- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка в 3 классе, УМК «Школа России» Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Конспект урока русского языка в 3 классе, УМК «Школа России» Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Фоминская Е.Ю. |
Дата | 01.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Фоминская Елена Юрьевна
БОУ г. Омска «Средняя
Общеобразовательная школа № 152»
Конспект урока русского языка в 3 классе, УМК «Школа России»
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Цель урока: открыть новые знания:
- имена существительные, которые отвечают на вопрос: (Кто?), обозначающие живой предмет, живых существ, умеющих самостоятельно бегать, летать, плавать, хватать пищу, наделенные душевными переживаниями, называются одушевленными; имена существительные, которые отвечают на вопрос (Что? ), обозначающие неживой предмет, неживых существ, которые не могут сами передвигаться, называются неодушевленными.
Задачи урока:
1. Формировать умение различать одушевленные и неодушевленные существительные.
2. Развивать орфографическую зоркость
3. Формировать общеучебные умения: учить самостоятельно добывать знания, умение ставить и решать учебную задачу.
4. Развивать внимание, мышление, монологическую речь учащихся.
5. Совершенствовать санитарно - гигиенические навыки.
6. Воспитывать трудолюбие, сознательную дисциплину, любовь к природе, к родному языку.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
Давайте поговорим об именах существительных: Что такое имя существительное? На какие вопросы отвечает? Что обозначает?
- Самоопределение к деятельности. (Работа в парах)
Собака, туман, город, соловей, рыба, пенал.
- Эти же слова у вас записаны на индивидуальных карточка в Упр.1 - Что общего у всех этих слов? - Разделите их на две группы. Допишите в каждую группу по два своих примера. - По какому признаку вы разделили слова? - Отметьте на листах достижения как вы справились с работой! - Как называются слова, отвечающие на вопрос кто? - Как называются слова отвечающие на вопрос что? - Сформулируйте тему урока.
- Работа по теме урока.
- Назовите одушевлённые имена существительные - Назовите неодушевлённые имена существительные - Что обозначают одушевлённые имена существительные? - На какой вопрос они отвечают в начальной форме? - Что обозначают неодушевлённые имена существительные? - На какой вопрос они отвечают в начальной форме? - Посмотрите в учебнике на стр.12 что предлагают вспомнить нам авторы учебника?
- Физкультминутка.
- Закрепление изученного материала.
- Сейчас мы поиграем в игру, которая называется: «Добрый волшебник Имя Существительное». Правила игры: Замените одну букву в слове, обозначающем неодушевленное имя существительное так, чтобы получилось одушевленное имя существительное. Т.е. Превратите живое слово в неживое. На доске столбик слов, которые отвечают на вопрос «что?» Коса - коза Сон - сом, сын Оси - осы Леса - лиса Рот - кот - Как вы думаете, а в жизни может ли одушевленный предмет стать неодушевленным или наоборот? (Нет. Если существительное отвечает на вопрос кто?, оно не может отвечать на вопрос что? Одушевленность и неодушевленность - это постоянный признак имени существительного).
- Хорошо! Отметьте на листах достижения как вы справились с работой!
Работа по учебнику. Упр.16 стр. 12 - Прочитайте слова. Объясните лексическое значение каждого слова. - Назовите слова, лексическое значение которых слов вы затруднились определить. Почему? - Употребляются ли эти слова в современной речи? Где можно встретить эти слова? - Прочитайте информацию об этих словах. Как они называются? - Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка)
Упражнение: Послушайте «Песню Водяного». Назовите одушевленные существительные, которые вы услышали в песне (водяной, подружки, пиявки, лягушки) - Отметьте на листах достижения, как вы справились с работой!
- Хорошо а теперь проведём самостоятельную работу . Возьмите свои индивидуальные листы и найдите Упр 3.
- Что вам нужно сделать?
Подчеркни одной чертой одушевлённые имена существительные:
Берег, горох, отец, товарищ, помидор, пшеница, ученик, волк, шахматы, шахматист.
(Взаимопроверка)
- Отметьте на свих листах достижения как вы справились с заданием!
- Следующее задание будем выполнять в группах. Послушайте задание: разделить слова на 2 группы.
- Как вы думаете на какие две группы? (одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)
1 группа: молодёжь, ребята, площадка, строители, работают, труд.
2 группа: хоккеист, группа, хороший, мальчик, спорт, тренер.
3 группа: лес, охотник, стреляет, медведь, дерево, волки, стая.
4 группа: деревня, народ, деревянный, дом, председатель, корова.
5 группа: детвора, играет, девочка, птица, метель, мальчик.
6 группа: футболист, диван, красивый, сестра, учительница, машина.
7 группа: тракторист, охота, смотрели, спортсмены, космос, лесник.
- И так проверяем!
- Проверим какие слова были лишние, почему?
- Отметьте на листах достижения, как вы справились с заданием!
-Следующее задание. Прочитайте группы слов. Что можете сказать про них? (неодушевлённые имена существительные)
Из неодушевлённых существительных составьте одушевлённые слова по вариантам.
I II
охота море
учение школа
лес машина
трактор пожар
бег милиция
космос спорт
-Кто записал все слова? Встаньте. Какое слово было трудно составить?
- Кто может назвать способ образования новых слов? (суффиксальный)
- При помощи, каких суффиксов образовались слова?
-Возьмите лист достижений и оцените себя ( + или - в задание № 3).
-
Рефлексия
- Замените одним словом, запишите в тетрадь.
*Промежуток времени, равный 60 минутам (ЧАС)
* Военнослужащий, состоящий на посту, на часах (ЧАСОВОЙ)
* Лесной доктор (ДЯТЕЛ)
* Модель земного шара (ГЛОБУС)
- Какие из этих слов отвечают на вопрос КТО? А какие на вопрос ЧТО? Почему?
- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
-Что такое устаревшие слова?
- Оцените свою работу на листах достижения.
На этом наш урок завершается, всем ребятам спасибо за хорошую работу на уроке!