Внеурочная деятельность. Рабочая программа по Краеведению. (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рабочая программа курса «Краеведение»


Мой родной дом

(первый год обучения)


Пояснительная записка Программа первого класса представляет собой курс «Мой родной дом». Основное направление - формирование понятия о малой родине, воспитание любви к самому дорогому месту человека - родному дому, ознакомление на основе народных традиций с историей и культурой быта, взаимоотношениями взрослых и детей в семье, представление первоначальных сведений об истории города Воронежа и людях, его прославивших. Изучение данной программы реализуется в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Технология», ИЗО. Программа первого класса рассчитана на 33 часа (1 час в неделю), это связано с процессом адаптации ребенка к школе, поэтому вводить курс следует в конце первого месяца обучения. Обобщающие занятия проводятся в конце полугодия. Вдумчивое отношение к прошлому всегда делает нас более справедливыми по отношению к настоящему, к нашей современности, и, чтобы по достоинству оценить это настоящее, необходимо знать историю своего края, народа, о событиях седой старины, о жизни наших далеких предков, всё то, что продолжает жить в сознании народа и входит в сокровищницу нашего искусства. Одним из принципов обновленного содержания образования является его регионализация - опора на национальные, исторические, культурные, хозяйственные традиции региона, особенности его развития в настоящее время, учёт наиболее значимых социальных ситуаций. Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка. При изучении природы и истории родного края в начальной школе необходимо проводить экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики знакомятся с природным окружением, монументальными памятниками, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.
Актуальность программы: Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Темы данной программы близки социальному опыту детей младшего школьного возраста: дом и школа, родной край, город и село, труд людей в городе и селе как источники познания окружающего мира и духовного обогащения человека, культурно-исторические памятники, правила поведения в обществе и во взаимодействии с природой.
Цель программы: развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Основные задачи программы:

  • создание условий для развития гуманной, творческой личности, ориентированной на ценности общечеловеческой культуры, на саморазвитие и нравственное поведение в обществе;
  • воспитание любви к родному краю через изучение его истории, традиций и быта его народа, воспитание чувств милосердия, человечности, доброты, способности к сопереживанию;
  • создание условия для понимания учащимися своеобразия характера, быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры, нравственных принципов населения Воронежского края;
  • формирование умения вступать в диалог, рассказывать, импровизировать, решать различные творческие речевые задачи;
  • познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
  • мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
  • прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
  • прививать интерес к исследовательской деятельности.

Основные формы и методы обучения:
  • Практические

  • Рассказ педагога и рассказы детей

  • Беседы

  • Дискуссии

  • Встречи с интересными людьми

  • Мини-сочинения

  • Походы, экскурсии

  • Конкурсы, викторины

  • Составление презентаций Power Point



Место курса Программа 1 класса рассчитана на 33 часа (1 час в неделю), это связано с процессом адаптации ребенка к школе, поэтому вводить курс следует в конце первого месяца обучения. Обобщающие занятия проводятся в конце полугодия.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.


Предметные результаты.

Обучающиеся научатся:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
  • различать прошлое, настоящее, будущее;
  • определять родственные связи в семье;
  • соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;
  • использовать правила поведения в общественных местах и на улице.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;
  • находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России - Москву, свой регион и его главный город.

У обучающегося будут сформированы личностные универсальные учебные действия:

  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;

  • интерес к учебному материалу;

  • представление о причинах успеха в учёбе;

  • знание основных моральных норм поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

  • представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

  • первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

  • принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

  • первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме;

  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

  • осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и учебных пособиях;

  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

  • умению смыслового восприятия познавательного текста;

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • принимать участие в работе парами и группами;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • использовать в общении правила вежливости.

Учащийся получит возможность научиться:

  • принимать другое мнение и позицию;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • задавать вопросы;

  • строить понятные для партнёра высказывания;

  • адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.


Содержание разделов и тем

I четверть (9 ч)

Тема 1. Введение. Что изучает краеведение? Тема 2. Мой дом. Понятие «дом»: дом - жилище, дом - семья, дом - это место жизни человека. Практическая работа. Изображение своего дома. Устный рассказ. Тема 3. Мир твоего дома. Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории), обряды с домашними животными. Интерьер дома. Праздничное убранство. Домашние животные. Практическая работа. Лепка интерьера (можно своего рабочего места или лепка по выбору). Тема 4. Жизнь каждого члена семьи. Состав семьи. Знакомство с терминами родства. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные вечера и праздники. «На что и клад, коли в семье лад». Практическая работа. Составление рассказа о домашних делах (устно). Использование семейных фотографий. Тема 5. Отношения в семье. Этика и психология семейных взаимоотношений в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах. «Корми деда на печи, сам там будешь». Нравственные обязанности младших перед старшими. Практическая работа. Изображение на рисунке членов семьи. Тема 6. Моя родословная. Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи. Практическая работа. Составление родословного древа (работа вместе с родителями). Тема 7. Я и мое имя. Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? Имя и ангел-хранитель. Именины. Практическая работа. Игры с использованием имен.

II четверть (7ч)

Тема 8. Родная школа. История школы. Возведение здания, его назначение, реконструкция в разные годы. Директор школы. Первая учительница. Практическая работа. Схематическое изображение здания школы и прилегающей территории. Тема 9. Трудовая жизнь в школе. Знакомство с режимом школы, общими правилами поведения. Практическая работа. Экскурсия в школьный музей (15-20 мин.). Тема 10. Составление макета «Школа - мой дом» (необходима предварительная подготовка материала). Тема 11. Народные праздники и обряды. Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура. Практическая работа. Разучивание песен, стихов, поговорок, пословиц. Тема 12. Новый год. Как к нам пришел праздник? Как отмечают Новый год в других странах. Практическая работа. Подготовка к Новому году. Тема 13. Рождественские колядки. Праздник Рождество Христово. Практическая работа. Заучивание колядок, инсценирование. Тема 14. Обобщающий урок (вид, структура урока, содержание по усмотрению учителя).

III четверть (9 ч)

Тема 15. Моё село. Понятие малой родины. Первоначальные исторические сведения о названии села, застройках, занятиях людей. Практическая работа. Подготовка выставки «Моё село». Тема 16. Заочное путешествие по древнему Воронежу. Практическая работа. Рисование древнего города. Работа с аппликацией. Тема 17. Моя улица. Названия улиц села по месту жительства детей. Название улиц, прилегающих к школе. История названия улиц, их роль в жизни современного человека. Практическая работа. Схематическое изображение улиц, прилегающих к школе. Дети рисуют свой путь к школе. Тема 18. Крестьянская изба. Как выбирали место для постройки дома? Кто принимал участие в строительстве? Кому доверяли постройку дома? Какие магические знаки защищали постройку? Практическая работа. Построение (конструирование) крестьянской избы (из бумажных трубочек, глины, спичек, пластилина). Тема 19. Экскурсия в краеведческий музей. Назначение предметов крестьянского быта. Тема 20. История одежды. История вещей. (по усмотрению учителя). Традиционный народный костюм: праздничный и будничный. Особенности в костюме родного края. Тема 21. Такие разные профессии. Содержание. Возможны разные виды урока: беседы, встречи, экскурсии. Тема 22. Профессии в моей семье. Содержание. Чем занимались и занимаются ваши родители, дедушки, бабушки. Люди, своими профессиональными заслугами, прославившие фамилию. Практическая работа. Игра «Кем я хотел бы стать?» Тема 23. Экскурсия на предприятие (знакомство с работой почты, типографии и т.д.).

IV четверть (8 часов) Тема 24. Наш современный город. Содержание. Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно - духовной жизни города. Практическая работа. Экскурсия на предприятие.. Тема 25.Отечество. Наша Родина-Россия. Содержание. Россияне-граждане России. Русский Язык. Обычаи и традиции русского народа. Практическая работа. Чтение стихов о Родине, дружбе, школе. Тема 26.О гербе, флаге и гимне. Государственная символика России. Герб Воронежа. Практическая работа. Рисование флага России. Тема 27. Москва - столица нашей Родины. Содержание. Москвичи - жители Москвы. Кремль. Красная площадь. Практическая работа. Игра - путешествие: «Достопримечательности Москвы» Тема 28. Сто народов - одна страна. Содержание. Россия - многонациональное государство. Народы России. Традиции и обычаи народов России, народные и религиозные праздники. Практическая работа. Работа с иллюстрациями с изображением национальных костюмов народов России. Тема 29. Я - надежда Отечества. Содержание. Предназначение человека. Представление о настоящем человеке. Осознание ребенком себя как надежды Отечества. Умение ценить в других людях положительные качества и поступки. Значение здорового образа жизни. Практическая работа. Составление памятки «Законы дружбы». Тема 30. Земля - общий дом для всех людей.

Содержание. Страны, государства, языки, способы общения и взаимодействия людей.

Практическая работа. Ролевая игра: « Мы из разных стран». Тема 31. Обобщающий урок «Мой родной дом».

Практическая работа. «Нарисуй город будущего, каким ты его видишь?



Календарно-тематический план

курс «Краеведение» 33 часа в год (1 час в неделю)

№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

план

факт

1 четверть (9ч)

1.

3.09.

3.09. Что изучает краеведение?

1

2.

10.09.

10.09. Мой дом

1

3.

17.09

17.09 Мир твоего дома

1

4.

24.09.

24.09. Жизнь каждого члена семьи

1

5.

1.10.

1.10. Отношения в семье

1

6.

8.10.

15.10.

8.10.

15.10. Моя родословная

2

7.

22.10.

29.10.

22.10.

29.10. Я и мое имя

2

2 четверть (7 ч)

8.

12.11

12.11 Родная школа

1

9.

19.11

19.11 Трудовая жизнь в школе

1

10.

26.11

26.11

Составление макета «Школа - мой дом» (необходима предварительная подготовка материала)

1

11.

3.12

3.12 Народные праздники и обряды

1

12.

10.12

10.12 Новый год

1

13.

17.12

17.12 Рождественские колядки

1

14.

24.12

24.12 Обобщающий урок

1

3 четверть (9ч)

15.

14.01

14.01 Моё село

1

16.

21.01

21.01 Заочное путешествие по древнему Воронежу

1

17.

28.01


28.01


Моя улица

1

18.

4.02

4.02 Крестьянская изба

1

19.

18.02

18.02 Экскурсия в краеведческий музей

1

20.

25.02

25.02 История одежды. История вещей (по усмотрению учителя)

1

21.

3.03


3.03


Такие разные профессии

1

22.

10.03

10.03 Профессии в моей семье

1

23.

17.03

17.03 Экскурсия на предприятие (знакомство с работой почты, типографии и т.д.)

1

4 четверть (8ч)

24.

31.03


31.03


Наше современное село

1

25.

7.04

7.04 Отечество. Наша Родина-Россия

1

26.

14.04

14.04 О гербе, флаге и гимне.

1

27

21.04

21.04 Москва - столица нашей Родины

1

28.

28.04

28.04 Сто народов - одна страна

1

29.

5.05

5.05 Я - надежда Отечества.

1

30.

12.05

12.05 Земля - общий дом для всех людей

1

31.

19.05

19.05 Обобщающий урок «Знатоки родного края»

1



Методическое обеспечение


1. Печатные издания: Рабочие тетради по краеведению для 1 класса

2. Наглядные пособия:

  1. предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
  2. географические и исторические карты;
  3. экспозиции школьного музея.
3.Техническое оборудование: оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ( school-collection.edu.ru/ и др.) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах.






































Содержание




  1. Пояснительная записка ………………………………………...……………………………..1-2

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности……………............................................................................................................2-3


  1. Календарно-тематическое планирование…………………………………………………………………….......................6-7

  1. Содержание программы …………………………………........................................................4-.5


  1. Методическое обеспечение ….......................................................................................................8
  2. Содержание......................................................................................................................................9


8


© 2010-2022