- Преподавателю
- Начальные классы
- Изучение курса ОРКиСЭ по учебнику Е. Н. Николаевой, Е. Н. Петровой «Я в мире людей»
Изучение курса ОРКиСЭ по учебнику Е. Н. Николаевой, Е. Н. Петровой «Я в мире людей»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Молошик Е.В. |
Дата | 31.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
В ФГОС НОО предмет « Основы духовно-нравственной культуры народов России» с одной стороны, рассматривается как фундамент для дальнейшего духовно-нравственного развития личности в контексте становления её гражданственности, с другой стороны как первый и пока единственный предмет в школе, рисующий широкую панораму природных, общественных, культурных явлений как компонентов единого мира в контексте становления и развития «я» идентичности. Именно такое понимание роли учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заложено в программу и учебник Е.И.Николаевой и Е.Н.Петровой. Основная цель курса - воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяющего духовные и культурные традиции многонационального народа РФ. Курс учебника «Я в мире людей» направлен на решение следующих задач: - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; - развитие нравственных чувств и этического сознания; - воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; - формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях; - воспитание бережного отношения к природе, окружающей среде; - формирование ценностного отношения к здоровью, установка на здоровый образ жизни и безопасность.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Учебник «Я в мире людей» состоит из 2-х частей. Содержание предмета включает следующие разделы:
- Я живу в России.
- Зачем человеку культура.
- Я среди других.
- История - наставница жизни.
- Как мы познаём мир.
- Религия - часть культуры.
- Искусство - часть духовной культуры.
- Природа и мы.
- Всё начинается с семьи.
- Душа согревается добром.
- «Волшебные слова».
- Я в кругу друзей.
- В мире с другими и с самим собой.
- Исторические статьи
- Географические справки
- Этимологию понятий
- Статьи Конституции РФ
- Пословицы, притчи
- Народные и авторские сказки
- Репродукции картин, изображения скульптурных и архитектурных памятников, религиозных символов
- Портреты деятелей искусства, спортсменов, исторических личностей
Ключевыми понятиями на протяжении всего курса являются «поступок», «Родина», «семья». Через содержание учебного материала проводится мысль о необходимости каждому человеку думать о том, к чему приведёт его поступок. Материал учебника предоставляет учителю и ученикам огромное поле для обсуждения, рассуждений и творчества . После прочтения притчи, сказки, рассказа, сказки или исторической статьи предлагается ответить на вопросы или выполнить задания:
- Почему разным людям нравятся разные песни?
- Что заставляет Маленького принца каждое утро пропалывать баобабы?
- Расскажите о традициях в вашей семье
- Нарисуйте «душу» в виде бабочки (согласно древнегреческой мифологии)
- Закончи предложения
- «Добрый человек - это тот…»
- « Злой человек - это тот …»
- «Милосердие - это …»
- « Золотое сердце - это …»
- « Горячее сердце - это …»
Религия представлена в учебнике «Я в мире людей» как важнейший компонент культуры. Ученики получают представление об основных религиозных направлениях (язычество, буддизм, христианство, ислам, иудаизм). Они знакомятся с историей их возникновения, священными сооружениями, символами, атрибутами. На уроках ученики узнают основные религиозные заповеди, читают притчи, знакомятся с национальными традициями народов РФ, религиозными обрядами и праздниками.
Авторы учебника предлагают учащимся:
- Распределить на группы понятия, установить соответствия религии и её
- Подобрать пословицы по теме
- Рассказать о произведении искусства, оказавшем на ученика сильное впечатление
- Подобрать произведение искусства, в котором выражаются те или иные
В каждой главе учебника есть рубрика «Темы для исследований и проектов», где ученикам предлагаются для самостоятельной работы на выбор темы, расширяющие содержание курса, развивающие у них познавательный интерес, творческие способности:
- История государственного флага РФ
- Богатства родного края
- Мусульманские праздники
- Буддистские храмы в России
- Христианские праздники
- Герои в моей семье
- Красная Книга России
В течение всего курса изучения данного предмета ученики выполнили много интересных творческих заданий, проектов. Ребята подготовили самостоятельно дополнительный материал по разным темам в следующих формах:
- Презентации о профессиях, религиях, сооружениях.
- Сочинения о друзьях, о семье, о правилах этикета.
- Доклады об исторических личностях.
- Фотоальбомы о семье , о природе.
- Плакаты о защите природы, о здоровом образе жизни.
- Стенгазеты.
Изучение нового курса в программе начального общего образования вызвало искренний интерес и много положительных эмоций, связанных с познавательными интересами и творческими возможностями.
«Нельзя быть подлинно нравственным человеком без любви к прошлому, будучи равнодушным к судьбам собственного народа. Но и нельзя быть настоящим патриотом, любя только собственный народ и ненавидя или презирая всё остальное человечество».