Рабочая программа Русский язык 1 класс УМК Гармония

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Согласовано УТВЕРЖДАЮ

руководитель предметной кафедры Директор МАОУ гимназии № 16

«Интерес»

__________ (Дабижа О.М.) _______________ И.В.Снегирева

пр. № _1_ от _01 сентября_2015г. «01» сентября 2015г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

гимназия № 16 «Интерес»

Муниципального образования Люберецкий муниципальный район

Московской области





Рабочая программа

по русскому языку для 1-х классов

на 2015-2016 учебный год



Уровень программы базовый






Учитель: Мазунова Е. Ю.




Пояснительная записка

Русский язык.

1. Роль и место дисциплины Изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Приобретенные знания, первоначальное овладение родным языком станут фундаментом для дальнейшего обучения этому предмету, а также необходимыми для применения к самым различным сторонам жизни и деятельности человека.

2. Адресат Программа адресована обучающимся первых классов общеобразовательных школ.

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту

Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко (УМК «Гармония»), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

4. Цели и задачи Курс русского языка в начальных классах - это составная часть общего лингвистического образования учащихся. Цель курса - обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.
Задачи начального курса русского языка:

  1. Создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи.
  2. Заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации.
  3. Сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
  4. Средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться.
  5. Обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.

5. Специфика программы Предлагаемый курс русского языка, построен на основе деятельностного подхода к организации лингвистического образования учащихся. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи - к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты. Именно через реализацию деятельностного подхода к освоению предметного содержания в данном курсе осуществляется заложенная в ФГОС идея органичного слияния процессов обучения, развития и воспитания школьников в одно целое. При этом под обучением русскому языку понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений. Под развитием учащихся - формирование их лингвистического мышления, способности осознавать язык как предмет наблюдения. Выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции. Необходимый компонент развития школьников - формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление в целом основ учебной самостоятельности. В том числе - потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность. Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме. В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку: а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие; в) освоить комплекс универсальных учебных действий.

6. Основные содержательные линии курса Предмет «Русский язык» в систематическом курсе представлен следующими содержательными линиями:

  • основы лингвистических знаний о языке (в области фонетики, графики, морфемики, грамматики) и формирование языковых умений;
  • основы речеведческих знаний и развитие речи (совершенствование речевой деятельности);
  • основы знаний по орфографии и пунктуации, становление орфографических и элементарных пунктуационных умений.
В силу особой значимости формирования у детей всех видов речевой деятельности в описании содержания курса отдельно представлен раздел «Виды речевой деятельности». Практическая работа по развитию речи школьников (по совершенствованию их речевой деятельности) и освоение ими вопросов правописания осуществляется как при изучении специальных тем курса, так и на других уроках. В рамках систематического курса русского языка продолжается совершенствование каллиграфических умений учащихся, но при этом центральной задачей, наряду с корректировкой этих умений, становится формирование у учеников каллиграфического самоконтроля и адекватной самооценки этой стороны письма.

7. Структура программы «Фонетика, орфоэпия и графика» Звуки и буквы русского языка. Различение гласных и согласных звуков. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягких звуков на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я, ь. Звонкие и глухие согласные звуки. Смыслоразличительная роль звуков. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Гласные ударные и безударные. Качественная характеристика звука (гласный ударный - безударный, согласный твёрдый - мягкий, звонкий - глухой, парный - непарный). Слоговой состав слова. Слогообразующая роль гласных звуков. Слоговой и звукобуквенный анализ слова. Использование знания слогораздела для переноса слов. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами русского литературного языка. Алфавит. Названия букв в алфавите. Знание конфигурации букв рукописного алфавита. Упражнения в совершенствовании техники письма: разборчивости, линейности, достижения параллельности и равноотставленности штрихов, связного соединения двух букв. Закрепление в самостоятельном выполнении правил гигиены письма. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова. Наблюдение над единообразным написанием безударных гласных в общих частях слов. Ознакомление с простейшими способами подбора проверочных слов (один - много, много - один). «Предложение и текст» Речь как способ общения людей. Речь устная и письменная, высказывание в объёме предложения или текста. Общее представление о тексте: смысловое единство предложений, заголовок как тема текста. Отличие слова и предложения. Предложение как высказывание. Слова как строительный материал предложений. Установление смысловой связи слов по вопросам. Интонационная законченность предложения. Составление предложений из набора слов, на определённую тему, правильное их оформление в устной и письменной речи. «Слово и его значение (лексика)» Слова как названия всего, что существует: предметов, их признаков, действий. Понимание слова как единства звучания и значения. Наблюдение над значениями слов русского языка. Подбор слов со сходными (синонимическими) и противоположными (антонимическими) значениями. Наблюдение над употреблением слов в переносном значении, употреблением многозначных слов. Использование словарей для наведения справок о значении, происхождении и правописании слова. Наблюдение над общностью значений родственных слов. Наблюдение над общим значением слов, называющих предметы, действия предметов, признаки предметов (морфологические наблюдения). «Орфография» Ознакомление с правилами правописания и их применение на практике:

  1. обозначение гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щуи буквосочетаний чк, чн);

  2. раздельное написание слов;

  3. перенос слов по слогам без стечения согласных;

  4. большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных и отдельных географических названиях (стран, рек, населённых пунктов);

  5. написание слов из словаря;

большая буква в начале предложения, знаки препинания в конце.

8. Требования к результатам

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета «Русский язык» Личностные результаты:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
  • принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь - это показатели культуры человека;
  • появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.
Метапредметные результаты: Регулятивные (обеспечивают способность регулировать свою деятельность):
  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
  • действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Познавательные:
  • искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу;
  • читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
  • фиксировать информацию разными способами;
  • понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной;
  • пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения;
  • выполнять логические действия с языковым материалом: анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение;
  • подводить под понятие, доказывать, делать выводы.
Коммуникативные:
  • осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей;
  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;
  • понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.
Предметные результаты освоения курса русского языка:
  • овладение начальными представлениями о средствах языка и возможностях их использования в речи;
  • освоение основных понятий и правил из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного);
  • умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), при этом рассматривать их с указанной точки зрения;
  • способность конструировать единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), а также создавать собственные высказывания для конкретной ситуации общения, в том числе небольшие тексты определённых жанров (в объёме изученного);
  • умение в процессе письма пунктуационно правильно ( в освоенных пределах) оформлять мысли, а также замечать орфограммы, осознавать свои затруднения, решать орфографические задачи (в том числе по словарю), а в неизвестных случаях освоенным способом (с помощью «окошка») «уходить» от орфографической ошибки;
  • проверять написанное и аккуратно (при необходимости) вносить коррективы.

9. Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Работа в паре. Работа в паре постоянного состава - это такая форма работы учащихся, при которой два ученика в течение заданного времени осуществляют совместную работу над учебным материалом. Роли учеников при выполнении задания могут быть разными, поэтому должна иметь место смена ролей. В первом классе задания, выполняемые в паре, являются простыми по структуре и небольшими по объему. Дифференцированные задания. Среди заданий для формирования различных учебных навыков присутствуют блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Предполагается, что каждый ученик сможет выбрать из данного набора заданий то, которое соответствует его силам. Интеллектуальный марафон. Под этой рубрикой в учебнике находятся задания повышенной сложности, а также задания на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях. Эти задания располагаются в вариативной части учебника. Главная цель «интеллектуального марафона» - развитие мыслительной деятельности учащихся. Творческие работы. Эти задания вариативной части учебника направлены на развитие творческого мышления учащихся. Информационный поиск. Успешное обучение ребенка в современной школе во многом определяется его информационной грамотностью, то есть способностью находить информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную, использовать информацию и обмениваться ею с другими, а также создавать новую.Для учащихся первых классов (в силу небольшого объема их знаний и умений) поиск необходимой информации во многом затруднен. Поэтому источниками информации для них становятся, прежде всего, взрослые (учителя, члены семьи, старшие товарищи). Проверочные и тренинговые работы. Проверочные работы проводятся после прохождения той или иной темы или подтемы. Проектная деятельность. Проектная деятельность проводится после прохождения всех тем учебника по русскому языку, то есть в конце учебного года. В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).

10. Итоговый контроль

В конце учебного года в первом классе проводится один контрольный диктант (15-18 слов) и 1 контрольное списывание печатного текста (15 слов).

11. Объем и сроки изучения На изучение русского языка отводится 5 часа в неделю, всего - 50 часов.


Тематическое планирование по русскому языку

1 класс

УМК «Гармония»

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Послебукварный период

Раздел 1. Язык и речь (16 часов) Родной язык и иностранные языки. Речь деловая и изобразительная (картинная), устная и письменная. Главные требования к речи: быть понятной и вежливой. Оформление мыслей (предложений) в устной речи и при письме. Правильное и красивое письмо как важное условие понятности и вежливости речи. Группы слов: слова-названия людей, животных, вещей; их признаков, действий, количества. Слова- указатели; слова-помощники. Собственные имена.
Звукирусского языка: гласные и согласные; гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие, парные и непарные; согласные звонкие и глухие, парные и непарные (обобщение). Элементарная транскрипция (термин не потребляется) как способ обозначения звукового состава слов. Буквы, алфавит; использование алфавита в словарях. Способы обозначения твердости-мягкости согласных буквами гласных и ь; способы обозначения звука [й'] буквами е, ё, ю, я; й (обобщение). Орфограммы («опасные при письме места»), их признаки: начало и конец каждой мысли, границы слов, собственные имена, перенос слов, ударные слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу; безударные гласные звуки, парные по глухости-звонкости согласные на конце слов и перед другими парными по глухости-звонкости. Способы нахождения «опасных мест» и их указание в записанном тексте. Графические и орфографические неправильности («описки и ошибки») как препятствия для понимания письменной речи. Проверка написанного и способы исправления погрешностей. Состав действий списывания и письма под диктовку.



Записка, письмо, телеграмма, поздравление: особенности их содержания, структуры и письменного оформления.

. Предложение и текст (4 ч Речь устная и письменная. Слово и предложение. Предложение и текст. Знаки препинания.












Раздел 2. Фонетика. Графика. Орфография (25 часов)

Слог. Перенос слов. Звуки и буквы. Алфавит. Ударение. Ударные и безударные гласные. Парные твердые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак - показатель мягкости. Парные звонкие и глухие согласные звуки. Непарные звонкие и глухие согласные звуки. Шипящие согласные звуки.





















Раздел 3. Язык. Речь. Практика речевой деятельности (9 часов) Записка, письмо, телеграмма, поздравление: особенности их содержания, структуры и письменного оформления.

Различать (на практическом уровне) случаи использования устной и письменной речи (собственной и чужой).

Обсуждать (в паре) возможности

аудио-, видеотехники сохранять и предавать речь.

Наблюдать за словарными словами (система заданий).

Узнавать о происхождении слов из этимологического словарика в конце учебника (система заданий). Запоминать правильное произношение слов, предложенных в рубрике «Говори правильно!» (система заданий)

Объяснять смыслоразличительную роль звуков речи.

Выполнятьзвуко-буквенный анализ. Корректировать слова путем замены в них букв.

Соотносить гласные звуки и буквы, обозначающие эти звуки.

Восстанавливать слова, записанные без букв, обозначающих гласные звуки, и контролировать их написание по орфографическому словарику в конце учебника (система заданий). Объяснять смыслоразличительную роль гласных звуков, приводитьсвоипримеры.

Находить ударный гласный в слове.

Наблюдать за смыслоразличительной ролью ударения.

Экспериментировать с изменением ударения в словах. Наблюдать за словами с буквой ё, самостоятельно делатьвывод о том, что слог с буквой ё всегда ударный.











Тематическое планирование

Обучение грамоте и письму, развитие речи (115 часов)

Наименование раздела

Характеристика деятельности учащихся

1.

Раздел 1

Добуквенный период (29 часов)


Создавать и поддерживать порядок на своём рабочем месте.

Слушать учителя и выполнять его инструкции. Понимать информацию, представленную рисунками в прописях, и выбирать те образцы, которые соответствуют особенностям ученика (леворукий, праворукий)

Определять направление ручки при письме (вверх, чуть выше плеча).

Обводить рисунки по контуру серого цвета. Анализировать картинки.

Определять направления движения персонажей: вверх, вниз, вправо, влево, вокруг.

Анализировать подпись под картинкой, узоры на разлиновке, определяя назначение каждой линии, начало и направление письма на строке.

Обводить узоры, контурные картинки, устанавливать закономерности, самостоятельно дорисовывать узоры.

Штриховать рисунки и геометрические фигуры, выбирать соответствующее направление штрихов.

Оценивать выполненную работу, выбирая одну из схем (доволен не доволен своей работой).

Анализировать рисунки, выбирать те, которые подходят каждому из учеников (леворукому или праворукому) с точки зрения положения тетради, выводить (вместе с учителем) «секрет» наклонного письма и пользоваться им. Анализировать образцы элементов букв, подбирать сравнения, запоминать названия элементов.

Сравнивать новые элементы с уже изученными, находить в них сходство и различие.

Называть элементы букв, выполнять нужные движения при их письме.

Оценивать выполнение работы с точки зрения каллиграфического письма элементов букв, дорисовывая схему-рисунок.

Сравнивать модели предложений, соотносить предложение со схемой (моделью).

Выводить (вместе с учителем) действия, выполняемые при письме под диктовку, и самостоятельно «записывать» предложения (в том числе с делением на слова) в виде схем (моделировать)

Рассматривать узоры из элементов букв и определять способы их соединения.

Проверять возможность соединения элементов букв каждым из выявленных способов.

Анализировать записи и находить в них изученные соединения элементов.

Обводить по серому шрифту элементы букв с рассмотренными соединениями, подбирать элементы, которые присоединяются к другим тем или иным способом.

Оценивать выполнение работы с точки зрения начертания элементов букв, дорисовывая схему-рисунок.

Участвовать в построении обобщений: понимать обобщающие модели, дополнять их недостающими условными обозначениями.

2.

Раздел 2

Основной период (букварный)

(79 часов)


Анализировать буквы, вычленять из них знакомые элементы, сравнивать выделенные элементы с элементами в прописи, проверять умение писать эти элементы, конструировать из них буквы.

Определять начало письма буквы, обводить их по серому шрифту и писать самостоятельно, сравнивать написанные буквы с образцом в прописи.

Осознанно выбирать вид соединения новой буквы с последующей.

Обозначать гласные и согласные звуки в сильных позициях изученными буквами. Выводить действия, необходимые при списывании и составлять с помощью учителя памятку списывания.

Действовать при списывании по определённому плану.

Писать под диктовку слова и предложения по предложенной технологии.

Пользоваться правилом правописания ударного сочетания «ши»

Определять вид соединения букв, устанавливать его зависимость от начала письма следующей буквы.

Понимать информацию о правилах письма, представленную в моделях, соблюдать это правило при письме.

Выбирать способ обозначения твёрдости-мягкости согласных звуков на основе правила письма.

Регулировать свои действия при списывании и письме под диктовку.

Разграничивать ударные и безударные звуки, сравнивать звуки и буквы на месте безударных гласных; обозначать вывод в модели; выяснять правильные буквы и конструировать слова. Действовать по намеченному плану при списывании и письме под диктовку.

Наблюдать за обозначением звука [й,] буквой й. Анализировать начертание буквы, сравнивать её с другими изученными буквами. Самостоятельно писать слова с изученной буквой.

Определять начало письма букв и выполнять необходимые при письме действия. Регулировать процесс письма и оценивать результат.

Наблюдать за обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слов буквами, формулировать с помощью учителя вывод о наличии «опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова.

Находить в словах эти «опасные места». Наблюдать за звучанием и написанием сочетания «жи»

Распространять правило обозначения ударного гласного звука [ы] в сочетании «ши» на сочетание «жи», обобщать сведения и формулировать правило правописания ударных сочетаний «жи-ши». Писать слова с данными сочетаниями, пользуясь правилом.

Списывать и писать под диктовку, с принятой технологией, регулировать свои действия.

Оценивать выполнение работы с точки зрения каллиграфического письма элементов букв, дорисовывая схему-рисунок.

Рассказывать по моделям правила письма.

Писать под диктовку слова, выполняя правила графики.

Списывать с ь и ъ знаками.

Обобщать сведения об «опасностях письма», находить соответствующие места в словах, при выполнении специальных заданий, при списывании; где можно, объяснять выбор букв.

Наблюдать за использованием алфавита, тренироваться в его применении.

Использовать изученные орфографические правила при письме.

Проверять себя и оценивать собственные достижения.

Проводить частичный звуковой анализ слов, называть указанные звуки и осознавать задачу урока.

Выделять в словах звук [й,], определять его место, выбирать нужную букву, обводить слова по серому шрифту, вписывать буквы «е, ё, ю, я, и». Обобщать сведения об «опасных при письме местах», обнаруживать «опасные места» в зрительно воспринимаемых текстах. Писатьподдиктовку, применяя изученные правила. Списывать предложения, выполняя всю последовательность действий и объясняя применение изученных правил.

Тренироваться в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку.

3.

Раздел 3 Послебукварный (завершающий) период

(7 часов)


Понимать тему урока по заголовку в прописи. Группировать буквы как буквы гласных и согласных звуков. Записывать слова под диктовку и определять их алфавитный порядок. Соотносить записанные слова и предложения с рисунками, находить в записях «опасные места». Применять изученные правила, выбирать и вписывать буквы. Списывать и писатьподдиктовку, регулировать при этом свои действия. Оценивать выполнение работы с точки зрения каллиграфии и правильности письма. Осознавать тему урока по её названию в прописи, обсуждать, чему учились и чему научились, выполнять задания и проверять умения, оценивать собственные достижения. Тренироваться в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку.


Круг сведений о языке, речи и правописании (50 часов)


Наименование раздела

Характеристика деятельности учащихся

1.

Раздел 1

Язык и речь (16 часов)


Знакомство с учебником русского языка (1 час)




О нашей речи (2 часа)










Какие бывают слова?

(6 часов)





Разные языки: родной

и иностранные (2 часа)

Речь устная и письменная

(5 часов)


Рассматривать обложку, страницы книги, вычленять отдельные элементы, распознавать детали, несущие незнакомую информацию.

Читать письмо авторов, анализировать его построение, выбор слов, соблюдение правил речи. Просматривать учебник, находить подтверждения слов из письма авторов.

Обнаруживать в записи «опасные места». Планировать процесс списывания и действовать по плану.

Анализировать модель речи, с опорой на неё строить сообщения.

Участвоватьвбеседе, соблюдая правила общения. Вступатьв общение с персонажами, отвечать на их вопросы.

Сравнивать записи, различать правильные и неправильные, группировать их, аргументировать решение.

«Озвучивать» рисунки, математические записи, использовать средства выразительности устной речи. Конструировать предложения.

Анализировать высказывания, квалифицировать их как «деловое сообщение», «словесный рисунок». Вступать в беседу с взрослыми дома, задаватьвопросы, выслушивать ответы и на их основе строитьсообщения, рассказы; планировать свою речь с помощью опорных слов.

Анализировать предложения, выявлять причины его неясности.

Читать вопрос-заголовок, ставить задачи урока. «Рассыпать» предложения на слова, классифицировать их в зависимости от вопроса и значения.

Делать вывод о наличии в языке групп слов, обобщать сведения.

Анализировать значения слов, ставить вопросы к словам, классифицировать их.

Конструировать предложения, находить «опасные места», списывать, действуя по алгоритму; моделировать диктуемое предложение и писать его под диктовку с опорой на модель.

Выявлять слова, значения которых требуют уточнения; обращаться к словарю, находить в нём нужное слово.

Анализировать слова, выбирать написание.

Читать сообщения, находить нужные сведения. Отвечать на вопросы персонажей, аргументировать ответы.

Находить в учебнике требуемую информацию, в том числе для проверки своих знаний, умений.

Сравнивать значения слова «язык», анализировать ответ персонажа, выявлять причину неправильности. Анализировать родственные связи слов, делать умозаключение о значении слова.

Инициировать беседу дома на обсуждаемую тему, определять свою точку зрения.

Сравнивать слова, произносимые на разных языках. Читать, «добывать» ответ на вопрос учебника. Рассматривать и сравнивать обложки книг, выявлять их авторов, квалифицировать книги как знакомые и незнакомые.

Списывать, действуя по освоенному алгоритму. Находить слова в словаре, выписывать их. Анализировать урок с точки зрения приобретения новых сведений, обобщать их.

Анализировать речевые ситуации, изображенные на рисунках, разграничивать их с точки зрения использования разновидностей речи.

Читать, выявляя новые сведения.

Определять границы предложений при зрительном восприятии текста, передавать их с помощью языковых средств в устной речи и при письме. Соотносить текст и его модельную запись, схематическизаписывать текст, воспринимаемый на слух.

Создавать на основе рисунков словесную картину, разыгрыватьситуацию, используя средства выразительности устной речи.

Списывать и писать под диктовку, выполняя необходимый алгоритм действия.

Сравнивать слова с одинаково звучащими приставками и предлогами, по опорной схеме формулировать способ их разграничения и применять его при письме.

2.

Раздел 2

Фонетика. Графика. Орфография

(25 часов)


Звуки русского языка

(5 часов)



Буквы русского языка

(4 часа)


Звуки и буквы

(«Как работают буквы?»)

(9 часов)

Что значит писать правильно?

(7 часов)


Выделять определённый звук, последовательность звуков, характеризовать звук по известным признакам (по указанному признаку).

Выявлять слово по характеристике его звуков (определённого звука); группировать слова с учётом характера звукового состава; составлять звуковые схемы слов, сравнивать их.

Осознавать противоречие: звуковые схемы одинаковые, а слова и звуки в них разные.

Слушать (читать) информацию для поиска способа разрешения противоречия; осознавать приобретённую информацию как способ решения задачи.

Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию. Сравнивать и различать звуки по заданным характеристикам.

«Читать» модельные записи слов; фиксировать звуковой состав слова значками транскрипции («значками звуков»).

Разграничивать буквы и звуки в словах, соотносить буквы и скрытые за ними звуки, классифицировать, группировать слова в зависимости от характеристики указанных звуков, от их звукового состава.

Различать буквы русского и иностранного языков. Слушать (читать), выявляя нужные сведения. Сравнивать значения слов, уточнять их по словарю; наблюдать за расположением слов в словаре.

Делатьумозаключение о необходимости знания алфавита.

Выявлять алфавитный порядок слов, располагать слова по алфавиту (применительно к разным жизненным ситуациям).

Анализировать порядок букв, слов, различать их последовательности как правильные или неправильные. Находить в словах «опасные места» (на слух и зрительно), выяснять (проверять) буквы по словарю.

Сравнивать естественное звучание слова и его звучание при графической ошибке; вычленять неверно обозначенный звук, объяснять ошибку. Формулировать (с опорой на модель) способ действия при выборе буквы, выполнять нужные действия. Планировать решение задачи письма.

Обобщать (с опорой на модель) правила русской графики; создавать с помощью модели и ключевых слов деловые монологические высказывания. «Переводить» звуковые записи слов в буквенные, анализировать и классифицировать слоги, слова с учётом характера звука, его позиции в слове и способа обозначения буквой.

Сравнивать способы обозначения мягкости согласных звуков, (звука [й,]); выбирать нужный способ в зависимости от позиции звука в слове.

Различать правильные написания и неверные, проверятьнаписанное, а также контролировать ход рассуждения персонажа (другого ученика), находить и исправлять ошибки.

Применять правила в свободном письме (под диктовку, при оформлении своих мыслей); проверять собственные записи.

Находить опечатки (описки) в тексте, выявлять их влияние на понимание мысли; делать вывод о необходимости проверки написанного.

Участвовать в обсуждении «мнения» персонажа, высказывать свою точку зрения.

Разграничивать описки (пропуски, замены букв) и ошибки (места на правила); осознавать различия в способах действия для поиска описок и ошибок, выполнять эти действия.

Находить на слух и зрительно места на изученные правила, применять их; обнаруживать другие «опасности письма», обращаться к словарю учебника для решения задач, находить в нём нужные слова, задавать вопросы о написании слов.

Различать звуки и буквы, анализировать звуки на основе восприятия письменного текста; находить в тексте, группировать слова по указанным признакам; выявлять недостаточно понятные слова. Регулировать свои действия при списывании, письме под диктовку и проверке написанного.

Оценивать свои действия.

3.

Раздел 3.

Язык. Речь. Практика речевой деятельности

(9 часов)


Записки (2 часа)

Как пишут письма и телеграммы? (4 часа)


Поздравления (2 часа)


Перелистаем учебник (1час)



Анализировать записи, определять цель их создания. Получать информацию из учебника о названии записей (записка, телеграмма, письмо, поздравление), их строении и правилах оформления при письме. Соотносить средства языка (слова) со структурными частями: обращением, приветствием, прощанием. Конструировать записки, поздравления из готовых элементов, телеграммы из предложений; «сжимать» предложение до телеграммы; развёртывать телеграмму в предложение.

Редактировать записки, телеграммы, поздравления. Писать свои поздравления, записки, письма, выбирать обращения, пожелания и другие средства языка с учётом адресата речи.

Использовать освоенные речевые жанры в практике общения.

Обсуждать правила письменного общения, способы проявления вежливости.

Анализировать и оценивать свои достижения и трудности; осознавать своё отношение к урокам русского языка.





Приложение к рабочей программе


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Класс Учитель Количество часов: Всего 50 ч : в неделю 5 ч Плановых контрольных уроков1 Планирование составлено на основе рабочей программы по русскому языку

  1. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. Русский язык. « К тайнам нашего языка. » М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2015 г.
  2. Рабочая тетрадь к учебнику «К тайнам нашего языка», 1 класс. М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко - Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2015 г.
  3. Методические рекомендации к учебнику «К тайнам нашего языка» 1 класс. М. С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко. - Смоленск: « Ассоциация ХХI век», 2013 г.


Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании

УИПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления знаний

УЗНЗВУ - урок закрепления новых знаний и выработка умений

УОСЗ - урок обобщения и систематизации знаний

ГКП - гимназический компонент программы


Тематическое планирование.

Русский язык. « К тайнам нашего языка »

1 класс. УМК «Гармония»

50 часов (5 часов в неделю, начиная с 10 марта)


№ п/п

№ урока

Тема урока,

страницы учебника

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания




Задачи урока

Вид контроля

Универсальные учебные действия


Дата проведения

План

Факт

Раздел 1. Язык и речь (16 часов: 15ч /1р)

1

1

Знакомство с учебником

русского языка.

1

УИПЗЗ

Рассматривают обложку, страницы книги, вычленяют отдельные элементы, распознают детали, несущие незнакомую информацию. Читают письмо авторов, анализируют его построение, выбор cлов, соблюдение правил речи. Просматривают учебник, находят подтверждения слов из письма авторов, определяют своё мнение.

Ориентироваться на странице учебника,

понимать его условные обозначения;

списывать, выполняя определённую последовательность действий.

Текущий

Различать (на практическом уровне) случаи использования

устной и письменной речи (собственной и чужой).

Обсуждать (в паре) возможности аудио-, видеотехники сохранять и предавать речь.

Наблюдать за словарными словами (система заданий).

Узнавать о происхождении слов из этимологического словарика в конце учебника (система заданий).

Запоминать правильное произношение слов, предложенных в рубрике «Говори правильно!» (система заданий)

10.03

О нашей речи.(2ч.)

2

1

Повторение изученного о речи.

1

УИПЗЗ

Строить высказывания на основе различных источников; осознавать признаки и качества речи, различать виды речи.

Находить орфограммы

(без термина), списывать, в т.ч. выборочно, применять известные правила письма.

Анализируют модель речи, с опорой на неё строят сообщения. Участвуютвбеседе, соблюдая правила общения. Вступаютв общение с персонажами, отвечают на их вопросы.

Текущий Учебно-познавательный интерес, желание учиться. (Л.)1 - Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. (Р.) - Осуществлять поиск информации в учебнике. (П-1.) Выполнять анализ, сопоставление информации, представленной в разной форме. (П-2.)

- Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

11.03

3

2

О нашей речи. Роль слов в речи.

1

УИПЗЗ

Текущий

14.03

Какие бывают слова? (6ч.)

4

1

Знакомство с тремя группами слов: названиями, указателями, помощниками.

1

УИПЗЗ

Наблюдать за значением и назначением слов, осознавать наличие различных групп слов. Замечать слова, значение которых требует уточнения, спрашивать о них, смотреть их значение в словаре учебника. Ставить вопросы к словам, разграничивать слова по значению и вопросам, относить их к определённой группе слов (части речи). Вычленять среди слов-названий собственные имена, писать их с большой буквы. Списывать и писать под диктовку. Обращаться к словарю и правильно писать осваиваемые «словарные» слова. Составлять предложения и короткие монологи.

Анализируют предложения, выявляют причины его неясности. Читают вопрос-заголовок, ставят задачи урока. «Рассыпáют» предложения на слова, классифицируютих в зависимости от вопроса и значения. Делают вывод о наличии в языке групп слов, обобщают сведения. Анализируют значения слов, ставят вопросы к словам, классифицируют их. Конструируют предложения, находят «опасные места», списывают, действуя по алгоритму; моделируют диктуемое предложение и пишут его под самодиктовку с опорой на модель. Выявляют слова, значения которых требуют уточнения; обращаются к словарю, находят в нём нужные слова. Анализируют слова, выбирают написание. Читают сообщения, находят необходимые сведения.

Текущий

Объяснять слогообразующую роль гласного звука.

Определять количество слогов в слове.

Восстанавливать слова с нарушенным порядком слогов, конструировать слова из слогов

Обсуждать необходимость переноса слов.

Сравнивать деление слов на слоги и для переноса.

Запоминать пословицу и записывать ее по памяти

Объяснять смыслоразличительную роль звуков речи.

Выполнятьзвуко-буквенный анализ.

Корректировать слова путем

замены в них букв

Правильноназывать буквы русского алфавита.

Объяснять необходимость существования алфавита.

Приводитьпримеры использования алфавита в своей учебной и жизненной практике.

Распределять слова по алфавиту.

Договариваться об очередности действий при работе в паре (кто первый, кто второй)

Соотносить гласные звуки и буквы, обозначающие эти звуки.

Восстанавливать слова, записанные без букв, обозначающих гласные звуки, и контролировать их написание по орфографическому словарику в конце учебника (система заданий).

Объяснять смыслоразличительную роль гласных звуков, приводитьсвоипримеры

Находить ударный гласный в слове.

Наблюдать за смыслоразличительной ролью ударения.

Экспериментировать с изменением ударения в словах.

Наблюдать за словами с буквой ё, самостоятельно делатьвывод о том, что слог с буквой ё всегда ударный

15.03

5

2

Слова-названия, отвечающие на вопросы кто? что?

1

УИПЗЗ

Текущий

16.03

6

3

Знакомство с собственными именами. Значение и написание собственных имён.

1

УИПЗЗ

Запись слов условными значками звуков

17.03

7

4

Расширение сведений о собственных именах.

Названия стран, городов, деревень, улиц, рек, книг, журналов.

1

УИПЗЗ

Тренинговые упражнения в рабочей тетради

Тест «Большая буква в именах собственных»

18.03

8

5

Упражнение в выявлении и написании собственных имён.

1

УИПЗЗ

Тренинг. упражнения в рабочей тетради

21.03

9

6

Обобщение по теме.

Обучение проверке своих знаний и умений.

1

УИПЗЗ

Текущий

Обучающий диктант

22.03

Разные языки: родной и иностранные (2ч.)

10

1

Какие бывают языки?

1

Отвечать на вопросы, находить ответы на вопросы в тексте. Составлять предложения и короткие монологи. Ставить вопросы к словам, разграничивать слова по вопросам кто? что? (закрепление), выделять собственные имена и писать их с большой буквы.

Списывать, выполняя известный план действий; выяснять написание слов по словарю.

Сравнивают значения слова «язык», анализируют ответ персонажа, выявляют причину неправильности. Анализируют родственные связи слов, делают умозаключение о значении слова. Задают дома вопросы по теме урока, ведут беседу, определяют свою точку зрения.

Тренинговые упражнения в рабочей тетради Представление о понятии «родной язык», о русском языке как государственном («языке страны, где я живу»); осознание языка как средства общения, себя как носителя языка, своей гражданской идентичности и этнической принадлежности. (Л.) - Действовать по инструкции, содержащейся в речи учителя, в учебнике. (Р.) - Находить нужную информацию в учебнике, использовать её в беседе. Осознавать появление новых знаний, расширение кругозора, положительно оценивать этот факт. (П-1.)Анализировать, сравнивать, обобщать полученные сведения. (П-2.)

23.03

11

2

Кто такие переводчики?

1

Тренинговые упражнения в рабочей тетради

24.03

Речь устная и письменная (5ч.: 4ч./1р.)

12

1

Устная и письменная речь, оформление границ предложения.

1

УИПЗЗ

Находить границы предложений. Строить предложения, правильно интонировать их в устной речи и оформлять в письменной; читать предложения, ориентируясь на знаки препинания в конце предложений, наблюдать за знаками препинания внутри предложений. Определять количество слов в предложении, узнавать слова-помощники и писать предложения под диктовку по введённой технологии, применять орфографические правила (написания большой буквы, предлогов, ударных сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу). Группировать слова по значению и вопросу (закрепление). Понимать содержание текста, выбирать более точный заголовок из предложенных. Анализируют речевые ситуации, изображенные на рисунках, разграничивают их с точки зрения использования разновидностей речи. Читают, выявляя новые сведения. Определяют границы предложений при зрительном восприятии текста, передают их с помощью языковых средств в устной речи и при письме. Соотносят текст и его модельную запись, схематическизаписывают текст, воспринимаемый на слух.

Текущий Познавательный интерес к предмету. Осознание себя носителем языка; желание умело пользоваться устной и письменной формами речи. (Л.) - Осознавать учебную задачу, принимать её, планировать и выполнять необходимые действия для её решения, учитывать при этом выделенные учителем ориентиры. Оценивать правильность выполнения учебных действий, адекватно воспринимать оценку учителя. (Р.) - Понимать информацию, представленную в различной форме, соотносить её, выражать в словесной форме. Читать информацию учебника, вычленять новые сведения, использовать их при решении практических задач. Осознавать учебные затруднения, стараться преодолевать их. (П-1) Анализировать, сравнивать, моделировать, делать умозаключения, выводы. (П-2)

- Рассказывать и слушать собеседника, участвовать в диалоге; распределять роли и выполнять совместную деятельность; проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.)

25.03

13

2

Выразительность устной и письменной речи.

1

УИПЗЗ

Тренинговые упражнения в рабочей тетради

28.03

14

3

Раздельное написание слов в предложении. Запятая при перечислении.

1

УИПЗЗ

Тренинговые упражнения в рабочей тетради

29.03

15

4

Разграничение приставок и предлогов (без терминов).

1

УИПЗЗ

Тренинговые упражнения в рабочей тетради

30.03

16

5

Закрепление умения определять границы слов и предложений, оформлять их при письме.

1

УИПЗЗ

Тренинговые упражнения в рабочей тетради

Контрольное списывание

31.03

Раздел 2.

Фонетика. Графика. Орфография

(25 часов)

Звуки русского языка(5ч.: 4ч./1р.)

17

1

Звуки речи. Новый способ их обозначения.

1

УИПЗЗ

Разграничивать понятия «звук» и «буква». Различать звуки гласные и согласные; гласные ударные и безударные; согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; вычленять отдельные звуки в словах и слышать всю последовательность звуков слова. Понимать записи, сделанные условными значками звуков (транскрипцию), делать такие записи в отдельных простых случаях, читать звуковые записи слов и оформлять их («расшифровывать и зашифровывать» слова).

Выделяют определённый звук, последовательность звуков, характеризуют звук по известным признакам (по указанному признаку). Выявляют слово по характеристике его звуков (определённого звука); группируют слова с учётом характера звукового состава; составляютзвуковые схемы слов, сравнивают их. Осознают противоречие: звуковые схемы одинаковые, а слова и звуки в них разные. Слушают (читают) информацию для поиска способа разрешения противоречия; осознают приобретённую информацию как способ решения задачи.

Тренинговые упражнения в рабочей тетради Учебно-познавательный интерес (к изучению русского языка, к наблюдению за его устройством), желание изучать предмет «Русский язык», положительное отношение к учению. (Л.) - Принимать и сохранять учебную задачу, выполнять последовательность действий для её решения; выполнять действия в материализованной громкоречевой форме. Осуществлять контроль за выполнением действий и их результатом; оценивать правильность выполнения различных учебных действий. (Р.) - Находить необходимую информацию в учебнике и практически использовать её, применять разные способы фиксации информации; понимать информацию, представленную в модельном виде, работать с ней, вносить коррективы. (П-1.)Анализировать, моделировать, сопоставлять, группировать, обобщать. (П-2.)

- Отвечать на вопросы, задавать их; понимать затруднения другого, правильно реагировать на них; строить сообщения, понятные для партнёра; распределять роли в ситуации игры и совместных учебных действий; контролировать действия партнёра; соблюдать правила общения. (К.)

01.04

18

2

Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости.

1

УИПЗЗ

Тренинговые упражнения в рабочей тетради

04.04

19

3

Освоение нового способа обозначения звукового состава слов.

1

УИПЗЗ

Тренинговые упражнения в рабочей тетради

Тест «Глухие и звонкие согласные»

05.04

20

4

Звуковой анализ слов.

1

УИПЗЗ

Тренинговые упражнения в рабочей тетради

06.04

21

5

Упражнение в записи под диктовку, в соотнесении звуков и букв.

1

УИПЗЗ

Текущий

Проверочная работа

07.04

Буквы русского языка (4ч.)

22

1

Знакомство с алфавитом.

1

УИПЗЗ

Правильно называть буквы русского языка; располагать буквы и слова по алфавиту.

Пользоваться знанием алфавита для решения языковых и речевых задач. Правильно (в соответствии с нормами) произносить слова. Находить орфограммы, применять правила переноса слов, списывать и писать под диктовку. Писать освоенные «словарные» слова.

Различают буквы русского и иностранного языков. Слушают (читают), выявляя нужные сведения. Сравнивают значения слов, уточняют их по словарю; наблюдают за расположением слов в словаре. Делаютумозаключение о необходимости знания алфавита. Выявляют алфавитный порядок слов, располагаютслова по алфавиту (применительно к разным жизненным ситуациям).

Тренинговые упражнения в рабочей тетради Положительное отношение к учению, желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать. (Л.) - Осознавать учебную задачу и способ её решения. Планировать свои действия, проверять их и оценивать правильность выполнения, контролировать результат. (Р.) - Находить нужную информацию в материалах учебника, в словарях. (П-1.) Осуществлять анализ, синтез, сравнение, умозаключения, группировку, классификацию, преобразование материала. (П-2.)

- Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения, вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, договариваться и приходить к общему решению; строить небольшие монологи. (К.)

08.04

23

2

Освоение алфавита.

1

УОСЗ

Тематический (списывание)

11.04

24

3

Упражнение в определении алфавитного порядка слов.

1

УИПЗЗ

Тренинговые упражнения в рабочей тетради

12.04

25

4

Тренировка в расположении слов по алфавиту.

1

УИПЗЗ

Текущий

Р/р Конкурс знатоков алфавита. тест

13.04

Звуки и буквы («Как работают буквы?» (9ч.: 6/1р.)

26

1

Обозначение мягкости согласных звуков буквами гласных.

1

УЗНЗВУ

Осознавать буквы как значки для обозначения звуков; обозначать звуки буквами (твёрдые и мягкие согласные звуки и звук [й,]). Определять местоположение звуков в словах и выбирать способ их обозначения; применять правила графики и орфографии, пользоваться правилами переноса слов с ь и буквой й в середине слова, списывать и писать под диктовку. Пользоваться орфографическим словарём и правильно писать освоенные «словарные» слова. Сравнивают естественное звучание слова и его звучание при графической ошибке; вычленяют неверно обозначенный звук, объясняют ошибку. Формулируют (с опорой на модель) способ действия при выборе буквы, выполняют нужные действия. Планируют решение задачи письма. Обобщают (с опорой на модель) правила русской графики; создают с помощью модели и ключевых слов деловые монологические высказывания. «Переводят» звуковые записи слов в буквенные, анализируют и классифицируют слоги, слова с учётом характера звука, его позиции в слове и способа обозначения буквой.

Текущий Учебно-познавательная и социальная мотивация учебных действий. Внутренняя готовность к выполнению учебных действий. Ориентация на соблюдение моральных норм: помощь другому в случае затруднения. (Л.) - Принимать и сохранять учебную задачу, осознавать необходимость последовательных действий, планировать их; использовать речь для их регуляции; выполнять действия в громкоречевой и частично умственной форме. Понимать и последовательно выполнять инструкции в устной и письменной форме. Контролировать выполнение последователь-ности действий и их результат. (Р.) - Понимать информацию, представленную в схематической форме, переводить её в словесную. Читать, выделяя нужную информацию, объяснять смысл прочитанного, выделять новые сведения, применять их в практике пользования языком. (П-1.) Анализировать, строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; обобщать языковой материал по заданным критериям. (П-2.)

- Понимать трудности другого, учитывать их; строить понятные для партнёра высказывания. Участвовать в совместной деятельности, распределять выполняемые действия, взаимно контролировать друг друга, соблюдать правила общения. (К.)

14.04

27

2

Обозначение мягкости согласных с помощью ь.

1

УИПЗЗ

Текущий

тест «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»

15.04

28

3

Обозначение мягкости согласных разными способами.

1

УИПЗЗ

Текущий

25.04

29

4


Применение изученных правил письма.

1

УОСЗ

Текущий

Словарный диктант

26.04

30

5

Буквы е, ё, ю, я как способ обозначения звука [й,].

1

УОСЗ

Текущий

27.04

31

6

Два способа обозначения звука [й,] (закрепление).

1

УОСЗ

Текущий

тест

28.04

32

7

Обозначение звука [й,] буквами.

1

УОСЗ

Текущий

29.04

33

8

Обозначение мягкости согласных и звука [й,] (обобщение).

1

УОСЗ

Текущий

03.05

34

9

Упражнение в письме под диктовку и соотнесении звуков и букв.

1

УОСЗ

Текущий

Проверочный диктант

04.05

Что значит писать правильно? (7ч.)

35

1

Правильное письмо - письмо без описок.

УОСЗ

Осознавать необходимость проверки написанного для облегчения его понимания. Находить описки и ошибки, выполняя для этого специальные действия проверки; исправлять описки и ошибки, выбирая нужный способ правки. Списывать и писать под диктовку. Правильно писать освоенные «словарные» слова, пользоваться орфографическим и другими словарями учебника.

Находят опечатки (описки) в тексте, выявляют их влияние на понимание мысли; делают вывод о необходимости проверки написанного. Участвуют в обсуждении «мнения» персонажа, высказывают свою точку зрения. Разграничивают описки (пропуски, замены букв) и ошибки (места на правила); осознают различия в способах действия для поиска описок и ошибок, выполняют эти действия.

Текущий - Положительное отношение к учению; принятие позиции ученика. Ориентация на социальные мотивы, на понимание причин успеха или неудач. Чувство уважения к себе как носителю языка и к тому, кто читает написанное. (Л.) - Осознавать учебную задачу, принимать её, стремиться к успешному её решению. Планировать свои действия и выполнять их, соблюдая инструкцию. Различать способ и результат действия. Контролировать процесс и результаты чужой и своей деятельности, вносить коррективы, осуществлять самоконтроль. Оценивать свою и коллективную деятельность; адекватно воспринимать оценку учителя. (Р.) - Осуществлять поиск необходимой информации на страницах учебника, в том числе справочных, в словарях. Владеть общими способами решения конкретных учебных лингвистических задач. (П-1.) Выполнять анализ, сравнение, преобразование языкового материала, текстов. (П-2.)

05.05

36

2

Правильное письмо - письмо без ошибок.

УОСЗ

Текущий

06.05

37

3

Обучение проверке написанного.

УОСЗ

Текущий

Р/р Восстановление деформирован. текста

10.05

38

4

Повторение изученных правил письма. Работа со словарём.

УОСЗ

Текущий

Словарный диктант

11.05

39

5

Проверочная фонетико-графическая работа и тренировочный диктант.

УОСЗ

Текущий

12.05

40

6

Письмо под диктовку. Обучение самопроверке.

УОСЗ

Текущий

13.05

41

7

Контрольный диктант с дополнительными заданиями.

УОиКЗ

Текущий

Конт.диктант Годовой

16.05

Раздел 3.

Язык. Речь. Практика речевой деятельности (9 ч.:8ч./1р.)

Текущий

Записки (2ч.)

42

1

Записка: её назначение и строение.

УОСЗ

Составлять и писать записки различного содержания; кратко выражать в них свои мысли, чувства, проявлять правила вежливости в письменной форме. Пользоваться всеми освоенными правилами письма, проверять и улучшать написанное. Использовать записки как способ письменного общения.

Анализируют записи, определяют цель их создания. Получают информацию из учебника о названии записей (записка, телеграмма, письмо, поздравление), их строении и правилах оформления при письме.

Текущий Социальная мотивация учебных действий, ориентация на соблюдение морально-этических норм: внимательного отношения к близким, заботы о них, проявления к ним добрых чувств, благодарности и т.д. (Л.)

- Осознавать и принимать учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Планировать свои действия, содержание и оформление высказывания с учётом поставленных задач и условий общения.

17.05

43

2

Конструирование и самостоятельное написание записок разных видов.

УОСЗ

Текущий

Р/р Написание записок

18.05

Как пишут письма и телеграммы? (4ч.: 3ч./1р.)

УОСЗ

Текущий

44

1

Письмо, его содержание, построение и оформление

УОСЗ

Написать короткое письмо, соблюдая правила жанра, выражая в нём свои мысли и чувства, проявляя вежливость по отношению к адресату. Пользоваться всеми освоенными правилами письма, словарём учебника; проверять и улучшать написанное. Использовать письмо как способ письменного общения.


Конструируют записки, поздравления из готовых элементов, телеграммы из предложений; «сжимают» предложение до телеграммы; развёртывают телеграмму в предложение. Редактируют записки, телеграммы, поздравления.

Текущий Социальная мотивация учебных действий, ориентация на соблюдение морально-этических норм: внимательного отношения к близким, заботы о них, проявления к ним добрых чувств, благодарности и т.д. (Л.)

- Осознавать и принимать учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Планировать свои действия, содержание и оформление высказывания с учётом поставленных задач и условий общения.

19.05

45

2

Написание письма учителю.

УОСЗ

Текущий

Р/р Письмо учителю

20.05

46

3

Телеграмма и её особенности.

УОСЗ

Текущий

23.05

47

4

Составление телеграмм.

УОСЗ

Текущий

24.05

Поздравления (2ч.)

Текущий

48

1

Как пишут поздравления?

1

УОСЗ

Написать элементарное (по содержанию и форме) поздравление с учётом особенностей адресата, выбирая соответствующие слова, выражения. Пользоваться всеми освоенными правилами письма, словарём учебника; проверять и улучшать написанное. Использовать поздравление как способ письменного выражения своих чувств.

Пишут свои поздравления, записки, письма, выбирают обращения, пожелания и другие средства языка с учётом адресата речи. Используют освоенные речевые жанры в практике общения.

Обсуждают правила письменного общения, способы проявления вежливости.

Текущий

Строить монологические высказывания определённых жанров, учитывая специфику как жанра, так и адресата (партнёра); использовать языковые средства с учётом коммуникативных задач и условий общения, в том числе особенностей адресата. Использовать свойственные письменной речи различные способы проявления вежливости, а также своего доброго отношения к адресату. (К.)

25.05

49

2

Написание поздравлений друзьям, близким, учителю.

1

УОСЗ

Текущий

Р/р Написание поздравлений

26.05

Перелистаем учебник (1ч.)

Текущий

Итоговый тест

50

1

Перелистаем учебник.

1

УОСЗ

Применять освоенные лингвистические знания для решения практических языковых и речевых задач.

Повторяют и обобщают изученное, анализируют и оценивают свои достижения и трудности; осознают и высказывают

Текущий

Строить монологические высказывания определённых жанров, учитывая специфику как жанра, так и адресата (партнёра); использовать языковые средства с учётом коммуникативных задач и условий общения, в том числе особенностей адресата. Использовать свойственные

Итоговый тест

27.05



























Контроль знаний и умений по русскому языку в 1 классе.

Виды работ, их

количество

I триместр

Всего недель - 12

Всего часов -

Дата

II триместр

Всего недель - 11

Всего часов -

Дата

III триместр

Всего недель - 10

Всего часов - 50

Дата

Контрольные и проверочные

диктанты и работы - 4

Обучающий диктант

Проверочная работа

Проверочный диктант

Конт.диктант Годовой

Контрольное списывание - 2

Контр. спис. № 1

Контрольное списывание № 2

Развитие речи - 4

Работа с деформированным текстом

Написание записок

Письмо учителю

Написание поздравлений

Словарные диктанты - 2

Словарный диктант № 1

Словарный диктант № 2

Тесты - 4

Тест «Большая буква в именах собственных»

тест «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Тест «Как работают буквы?»

Итоговый тест






Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


для учителя:


  1. Н.С.Кузьменко, Н.М. Бетенькова. Прописи «Хочу хорошо писать» в 4-х частях. Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011г.
  2. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. Русский язык. « К тайнам нашего языка». - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2014 г.
  3. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко Тетрадь с печатной основой к учебнику «К тайнам нашего языка» 1 класс. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2015г.
  4. М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Методические рекомендации к учебнику «К тайнам нашего языка» 1 класс. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2013г.
  5. М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко, Н.М.Бетенькова, О.Е.Курлыгина. Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать», 1 класс. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2013г.

для учащихся:


  1. Н.С.Кузьменко, Н.М. Бетенькова Прописи «Хочу хорошо писать» в 4 частях - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2015г.
  2. М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. Русский язык «К тайнам нашего языка». - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2014 г.
  3. М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко Тетрадь с печатной основой к учебнику «К тайнам нашего языка» 1 класс. - Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2015г.
Интернет-ресурсы:
  • Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».

  • http:Nachalka.com.
  • http:viku.rdf.ru.
  • http:rusedu.ru.
  • school-collection.edu.ru/
  • center.fio.ru
  • maro.newmail.ru
  • skazochki.narod.ru/index_flash.html
  • int-edu.ni



1Для обозначениявидов УУД используются следующие условные обозначения: Л. - личностные качества;Р. - регулятивные УУД; П. - познавательные (обеспечивающие умение работать с информацией - П-1, выполнять различные мыслительные действия - П-2); К. - коммуникативные УУД. Формулировки УУД адаптированы с учётом этапа обучения.

© 2010-2022