Изучение курса ОРКиСЭ по учебнику Е. Н. Николаевой, Е. Н. Петровой «Я в мире людей»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
В ФГОС НОО предмет « Основы духовно-нравственной культуры народов России» с одной стороны, рассматривается как фундамент для дальнейшего духовно-нравственного развития личности в контексте становления её гражданственности, с другой стороны как первый и пока единственный предмет в школе, рисующий широкую панораму природных, общественных, культурных явлений как компонентов единого мира в контексте становления и развития «я» идентичности. Именно такое понимание роли учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заложено в программу и учебник Е.И.Николаевой и Е.Н.Петровой. Основная цель курса - воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяющего духовные и культурные традиции многонационального народа РФ.
Курс учебника «Я в мире людей» направлен на решение следующих задач: - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; - развитие нравственных чувств и этического сознания; - воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; - формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях; - воспитание бережного отношения к природе, окружающей среде; - формирование ценностного отношения к здоровью, установка на здоровый образ жизни и безопасность.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Учебник «Я в мире людей» состоит из 2-х частей. Содержание предмета включает следующие разделы:
  1. Я живу в России.
  2. Зачем человеку культура.
  3. Я среди других.
  4. История - наставница жизни.
  5. Как мы познаём мир.
  6. Религия - часть культуры.
  7. Искусство - часть духовной культуры.
  8. Природа и мы.
  9. Всё начинается с семьи.
  10. Душа согревается добром.
  11. «Волшебные слова».
  12. Я в кругу друзей.
  13. В мире с другими и с самим собой.
Учебник содержит богатый справочный, научно-популярный, иллюстративный, литературный и фольклорный материал. Каждая глава включает:
  • Исторические статьи
  • Географические справки
  • Этимологию понятий
  • Статьи Конституции РФ
  • Пословицы, притчи
  • Народные и авторские сказки
  • Репродукции картин, изображения скульптурных и архитектурных памятников, религиозных символов
  • Портреты деятелей искусства, спортсменов, исторических личностей

Ключевыми понятиями на протяжении всего курса являются «поступок», «Родина», «семья». Через содержание учебного материала проводится мысль о необходимости каждому человеку думать о том, к чему приведёт его поступок. Материал учебника предоставляет учителю и ученикам огромное поле для обсуждения, рассуждений и творчества . После прочтения притчи, сказки, рассказа, сказки или исторической статьи предлагается ответить на вопросы или выполнить задания:
  • Почему разным людям нравятся разные песни?
  • Что заставляет Маленького принца каждое утро пропалывать баобабы?
  • Расскажите о традициях в вашей семье
  • Нарисуйте «душу» в виде бабочки (согласно древнегреческой мифологии)
  • Закончи предложения
    • «Добрый человек - это тот…»
    • « Злой человек - это тот …»
    • «Милосердие - это …»
    • « Золотое сердце - это …»
    • « Горячее сердце - это …»

Религия представлена в учебнике «Я в мире людей» как важнейший компонент культуры. Ученики получают представление об основных религиозных направлениях (язычество, буддизм, христианство, ислам, иудаизм). Они знакомятся с историей их возникновения, священными сооружениями, символами, атрибутами. На уроках ученики узнают основные религиозные заповеди, читают притчи, знакомятся с национальными традициями народов РФ, религиозными обрядами и праздниками.
Авторы учебника предлагают учащимся:
  • Распределить на группы понятия, установить соответствия религии и её
символов
  • Подобрать пословицы по теме
  • Рассказать о произведении искусства, оказавшем на ученика сильное впечатление
  • Подобрать произведение искусства, в котором выражаются те или иные
качества человека (милосердие, доброта, самопожертвование, любовь к природе)
В каждой главе учебника есть рубрика «Темы для исследований и проектов», где ученикам предлагаются для самостоятельной работы на выбор темы, расширяющие содержание курса, развивающие у них познавательный интерес, творческие способности:
  • История государственного флага РФ
  • Богатства родного края
  • Мусульманские праздники
  • Буддистские храмы в России
  • Христианские праздники
  • Герои в моей семье
  • Красная Книга России

В течение всего курса изучения данного предмета ученики выполнили много интересных творческих заданий, проектов. Ребята подготовили самостоятельно дополнительный материал по разным темам в следующих формах:
  • Презентации о профессиях, религиях, сооружениях.
  • Сочинения о друзьях, о семье, о правилах этикета.
  • Доклады об исторических личностях.
  • Фотоальбомы о семье , о природе.
  • Плакаты о защите природы, о здоровом образе жизни.
  • Стенгазеты.

Изучение нового курса в программе начального общего образования вызвало искренний интерес и много положительных эмоций, связанных с познавательными интересами и творческими возможностями.
«Нельзя быть подлинно нравственным человеком без любви к прошлому, будучи равнодушным к судьбам собственного народа. Но и нельзя быть настоящим патриотом, любя только собственный народ и ненавидя или презирая всё остальное человечество».


© 2010-2022