Птицы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира в 3 классе

«Птицы»

УМК «Начальная школа 21 века»

Ход урока

  1. Организационный момент

1-2- 3, на учителя смотри!

II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала. Сообщение темы и цели урока

- Определить тему нашего занятия вы сможете, отгадав загадку:

Снится ночью пауку
Чудо - юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птица) (слайд 1) - Так о ком же мы будем говорить? Правильно, именно эту группу животных мы будем сегодня изучать - Цель нашего занятия - повторить и обобщить знания о птицах, их строении, повадках, среде обитания; прийти к пониманию важности заботы о природе, в частности о птицах. - Эпиграфом к сегодняшней беседе я взяла строчки М.М. Пришвина и И. Дружинина (слайд 2) Рыбе - вода, птице - воздух, зверю лес, степи и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину. (М. Пришвин)

В лесу и на речной излуке,
В родных полях, где даль светла,
Ты с добротой не будь в разлуке.
Не причини природе зла.
…Иди к земле хорошим другом,
Её защитником иди.
Чтоб только пенье птиц над лугом,
Чтоб мир и солнце впереди. (И. Дружинин)

III. Постановка проблемных вопросов. 1. Чем птицы отличаются от других животных? 2. Что позволяет птице летать? 3. Каких птиц называют перелётными, осёдлыми, кочующими?

IV. Этап актуализации знаний.

- Птицы. Что мы о них знаем? Символом мудрости со времён античной Греции является сова.
Двуглавый орёл в гербе России - символ храбрости, силы.
Птицы населяют все материки и острова земного шара. В настоящее время в мировой фауне известно около 9000 видов птиц, а всего птиц на земном шаре приблизительно 100 миллиардов.
Самое древнее из известных ископаемых останков птицы имеет возраст около 150 миллионов лет. Учёные в слоях земной коры обнаружили окаменевшие кости скелета неизвестного существа, а рядом отпечатки его перьев. Они назвали эту птицу археоптериксом, что в переводе на русский означало «древнее крыло». Учитель: В современном мире учёных, которые занимаются изучением жизни и повадок птиц, называют орнитологами. Орнитология - наука, изучающая жизнь и повадки птиц. (слайд 3) - Чем отличаются птицы от других животных? По каким признакам строения тела и образа жизни мы определяем птицу?

V. Этап изучения новых знаний. Практическая работа учащихся А) Практическая работа. (слайд 4) Учитель: У вас на столах лежат перья. Чем они различаются? (По форме, по цвету, по размеру)
- Каждое перо имеет стержень. Рассмотрите его.
- Положите перышки на ладонь. Подуйте. Что произошло? (Перья летят, они лёгкие)
- Опустите перо в стакан с водой. Намокло ли оно? (Вода скатилась капельками)
- Какой вывод сделаем? (Перья защищают птицу от воды и сырости)
- Для чего нужны большие перья птицам? (Чтобы летать)
- А маленькие? (Для тепла) - А сейчас закройте глаза и представьте себе полет птицы. Вот птица взмахнула крыльями, начинает их опускать, крылья отталкиваются от воздуха, снова опускаются, и снова взмах. Тело птицы имеет обтекаемую форму, удобную для полёта. Перьевой покров сохраняет тепло и не даёт птице замёрзнуть даже в сильные холода. (Слайд 5) Вывод: Птицы - животные, тело которых покрыто перьями. Оно состоит из головы, шеи, туловища, конечностей (двух крыльев и пары ног). Только у птиц есть твёрдый клюв. Б) Определение птиц по их голосам Учитель: Давайте попробуем ответить на второй вопрос нашего урока: Какие они? Каких только звуков не издают птицы! Они могут петь, кричать, кукарекать, квохтать, гулить, ухать, гоготать, курлыкать, чирикать (Звучит фонограмма пения птиц.) ( Слайд 6) - Голоса каких птиц вы сейчас услышали? (Выслушиваются ответы детей: сова, дятел, орёл, воробей, журавль, гусь)
- Что вы знаете о птицах, их повадках, местах обитания? (слайд 7) Птицы по способу питания делятся на группы: хищные (орёл, сова, ястреб), зерноядные (клёст, овсянка, кедровка), всеядные (ворона, жаворонок, галка); насекомоядные (синица, кукушка, ласточка); по месту обитания в окружающей среде: дикие и домашние (куры, утки, гуси) по способу перелётов: перелётные, кочующие, осёдлые Что значит перелётные птицы? Назовите перелётных птиц. (Жаворонок, грач, скворец, стриж, соловей, ласточка) Какие птицы прилетают к нам зимовать? (Снегирь, свиристель) Это зимующие птицы. Кочующие (поползень, снегирь, свиристель, чиж) Что значит осёдлые птицы? (Постоянно живут у нас, осели в определённом месте) Каких вы знаете осёдлых птиц? (Ворона, воробей, щегол, дятел, поползень, сорока, голубь, клёст, синица, галка). Физминутка. Лебеди летят, крыльями машут, Прогнулись над водой, качают головой. Гордо прямо умеют держаться, Очень бесшумно на воду садятся.

VI. Этап применения изученного.

  1. Ребята, где можно встретить птиц? (Варианты ответов детей: на улице, в лесу, у реки… ) (слайды 8, 9, 10)

  2. Очень часто птицы являются героями произведений (в сказках, рассказах, стихах, баснях..) Вспомните некоторые из них.

  • Соловей - Андерсен «Соловей»

  • Гусь - С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

  • Петушок - А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

  • Ласточка - Г. Андерсен «Дюймовочка»

  • Сова - А. Милн «Винни Пух и все, все, все»

  • Лебедь - Г. Андерсен «Гадкий утёнок»

  • Утка - Д.Н. Мамин - Сибиряк «Серая шейка»

  • Воробей - К. Паустовский «Растрёпанный воробей»

  • Стриж - В. Астафьев «Стрижонок Скрип»

  • Ворона - А. Крылов «Ворона и лисица»

VII. Этап контроля и самоконтроля

Проверим, как вы усвоили тему урока. Откройте тетрадь на с.. Обменяйтесь тетрадями с соседом. Карандашиком отметьте своё согласие или несогласие с ответом товарища (+ или -). (Взаимопроверка)

Возьмите свою тетрадь. У кого есть вопросы по заданию?

VIII. Этап коррекции

Ребята, взгляните на фотографии следующего слайда. Что их объединяет?

(Люди должны помогать птицам зимой, подкармливать их).

Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой».(Слайд 11)

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

- О чём заставляет задуматься это стихотворение? Какие важные вопросы затрагивает? (Дети высказывают свои мысли.) Как вы можете помочь птицам? (Сделать кормушку, не забывать подкармливать птиц …)

Мы кормушки смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь - сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотрели,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду.

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв -

Стая жадных воробьёв.

А в пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел гонец весенний -

Путешественник - скворец...

Вот и зимушки конец . Сделаем доброе дело. Дома, вместе с родителями, сделайте кормушку и принесите в школу. С приходом холодов мы развесим их на территории школы и будем вместе заботиться о братьях наших меньших. Люди расточительно относились к природе. Срывали растения, распахивали, сжигали земли. Много разных зверей и птиц истребили люди. На одних усердно охотились, другим не оставили клочка леса или степи, третьих выловили хищники. В конце концов люди поняли, что если не помочь природе, животных будет гибнуть ещё больше. Чтобы этого не случилось, составили официальную - Красную книгу. Идея этой книги - спасти весь животный и растительный мир. Красная книга состоит из цветных иллюстрированных страниц. (показ Красной книги)

IX. Этап подведения итогов занятия. Подведём итог нашей работе. Скажите, кто же такие птицы? Вывод: Птицы - животные, тело которых покрыто перьями. Оно состоит из головы, шеи, туловища, конечностей (двух крыльев и пары ног). Только у птиц есть твёрдый клюв.) Какая отличительная особенность у этих животных? (Есть перья) Учитель: Ребята, а теперь, прежде, чем подвести основной итог урока, послушаем Гнётову Дашу. Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовет.
Выхожу из дома я.
Здравствуй, Родина моя!
На нашей планете живут
Чудесные создания,
Они летают и поют,
И Землю свято берегут.
Скажите, дети,
Можно жить без птиц на свете? - Зачем нужны птицы? Какое значение птиц в жизни человека? (объект охоты: мясо, яйцо, пух, перо; защитники урожая: поедают насекомых, уничтожают грызунов; певчие и декоративные птицы: доставляют удовольствие.) - Что случится, если птицы на земле вдруг пропадут? (Выслушиваются ответы детей) - Почему надо заботиться о птицах? (Птицы - наши друзья)

Дополнительный материал. А знаете ли вы, что…

  1. Лебедь выводит птенцов в дождь.

  2. У дятла самый длинный язык.

  3. У пингвина крылья покрыты не перьями, а чешуёй.

  4. Орёл летает выше всех.

  5. Птичка колибри может летать хвостом вперёд

  6. Колибри - самая маленькая птичка.

  7. Птицы страус, киви, пингвин - летают.

  8. Самая большая птица - африканский страус.

Используемая литература:

1. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я - гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2006.- 160с
2. Классные часы 1-4 класс / сост. Г.П.Попова. - Волгоград: Учитель, 2008.- 287с
3. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов \ Пер. К.Мишиной, А. Зыковой.- М.: Эксмо, 2006.- 512с.



© 2010-2022