Технологические карты уроков русского языка (1 класс). УМК Начальная школа 21 века

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык. 1 класс. Технологическая карта урока № 116 ( по учебнику и тетради урок № 24).

Тема урока: «Знакомство с родственными словами».

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Педагогические задачи: создать условия для овладения диалогической формой речи, умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание; научить определять группу родственных слов.

Задачи:

Образовательные:

- сформировать умение находить родственные слова, используя алгоритм.

Воспитательные:

- создать условия для овладения нормами речевого этикета

Развивающие:

- развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент (1-2 мин.) 1).Организационный момент. -Доброе утро, ребята! -Закройте глазки, настройтесь на работу! У вас всё сегодня получится. Откройте глазки. Работаем! 2) Отгадайте загадки: 1. Это слово каждый знает, Ни на что не променяет! К цифре «семь» добавлю «я» - Что получится? (Семья) 2.Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети? На вопрос отвечу прямо: - Всех милее наша... (мама)
3.Кто любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки? Это наша... (бабушка)

Проверяют готовность к уроку.

Включаются в деловой ритм.

Отгадывают загадки.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (12-15 мин.)

  • 1).-« Семья сильна, когда над ней крыша одна».

Как вы понимаете эту пословицу?

2).- Послушайте стихотворение, сравните выписанные на доске слова и скажите, что в них общего

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.
Это слово, слово - корень, Садовод Садовник
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов. Рассада Посадки
Вот из сада вам рассада,
Вот ещё посадки рядом.
A вот садовод,
С ним садовник идёт. CАД
Очень интересно
Гулять в саду словесном.

Технологические карты уроков русского языка (1 класс). УМК Начальная школа 21 века

(В этих словах есть общая часть - сад).

- Правильно, эту общую часть будем называть корнем, а слова -однокоренными. Слово сад является корнем, т.к. от него образовались все остальные слова.

-Что вы можете сказать о значении данных слов?

(Данные слова связаны по значению).

-Слова, которые вы видите на плакате, называются родственными. Подумайте, почему они так называются? ---Попробуйте сами подобрать родственные слова к слову сад (Садик, садочек, садить).

Дети отвечают на вопросы.

Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.



Дети придумывают продолжение этой истории.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков

3.Постановка учебной задачи. Локализация затруднений (7-8 мин.)

1.- Прочитайте запись (2 слайд):

Бабушка, бабуля, мать, бабушкин (платок), баба.

- Назовите родственные слова (Выслушиваем варианты учащихся)

-В чём возникло затруднение? В каком месте?

- А я выписала слово "мать". Кто согласен? Не согласен?

- Давайте разбираться. Вернёмся к заданию. Какие слова надо было выписать? (родственные - слова, связанные по смыслу).

- Все слова наши связаны по смыслу: бабушкин платок - платок, принадлежащий бабушке; баба - сокращённо называют бабушку; мать - дочь бабушки; бабуля - ласково называют бабушку.

- Раз все слова связаны по смыслу со словом "бабушка", значит они родственные?!( Нет.)

- Почему? − Почему возникло затруднение

(Есть ещё одно условие, при котором слова будут называться родственными, - в словах должна быть общая часть - корень. Значит, слово "мать" не является родственным к данным словам).

- Запишем слова и выделим корень дугой в родственных словах.

- Итак, какие же слова мы будем называть родственными? (близкие по смыслу + имеют общую часть - корень). (Слайд № 3)

- Какова же тема нашего урока? (Родственные слова)

- Какова цель урока? (Научиться определять родственные слова и обозначать их общую часть - корень).

Учитель организует работу, используя учебник, презентацию и демонстрационный материал.

Дети извлекают информацию из учебника, отвечают. Уточняют.

Выводят тему и цель.

Тема: «Родственные слова»

Цель урока: Научиться определять родственные слова и обозначать их общую часть - корень.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы

4.Построение проекта выхода из затруднений (4-5 мин.)

1.Работа по учебнику(стр.79).Рубрика «давай подумаем!»

-В чём возникло затруднение? В каком месте? Почему оно возникло?

-Какую учебную задачу ставим? (выяснить, есть ли общая часть).

-Наметим план наших действий.

2.Совместное составление алгоритма (Слайд № 4).

- Как будете действовать, если надо найти родственные слова?

Алгоритм:

1. Читаем слова.

2. Выясняем значения слов.

3. Находим общую часть - корень.

3. Прочитайте алгоритм. 4.Спишите слова, используя алгоритм.(Снеговик, Снегурочка. снегокат, снежинка, снежная).

5.Выведите правило: Слова, которые имеют общую часть и сходны по значению, называются родственными или однокоренными.

6.Прочитайте правило стр.79.

Составляют план достижения цели.

Дети выводят алгоритм.

Алгоритм:

1. Читаем слова.

2. Выясняем значения слов.

3. Находим общую часть - корень.

(слайд 3 презентации).

Дети формулируют правило.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5.Первичное закрепление во внешней речи (2-3 мин.)

1.Работа в тетради (работа в паре)..

- Работаем по алгоритму. В каждой строчке найдите и выпишите родственные слова, выделите в них корень. (На каждом слайде содержится подсказка в виде рисунка).

Вода, водичка, водитель, водный (Слайд № 5).

Гора, горный, горка, гореть (Слайд № 6).

Жаркий, тепло, теплица, тёплый (Слайд № 7).

Моряк, море, морской, рыбак (Слайд № 8).

Нос, носильщик, носик, носатый (Слайд № 9). -Запишите в тетрадь, используя алгоритм . -Проверьте друг у друга (взаимопроверка).

− Составьте с любым из слов предложение (устно).

Работают в парах, обсуждают, выбирают правильный ответ.

В случае затруднения прибегают к алгоритму, записанному на доске, на слайде или составленному на парте.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера

6.Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин.)

Независимая самостоятельная деятельность учащихся

(Слайд № 10)

- В паре определитесь кто к какому слову будет подбирать родственные слова. Выпишите их в тетрадь, выделите корень.

1 ученик - выписывает родственные слова к слову ЛЕС.

2 ученик - выписывает родственные слова к слову ЛИСА.

Лес, лиса, лисичка, лесник, лесной, лисий, лестница, лисята, лист, перелесок.

Взаимопроверка.

-А теперь проверьте по слайду на экране.

-У кого есть ошибки?

-Найдём причину ошибок и исправим их.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно в карточках.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном (алгоритмом).

Проверка по рядам (на слайде 10).

Проговаривание детьми места ошибок и причин ошибок.

Проговаривание алгоритма.

Исправление ошибок.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качеств и уровня усвоения; личностные: самоопределение

7. Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин.)

1.- Поиграем в игру "Собираем родственников". Для этого разделимся на группы. Каждой группе на выданных мною карточках нужно как можно больше подобрать и записать родственных слов к определённому слову.

  • 1 группа подбирает родственников к слову САД.

  • 2 группа - к слову ВОДА.

  • 3 группа - к слову СНЕГ.

  • 4 группа - к слову ГРИБ.

  • 5 группа - к слову РЫБА.

  • 6 группа - к слову ДОМ.

Фронтальная проверка (САД - садовник, садовод, садовый, посадка, рассада. ВОДА - водный, водолаз, подводный, водяной, водоросли. СНЕГ - снеговик, Снегурочка, снежок, снежный, снегопад. ГРИБ - грибник, грибок, грибочек, грибной, грибница. РЫБА - рыбка, рыбий, рыбный, рыбак, рыболов, рыбачить. ДОМ - домик, домишко, домохозяйка, домовой, бездомный, домище.

Работа в группе (5-6 человек).. Доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных умений. Записывают на корточку, используя алгоритм.

Проговаривают алгоритм.

Познавательные: поддерживает диалог. Умеет задавать вопросы. излагает своё мнение и аргументирует свою точку зрения и оценку событий;

личностные: испытывает этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,

8.Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 мин.)

-Какую цель мы ставили в начале урока? (цель урока: Научиться определять родственные слова и обозначать их общую часть - корень.).

- Достигли цель? Каким способом?

-Какие затруднения в деятельности испытывали?

- Как находили выход из затруднений?

-Каковы результаты (класса, мои)? Покажите кружочки: зелёные («Мне было всё понятно на уроке»), жёлтые («Мне было интересно на уроке, но я испытывал небольшие затруднения»), красные («Мне урок показался трудным»).

-Что бы вы хотели ещё сделать?

-Закончите фразу:

Теперь я знаю …

Теперь я могу… .

Осуществляют самооценку собственной деятельности и деятельности класса. Соотносят цель и результаты.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование Планируемые результаты образования: Предметные: научатся различать слова, решать учебные и практические задачи - правильно писать словарные слова, определенные программой; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): Познавательные: общеучебные - освоение умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание; приобретение навыка выбора адекватных языковых средств для преодоления конфликта при общении; уяснение значения общей части родственных слов; логические - осуществление анализа речевой ситуации, в которой наблюдается несовпадение интересов; формулирование правила речевого взаимодействия (учитывать существование различных точек зрения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве). Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: оперировать диалогической формой речи, соблюдать грамматические нормы произношения. Личностные: вырабатывают адекватную позитивную самооценку; расширяют познавательные интересы.



© 2010-2022