зиньку разбудил веселый звонкий крик воробьев
VI.ФИЗМИНУТКА
6.Метод взаимных вопросов (чтение сказки по частям)
-
1-я часть (дети читают вместе с учителем вслух и задают вопросы учителю.)
-
2-я часть (работа в парах по вариантам)
-
3-я часть (чтение по ролям, учитель задает вопросы)
-
Кто разбудил Зиньку утром?
-
Чему радовались люди и птицы?
-
Почему воробьи назвали синичку желторотой?
-
Прочитайте слова из текста, которые подтверждают, что Зинька была любознательной.
-
Как птички объясняли синичке что такое календарь?
-
7.Восстановить поговорки .
- Необходимо восстановить поговорки. Для этого необходимо вспомнить зимние месяцы.
... год кончает, а зиму начинает.
... года начало, а зимы середина
- Как воробьи называют декабрь? Почему?
- Почему синичка сразу не смогла запомнить все месяцы?
8.Выборочное чтение (совершенствование выразительности чтения)
- К нам на урок пришли два человека и каждый со своим настроением.
- Какой отрывок из рассказа мог бы прочитать этот человек?
-
Обобщение знаний
1.Синквейн
-Давайте на мгновение станем поэтами.
Выразить свое отношение к главному герою в синквейне.
Шустрые синички,
Птички-невелички,
Прилетают в города
На зиму, где есть еда.
А весеннею порой
Улетают в лес родной.
Весёлая синица
Морозов не боится.
Даже в минус двадцать пять
Любит песни распевать!
9.Тест
1Что разбудило синичку утром?
а. яркий свет
б. сильный шум
в. крик воробьев
2. Как зовут синичку в сказке «Синичкин календарь»?
а. Зинка
б. Сонька
в. Зинька
3. Что увидела синичка, в светящемся окне?
а. стайку воробьев
б. елку
4. Что разбудило синичку ночью, когда она сладко спала
в воробьином гнезде?
а. пение птиц
б. смех детей
в. сильный шум
5. Когда Зиньке посчастливилось найти свободное воробьиное гнездо?
а. среди зимы
б. осенью
в. в ноябре
6. Что пообещала Зинька старому воробью?
а. прилетать каждый месяц к старому воробью
б. летать по садам и полям
в. громко петь
7. Чему радовались люди и птицы?
а. первому снегу приходу Нового года
б. приходу весны
в. приходу Нового года
Работа с пословицами
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Не велика синичка, а тоже птичка.
Мала синичка, да коготок востёр.
Хоть тресни синица, а не быть журавлём.
-
Итог урока
Что нового узнали на уроке?
-
Чему научились на уроке?
-
Можно ли сказку «Синичкин календарь» назвать зимней и почему?
-
Комментирование оценок.
-
Домашнее задание.
Прочитать рассказ, нарисовать рисунок к рассказу ( создать образ февраля), найти народные приметы, загадки, пословицы и поговорки о феврале.
10.Рефлексия.
На ваших столах лежат снежинки. Если вам все понятно и понравился урок, то выберите снежинку голубого цвета. А если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите снежинку красного цвета . (Размещение на доске снежинки). Наша снежинка готова , если остались какие-то вопросы, мы их разрешим на следующем уроке.
Закончить урок я хотела бы словами из песни
« У природы нет плохой погоды,
Каждая погода - благодать.
Снег ли, дождь - любое время года…
Надо благодарно принимать…»
- Спасибо всем за урок.
Карточка личных достижений учащегося на уроке
______________________________ Ф И
№
Вид работы
бал
Мой бал
1
Игра «Шифровальщики»
1б.
2
Прослушивание сказки «Январь»
Метод «Нарушение
последовательности»
1б.
3
Деление текста на части
Работа в парах
(постановка вопроса, ответ)
Самостоятельное чтение сказки
1б.
4
Чтение по ролям
1б
5
Рабата в группах
1б.
Общий бал
5 б.