Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Из истории азбуки»

Внеклассное занятие по русскому языку во 2 классе

Цель: познакомить учеников с историей русской графики.

Задачи:

  1. Познакомить с буквами русской азбуки; дать представление о составителях славянской азбуки; дать представление о школах в Древней Руси.

  2. Обогащать словарный запас детей, развивать речь, мышление.

  3. Воспитывать интерес к родному языку, истории Родины.

Оборудование: компьютер, фонограмма песни «Азбука- песня» (сл. Б. Заходер, муз. И. Ярмак), декорации для инсценировки.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Звучит фонограмма песни.

-Ребята, вы узнали песню? Давайте споём её вместе. О чём эта песня?

  1. Сообщение темы занятия.

-Сегодня мы будем говорить об азбуке. Узнаем, откуда она к нам пришла, кто её составил. Для этого отправимся в Древнюю Русь.

  1. Основная часть.

-Давным- давно, когда княжил в Киеве князь Владимир, по прозванию Красное Солнышко, жил там мальчишка по имени Ждан, сын замочника Святогора. Однажды вечером отец рассказал Ждану, что видел в городе одетых в чёрное христиан- монахов. У них были книги. Листы этих книг из тонко выделанной кожи- пергамента. На листах- значки. Смотрит монах на них и говорит складно: читает. И всё по- нашему, по-славянски. «Читает,- запало в душу Ждана. - Где бы взять такую книгу?».

Инсценировка.

-Однажды Ждан пришёл в небольшую церковь. Мальчику пришлось зажмуриться от блеска золотых окладов и света восковых свечей. Но самое главное- в глубине стоял монах и читал на славянском языке.

Перетерпев страх, Ждан подошёл прямо к нему. Читавший, совсем ещё не старый человек, оглянулся на мальчика в рубашке с косым воротом.

-Чего ты хочешь, мальчик?

- Научиться читать.

- Добро,- ответил монах.

Монах отвёл мальчика в комнату и написал ему алфавит на кусочке пергамента.

- Это кириллица, славянская азбука. Так её называют в честь Кирилла, ученейшего мужа из города Солуни. Кириллу и его брату Мефодию мы обязаны этой премудростью.

Беседа с детьми.

- Ребята, кому из вас известны имена Кирилла и Мефодия? Что вы о них знаете?

- Памятник этим людям есть и в нашем городе. Где он находится?

- Каждый год в мае, в День славянской письменности, школьники и студенты собираются у этого памятника.

- Давайте сравним нашу азбуку с той, которую учил Ждан. Что заметили? (во время ответов называть незнакомые буквы)

- Посмотрите, ребята, нет знакомых нам букв Ё, Й, зато для звука

[И ] целых три буквы: иже, i и ещё ижица. А ещё вы видите странные юсы.

- Мы уже знаем, что их придумал Кирилл. Что же, он взял греческую азбуку и просто изменил внешний вид букв?

- Всё было не так просто. Не было в греческой азбуке ни Ц, ни Ч, не было Ш, Щ, Ж, Ю, Я. Грекам они были не нужны, но славяне без них не могли обходиться. Вот в этом и состоит главная заслуга Кирилла- он разобрался, какие именно буквы нужны языку славян, а значит, и нашему с вами.

- Заскрипели гусиными перьями писцы, начали, склонившись над пергаментом, выводить одну букву за другой. Поначалу писали медленно, потом буквы стали соединять друг с другом. Так возникла скоропись, т.е. «письменные» буквы. На следующем занятии мы узнаем о первых печатных книгах, первых азбуках.

- Но давайте вернёмся к мальчику Ждану и поможем ему осваивать буквы. Для этого мы выведем буквы славянского алфавита. Выбирайте любую букву.

4. Итог.

- Давайте посмотрим, что у вас получилось. Я буду показывать букву, а ваша задача- вспомнить её название.

- Что нового узнали на занятии?

- Что сможете рассказать дома?

- Для следующего занятия попробуйте найти сведения о первых букварях.

Литература:

Журнал «Библиотека»- 1993.-№10, 1992.- №3

Журнал «Трамвай»- 1991.- №11


© 2010-2022