Монастыри Смоленщины. Работа Титовой Маргариты

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Монастыри Смоленщины. Работа Титовой Маргариты.Работа Титовой Маргариты

ученицы 4 «А» класса

Холмовской муниципальной средней

общеобразовательной школы

п.г.т.Холм-Жирковский

Смоленской области

МОНАСТЫРИ



СМОЛЕНЩИНЫ

Монастыри Смоленщины. Работа Титовой Маргариты.



Смоленщина - особая земля. Она многократно несла на себе обязанность и честь быть православным воином в защите земли русской от духовного, военного и политического влияния западных соседей. Монастыри как оборонительные сооружения и духовные крепости известны здесь с первых веков христианства на Руси.

В начале ХХ века в Смоленской губернии было десять мужских монастырей и десять женских.
В начале ХХI века в Смоленской области действуют три мужских монастыря и четыре женских.
Монастыри Смоленщины. Работа Титовой Маргариты.Болдин Троицкий мужской монастырь Монастырь расположен на берегу речки Болдинки, в 6-ти км. от Днепра и 18 км. от города Дорогобужа, на Старой Смоленской дороге. Мужской монастырь, основанный в 1530 преподобным Герасимом Болдинским. Монастырь находился на старой Смоленской дороге, основном торговом пути, связывавшем Московское государство с западными и северо-западными странами Европы. Со дня своего основания и до начала семнадцатого века монастырь быстро развивался: строились храмы, собиралась братия. Во 2-й половине XVI в. многолюдный и богатый монастырь, в котором велось каменное строительство. В 1611 г. монастырь был захвачен поляками и в нем разместился католический орден иезуитов, во владении которых он находился до 1655 г. С 1656 г. монастырь вновь освящается как православный, но долгое время оставался небогатым. Ограда с башнями выстроена в 1770-х, кельи XIX в.. Закрыт в 1920, церкви закрыты в 1931 (по другим данным в 1929). В 1920-1929 в монастыре действовал филиал дорогобужского музея. В марте 1943 большинство построек взорвано немцами, руины частично разобраны. Реставрационные работы начаты в 1964. В 1987 восстановлена шестигранная колокольня конца XVI в., взорванная в 1943. В 1990 г. сюда пришли первые насельники. На развалинах древней святыни, после семидесятилетнего забвения, вновь зазвучала молитва. В 1991 г. монастырь был возвращен Русской Православной Церкви.Монастыри Смоленщины. Работа Титовой Маргариты. Ежегодно в стенах монастыря 14 мая, в день памяти преподобного Герасима, проводится епархиальный праздник.

  • Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь
Монастырь находится в самом городе Смоленске, в восточной его стороне, близ древней крепостной стены. Основание монастыря относится к первой трети ХIII в. и связано с именем великого подвижника земли Смоленской Преподобного Авраамия Смоленского. Монастыри Смоленщины. Работа Титовой Маргариты.Вот уже почти 800 лет стоит Авраамиев монастырь, переживая времена лихолетий вместе со своей Отчизной: в 1610 г. - обитель разорили поляки; до 1634 г. - находилась в распоряжении католического ордена доминиканцев; в 1634 г. - упразднена; в 1658 г. - возобновлена как православная; в 1812 г. - разорена французами. Вначале ХХ века монастырь относился к первоклассным. В обители было два храма с пятью престолами. Главной святыней монастыря были мощи преподобного Авраамия Смоленского. При монастыре находилось духовное училище, больница, работал свечной завод. Управлял монастырем архимандрит, проживали более пятидесяти насельников. После закрытия монастыря в 1922 г. в нем находились различные государственные учреждения. К началу ХХI века из монастырских построек сохранились игуменский дом и братские корпуса, соборный храм Преображения Господня; колокольня. В 2000 г. решением Священного Синода Смоленский Спасо-Авраамиев монастырь был открыт. К настоящему времени ему передана колокольня, под которой устроена временная церковь. В 2009 году монастырю передан Преображенский собор. В связи с отсутствием жилых помещений братия состоит из нескольких насельников.
Монастыри Смоленщины. Работа Титовой Маргариты.Троицкий мужской монастырьМонастыри Смоленщины. Работа Титовой Маргариты.

Свято-Троицкий мужской монастырь находится в историческом центре Смоленска, к югу от Соборной горы. Время основания обители неизвестно. Связано это в первую очередь с историей самого города. Будучи одним из древнейших городов Руси город постоянно подвергался «нашествиям иноплеменных» и с востока и с запада. С середины ХIII века до 1514 г. Смоленск входил в состав Литовского княжества. О Троицком монастыре Смоленска в это время есть упоминание в грамоте короля польского и великого князя литовского Александра (1506 г.). Почти сто лет с 1514 до 1611 года Смоленск входил в состав Московской Руси. Затем последовали 43 года польско-литовского католическо-униатского владычества. Наконец, в 1654 г. Смоленск навсегда возвратился в состав Русского государства. О Троицком Смоленском монастыре известно, что во время польско-литовского правления в семнадцатом веке он принадлежал католическому монашескому ордену доминиканцев.Известий о строительстве католических монастырей в Смоленске в первой половине семнадцатого века нет. Поэтому с большой вероятностью можно предположить, что монастырь основан в шестнадцатом веке или ранее, когда Смоленск был православным городом. В 1669 г. Троицкий монастырь был заново освящен как православный и до 1740 г. становится местом пребывания смоленских архиереев. В 1672-1675 гг., по инициативе смоленского митрополита Варсанофия, вместо деревянного Троицкого собора воздвигается каменный одноэтажный собор. Строительство велось предположительно московскими зодчими. Петр I посетивший Смоленск в 1709 г. приказал проложить новую улицу от Днепра на юг, более пологую, чем бывшую ранее. В результате двор Троицкого монастыря был разделен на две части: Троицкий собор и монастырские постройки на восточной стороне улицы , а колокольня на западной. В конце этого же века монастырь был обнесен каменной стеной, частично перестроенной в девятнадцатом веке.
В начале ХХ века монастырь считался третьеклассным, не общежительным. Число монашествующих было небольшим.
Закрыт монастырь был вскоре после октябрьского переворота. В апреле 1929 г. Главнаука, на учете которой стояли храмы, приняла решение об изъятии колоколов. 19 февраля 1930 г. было произведено снятие колоколов с храмов и колоколен Смоленска. В Троицком монастыре было снято семь колоколов общим весом 4706 кг. Этим закончилось духовное служение Троицкого монастыря городу и всей Смоленской земле. В течение последующих лет здесь находились различные государственные учреждения. До настоящего времени из монастырского комплекса сохранились: Троицкий собор, Аннозачатиевская церковь, колокольня, часть монастырской стены. До 2009 года в этих помещениях размещалась администрация Смоленского государственного исторического и архитектурно-художественного музея-заповедника и музей «Смоленский лен». В 2009 году часть исторических построек передана Свято-Троицкому женскому монастырю.

Монастыри Смоленщины. Работа Титовой Маргариты.
  • Спасо-Преображенский Рославльский мужской монастырь

Рославльский Спасо-Преображенский монастырь, расположен в г. Рославле на левом берегу небольшой речки Становки. Год основания монастыря точно не известен, некоторые авторы относят его к 1560 г.В 1611 г. монастырь был полностью разграблен войсками Сигизмунда III. В 1634 г. монастырь стал восстанавливаться. Была построена деревянная церковь в честь Преображения Господня. В 1764 г. монастырь был отнесен к разряду заштатных и стал приходить в упадок. К концу ХVIII века обитель была упразднена. К этому времени относится уникальное явление в духовной жизни России - пустынножительство в Рославльских и брянских лесах. Возобновлена Спасская обитель была в 1864 г. Ко времени открытия в монастыре уже действовал Спасо-Преображенский собор, построенный в 1819 г., братские келии, игуменский дом. Все постройки были каменные. В 1872 г. в монастыре был освящен храм в честь Александра Невского. В начале ХХ века монастырь был третьеклассным, управлялся игуменом, число братии около двадцати. Закрыт монастырь в 1929 г. В монастырских постройках разместился музей, в соборе - зернохранилище. В 1942 г. Спасо-Преображенский собор был открыт как приходской храм. Решением Священного Синода в конце 1996 г. Спасо-Преображенский монастырь был открыт. В течение нескольких лет монастырь приобрел вид, соответствующий православной обители: отреставрированы храмы, обустроены братские корпуса, приведена в порядок территория. Создана прекрасная библиотека, оборудован актовый зал и классы для занятий воскресной школы. Со дня открытия монастыря при нем действует православная гимназия. Монастыри Смоленщины. Работа Титовой Маргариты. Предтеченский Вяземский женский монастырь Основан преподобным Герасимом Болдинским в 1535 г. За несколько лет вокруг собралось много братии. Они строили келии рядом и оставались в послушании у преподобного Герасима. В начале 1542 г. преподобный Герасим отправился в Москву, где испросил благословения и грамоты на устроение церкви и основание обители. Возвратившись в Вязьму, преподобный Герасим немедленно приступил к возведению деревянного храма в честь Предтечи, Крестителя Господня, Иоанна. Уже в 1542 г. трудами монастырской братии и некоторых боголюбивых окрестных поселян был возведен и освящен храм. С тех пор обитель по имени главного престола называется Предтечевой, а по городу Вяземской. Располагался монастырь поблизости от Старой Смоленской дороги. Монастыри Смоленщины. Работа Титовой Маргариты. На протяжении столетий монастырь посещали известные государственные и церковные деятели России: 1566г. - царь Иоанн IV Васильевич Грозный, 1598 г. - царь Борис Феодорович Годунов, 1619 г. - митрополит Ростовский и Ярославский Филарет (будущий патриарх); 1654 г., 1655 г., 1656 г., 1657 г. - царь Алексей Михайлович; 1656 г. - святейший патриарх Никон; 1663-1684 гг. святитель Питирим Тамбовский; 1800-1803гг. - преподобный Макарий Алтайский (учился в духовном училище); 1918 г. - священномученик Макарий (Гневушев), 1993 г. - Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1739 г. при монастыре была учреждена Крутицкая семинария, переведенная в 1744 г. в Москву в Покровский монастырь (до 1764 г. Вязьма со всем ее округом входила в состав Крутицкой епархии). С 1745 г. при монастыре было устроено училище для детей духовенства, просуществовавшее до 1918 года. С 1665 по 1742 гг. монастырь имел подворье в Москве в приходе церкви Космы и Дамиана на Покровке. Монастырь был разорен в 1812 г., восстановление шло более тридцати лет. В начале ХХ века в обители дейсткаменных храма. Были настоятельские и братские каменныекельи,двухэтажныйгостиничный корпус, монастырь был обнесен каменной стеной. Обитель относилась ко второклассным, не общежительным, число братии около десяти. В 1912 г. в монастыре проведены исследования известным русским архитектором-реставратором П.Д.Барановским, материалы которых легли в основу реставрационных работ 1970-1980 гг. Решением исполкома горсовета в августе 1929 храмы монастыря отобраны у верующих, оставшиеся монахи выселены или арестованы, имущество разграблено. Впоследствии в монастыре размещалась спичечная фабрика, цеха общества слепых, пивоваренный завод.
К 1989 г. в монастыре были отреставрированы фасады храмов Одигитрии и Вознесения, частично восстановлена монастырская стена и гостевой корпус. В конце 1980-х годов вязьмичи неоднократно обращались к церковным и светским властям всех уровней с просьбой открыть мужской монастырь на историческом месте. Были собраны тысячи подписей жителей города. В июне 1990 года решением Священного Синода Вяземский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь был открытМонастыри Смоленщины. Работа Титовой Маргариты. Со дня открытия братия стала заниматься издательской и просветительской деятельностью. В 1994 г. при монастыре был создан Центр духовного просвещения, проводилась большая работа со школьниками близлежащих школ и прихожанами. В 1995 г. монастырь был преобразован в женский. В настоящее время в монастыре двенадцать насельниц. Ежедневно совершается Божественная Литургия.
  • Вознесенский женский монастырь

Смоленский Вознесенский девичий монастырь - историческое название, Спасо-Вознесенский женский монастырь - современное название, находится в самом городе, на Вознесенской горе. Обитель основана повелением Великого князя Московского Василия III в 1515 году. С 1610 по 1660 гг. в ней размещался монастырь ордена иезуитов. В 1665 г. вновь освящена как православная и преобразована в женский монастырь. В 1692 г. началось строительство каменного соборного Вознесенского храма. В 1704 г. соборный, в два этажа храм был освящен: верхняя церковь в честь Вознесения Господня, нижняя - во имя Сергия Радонежского. Во второй половине ХVIII в. с севера к соборному храму пристраивается церковь в честь великомученицы Екатерины. До 1764 г. обитель была общежительной. В 1812 г. обитель была разорена французами, но в течение года восстановлена. В 1830 г. в восточной стене усердием инокинь, княжен Ширинских-Шихматовых, строится церковь во имя Ахтырской иконы Божией Матери. В 1840 г. стараниями игумении Олимпиады (Лекс), монастырь становится общежительным. В монастыре в 1851 г. начинала свою монашескую жизнь преподобная Рахиль Бородинская.
В начале ХХ века монастырь относился к разряду третьеклассных общежительных, в нем несли послушание сто две насельницы (26 монахинь и 76 послушниц). С 1851 г. при монастыре действовало женское духовное училище. Закрыта обитель в 1929 году.
До недавнего времени в сохранившихся зданиях монастыря размещался выставочный зал - в Вознесенском соборе, центр по охране памятников - в храме Ахтырской Божией Матери. В 2004 г. решением Священного синода открыт Спасо-Вознесенский женский монастырь. В 2006 г. монастырю передана церковь великомученицы Екатерины исторического Вознесенского монастыря. В 2009 году монастырю передан второй этаж Вознесенского собора и храм Ахтырской Божией Матери.Монастыри Смоленщины. Работа Титовой Маргариты.
  • Аркадиев Вяземский женский монастырь

Открыт 1 октября (с.ст.) 1832 г., на базе общины сестер упраздненного в 1779 г. Вяземского Ильинского девичьего монастыря. В 1780 г. сестрам общины было разрешено поселиться у древнего храма Всемилостевейшего Спаса, приписанного к Троицкому собору. Место расположения храма было очень живописным, на высоком холме над рекой Вязьмой. По преданию, здесь совершал свои молитвенные подвиги преподобный Аркадий Вяземский (ХI век), а впоследствии находился нижний Спасский монастырь.Монастыри Смоленщины. Работа Титовой Маргариты. Основательницей общины была Наталья Павловна Кириллова, прожившая первую треть своей жизни в Ильинском монастыре, а затем посвятившая 68 лет жизни становлению Аркадиевского монастыря, став его первой настоятельницей. В 1833 г., в возрасте девяносто двух лет она была пострижена в монашество с именем Нимфодора и назначена настоятельницей монастыря, которым управляла до 1847 года. Умерла Матушка Нимфодора на сто девятом году жизни. По смерти первой настоятельницы в обитель была назначена игуменией казначея Вознесенского Смоленского монастыря монахиня Августа из рода князей Ширинских-Шихматовых, родственница иеромонаха Аникиты, построившего храм во имя святителя Митрофана Воронежского в Ильинском скиту на Святой горе Афон. Игумения Августа пожертвовала все свое имение на строительство монастыря. При ней был расширен соборный храм, к которому с севера были пристроен двухэтажный придел с престолами во имя Покрова Пресвятой Богородицы и иконы Ахтырской Божией Матери. Монастырь был обнесен каменной стеной. Игумения Августа организовала при монастыре училище для девочек.
На начало ХХ века в Аркадиевском монастыре несли послушание более ста восьмидесяти насельниц (19 монахинь и 62 послушницы). Обитель относилась к разряду не штатных, общежительных. Сестры преподавали в монастырской школе, занимались рукоделием (вышивкой), огородничеством, садоводством - при монастыре был замечательный розовый сад. Монастырь закрыт в 1918 г., шести престольный Спасский храм закрыт в 1929 г.
В начале ХХI века из монастырских построек остались храм Всемилостевейшего Спаса, в котором находится городская библиотека, здание богадельни, в котором размещается литературный салон, хозяйственный корпус с просфорней и погребами, принадлежащий в настоящее время частным лицам. Частично сохранилась монастырская стена со Святыми вратами и одна из башен ограды.

  • Дмитриевский Дорогобужский женский монастырь

Монастыри Смоленщины. Работа Титовой Маргариты.
Исторических сведений и существовании этого монастыря нет. По преданию мужской монастырь в честь великомученика Димитрия Солунского существовал на этом месте в XII-XVI веках. В 1703 г. на высоком холме, называемом Дмитровский вал, началось строительство каменного трех престольного храма во имя Святого Духа, с приделами в честь Рождества Богородицы и Димитрия Солунского на месте ранее существовавшей Дмитриевской церкви.
В 1998 году на территории бывшей городской больницы в перестроенном храме и деревянном корпусе по благословению митрополита Кирилла создана женская община из 9-ти сестер, переехавших из Никольского прихода г. Сургута, Тобольской и Тюменской епархии. Открытие Димитриевского женского монастыря в октябре 1998 года благословил Священный Синод Русской Православной Церкви. В 1998-2000 годах проводились работы по реставрации храма, ремонту переданных корпусов и благоустройству территории. В настоящее время в монастыре четырнадцать насельниц.
© 2010-2022