- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фролова М.А. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
1.Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку составлена на основе: федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48); федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 29.12.2012 № 273; порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015; письма Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05-2680 "О направлении методических рекомендаций о проведении федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях"; примерной основной образовательной программы и авторской программы для 2 класса по русскому языку Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева- Изд. 2-е, испр. - М. : Баласс, 2011. Образовательная система «Школа 2100»; учебного плана МБОУ СОШ с.Нижнетроицкий на 2015-2016 учебный год; календарного учебного графика МБОУ СОШ с.Нижнетроицкий на 2015-2016 учебный год. Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекса): Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса общеобразовательной школы. Изд. 3-е,перераб. - М.: Баласс; Школьный дом, 2011. - 176 с: ил. (Образовательная система «Школа 2100»). Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Комисарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3-го класса Бунеева Р.Н. Бунеевой Е.В., Прониной О.В./Под науч.ред.Е.В. Бунеевой.-Изд.3-е, испр.-М.:Баласс; Школьный дом,2012.-128с.:ил.(Образовательная система «Школа 2100»). Допущено Министерством образования и науки РФ. Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2 класс. Вариант 1, вариант 2 .- М Баласс; Школьный дом, 2012. - 32 с, (Образовательная система «Школа 2100») допущено Министерством образования и науки РФ. Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
- формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
- формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель). В соответствии с этой целью ставятся задачи:
- развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
- формирование у детей чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
- сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
2.Общая характеристика учебного предмета В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания)
Раздел «Предложение» и «Текст»
В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи. Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению. Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения. В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста. На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильноой читательской деятельности. Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.Раздел «Слово»
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово». Слово рассматривается с четырёх точек зрения:- звукового состава и обозначения звуков буквами;
- морфемного состава и словообразования;
- грамматического значения;
- лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
- Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
- Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
- Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
- Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
- Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
- Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
- Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
- Сведения о частях слова вводятся раньше - с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
- Усилено внимание к синтаксису и пунктуации - основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
- Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка - формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.
-
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане курс МБОУ СОШ с.Нижнетроицкий на 2015-2016 учебный год отведено 5 часов в неделю, 170 часов в год.
-
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
-
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
-
эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
-
чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
-
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
-
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-
интерес к изучению языка;
-
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
-
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
-
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
-
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-
пользоваться словарями, справочниками;
-
осуществлять анализ и синтез;
-
устанавливать причинно-следственные связи;
-
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
-
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
-
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
-
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
-
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
-
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
-
производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
-
видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
-
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55-60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
-
находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
-
распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
-
определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
-
разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
-
видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
-
составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
-
осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
-
читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
-
читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
-
письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
-
Нормы оценивания
Оценка 5 - Нет ошибок и исправлений. Аккуратность выполнения. Допускаются единичные случаи от норм каллиграфии, 1исправление.
Оценка 4 - Не более двух орфографических (фонетико-графических) и пунктуационная ошибка или 1 орфографическая и 2 пунктуационные ошибки. Аккуратность оформления, незначительные отклонения от норм каллиграфии. Дополнительно допускается по 1 исправлению любого характера.
Оценка 3 - От 3 до 5 орфографических ошибок: а) 3 орфографические и 2-3 пунктуационные; б) 4 орфографические и 1 пунктуационная. Небрежность выполнения, существенные отклонения от норм каллиграфии. Дополнительно допускается по 1 исправлению любого характера.
Оценка 2 - более 5 орфографических ошибок. Небрежность выполнения от норм каллиграфии. Критерии оценки грамматических заданий Оценка 5 - Все задания выполнены правильно. Оценка 4 - Выполнено не менее 3\4 заданий. Оценка 3 - Выполнено не менее половины заданий. Оценка 2 - Не выполнено более половины заданий. Критерии оценки словарного диктанта Оценка 5 - Безошибочное выполнение работы. Оценка 4 - 1 ошибка, 1 исправление. Оценка 3 - 2 ошибки, 1 исправление. Оценка 2 - От 3 и более ошибок. Критерии оценивание теста Оценка 5 - 97 - 100 % выполнения. Оценка 4 -77 -96 % выполнения. Оценка 3 -50 -76 % выполнения. Оценка 2 - менее 50 % выполнения.
-
Содержание учебного предмета
Практическая часть
Контрольные работы
Диктанты
Контрольное списывание
Творческие работы
Сочинения
Изложения
Свободные диктанты
12 ч
11 ч
3 ч
3 ч
3 ч
2 ч
6 ч
7.Календарно - тематическое планирование
№
тема
Кол-во часов
Виды деятельности
Требования к уровню подготовки учащихся
дата проведения
план
факт
Что мы знаем о слове.
1
- познакомить уч-ся с новым учебником, его условными обозначениями;
- повторить все, что дети знают о слове;
- развивать речь, мышление;
- воспитывать интерес к родному слову
уметь
-читать и понимать учебные тексты. Уметь работать со словарем
Раздел 1. Повторение - 11 часов
1
-повторить признаки текста
-развивать умение отличать текст от набора предложений
- закрепить знания о различении предложения и текста
-развивать умение составлять устный рассказ на лингвистическую тему
уметь:
- читать художественные тексты учебника, осмысливая их
до чтения, во время
чтения и после;
- делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста;
-составлять простой план
- видеть в словах изученные орфограммы и другие «опасные» для написания места;
-графически обозначать выбор тех или иных написаний; - писать слова с изученными непроверяемыми написаниями;
- писать текст под диктовку;
- правильно списывать текст
1
1
1
- закрепить знания о правописании безударных гласных
-учить находить знакомые орфограммы по признакам
1
-развивать умение находить знакомые орфограммы по основным признакам
- развивать умение списывать текст
-закрепить умение находить орфограмму-заглавную букву в словах, графически её обозначать, писать слова с этой орфограммой
1
-закрепить умение находить орфограмму-заглавную букву в словах, графически её обозначать, писать слова с этой орфограммой
- выполнить работу над ошибками;
- развивать умение анализировать свои работы;
- развивать внимание, наблюдательность
1
-развитие навыка употребления прописной буквы в начале предложения, в именах собственных
1
1
1
выявить уровень умений писать текст под диктовку, находить известные орфограммы
Раздел 2. Слово. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне - 3 часа
12.
Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова».
1
-развивать умение находить и исправлять ошибки; выделение значимых
частей слова (корень)
понимать
-что для правильного написания слов целесообразно подбирать однокоренные слова, в том числе в словах с чередующимися согласными в корне.
знать
-правило написания парных звонких и глухих согласных.
уметь
- подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне
-письменно пересказывать текст
13
Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне.
1 -научить выполнять алгоритм действий при выборе способа проверки и правильном написании слов с чередующимися согласными звуками в корне
14.
Составление связного текста из деформированных предложений.
1 -развивать навык работы с деформированными предложениями
Раздел 3. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова. Удвоенные согласные в корне слова - 11часов
15. Правописание проверяемых согласных в корне слова 1 -учить наблюдать за орфограммами-буквами согласных в конце и в середине слова, находить данную орфограмму уметь: - правильно писать слова с проверяемыми согласными; -владеть способами проверки; -правильно писать слова с удвоенными согласными буквами в корне; -письменно пересказывать текст; -писать подробное изложение доступного текста -самостоятельно анализировать изученные языковые явления и выполнять проверочную работу
16. Развитие умений видеть изученную орфограмму в словах.
1 - развивать умение находить орфограмму-букву согласного в конце и в середине слова, писать слова с этими орфограммами
17. Развитие умений видеть изученную орфограмму в словах. 1
18. Проверочная работа № 1 «Части слова. Корень. Правописание проверяемых согласных букв в слове» 1 -выявить уровень владения теоретическими и практическими знаниями по теме «Правописание проверяемых букв согласных»
19. Анализ ошибок и коррекция знаний 1 Разные способы проверки слов
20. Понятие об удвоенных согласных буквах. 1 -учить наблюдать за орфограммами -буквами удвоенных согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму, писать слова с удвоенной согласной в корне слова знать -правило написания удвоенных согласных уметь - работать со словарем, применять теоретические знания в практической деятельности -самостоятельно анализировать изученные языковые явления и выполнять проверочную работу
21. Понятие об удвоенных согласных буквах.
1
22. Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне.
1 развивать умение находить орфограмму-удвоенную согласную букву в корне слова, подбирать однокоренные слова, правильно писать и переносить слова с этой орфограммой
23. Упражнения в написании слов с удвоенной согласной буквой в корне
1
24. Творческая работа.
1 -развивать умение составлять слова, словосочетания и предложения со словами с орфограммой удвоенной буквой согласного в корне слова
25. Проверочная работа № 2 по «Удвоенная согласная буква в корне слова»
1 -выявить уровень владения теоретическими и практическими знаниями по теме «Удвоенная согласная буква в корне слова»
Раздел 4. Непроизносимые согласные в корне слова - 9 часов
26 Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне.
1
-учить наблюдать за орфограммами-буквами непроизносимых согласных в корне слова, находить в слове орфограмму и объяснять написание
знать
-правило написания проверяемых согласных в корне слова
- правило написания слов с непроизносимыми согласными звуками.
уметь:
- подбирать однокоренные слова;
- обозначать на
письме непроизносимые согласные звуки
- правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне
-самостоятельно анализировать изученные языковые явления и выполнять проверочную работу
- писать под диктовку текст;
- находить и исправлять ошибки
27. Правописание букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова.
1
-развивать умение находить орфограмму-букву непроизносимого согласного в корне слова, писать слова с этой орфограммой, объяснять написание, опираясь на алгоритм
28. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
1
-развивать умения находить орфограмму-букву непроизносимого согласного в корне слова, писать слова с этой орфограммой, объяснять написание, опираясь на алгоритм
29. Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука.
1
-развивать умения отличать слова, в которых при сочетании согласных нет непроизносимого согласного, от слов, в которых он есть, писать слова с этой орфограммой, объяснять написание
30. Формулирование правила правописания проверяемых согласных в корне слова.
1
-развивать умение сравнивать и выводить общие закономерности для отдельных правил написания
31. Правописание проверяемых согласных в корне слова.
1
32. Проверочная работа № 3 «Непроизносимые согласные в корне слова»
1
выявить уровень владения теоретическими и практическими знаниями по теме
33. Контрольный диктант № 2.
1
выявить уровень умений писать текст под диктовку, находить известные орфограммы
34. Анализ ошибок и коррекция знаний.
1
- выполнить работу над ошибками;
- развивать умение анализировать свои работы;
- развивать внимание, наблюдательность
Раздел 5. Безударные гласные в корне слова - 8 часов
35. Правописание безударных гласных в корне слова.
1 -развивать умение анализировать слова с двумя безударными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму
знать
-правила написания безударных гласных уметь:
- находить корень в слове;
- правильно писать слова с безударными гласными в корне;
- подбирать проверочные слова.
-самостоятельно анализировать изученные языковые явления и выполнять проверочную работу
- составлять простой
план, пересказывать
текст по плану;
- писать текст под
диктовку;
- находить и исправлять ошибки
36. Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные буквы.
1 -развивать умение видеть в словах орфограммы-буквы безударных гласных, различать слова с двумя безударными гласными
37.
Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне.
1
1 -правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки.
38. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне.
1
39. Обучающее сочинение по наблюдениям
1 Изложение текста Уметь составлять простой план, пересказывать текст по плану, находить и исправлять ошибки.
40. Проверочная работа № 4 «Безударные гласные в корне слова»
1 выявить уровень владения теоретическими и практическими знаниями по теме
41. Контрольный диктант № 3.
1 выявить уровень умений писать текст под диктовку, находить известные орфограммы
42. Анализ ошибок и коррекция знаний
1 - выполнить работу над ошибками; - развивать умение анализировать свои работы; - развивать внимание, наблюдательность
Раздел 6. Сложные слова и их правописание - 7 часов
43. Знакомство с понятием «сложные слова».
1 -познакомить с понятием0смложные слова -научить понимать лексическое значение сложного слова знать -правило написания сложных слов с соединительной гласной уметь -выделять два корня. - правильно писать сложные слова с соединительными гласными; - распознавать существительные и прилагательные; - читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после; - находить и исправлять ошибки -самостоятельно анализировать изученные языковые явления и выполнять проверочную работу
44. Соединительные гласные о и е в сложных словах.
1 -познакомить с соединительными гласными в сложных словах -развивать умение писать сложные слова с орфограммой-буквой соединительного гласного
45. Образование сложных слов.
1 -развивать умение образовывать сложные слова, подбирать слова с одинаковыми корнями, правильно писать их, объяснять выбор буквы соединительного гласного
46. Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные.
1 -развивать умение образовывать сложные слова, распределять их на тематические группы, правильно оформлять на письме
47. Употребление в речи и правописание сложных слов.
1
48. Проверочная работа «Сложные слова и их написание»
1 выявить уровень владения теоретическими и практическими знаниями по теме
49. Анализ и коррекция знаний.
1 - выполнить работу над ошибками; - развивать умение анализировать свои работы; - развивать внимание, наблюдательность
Раздел 7. Части слова. Приставка - 1 час
50. Приставка, ее роль в слове. Различение приставок и предлогов.
1 -учить мотивировать слитное или раздельное написание слов -выделять значимые части слова (корень и приставка) уметь:- находить, исправлять ошибки; - выделять в слове приставки
Раздел 8. Безударные гласные в приставках - 5 часов
51. Правописание безударных гласных в приставках.
1 -наблюдать за правописанием букв гласных в приставках, формировать умение писать буквы безударных гласных; развивать умение находить орфограммы-буквы безударных гласных в приставках знать: - правило написания приставок с безударной гласной; уметь: - находить в слове приставки; - разбирать по составу доступные слова; - писать под диктовку текст
52. Правописание безударных гласных в приставках.
1
53. Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание.
1 --различать приставки про и пра, по и па, научить правильно выбирать букву гласного с опорой на значение приставок
54. Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня.
1 -формировать умение анализировать слова с удвоенной буквой согласных -находить орфограмму - удвоенную букву согласного на стыке приставки и корня, графически её обозначать уметь: - находить в слове приставки; - правильно переносить слова с удвоенной согласной: на стыке приставки и корня; в корне; - находить окончание и основу в слове; - разбирать по составу доступные слова; - писать под диктовку текст
55. Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня.
1 -формировать умение анализировать слова с удвоенной буквой согласных -находить орфограмму - удвоенную букву согласного на стыке приставки и корня, графически её обозначать
8. Разделительные ъ и ь - 6 часов
56. Звук [й] и его обозначение на письме.
1 -формировать умение писать слова с разделительными ъ и ь, объяснять выбор знака Уметь: применять на практике изученные правила - самостоятельно анализировать изученные языковые факты и явления - писать под диктовку текст; - находить и исправлять ошибки
57. Правописание слов с разделительными ь и ь.
1 формировать умение находить орфограммы-буквы разделительный ъ и ь, объяснять выбор знака
58. Упражнения в правописании слов с разделительными ъ и ь
1 -формировать умение писать слова с разделительными ъ и ь, объяснять выбор знака
59. Проверочная работа № 6 «Части слова. Приставка. Безударные гласные в приставках»
.1 выявить уровень владения теоретическими и практическими знаниями по теме
60. Контрольный диктант № 4
1 совершенствовать навыки письма под диктовку; - проверить умения писать слова с изученными орфограммами
61. Анализ ошибок и коррекция знаний.
1 - выполнить работу над ошибками; - развивать умение анализировать свои работы; - развивать внимание, наблюдательность
Раздел 10. Части слова. Основа и окончание и основа - 4 часа
62. Понятие об окончании и основе слова.
1 -познакомить с новыми понятиями окончание и основа слова уметь: находить окончание и основу в слове; разбирать по составу доступные слова
63. Развитие умения находить в слове окончание.
1 -развивать умение изменять слова, находить основу и окончание
64. Как найти в слове основу.
1 -развивать умение находить основу слова, отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова уметь: находить окончание и основу в слове; разбирать по составу доступные слова
65. Развитие умения находить в слове окончание и основу.
1 Уметь: разбирать по составу доступные слова
Раздел 11. Части слова. Суффикс - 2 часа
66. Суффикс и его роль в слове.
1 -формировать умение находить суффикс в слове -определять его значение и роль в слове Уметь: разбирать по составу доступные слова
67. Развитие умения находить в слове суффикс.
1 развивать умение находить суффикс в слове -систематизировать знания о составе слова
Раздел 12. Разбор слова по составу - 5 часов
68. Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу.
1 -формировать умение разбирать слова по составу, учить подбирать слова к заданным схемам уметь:- разбирать по составу доступные слова; -писать слова с непроверяемыми написаниями;
69. Упражнения в разборе слов по составу. Словарный диктант.
1 -формировать умения разбора слов по составу, составление схем к словам и подбор слов к схемам уметь:- образовывать слова с помощью суффикса; - правильно списывать текст
70. Проверочная работа № 7 «Части слова. Окончание и основа слова. Суффикс. Разбор слова по составу»
1 -выявить уровень владения теоретическими и практическими знаниями по теме «Части слова. Окончание и основа слова. Суффикс. Разбор слова по составу» уметь -самостоятельно анализировать изученные языковые явления и выполнять проверочную работу
71. Контрольное списывание.
1 -выявить уровень умений списывать текст с печатной основы
уметь безошибочно списывать текст
72. Анализ и коррекция знаний
1 Разные способы проверки слов
Раздел 13. Части речи в русском языке 1 час
73. Части речи в русском языке.
1 -учить выделять признаки классификации частей речи, группировки слов по признакам
уметь: распознавать имена
существительные в речи; производить их морфологический разбор; читать художественные тексты
Раздел 14. Имя существительное как част речи - 3 часа
74. Определение имени существительного.
1 -развивать умение определять признаки существительного как части речи, находить имена существительные в речи знать: определение имени существительного; уметь: читать художественные тексты; образовывать слова с помощью суффикса
75. Роль имен существительных в речи. Составление текста.
1 развивать умения устной и письменной речи -наблюдать за использованием в речи имен существительных
76. Творческая работа. Составление текста.
1
Раздел 15. Имена существительные одушевленные и неодушевленные - 3 часа
77. Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
1 -формировать понятие одушевленности и неодушевленности как грамматического признака -развивать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные уметь: - распознавать имена
существительные в
речи; - читать художественные тексты
78. Имена существительные в речи
1
79. Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных.
1 -совершенствовать навыки письма под диктовку; - проверить умения писать слова с изученными орфограммами
Раздел 16. Род имен существительных- 4 часа
80. Имена существительные мужского, женского и среднего рода.
1 -формировать понятия «род имён существительных» на основе видовых понятий -развивать умение выделять признаки каждого рода, определять род и подбирать существительные разных родов знать: -определение имени существительного. уметь: - определять род
имен существительных; - находить и выделять окончание в слове
81. Род - постоянный признак имен существительных.
1 -развивать умение определять род имен существительных
82. Окончания имен существительных мужского, женского и среднего рода.
1 -формировать умение анализировать окончания существительных разных родов, определять основные признаки
83. Административная контрольная работа за 1 полугодие
1
Раздел 17. Изменение имен существительных - 4 часа
84. Изменение имен существительных по числам.
1 -формировать понятие «единственное и множественное» число имен существительных -развивать умение выделять признаки, определять число и изменять существительные по числам уметь: - находить и выделять окончание в слове; - писать слова с не
проверяемыми написаниями; - писать небольшие
сочинения по картинкам и опорным
словам; -выполнять морфологический разбор имени существительного
85. Образование множественного числа имен существительных. Словарный диктант.
1 -формировать умение образовывать формы слов, подбирать слова единственного и множественного числа
86. Окончания имен существительных в единственном и во множественном числе.
1 -формировать умение анализировать омонимичные окончания форм единственного и множественного числа
87.
Разбор имени существительного как части речи.
1
Раздел 18. Словообразование имен существительных - 9 часов
88. Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
1 -формировать умение устанавливать способ образования имен существительных, определять значение суффиксов
уметь:
- образовывать имена существительные с помощью суффиксов;
- письменно пересказывать текст, составлять план;
- выделять в слове его части;
- делить текст на части, озаглавливать
части, пересказывать текст по плану;
- писать подробное изложение;
- распознавать имена существительные в
речи
-выполнять морфологический разбор имени существительного
-четко, ясно, последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме при написании небольшого текста, изложения
-самостоятельно анализировать изученные языковые явления и выполнять проверочную работу
89. Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен
1
90. Образование имен существительных от основ существительных и глаголов.
1 формировать умение образовывать имена существительные от основ существительных и глаголов
91. Сочинение сказки с использованием имен существительных с различными суффиксами.
1 -развивать творческие способности
92. Разбор имен существительных по составу.
1 -формировать умение письменного и устного разбора с опорой на смысловые связи слов
93. Обучающее изложение «Мурлыка»
1 -развивать умение письменного пересказа текста
94. Работа над ошибками.
1
95. Проверочная работа № 8 «Имя существительное как часть речи»
1 владения теоретическими и практическими знаниями по теме
96. Анализ и коррекция ошибок.
1 - выполнить работу над ошибками; - развивать умение анализировать свои работы; - развивать внимание, наблюдательность
Раздел 19. Местоимение как часть речи - 8 часов
97. Понятие о местоимении. Личные местоимения.
1 -формировать умение определять признаки местоимения как части речи -находить местоимения в речи знать- определение местоимения уметь -распознавать личные местоимения -применять местоимения в устной и письменной речи -самостоятельно анализировать изученные языковые явления и выполнять проверочную работу
98. Местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями.
1 -формировать умение различать местоимения 1, 2 и 3 лица -образовывать формы личных местоимений
99. Разбор местоимения как части речи.
1 -формировать алгоритм разбора местоимений как части речи
100.
Роль личных местоимений в речи.
1 -формировать умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, использовать правильно языковые формы
101.
Обучающее сочинение о себе
1 совершенствовать умение пересказа в письменной форме уметь применять местоимения в письменной и устной речи
102.
Свободный диктант
1
103.
Закрепление знаний о местоимении.
1
104.
Проверочная работа № «Местоимение как часть речи»
1 -выявить уровень владения теоретическими и практическими знаниями по теме «Местоимение как часть речи»
Раздел 20. Имя прилагательное как часть речи - 4 часа
105.
Определение имени прилагательного.
1 -формировать умение определять признаки имени прилагательного как части речи и сопоставлять их с признаками имени существительного знать: -определение имени
прилагательного; -правило написания
безударных окончании прилагательных. -сферу употребления прилагательных. уметь -проверять безударные окончания прилагательных Раздел 20. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (3часа) - согласовывать имя прилагательное и имя существительное; - доказать и подтвердить примерами значение прилагательных в речи; выполнять морфологический разбор прилагательных
106.
Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными.
1 -учить устанавливать грамматическую связь по вопросам
107.
Роль имен прилагательных в речи.
1
108.
Разбор имени прилагательного как части речи.
1 -развивать умение подбирать по смыслу имена прилагательные
Раздел 21. Правописание безударных гласных в окончаниях - 4 часа
109. Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе.
1 -формировать умение систематизировать признаки прилагательного, проводить разбор прилагательного как части речи уметь осуществлять проверку прилагательных с безударными окончаниями
110. Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
1 -познакомить с правилами написания букв безударных гласных в окончаниях имен прилагательных
111. Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.
1 -познакомить с новым понятием - антонимы
112. Закрепление правописания слов с изученными орфограммами
1 -совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять написание
Раздел 22. Разбор имен прилагательных по составу - 6 часа
113 Словообразование имен прилагательных.
1 -развивать умение наблюдать за образованием имен прилагательных от основ существительных и прилагательных уметь -определять значение суффиксов -н-, -еньк-, -оват-, -еват- -самостоятельно анализировать изученные языковые явления и выполнять проверочную работу -выделять значимые части слова - писать под диктовку текст; - находить и исправлять ошибки
114 Разбор имен прилагательных по составу.
1 -выявить уровень владения теоретическими и практическими знаниями по теме «Имя прилагательное как часть речи»
115. Сочинение по опорным сочетаниям слов.
1 -развивать умение разбирать имена прилагательные по составу
116. Проверочная работа № 10 «Имя прилагательное как часть речи»
1 - совершенствовать навыки письма под диктовку; - проверить умения писать слова с изученными орфограммами
117. Контрольный диктант № 5.
1
Уметь писать текст под диктовку
118. Анализ ошибок и коррекция знаний
1 Разные способы проверки слов Уметь находить и исправлять ошибки
Раздел 23. Глагол как часть речи - 4 часа
119. Определение глагола как части речи.
1 -обобщить знания о глаголе -развивать умение определять значение глагола Знать: определение глагола. уметь: распознавать глаголы и выполнять их
морфологический
разбор; изменять глаголы
по временам, родам,
числам (прошедшее
время)
120. Изменение глаголов по временам.
1 -развивать умение находить глаголы в тексте -определять их время
121. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.
1 -развивать умение отличать глаголы прошедшего времени от глаголов других времен по признаку-суффиксу «л»
122. Изменение глаголов по числам.
1 -формировать умение определять время и число глаголов, изменять глаголы по числам
Раздел 24. Правописание частицы не с глаголами - 3 часов
123. Употребление частицы не с глаголами.
1 -формировать умение писать частицу не с глаголами, графически обозначать орфограмму знать: -правило написания не с глаголами. уметь: - писать не с глаголами раздельно'
124. Развитие умения писать частицу не с глаголами.
1 совершенствовать умение пересказа в письменной форме
125. Свободный диктант.
1
Раздел 24. Неопределенная форма глагола - 8 часов
126. Понятие о неопределенной форме глагола.
1 -формировать понятие «неопределенная форма глагола» знать: - определение неопределенной формы глагола. уметь: - писать ь на конце
глаголов в неопределенной форме после шипящих; - образовывать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени -четко, ясно, последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме при написании небольшого текста, изложения - писать ь на конце
глаголов в неопределенной форме после шипящих; - образовывать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени - писать под диктовку текст; - находить и исправлять ошибки -самостоятельно анализировать изученные языковые явления и выполнять проверочную работу
127. Неопределенная форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределенной формы.
1 -развивать умение письменного пересказа текста
128. Образование времени от неопределенной формы глагола.
1 -развивать умение определять форму глагола, ставить глагол в неопределенную форму, писать слова с орфограммой-буквой ь в неопределенной форме глагола на -чь
129. Разбор глагола как части речи.
1 - совершенствовать навыки письма под диктовку; - проверить умения писать слова с изученными орфограммами
130. Проверочная работа № 11 «Глагол»
1 -формировать умение определять форму глагола, образовывать различные формы времени
131. Контрольный диктант № 6.
1 -формировать умение производить разбор глагола как части речи по порядку
132. Анализ ошибок и коррекция знаний
1 -выявить уровень владения теоретическими и практическими знаниями по теме «Глагол как часть речи»
133. Контрольное изложение
1 Изложение текста (повествование) Уметь излагать текст
Раздел 26. Предложение. Виды предложения по цели высказывания - 3 часа
134 Анализ ошибок и коррекция знаний Предложение. Виды предложений по цели высказывания.
1 -формировать умение определять предложения по цели высказывания, ставить знаки в конце предложений уметь: - определять вид предложения по цели высказывания - правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией; - определять вид предложения по интонации
135 Интонация в предложениях, различных по цели высказывания.
1 -формировать понятие «логическое ударение» -развивать умение отличать обычное. Фразовое ударение от логического
136 Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.
1 -формировать умение характеризовать предложения по цели высказывания и по интонации
Раздел 27. Главные и второстепенные члены предложения - 6 часов
137 Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.
1 -формировать понятие «грамматическая основа предложения, подлежащее, сказуемое знать: - названия и определение членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без дифференциации). - разбирать предложения по членам; - выделять подлежащее и сказуемое; - выделять сочетания слов - ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие относятся к подлежащему и какие к сказуемому
138 Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое.
1 -развивать умение находить грамматическую основу предложения, графически её обозначать
139 Понятие о второстепенных членах предложения.
1 -формировать понятие «второстепенные члены предложения»
140
Составление схем предложений и предложений по схемам.
1 -развивать умение различать понятия часть речи и член предложения, представлять предложения в виде схем
141
Предложения распространенные и нераспространенные.
1 -развитие умений различать распространенные и нераспространенные предложения
142 Разбор предложений. Контрольный словарный диктант.
1 -формировать умение производить синтаксический разбор предложений по образцу
Раздел 28. Предложения с однородными членами - 7 часов
143 Однородные подлежащие и сказуемые.
1 -формировать понятие однородные члены, развивать умение находить однородные подлежащие и сказуемые уметь: - правильно произносить предложения с интонацией перечисления; - видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с одно
родными членами (без союзов и с одиночным союзом и); - осознавать роль знаков препинания в письменном общении; - составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи
144 Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении.
1 -развивать умение находить однородные члены предложения и составлять их графические схемы
145 Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами.
1 -развивать умение ставить или не ставить запятую в предложениях с однородными членами
146 Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.
1 -совершенствовать умения составлять предложения к графическим схемам, анализировать постановку знаков препинания
147 Главные и второстепенные однородные члены предложения.
1 -развивать умение объяснять постановку запятой в предложениях с однородными членами
148 Запятая в предложениях с однородными членами
1 -развивать умение ставить запятую в предложениях с однородными членами
149. Свободный диктант
1 Изложение текста
Раздел 29. Простые и сложные предложения - 8 часов
150 Анализ ошибок и коррекция знаний Понятие о простом и сложном предложении.
1 -формировать понятие простого и сложного предложения -учить отличать предложения разной структуры уметь: - читать и понимать учебно-научные тексты; - письменно пересказывать текст; - ставить запятую в предложениях с однородными членами -самостоятельно анализировать изученные языковые явления и выполнять проверочную работу
151 Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения.
1 -формировать умение находить сложное предложение, составлять схемы предложений
152 Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые.
1 -развивать умение устанавливать последовательность действий для постановки или непостановки запятых
153 Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые.
1
154 Разбор простого и сложного предложений.
1 -развивать умение производить синтаксический разбор предложения
155 Свободный диктант.
1 -совершенствовать умение пересказа в письменной форме
156 Проверочная работа № 12 «Предложение»
1 выявить уровень владения теоретическими и практическими знаниями по теме «Предложение»
157 Анализ ошибок и коррекция знаний
1 Разные способы проверки слов
Раздел 30. Повторение - 13 часов
158 Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. Контрольный словарный диктант
1 -закрепить изученный материал о слове, предложении, тексте уметь: - списывать текст - писать под диктовку текст; - находить и исправлять ошибки - видеть в словах изученные орфограммы; правильно писать слова с ними
159 Повторение изученных орфограмм состава слова
1 - совершенствовать навыки письма под диктовку; - проверить умения писать слова с изученными орфограммами
160 Повторение изученных орфограмм состава слова
1
161
Контрольное списывание.
1
- выявить уровень усвоения пройденного материала
162 Анализ ошибок и коррекция знаний
1
163 Итоговая контрольная работа за год
1 выявить уровень усвоения пройденного материала
164 Анализ ошибок и коррекция знаний
1 закрепить написание слов с изученными орфограммами
165 Итоговый контрольный диктант.
1 -выявить уровень усвоения пройденного материала
166 Анализ ошибок и коррекция знаний
1
Уметь находить и исправлять ошибки
167 Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи.
1 -закрепить написание слов с изученными орфограммами
168 Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи.
1
169 Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи.
1
170 Урок-игра «Путешествие по орфографии» 1
Итого 170ч
8. Материально- техническое обеспечение по русскому языку Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями: • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык». Учебники. 3-й класс; • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.А. Фролова «Орфографическая тетрадь по русскому языку», 3-й класс; • Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебникам «Русский язык» для 2-го классов; • Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 3-го классов; • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 2-го классов; • М.А. Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для 3-го класса; • Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, М.А. Яковлева. «Русский язык», 3-4 классы. Методические рекомендации для учителя. - Словари: В.И. Даль «Толковый словарь», словарь фразеологизмов, морфемный словарь и словообразовательный словарь,
орфографический словарь русского язык
12