- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку
Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Марьина М.Г. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Из истории азбуки»
Внеклассное занятие по русскому языку во 2 классе
Цель: познакомить учеников с историей русской графики.
Задачи:
-
Познакомить с буквами русской азбуки; дать представление о составителях славянской азбуки; дать представление о школах в Древней Руси.
-
Обогащать словарный запас детей, развивать речь, мышление.
-
Воспитывать интерес к родному языку, истории Родины.
Оборудование: компьютер, фонограмма песни «Азбука- песня» (сл. Б. Заходер, муз. И. Ярмак), декорации для инсценировки.
Ход занятия
-
Организационный момент. Звучит фонограмма песни.
-Ребята, вы узнали песню? Давайте споём её вместе. О чём эта песня?
-
Сообщение темы занятия.
-Сегодня мы будем говорить об азбуке. Узнаем, откуда она к нам пришла, кто её составил. Для этого отправимся в Древнюю Русь.
-
Основная часть.
-Давным- давно, когда княжил в Киеве князь Владимир, по прозванию Красное Солнышко, жил там мальчишка по имени Ждан, сын замочника Святогора. Однажды вечером отец рассказал Ждану, что видел в городе одетых в чёрное христиан- монахов. У них были книги. Листы этих книг из тонко выделанной кожи- пергамента. На листах- значки. Смотрит монах на них и говорит складно: читает. И всё по- нашему, по-славянски. «Читает,- запало в душу Ждана. - Где бы взять такую книгу?».
Инсценировка.
-Однажды Ждан пришёл в небольшую церковь. Мальчику пришлось зажмуриться от блеска золотых окладов и света восковых свечей. Но самое главное- в глубине стоял монах и читал на славянском языке.
Перетерпев страх, Ждан подошёл прямо к нему. Читавший, совсем ещё не старый человек, оглянулся на мальчика в рубашке с косым воротом.
-Чего ты хочешь, мальчик?
- Научиться читать.
- Добро,- ответил монах.
Монах отвёл мальчика в комнату и написал ему алфавит на кусочке пергамента.
- Это кириллица, славянская азбука. Так её называют в честь Кирилла, ученейшего мужа из города Солуни. Кириллу и его брату Мефодию мы обязаны этой премудростью.
Беседа с детьми.
- Ребята, кому из вас известны имена Кирилла и Мефодия? Что вы о них знаете?
- Памятник этим людям есть и в нашем городе. Где он находится?
- Каждый год в мае, в День славянской письменности, школьники и студенты собираются у этого памятника.
- Давайте сравним нашу азбуку с той, которую учил Ждан. Что заметили? (во время ответов называть незнакомые буквы)
- Посмотрите, ребята, нет знакомых нам букв Ё, Й, зато для звука
[И ] целых три буквы: иже, i и ещё ижица. А ещё вы видите странные юсы.
- Мы уже знаем, что их придумал Кирилл. Что же, он взял греческую азбуку и просто изменил внешний вид букв?
- Всё было не так просто. Не было в греческой азбуке ни Ц, ни Ч, не было Ш, Щ, Ж, Ю, Я. Грекам они были не нужны, но славяне без них не могли обходиться. Вот в этом и состоит главная заслуга Кирилла- он разобрался, какие именно буквы нужны языку славян, а значит, и нашему с вами.
- Заскрипели гусиными перьями писцы, начали, склонившись над пергаментом, выводить одну букву за другой. Поначалу писали медленно, потом буквы стали соединять друг с другом. Так возникла скоропись, т.е. «письменные» буквы. На следующем занятии мы узнаем о первых печатных книгах, первых азбуках.
- Но давайте вернёмся к мальчику Ждану и поможем ему осваивать буквы. Для этого мы выведем буквы славянского алфавита. Выбирайте любую букву.
4. Итог.
- Давайте посмотрим, что у вас получилось. Я буду показывать букву, а ваша задача- вспомнить её название.
- Что нового узнали на занятии?
- Что сможете рассказать дома?
- Для следующего занятия попробуйте найти сведения о первых букварях.
Литература:
Журнал «Библиотека»- 1993.-№10, 1992.- №3
Журнал «Трамвай»- 1991.- №11