Рабочая программа по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку составлена на основе: федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48); федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 29.12.2012 № 273; порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015; письма Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05-2680 "О направлении методических рекомендаций о проведении федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях"; примерной основной образовательной программы и авторской программы для 2 класса по русскому языку Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева- Изд. 2-е, испр. - М. : Баласс, 2011. Образовательная система «Школа 2100»; учебного плана МБОУ СОШ с.Нижнетроицкий на 2015-2016 учебный год; календарного учебного графика МБОУ СОШ с.Нижнетроицкий на 2015-2016 учебный год. Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекса): Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса общеобразовательной школы. Изд. 3-е,перераб. - М.: Баласс; Школьный дом, 2011. - 176 с: ил. (Образовательная система «Школа 2100»). Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Комисарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3-го класса Бунеева Р.Н. Бунеевой Е.В., Прониной О.В./Под науч.ред.Е.В. Бунеевой.-Изд.3-е, испр.-М.:Баласс; Школьный дом,2012.-128с.:ил.(Образовательная система «Школа 2100»). Допущено Министерством образования и науки РФ. Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2 класс. Вариант 1, вариант 2 .- М Баласс; Школьный дом, 2012. - 32 с, (Образовательная система «Школа 2100») допущено Министерством образования и науки РФ. Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
- формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
- формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель). В соответствии с этой целью ставятся задачи:

  1. развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
  2. осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
  3. формирование у детей чувства языка;
  4. воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
  5. сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

2.Общая характеристика учебного предмета В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания)

Раздел «Предложение» и «Текст»

В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи. Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению. Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения. В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста. На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильноой читательской деятельности. Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.

Раздел «Слово»

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово». Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
  1. звукового состава и обозначения звуков буквами;
  2. морфемного состава и словообразования;
  3. грамматического значения;
  4. лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса. Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов - с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова. Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём. Вводится новая орфограмма-обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.). «Состав слова» - сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. В 3-м классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов. Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога - дорожка - дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года. Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами. Третий аспект рассмотрения слова - лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова. Четвёртый аспект рассмотрения слова - морфологический. Морфология - самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности. Части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи. Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи. При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов. В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами. Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы. Основные направления работы по развитию речи:
  1. Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
  2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
  3. Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
  4. Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения. Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Курс риторики учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике - в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов русского языка и риторики создаёт условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов. Отличие данной программы заключается в том, что:
  1. Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
  2. Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
  3. Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
  4. Сведения о частях слова вводятся раньше - с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
  5. Усилено внимание к синтаксису и пунктуации - основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
  6. Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка - формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.

  1. Место учебного предмета в учебном плане

В учебном плане курс МБОУ СОШ с.Нижнетроицкий на 2015-2016 учебный год отведено 5 часов в неделю, 170 часов в год.

  1. Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

  • производить звуко-буквенный анализ доступных слов;

  • видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

  • правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55-60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;

  • находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;

  • распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;

  • определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

  • разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;

  • видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);

  • составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;

  • осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;

  • читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;

  • читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);

  • письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.


  1. Нормы оценивания

Критерии оценки при списывание текста 5 - Нет ошибок. Допускается 1 недочет графического характера. 4 - 1ошибка и 1-2 исправления. 3 - 2 - 3 ошибки и 1 исправление. 2 - 4 ошибки и более. Критерии оценки диктантов с грамматическим заданием

Оценка 5 - Нет ошибок и исправлений. Аккуратность выполнения. Допускаются единичные случаи от норм каллиграфии, 1исправление.

Оценка 4 - Не более двух орфографических (фонетико-графических) и пунктуационная ошибка или 1 орфографическая и 2 пунктуационные ошибки. Аккуратность оформления, незначительные отклонения от норм каллиграфии. Дополнительно допускается по 1 исправлению любого характера.

Оценка 3 - От 3 до 5 орфографических ошибок: а) 3 орфографические и 2-3 пунктуационные; б) 4 орфографические и 1 пунктуационная. Небрежность выполнения, существенные отклонения от норм каллиграфии. Дополнительно допускается по 1 исправлению любого характера.

Оценка 2 - более 5 орфографических ошибок. Небрежность выполнения от норм каллиграфии. Критерии оценки грамматических заданий Оценка 5 - Все задания выполнены правильно. Оценка 4 - Выполнено не менее 3\4 заданий. Оценка 3 - Выполнено не менее половины заданий. Оценка 2 - Не выполнено более половины заданий. Критерии оценки словарного диктанта Оценка 5 - Безошибочное выполнение работы. Оценка 4 - 1 ошибка, 1 исправление. Оценка 3 - 2 ошибки, 1 исправление. Оценка 2 - От 3 и более ошибок. Критерии оценивание теста Оценка 5 - 97 - 100 % выполнения. Оценка 4 -77 -96 % выполнения. Оценка 3 -50 -76 % выполнения. Оценка 2 - менее 50 % выполнения.


  1. Содержание учебного предмета

170 часов в год ( 5 часов в неделю). Что мы знаем о слове. Повторение - 11 часов. Что мы знаем о слове. Что мы знаем о тексте. Что мы знаем о слове, предложении, тексте. Орфограммы в словах и между словами. Изученные орфограммы, их графическое обозначение. Развитие умения писать слова с изученными орфограммами. Развитие умения писать заглавную букву в словах. Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита. Слово. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне - 3 часа. Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне. Составление связного текста из деформированных предложений. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова. Удвоенные согласные в корне слова - 11часов. Правописание проверяемых согласных в корне слова. Развитие умений видеть изученную орфограмму в словах. Понятие об удвоенных согласных буквах. Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне. Упражнения в написании слов с удвоенной согласной буквой в корне. Непроизносимые согласные в корне слова - 9 часов. Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне. Правописание букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова. Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука. Формулирование правила правописания проверяемых согласных в корне слова. Правописание проверяемых согласных в корне слова. Безударные гласные в корне слова - 8 часов. Правописание безударных гласных в корне слова. Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные буквы. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне. Сложные слова и их правописание - 7 часов. Знакомство с понятием «сложные слова». Соединительные гласные о и е в сложных словах. Образование сложных слов. Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные. Употребление в речи и правописание сложных слов. Части слова. Приставка - 1 час. Приставка, ее роль в слове. Различение приставок и предлогов. Безударные гласные в приставках - 5 часов. Правописание безударных гласных в приставках. Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание. Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня. Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня. Разделительные ъ и ь - 6 часов. Звук [й] и его обозначение на письме. Правописание слов с разделительными ь и ь. Упражнения в правописании слов с разделительными ъ и ь. Части слова. Основа и окончание и основа - 4 часа. Понятие об окончании и основе слова. Развитие умения находить в слове окончание. Как найти в слове основу. Развитие умения находить в слове окончание и основу. Части слова. Суффикс - 2 часа. Суффикс и его роль в слове. Развитие умения находить в слове суффикс. Разбор слова по составу - 5 часов. Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу. Упражнения в разборе слов по составу. Части речи в русском языке 1 час. Части речи в русском языке. Имя существительное как част речи - 3 часа. Определение имени существительного. Роль имен существительных в речи. Составление текста. Имена существительные одушевленные и неодушевленные - 3 часа. Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Имена существительные в речи. Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных. Род имен существительных- 4 часа. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Род - постоянный признак имен существительных. Окончания имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение имен существительных - 4 часа. Изменение имен существительных по числам. Образование множественного числа имен существительных. Окончания имен существительных в единственном и во множественном числе. Разбор имени существительного как части речи. Словообразование имен существительных - 9 часов. Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен. Образование имен существительных от основ существительных и глаголов. Сочинение сказки с использованием имен существительных с различными суффиксами. Разбор имен существительных по составу. Местоимение как часть речи-8 часов. Понятие о местоимении. Личные местоимения. Местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями. Разбор местоимения как части речи. Роль личных местоимений в речи. Имя прилагательное как часть речи - 4 часа. Определение имени прилагательного. Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными. Роль имен прилагательных в речи. Разбор имени прилагательного как части речи. Правописание безударных гласных в окончаниях - 4 часа. Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе. Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Закрепление правописания слов с изученными орфограммами. Разбор имен прилагательных по составу - 6 часов. Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу. Глагол как часть речи - 4 часа. Определение глагола как части речи. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами - 3 часа. Употребление частицы не с глаголами. Развитие умения писать частицу не с глаголами. Неопределенная форма глагола - 8 часов. Понятие о неопределенной форме глагола. Неопределенная форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределенной формы. Образование времени от неопределенной формы глагола. Разбор глагола как части речи. Виды предложения по цели высказывания - 3 часа. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Главные и второстепенные члены предложения - 6 часов. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое. Понятие о второстепенных членах предложения. Составление схем предложений и предложений по схемам. Предложения распространенные и нераспространенные. Разбор предложений. Предложения с однородными членами - 7 часов. Однородные подлежащие и сказуемые. Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении. Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами. Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами. Простые и сложные предложения - 8 часов. Понятие о простом и сложном предложении. Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения. Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые. Разбор простого и сложного предложений. Повторение - 13 часов. Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. Повторение изученных орфограмм состава слова. Урок-игра «Путешествие по орфографии»

Практическая часть

Контрольные работы

Диктанты

Контрольное списывание

Творческие работы

Сочинения

Изложения

Свободные диктанты

12 ч

11 ч

3 ч

3 ч

3 ч

2 ч

6 ч

7.Календарно - тематическое планирование

тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Требования к уровню подготовки учащихся

дата проведения

план

факт


Что мы знаем о слове.

1

- познакомить уч-ся с новым учебником, его условными обозначениями;

- повторить все, что дети знают о слове;

- развивать речь, мышление;

- воспитывать интерес к родному слову

уметь

-читать и по­нимать учебные тек­сты. Уметь работать со словарем

Раздел 1. Повторение - 11 часов


    Что мы знаем о слове

    1

    -повторить признаки текста

    -развивать умение отличать текст от набора предложений

    - закрепить зна­ния о различении предложения и текста

    -развивать умение составлять устный рассказ на лингвистическую тему

    уметь:

    - читать художест­венные тексты учебника, осмысливая их
    до чтения, во время
    чтения и после;

    - делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста;

    -составлять простой план

    - видеть в словах изученные орфограммы и другие «опасные» для написания места;

    -графически обо­значать выбор тех или иных написаний; - писать слова с изученными непроверя­емыми написаниями;

    - писать текст под диктовку;

    - правильно списывать текст


      Что мы знаем о тексте

      1


        Что мы знаем о слове, предложении, тексте.

        1


          Орфограммы в словах и между словами.

          1

          - закрепить зна­ния о правописа­нии безударных гласных

          -учить находить знакомые орфограммы по признакам


            Изученные орфограммы, их графическое обозначение. Контрольное списывание.

            1

            -развивать умение находить знакомые орфограммы по основным признакам

            - развивать уме­ние списывать текст

            -закрепить умение находить орфограмму-заглавную букву в словах, графически её обозначать, писать слова с этой орфограммой


              Работа над ошибками. Развитие умения писать слова с изученными орфограммами.

              1


              -закрепить умение находить орфограмму-заглавную букву в словах, графически её обозначать, писать слова с этой орфограммой

              - выполнить работу над ошибками;

              - развивать умение анализировать свои работы;

              - развивать внимание, наблюдательность


              Развитие умения писать заглавную букву в словах.

              1

              -развитие навыка употребления прописной буквы в начале предложения, в именах собственных


              Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита

              1








              Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита

              1


              Проверочный диктант №1

              1

              выявить уровень умений писать текст под диктовку, находить известные орфограммы





              Раздел 2. Слово. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне - 3 часа

              12.
              Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова».

              1

              -развивать умение находить и исправлять ошибки; выделение значимых

              частей слова (корень)

              понимать

              -что для правильного написания слов целесообразно подбирать однокоренные слова, в том числе в словах с чередующимися согласными в корне.

              знать

              -правило написания парных звонких и глухих согласных.

              уметь

              - подбирать однокоренные слова, в том числе с чере­дующимися согласными в корне

              -письменно пересказывать текст

              13


              Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне.

              1 -научить выполнять алгоритм действий при выборе способа про­верки и правиль­ном написании слов с чередующи­мися согласными звуками в корне

              14.


              Составление связного текста из деформированных предложений.

              1 -развивать навык работы с деформированными предложениями


              Раздел 3. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова. Удвоенные согласные в корне слова - 11часов

              15. Правописание проверяемых согласных в корне слова 1 -учить наблюдать за орфограммами-буквами согласных в конце и в середине слова, находить данную орфограмму уметь: - правильно писать слова с проверяемыми согласными; -владеть способами проверки; -правильно писать слова с удвоенными согласными буквами в корне; -письменно пересказывать текст; -писать подробное изложение доступного текста -самостоя­тельно анализиро­вать изученные язы­ковые явления и вы­полнять провероч­ную работу

              16. Развитие умений видеть изученную орфограмму в словах.
              1 - развивать умение находить орфограмму-букву согласного в конце и в середине слова, писать слова с этими орфограммами

              17. Развитие умений видеть изученную орфограмму в словах. 1

              18. Проверочная работа № 1 «Части слова. Корень. Пра­вописание проверяе­мых согласных букв в слове» 1 -выявить уровень владения теоретическими и практическими знаниями по теме «Правописание проверяемых букв согласных»

              19. Анализ ошибок и коррекция знаний 1 Разные способы проверки слов


              20. Понятие об удвоенных согласных буквах. 1 -учить наблюдать за орфограммами -буквами удвоенных согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму, писать слова с удвоенной согласной в корне слова знать -правило напи­сания удвоенных со­гласных уметь - работать со словарем, применять теоретические знания в практической деятельности -самостоя­тельно анализиро­вать изученные язы­ковые явления и вы­полнять провероч­ную работу

              21. Понятие об удвоенных согласных буквах.

              1

              22. Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне.

              1 развивать умение находить орфограмму-удвоенную согласную букву в корне слова, подбирать однокоренные слова, правильно писать и переносить слова с этой орфограммой

              23. Упражнения в написании слов с удвоенной согласной буквой в корне

              1

              24. Творческая работа.

              1 -развивать умение составлять слова, словосочетания и предложения со словами с орфограммой удвоенной буквой согласного в корне слова

              25. Проверочная работа № 2 по «Удво­енная согласная бук­ва в корне слова»

              1 -выявить уровень владения теоретическими и практическими знаниями по теме «Удвоенная согласная буква в корне слова»


              Раздел 4. Непроизносимые согласные в корне слова - 9 часов

              26 Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне.

              1

              -учить наблюдать за орфограммами-буквами непроизносимых согласных в корне слова, находить в слове орфограмму и объяснять написание

              знать

              -правило напи­сания проверяемых согласных в корне слова

              - правило напи­сания слов с непро­износимыми соглас­ными звуками.

              уметь:

              - подбирать однокоренные слова;

              - обозначать на

              письме непроизносимые согласные звуки

              - правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне

              -самостоя­тельно анализиро­вать изученные язы­ковые явления и вы­полнять провероч­ную работу

              - писать под диктов­ку текст;

              - находить и исправ­лять ошибки

              27. Правописание букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова.

              1

              -развивать умение находить орфограмму-букву непроизносимого согласного в корне слова, писать слова с этой орфограммой, объяснять написание, опираясь на алгоритм

              28. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

              1

              -развивать умения находить орфограмму-букву непроизносимого согласного в корне слова, писать слова с этой орфограммой, объяснять написание, опираясь на алгоритм

              29. Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука.

              1

              -развивать умения отличать слова, в которых при сочетании согласных нет непроизносимого согласного, от слов, в которых он есть, писать слова с этой орфограммой, объяснять написание

              30. Формулирование правила правописания проверяемых согласных в корне слова.

              1

              -развивать умение сравнивать и выводить общие закономерности для отдельных правил написания

              31. Правописание проверяемых согласных в корне слова.

              1

              32. Проверочная работа № 3 «Непро­износимые согласные в корне слова»

              1

              выявить уровень владения теоретическими и практическими знаниями по теме

              33. Контрольный диктант № 2.

              1

              выявить уровень умений писать текст под диктовку, находить известные орфограммы

              34. Анализ ошибок и коррекция знаний.

              1

              - выполнить работу над ошибками;

              - развивать умение анализировать свои работы;

              - развивать внимание, наблюдательность

              Раздел 5. Безударные гласные в корне слова - 8 часов

              35. Правописание безударных гласных в корне слова.

              1 -развивать умение анализировать слова с двумя безударными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму

              знать

              -правила написания безударных гласных уметь:

              - находить корень в слове;

              - правильно писать слова с безударными гласными в корне;

              - подбирать проверочные слова.
              -самостоя­тельно анализиро­вать изученные язы­ковые явления и вы­полнять провероч­ную работу

              - составлять простой
              план, пересказывать
              текст по плану;

              - писать текст под
              диктовку;

              - находить и исправ­лять ошибки

              36. Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные буквы.

              1 -развивать умение видеть в словах орфограммы-буквы безударных гласных, различать слова с двумя безударными гласными

              37.


              Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне.

              1



              1 -правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки.

              38. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне.

              1



              39. Обучающее сочинение по наблюдениям

              1 Изложение текста Уметь составлять простой план, пересказывать текст по плану, находить и исправлять ошибки.

              40. Проверочная работа № 4 «Безударные гласные в корне слова»

              1 выявить уровень владения теоретическими и практическими знаниями по теме


              41. Контрольный диктант № 3.

              1 выявить уровень умений писать текст под диктовку, находить известные орфограммы




              42. Анализ ошибок и коррекция знаний

              1 - выполнить работу над ошибками; - развивать умение анализировать свои работы; - развивать внимание, наблюдательность



              Раздел 6. Сложные слова и их правописание - 7 часов

              43. Знакомство с понятием «сложные слова».

              1 -познакомить с понятием0смложные слова -научить понимать лексическое значение сложного слова знать -правило напи­сания сложных слов с соединительной гласной уметь -выделять два корня. - правильно писать сложные слова с со­единительными гласными; - распознавать существительные и прилагательные; - читать художественные тексты учеб­ника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после; - находить и исправ­лять ошибки -самостоя­тельно анализиро­вать изученные язы­ковые явления и вы­полнять провероч­ную работу

              44. Соединительные гласные о и е в сложных словах.

              1 -познакомить с соединительными гласными в сложных словах -развивать умение писать сложные слова с орфограммой-буквой соединительного гласного

              45. Образование сложных слов.

              1 -развивать умение образовывать сложные слова, подбирать слова с одинаковыми корнями, правильно писать их, объяснять выбор буквы соединительного гласного

              46. Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные.

              1 -развивать умение образовывать сложные слова, распределять их на тематические группы, правильно оформлять на письме

              47. Употребление в речи и правописание сложных слов.

              1



              48. Проверочная работа «Сложные слова и их написание»

              1 выявить уровень владения теоретическими и практическими знаниями по теме




              49. Анализ и коррекция знаний.

              1 - выполнить работу над ошибками; - развивать умение анализировать свои работы; - развивать внимание, наблюдательность




              Раздел 7. Части слова. Приставка - 1 час

              50. Приставка, ее роль в слове. Различение приставок и предлогов.

              1 -учить мотивировать слитное или раздельное написание слов -выделять значимые части слова (корень и приставка) уметь:- находить, исправ­лять ошибки; - выделять в слове приставки

              Раздел 8. Безударные гласные в приставках - 5 часов

              51. Правописание безударных гласных в приставках.

              1 -наблюдать за правописанием букв гласных в приставках, формировать умение писать буквы безударных гласных; развивать умение находить орфограммы-буквы безударных гласных в приставках знать: - правило написания приставок с безудар­ной гласной; уметь: - находить в слове приставки; - разбирать по соста­ву доступные слова; - писать под диктовку текст

              52. Правописание безударных гласных в приставках.

              1

              53. Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание.

              1 --различать приставки про и пра, по и па, научить правильно выбирать букву гласного с опорой на значение приставок

              54. Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня.

              1 -формировать умение анализировать слова с удвоенной буквой согласных -находить орфограмму - удвоенную букву согласного на стыке приставки и корня, графически её обозначать уметь: - находить в слове приставки; - правильно переносить слова с удвоен­ной согласной: на стыке приставки и корня; в корне; - находить окончание и основу в слове; - разбирать по соста­ву доступные слова; - писать под диктовку текст

              55. Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня.

              1 -формировать умение анализировать слова с удвоенной буквой согласных -находить орфограмму - удвоенную букву согласного на стыке приставки и корня, графически её обозначать

              8. Разделительные ъ и ь - 6 часов

              56. Звук [й] и его обозначение на письме.

              1 -формировать умение писать слова с разделительными ъ и ь, объяснять выбор знака Уметь: применять на практике изученные правила - самостоя­тельно анализиро­вать изученные язы­ковые факты и явле­ния - писать под диктов­ку текст; - находить и исправ­лять ошибки


              57. Правописание слов с разделительными ь и ь.

              1 формировать умение находить орфограммы-буквы разделительный ъ и ь, объяснять выбор знака

              58. Упражнения в правописании слов с разделительными ъ и ь

              1 -формировать умение писать слова с разделительными ъ и ь, объяснять выбор знака

              59. Проверочная работа № 6 «Части слова. Приставка. Безударные гласные в приставках»

              .1 выявить уровень владения теоретическими и практическими знаниями по теме

              60. Контрольный диктант № 4

              1 совершенствовать навыки письма под диктовку; - проверить умения писать слова с изученными орфограммами

              61. Анализ ошибок и коррекция знаний.

              1 - выполнить работу над ошибками; - развивать умение анализировать свои работы; - развивать внимание, наблюдательность




              Раздел 10. Части слова. Основа и окончание и основа - 4 часа

              62. Понятие об окончании и основе слова.

              1 -познакомить с новыми понятиями окончание и основа слова уметь: находить окончание и основу в слове; разбирать по составу доступные слова

              63. Развитие умения находить в слове окончание.

              1 -развивать умение изменять слова, находить основу и окончание

              64. Как найти в слове основу.

              1 -развивать умение находить основу слова, отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова уметь: находить окончание и основу в слове; разбирать по составу доступные слова

              65. Развитие умения находить в слове окончание и основу.

              1 Уметь: разбирать по составу доступные слова


              Раздел 11. Части слова. Суффикс - 2 часа

              66. Суффикс и его роль в слове.

              1 -формировать умение находить суффикс в слове -определять его значение и роль в слове Уметь: разбирать по составу доступные слова

              67. Развитие умения находить в слове суффикс.

              1 развивать умение находить суффикс в слове -систематизировать знания о составе слова

              Раздел 12. Разбор слова по составу - 5 часов

              68. Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу.

              1 -формировать умение разбирать слова по составу, учить подбирать слова к заданным схемам уметь:- разбирать по соста­ву доступные слова; -писать слова с не­проверяемыми напи­саниями;

              69. Упражнения в разборе слов по составу. Словарный диктант.

              1 -формировать умения разбора слов по составу, составление схем к словам и подбор слов к схемам уметь:- образовывать слова с помощью суффик­са; - правильно списы­вать текст

              70. Проверочная работа № 7 «Части слова. Окончание и основа слова. Суф­фикс. Разбор слова по составу»

              1 -выявить уровень владения теоретическими и практическими знаниями по теме «Части слова. Окончание и основа слова. Суф­фикс. Разбор слова по составу» уметь -самостоя­тельно анализиро­вать изученные язы­ковые явления и вы­полнять провероч­ную работу

              71. Контрольное списывание.

              1 -выявить уровень умений списывать текст с печатной основы
              уметь безошибочно списывать текст

              72. Анализ и коррекция знаний

              1 Разные способы проверки слов



              Раздел 13. Части речи в русском языке 1 час

              73. Части речи в русском языке.

              1 -учить выделять признаки классификации частей речи, группировки слов по признакам

              уметь: распознавать имена
              существительные в речи; производить их морфологический разбор; читать художественные тексты

              Раздел 14. Имя существительное как част речи - 3 часа

              74. Определение имени существительного.

              1 -развивать умение определять признаки существительного как части речи, находить имена существительные в речи знать: определение имени существительного; уметь: читать художественные тексты; образовывать слова с помощью суффикса

              75. Роль имен существительных в речи. Составление текста.

              1 развивать умения устной и письменной речи -наблюдать за использованием в речи имен существительных

              76. Творческая работа. Составление текста.

              1

              Раздел 15. Имена существительные одушевленные и неодушевленные - 3 часа

              77. Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

              1 -формировать понятие одушевленности и неодушевленности как грамматического признака -развивать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные уметь: - распознавать имена
              существительные в
              речи; - читать художест­венные тексты

              78. Имена существительные в речи

              1


              79. Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных.

              1 -совершенствовать навыки письма под диктовку; - проверить умения писать слова с изученными орфограммами


              Раздел 16. Род имен существительных- 4 часа

              80. Имена существительные мужского, женского и среднего рода.

              1 -формировать понятия «род имён существительных» на основе видовых понятий -развивать умение выделять признаки каждого рода, определять род и подбирать существительные разных родов знать: -определение имени существи­тельного. уметь: - определять род
              имен существитель­ных; - находить и выде­лять окончание в слове

              81. Род - постоянный признак имен существительных.

              1 -развивать умение определять род имен существительных

              82. Окончания имен существительных мужского, женского и среднего рода.

              1 -формировать умение анализировать окончания существительных разных родов, определять основные признаки

              83. Административная контрольная работа за 1 полугодие

              1



              Раздел 17. Изменение имен существительных - 4 часа

              84. Изменение имен существительных по числам.

              1 -формировать понятие «единственное и множественное» число имен существительных -развивать умение выделять признаки, определять число и изменять существительные по числам уметь: - находить и выде­лять окончание в слове; - писать слова с не­
              проверяемыми напи­саниями; - писать небольшие
              сочинения по кар­тинкам и опорным
              словам; -выполнять морфологический разбор имени суще­ствительного


              85. Образование множественного числа имен существительных. Словарный диктант.

              1 -формировать умение образовывать формы слов, подбирать слова единственного и множественного числа

              86. Окончания имен существительных в единственном и во множественном числе.

              1 -формировать умение анализировать омонимичные окончания форм единственного и множественного числа

              87.

              Разбор имени существительного как части речи.

              1

              Раздел 18. Словообразование имен существительных - 9 часов

              88. Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

              1 -формировать умение устанавливать способ образования имен существительных, определять значение суффиксов

              уметь:

              - образовывать име­на существительные с помощью суффик­сов;

              - письменно переска­зывать текст, состав­лять план;

              - выделять в слове его части;

              - делить текст на части, озаглавливать

              части, пересказывать текст по плану;

              - писать подробное изложение;

              - распознавать имена существительные в
              речи

              -выполнять морфологический разбор имени суще­ствительного

              -четко, ясно, последовательно из­лагать свои мысли в устной и письменной форме при написа­нии небольшого тек­ста, изложения

              -самостоя­тельно анализиро­вать изученные язы­ковые явления и вы­полнять провероч­ную работу

              89. Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен

              1

              90. Образование имен существительных от основ существительных и глаголов.

              1 формировать умение образовывать имена существительные от основ существительных и глаголов

              91. Сочинение сказки с использованием имен существительных с различными суффиксами.

              1 -развивать творческие способности

              92. Разбор имен существительных по составу.

              1 -формировать умение письменного и устного разбора с опорой на смысловые связи слов

              93. Обучающее изложение «Мурлыка»

              1 -развивать умение письменного пересказа текста

              94. Работа над ошибками.

              1

              95. Проверочная работа № 8 «Имя существительное как часть речи»

              1 владения теоретическими и практическими знаниями по теме

              96. Анализ и коррекция ошибок.

              1 - выполнить работу над ошибками; - развивать умение анализировать свои работы; - развивать внимание, наблюдательность


              Раздел 19. Местоимение как часть речи - 8 часов

              97. Понятие о местоимении. Личные местоимения.

              1 -формировать умение определять признаки местоимения как части речи -находить местоимения в речи знать- определение местоимения уметь -распознавать личные местоимения -применять местоимения в уст­ной и письменной речи -самостоя­тельно анализиро­вать изученные язы­ковые явления и вы­полнять провероч­ную работу

              98. Местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями.

              1 -формировать умение различать местоимения 1, 2 и 3 лица -образовывать формы личных местоимений

              99. Разбор местоимения как части речи.

              1 -формировать алгоритм разбора местоимений как части речи

              100.

              Роль личных местоимений в речи.

              1 -формировать умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, использовать правильно языковые формы

              101.

              Обучающее сочинение о себе

              1 совершенствовать умение пересказа в письменной форме уметь применять местоимения в письменной и устной речи

              102.

              Свободный диктант

              1

              103.

              Закрепление знаний о местоимении.

              1



              104.

              Проверочная работа № «Местоимение как часть ре­чи»

              1 -выявить уровень владения теоретическими и практическими знаниями по теме «Местоимение как часть речи»


              Раздел 20. Имя прилагательное как часть речи - 4 часа

              105.

              Определение имени прилагательного.

              1 -формировать умение определять признаки имени прилагательного как части речи и сопоставлять их с признаками имени существительного знать: -определение имени
              прилагательного; -правило написания
              безударных окончании прилагательных. -сферу употребления прилага­тельных. уметь -проверять безударные оконча­ния прилагательных Раздел 20. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (3часа) - согласовывать имя прилагательное и имя существительное; - доказать и подтвердить примерами значение прилага­тельных в речи; выполнять морфоло­гический разбор прилагательных

              106.

              Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными.

              1 -учить устанавливать грамматическую связь по вопросам

              107.

              Роль имен прилагательных в речи.

              1

              108.

              Разбор имени прилагательного как части речи.

              1 -развивать умение подбирать по смыслу имена прилагательные

              Раздел 21. Правописание безударных гласных в окончаниях - 4 часа

              109. Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе.

              1 -формировать умение систематизировать признаки прилагательного, проводить разбор прилагательного как части речи уметь осуществлять проверку прилага­тельных с безудар­ными окончаниями

              110. Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

              1 -познакомить с правилами написания букв безударных гласных в окончаниях имен прилагательных

              111. Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

              1 -познакомить с новым понятием - антонимы


              112. Закрепление правописания слов с изученными орфограммами

              1 -совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять написание


              Раздел 22. Разбор имен прилагательных по составу - 6 часа

              113 Словообразование имен прилагательных.

              1 -развивать умение наблюдать за образованием имен прилагательных от основ существительных и прилагательных уметь -определять значение суффиксов -н-, -еньк-, -оват-, -еват- -самостоя­тельно анализиро­вать изученные язы­ковые явления и вы­полнять провероч­ную работу -выделять зна­чимые части слова - писать под диктов­ку текст; - находить и исправ­лять ошибки


              114 Разбор имен прилагательных по составу.

              1 -выявить уровень владения теоретическими и практическими знаниями по теме «Имя прилагательное как часть речи»


              115. Сочинение по опорным сочетаниям слов.

              1 -развивать умение разбирать имена прилагательные по составу

              116. Проверочная работа № 10 «Имя прилагательное как часть речи»

              1 - совершенствовать навыки письма под диктовку; - проверить умения писать слова с изученными орфограммами

              117. Контрольный диктант № 5.

              1
              Уметь писать текст под диктовку

              118. Анализ ошибок и коррекция знаний

              1 Разные способы проверки слов Уметь находить и исправлять ошибки

              Раздел 23. Глагол как часть речи - 4 часа

              119. Определение глагола как части речи.

              1 -обобщить знания о глаголе -развивать умение определять значение глагола Знать: определение глагола. уметь: распознавать гла­голы и выполнять их
              морфологический
              разбор; изменять глаголы
              по временам, родам,
              числам (прошедшее
              время)

              120. Изменение глаголов по временам.

              1 -развивать умение находить глаголы в тексте -определять их время

              121. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

              1 -развивать умение отличать глаголы прошедшего времени от глаголов других времен по признаку-суффиксу «л»

              122. Изменение глаголов по числам.

              1 -формировать умение определять время и число глаголов, изменять глаголы по числам


              Раздел 24. Правописание частицы не с глаголами - 3 часов


              123. Употребление частицы не с глаголами.

              1 -формировать умение писать частицу не с глаголами, графически обозначать орфограмму знать: -правило напи­сания не с глаголами. уметь: - писать не с глаголами раздельно'


              124. Развитие умения писать частицу не с глаголами.

              1 совершенствовать умение пересказа в письменной форме


              125. Свободный диктант.

              1



              Раздел 24. Неопределенная форма глагола - 8 часов

              126. Понятие о неопределенной форме глагола.

              1 -формировать понятие «неопределенная форма глагола» знать: - определение неопределенной формы глагола. уметь: - писать ь на конце
              глаголов в неопределенной форме после шипящих; - образовывать гла­голы настоящего, прошедшего и буду­щего времени -четко, ясно, последовательно из­лагать свои мысли в устной и письменной форме при написа­нии небольшого тек­ста, изложения - писать ь на конце
              глаголов в неопределенной форме после шипящих; - образовывать гла­голы настоящего, прошедшего и буду­щего времени - писать под диктов­ку текст; - находить и исправ­лять ошибки -самостоя­тельно анализиро­вать изученные язы­ковые явления и вы­полнять провероч­ную работу

              127. Неопределенная форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределенной формы.

              1 -развивать умение письменного пересказа текста

              128. Образование времени от неопределенной формы глагола.

              1 -развивать умение определять форму глагола, ставить глагол в неопределенную форму, писать слова с орфограммой-буквой ь в неопределенной форме глагола на -чь

              129. Разбор глагола как части речи.

              1 - совершенствовать навыки письма под диктовку; - проверить умения писать слова с изученными орфограммами

              130. Проверочная работа № 11 «Глагол»

              1 -формировать умение определять форму глагола, образовывать различные формы времени

              131. Контрольный диктант № 6.

              1 -формировать умение производить разбор глагола как части речи по порядку

              132. Анализ ошибок и коррекция знаний

              1 -выявить уровень владения теоретическими и практическими знаниями по теме «Глагол как часть речи»

              133. Контрольное изложение

              1 Изложение текста (повествование) Уметь излагать текст

              Раздел 26. Предложение. Виды предложения по цели высказывания - 3 часа

              134 Анализ ошибок и коррекция знаний Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

              1 -формировать умение определять предложения по цели высказывания, ставить знаки в конце предложений уметь: - определять вид предложения по цели высказывания - правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией; - определять вид предложения по ин­тонации

              135 Интонация в предложениях, различных по цели высказывания.

              1 -формировать понятие «логическое ударение» -развивать умение отличать обычное. Фразовое ударение от логического

              136 Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.

              1 -формировать умение характеризовать предложения по цели высказывания и по интонации

              Раздел 27. Главные и второстепенные члены предложения - 6 часов

              137 Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.

              1 -формировать понятие «грамматическая основа предложения, подлежащее, сказуемое знать: - названия и определение членов предложения: глав­ных (подлежащее и сказуемое) и второ­степенных (без диф­ференциации). - разбирать предложения по членам; - выделять подлежащее и сказуемое; - выделять сочетания слов - ставить во­просы к второсте­пенным членам, оп­ределять, какие отно­сятся к подлежащему и какие к сказуемому


              138 Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое.

              1 -развивать умение находить грамматическую основу предложения, графически её обозначать

              139 Понятие о второстепенных членах предложения.

              1 -формировать понятие «второстепенные члены предложения»

              140

              Составление схем предложений и предложений по схемам.

              1 -развивать умение различать понятия часть речи и член предложения, представлять предложения в виде схем

              141

              Предложения распространенные и нераспространенные.

              1 -развитие умений различать распространенные и нераспространенные предложения

              142 Разбор предложений. Контрольный словарный диктант.

              1 -формировать умение производить синтаксический разбор предложений по образцу

              Раздел 28. Предложения с однородными членами - 7 часов

              143 Однородные подлежащие и сказуемые.

              1 -формировать понятие однородные члены, развивать умение находить однородные подлежащие и сказуемые уметь: - правильно произ­носить предложения с интонацией пере­числения; - видеть в предложении однородные чле­ны, ставить запятую в предложениях с одно­
              родными членами (без союзов и с одиноч­ным союзом и); - осознавать роль знаков препинания в письменном общении; - составлять предло­жения с однородными членами, упот­реблять их в речи

              144 Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении.

              1 -развивать умение находить однородные члены предложения и составлять их графические схемы

              145 Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами.

              1 -развивать умение ставить или не ставить запятую в предложениях с однородными членами

              146 Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.

              1 -совершенствовать умения составлять предложения к графическим схемам, анализировать постановку знаков препинания

              147 Главные и второстепенные однородные члены предложения.

              1 -развивать умение объяснять постановку запятой в предложениях с однородными членами

              148 Запятая в предложениях с однородными членами

              1 -развивать умение ставить запятую в предложениях с однородными членами


              149. Свободный диктант

              1 Изложение текста

              Раздел 29. Простые и сложные предложения - 8 часов

              150 Анализ ошибок и коррекция знаний Понятие о простом и сложном предложении.

              1 -формировать понятие простого и сложного предложения -учить отличать предложения разной структуры уметь: - читать и понимать учебно-научные тек­сты; - письменно пересказывать текст; - ставить запятую в предложениях с однородными членами -самостоя­тельно анализиро­вать изученные язы­ковые явления и вы­полнять провероч­ную работу

              151 Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения.

              1 -формировать умение находить сложное предложение, составлять схемы предложений

              152 Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые.

              1 -развивать умение устанавливать последовательность действий для постановки или непостановки запятых

              153 Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые.

              1

              154 Разбор простого и сложного предложений.

              1 -развивать умение производить синтаксический разбор предложения


              155 Свободный диктант.

              1 -совершенствовать умение пересказа в письменной форме


              156 Проверочная работа № 12 «Предложение»

              1 выявить уровень владения теоретическими и практическими знаниями по теме «Предложение»


              157 Анализ ошибок и коррекция знаний

              1 Разные способы проверки слов



              Раздел 30. Повторение - 13 часов

              158 Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. Контрольный словарный диктант

              1 -закрепить изученный материал о слове, предложении, тексте уметь: - списывать текст - писать под диктов­ку текст; - находить и исправ­лять ошибки - видеть в сло­вах изученные орфо­граммы; правильно писать слова с ними

              159 Повторение изученных орфограмм состава слова

              1 - совершенствовать навыки письма под диктовку; - проверить умения писать слова с изученными орфограммами

              160 Повторение изученных орфограмм состава слова

              1

              161


              Контрольное списывание.

              1


              - выявить уровень усвоения пройденного материала

              162 Анализ ошибок и коррекция знаний

              1

              163 Итоговая контрольная работа за год

              1 выявить уровень усвоения пройденного материала

              164 Анализ ошибок и коррекция знаний

              1 закрепить написание слов с изученными орфограммами


              165 Итоговый контрольный диктант.

              1 -выявить уровень усвоения пройденного материала


              166 Анализ ошибок и коррекция знаний

              1
              Уметь находить и исправлять ошибки

              167 Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи.
              1 -закрепить написание слов с изученными орфограммами


              168 Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи.

              1

              169 Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи.

              1

              170 Урок-игра «Путешествие по орфографии» 1




              Итого 170ч




              8. Материально- техническое обеспечение по русскому языку Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями: • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык». Учебники. 3-й класс; • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.А. Фролова «Орфографическая тетрадь по русскому языку», 3-й класс; • Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебникам «Русский язык» для 2-го классов; • Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 3-го классов; • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 2-го классов; • М.А. Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для 3-го класса; • Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, М.А. Яковлева. «Русский язык», 3-4 классы. Методические рекомендации для учителя. - Словари: В.И. Даль «Толковый словарь», словарь фразеологизмов, морфемный словарь и словообразовательный словарь,

              орфографический словарь русского язык

              12


              © 2010-2022