Конспект урока + презентация по русскому языку Илья Муромец

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка к сочинению «Илья Муромец - богатырь земли Русской», по материалам былинных сказок об Илье Муромце.

В методике обучения русскому языку в начальной школе работа по подготовке и написанию сочинения, всегда считалась самой сложной. Учителю необходимо продумать последовательность подготовительной работы, формы организации учащихся на уроке, способствовать проявлению творчества каждым учащимся.

Я предлагаю достаточно сложную тему для написания сочинения во втором классе, но практика показала, что данная тема интересна детям, доступна для восприятия.

Мультимедийное сопровождение позволило соединить воедино теоретическую часть с яркими иллюстрациями к сочинению. В презентации активно используются возможности анимации. Гиперссылки, позволяющие учителю по необходимости выйти к любой части сочинения, т.к. слайд 4 - основной.

Литературное чтение.

Тема. Богатырская сказка.

Цель: познакомить с богатырской сказкой как жанром устного народного творчества, прославляющего русских богатырей.

Содержание урока.

1. Особенность богатырской сказки:

  • В основе сказки лежит историческое событие;

  • Главные герои - богатыри ( Люди большой силы, сильные духом, защитники старых и малых, всей земли Русской)

2. Главная мысль сказки.

- В каких словах выражена главная мысль сказки? ( «Есть ещё на Руси, кому постоять за землю Русскую!»)

3. Главный герой богатырской сказки.

- Что мы узнали об Илье Муромце?

Домашнее задание.

Прочитать другие богатырские сказки об Илье Муромце.

Встреча с историком нашей школы.

Тема. А был ли богатырь Илья Муромец?

Цели: познакомить с историческими фактами, подтверждающими существование Ильи Муромца.

Содержание .

  1. Вступительное слово учителя.

Богатырь Илья Муромец - герой русских сказок и былин, храбрый воин, отважный витязь, защитник обездоленных и униженных. А был ли богатырь Илья Муромец?

2.Рассказ историка.

Большинство исследователей считает, что Илья Муромец - собирательный образ богатыря, защитника земли Русской... Едва ли это верно. Илья Муромец- единствен­ный герой русского эпоса, который причислен к лику святых. В православных святцах день 19 декабря отме­чается как «память преподобного нашего Ильи Муромцы». Сейчас уже невозможно установить, каким образом произошла канонизация бы­линного героя. Но одно из самых неопровержимых доказа­тельств реальности Ильи Муромца - его гробница. Она находилась в знаменитой Антониевой пещере Киево-Печерского монастыря, рядом с гробницами легендарного летописца Нестора и многих других подвижников Киев­ской Руси, описанных в книге Афанасия Кальнофойского, изданной в 1638 году, и даже сообщает дату его кончины - лет за 450 до своего времени. Отсюда и возникает вполне конкретная дата-1188 год (1638 минус 450).

До нас дошло уникальное свидетельство, первое упоминание о мощах Ильи Муромца. Оно записано в 1594 году посланником римского императора Эрихом Ласоттой.

3.Беседа.

-Какие факты подтверждают существование богатыря в Киевской Руси?

4. Памятник Ильи Муромцу.

Жители города Мурома, считают, что Илья Муромец действительно родом из города Мурома, поэтому в 1999году, в городском парке, на высоком берегу Оки был установлен памятник Илье Муромцу работы скульптора В.М.Клыкова.

-За какие подвиги воздвигли памятник Илье Муромцу? (Высказывания детей)

Домашнее задание.. Выбрать из былинных сказок предложения, подтверждающие подвиги Ильи Муромца.

Библиотечный урок.

Тема. Художественный образ Ильи Муромца..

Цель: создание художественных образов богатыря Ильи Муромца.

1.Выставка книг о богатырях.

- Какие книги вам уже знакомы?

Выступление детей о прочитанных книгах.

Обобщение .

- Кто такие богатыри?

- В какие времена они жили?

В книгах много иллюстраций.

Рассмотрите иллюстрации.

Назовите художников - иллюстраторов.(И.Д. Архипова, Н. Старцева, А. Данилина и др.)

2.Знакомство с картиной В. А. Васнецова « Богатыри».

Русский художник В.А Васнецов был преданным сыном своего народа, он страстно любил историю родной страны, гордился ею. Художник написал много картин на тему народных сказаний, былин. Но одна из самых любимых картин - « Богатыри». 17 лет жизни посвятил В. А. Васнецов этой картине.

3. Рассматривание картины В.А.Васнецова «Богатыри», на фоне музыки из оперы М. И. Глинки « Руслан и Людмила».

- Какое чувство рождает у вас картина « Богатыри»?

- Кто из богатырей привлёк ваше внимание?

- Что вы почувствовали в их взглядах и позах?

- Какие краски использовал художник?

- Как художник относится к героям своей картины? (Художник прославляет защитников земли Русской и хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них)

4. Домашнее задание.

Создать свой художественный образ богатыря.

На следующий день была организована выставка рисунков.

Домашнее задание по русскому языку перед написанием сочинения.

Цели: расширить словарный запас учащихся; накопить необходимую для сочинения лексику.

1 группа подбирает слова - предметы Кто? Богатырь,… (воин, защитник)

2 группа подбирает слова - действия Богатырь что делает?... ( защищает, наблюдает, охраняет)

3 группа подбирает слова - признаки Богатырь какой? …( сильный, могучий, храбрый)

Выписать из текста сказки предложение с данными словами.

Тема. Сочинение « Илья Муромец - богатырь земли Русской», по мотивам богатырских сказок об Илье Муромце.

- формировать умение строить части текста, раскрывать основную мысль;

- учить использовать речевые средства для передачи своего отношения к герою;

-расширять словарный запас учащихся;

-воспитывать чувство гордости за подвиги богатырей, уважительное отношение к историческому прошлому русского народа.

Оборудование: компьютер, мультимедийное устройство, экран.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

- Ой вы гой еси, добры молодцы и молодушки!

Собрались мы не на пир, а на беседу добрую да складную.

Чтоб были у нас мир да согласие.

И велась бы наша беседа речью плавной, задушевной.

Слайд 2

2.Сообщение темы урока. Актуализация знаний.

Тема урока « Сочинение».Как вы понимаете смысл этого слова? ( Сочинение - сочинить, придумать)

- Чему будем учиться на уроке?( Составлять текст, сочинять)

- Прослушайте отрывок, подумайте, из какого он произведения?

От слова « Сочинение» по гиперссылке переходим к слайду 3.

На фоне мелодии гуслей учитель читает отрывок из былинной сказки.

Подъезжает тут богатырь к белому камню Латырю: расходятся от камня в разные стороны три дороги; на камне написаны такие слова:

« Кто поедет по средней дорожке - тому быть убитому; кто поедет направо - тому быть женатому; налево ехать - быть богатому».

4.Фронтальная беседа.

- Из какого произведения этот отрывок? (Из богатырской сказки « Три поездки Ильи Муромца».)

- Кто главный герой этой сказки? ( Главный герой - Илья Муромец)

По гиперссылке вернулись к слайду 2

5.Формулирование темы сочинения.

- Так о ком будет наше сочинение? ( Об Илье Муромце)

Щелчок. Появляется изображение Ильи Муромца.

- А кто такой Илья Муромец? ( Богатырь)

- Тема нашего сочинения « Илья Муромец - богатырь земли Русской».

Щелчок. Появляется тема сочинения.

3.Работа в парах.

- Подберите к слову богатырь близкие по значению слова. ( Защитник , воин, боец)

По гиперссылке от слова богатырь уходим на слайд 5.

4.Проверка работы в паре. Параллельно ведётся работа над орфограммами.

- Прочтите эти слова. Вставьте пропущенные буквы.

5. Формулирование основной мысли сочинения.

Попробуйте коротко ответить на вопрос:

- Кто же такой Илья Муромец? (Богатырь, защитник земли Русской)

Это и будет основная мысль нашего сочинения.

6. Физминутка.

А сейчас мы перенесёмся с вами в те далёкие времена и на короткое время станем « богатырями».

- Я даю задание, а вы пантомимой его выполняете.

- Скакать на лошади.

- Пускать стрелу.

- Корчевать деревья.

Молодцы, все выполняли чётко и точно.

- Я, думаю, когда придёт ваше время встать на защиту земли Русской, вы достойно выполните свой долг.

По гиперссылке переходим на слайд 5.

7. Композиция текста .

- Из каких частей состоит текст? ( Вступление, основная часть, заключение)

В нашем тексте так же будет три части.

- С чего начнём сочинении?( Со вступления)

По гиперссылке переходим на слайд « Вступление».

Задание:

- Выберите предложение, которым начнёте сочинение.

- Образ Ильи и сегодня в памяти народа.

- Давным - давно жил на Руси добрый молодец Илья Муромец.

- Илья Муромец - богатырь земли Русской.

По щелчку остаётся одно предложение.( Давным - давно жил на Руси добрый молодец Илья Муромец)

Параллельно ведётся орфографическая работа .

Повторяются правила оформления предложения на письме.

8.Физминутка по офтольмотренажёру.

По гиперссылке возвращаемся к слайду 5

Переходим к основной части.

По гиперссылке переходим к слайду 7 « Основная часть».

9.Работа в группах.

Задание у всех одно: составьте предложение к картинке.

Учащиеся первой и второй групп составляют предложения самостоятельно, используя фразы, заготовленные ранее.

Учащиеся третьей и четвёртой групп работают, используя карточки: составь предложение по началу.

Конспект урока + презентация по русскому языку Илья Муромец

Конспект урока + презентация по русскому языку Илья Муромец

Конспект урока + презентация по русскому языку Илья Муромец

Конспект урока + презентация по русскому языку Илья Муромец

Конспект урока + презентация по русскому языку Илья Муромец

10 Межгрупповое обсуждение предложений, исправление речевых ошибок.

Такая работа ведётся по каждой картинке.

Картинки листаются по щелчку.

Щелчок. Большие картинки исчезли, но высветились четыре маленьких. Это опоры к самостоятельному написанию основной части сочинения.

Проговорите в группах предложения, составленные по картинкам.

Самостоятельная запись предложений.

12. Чтение наиболее удачных предложений.

По гиперссылке возвращаемся к слайду 5

13. Физминутка.( Потягивание).

14. Работа над заключением.

Прежде чем перейти к заключению, прочитайте вступление и основную часть.

По гиперссылке переходим к слайду 8 « Заключение».

- Составьте предложение, как русский народ относится к богатырям земли Русской используя слова помощники.(Русский народ помнит и гордится своими богатырями.)

15. Самостоятельная запись предложения.

16 Итог урока. Обсуждение получившихся работ.

- Какие предложения подтверждают, что Илья Муромец защитник земли Русской?

- Чему учились на уроке?

17 .Рефлексия.

С какими трудностями столкнулись при написании сочинения?

Какими способами вы их преодолевали?

Какие действия, события вызвали особо яркие ощущения?

Литература.

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и др. Русский язык. 2 класс.- М. Баласс . 2005

Литературное чтение « Маленькая дверь в большой мир» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. - М. Баласс 2005

Н. И. Надеждин « Богатыри и витязи русской земли» - М. « Московский рабочий» 1992



© 2010-2022