Конспект урока русского языка в 3 классе, УМК «Школа России» Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фоминская Елена Юрьевна

БОУ г. Омска «Средняя

Общеобразовательная школа № 152»


Конспект урока русского языка в 3 классе, УМК «Школа России»

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Цель урока: открыть новые знания:

- имена существительные, которые отвечают на вопрос: (Кто?), обозначающие живой предмет, живых существ, умеющих самостоятельно бегать, летать, плавать, хватать пищу, наделенные душевными переживаниями, называются одушевленными; имена существительные, которые отвечают на вопрос (Что? ), обозначающие неживой предмет, неживых существ, которые не могут сами передвигаться, называются неодушевленными.

Задачи урока:

1. Формировать умение различать одушевленные и неодушевленные существительные.

2. Развивать орфографическую зоркость

3. Формировать общеучебные умения: учить самостоятельно добывать знания, умение ставить и решать учебную задачу.

4. Развивать внимание, мышление, монологическую речь учащихся.

5. Совершенствовать санитарно - гигиенические навыки.

6. Воспитывать трудолюбие, сознательную дисциплину, любовь к природе, к родному языку.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок, Начинается урок! - Встали ровно, красиво! Проверили посадку!
  1. Актуализация знаний.
- Ребята, в начале урока давайте повторим некоторые правила, которые нам будут нужны. А чтобы было интересно повторять, сыграем в игру «Или нет, или да, а не знаешь - беда….» Ударный гласный в слове слышится ясно? (Да). Безударный гласный может находиться в корне? (Да). Он слышится ясно? (Нет). Безударный гласный нужно проверять? (Да) В слове можно определить корень? (Да). Слова с одинаковым корнем и сходные по смыслу называются однокоренными? (Да). Безударные гласные в однокоренных словах пишутся по-разному? (Нет). Слова, которые отвечают на вопрос что? - это имена прилагательные? (Нет). Имена существительные отвечают на вопрос кто? (Да). Обозначают признак предмета? (Нет).
Давайте поговорим об именах существительных: Что такое имя существительное? На какие вопросы отвечает? Что обозначает?
  1. Самоопределение к деятельности. (Работа в парах)
- Прочитайте слова.
Собака, туман, город, соловей, рыба, пенал.
- Эти же слова у вас записаны на индивидуальных карточка в Упр.1 - Что общего у всех этих слов? - Разделите их на две группы. Допишите в каждую группу по два своих примера. - По какому признаку вы разделили слова? - Отметьте на листах достижения как вы справились с работой! - Как называются слова, отвечающие на вопрос кто? - Как называются слова отвечающие на вопрос что? - Сформулируйте тему урока.
  1. Работа по теме урока.
- Хорошо давайте проверим ваши предположения на стр.12 учебника - прочитайте. - Давайте выполним упр.15 с.12. - Прочитайте задание. Что нам нужно сделать в задании. - Прочитайте слова. Назовите пропущенные буквы. -Как называется эта орфограмма? (Слова с непроверяемым написанием) - Как проверить написание этих слов? (По орфографическому словарю) - Открываем тетради, записываем число, классная работа! - Давайте теперь выполним письменное задание. (2 ученика работают у доски, 1 ученик выписывает слова, отвечающие на вопрос кто?, 2-ой ученик выписывает слова, отвечающие на вопрос что?)
- Назовите одушевлённые имена существительные - Назовите неодушевлённые имена существительные - Что обозначают одушевлённые имена существительные? - На какой вопрос они отвечают в начальной форме? - Что обозначают неодушевлённые имена существительные? - На какой вопрос они отвечают в начальной форме? - Посмотрите в учебнике на стр.12 что предлагают вспомнить нам авторы учебника?
  1. Физкультминутка.
  2. Закрепление изученного материала.

- Сейчас мы поиграем в игру, которая называется: «Добрый волшебник Имя Существительное». Правила игры: Замените одну букву в слове, обозначающем неодушевленное имя существительное так, чтобы получилось одушевленное имя существительное. Т.е. Превратите живое слово в неживое. На доске столбик слов, которые отвечают на вопрос «что?» Коса - коза Сон - сом, сын Оси - осы Леса - лиса Рот - кот - Как вы думаете, а в жизни может ли одушевленный предмет стать неодушевленным или наоборот? (Нет. Если существительное отвечает на вопрос кто?, оно не может отвечать на вопрос что? Одушевленность и неодушевленность - это постоянный признак имени существительного).
- Хорошо! Отметьте на листах достижения как вы справились с работой!
Работа по учебнику. Упр.16 стр. 12 - Прочитайте слова. Объясните лексическое значение каждого слова. - Назовите слова, лексическое значение которых слов вы затруднились определить. Почему? - Употребляются ли эти слова в современной речи? Где можно встретить эти слова? - Прочитайте информацию об этих словах. Как они называются? - Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка)
Упражнение: Послушайте «Песню Водяного». Назовите одушевленные существительные, которые вы услышали в песне (водяной, подружки, пиявки, лягушки) - Отметьте на листах достижения, как вы справились с работой!

- Хорошо а теперь проведём самостоятельную работу . Возьмите свои индивидуальные листы и найдите Упр 3.

- Что вам нужно сделать?

Подчеркни одной чертой одушевлённые имена существительные:

Берег, горох, отец, товарищ, помидор, пшеница, ученик, волк, шахматы, шахматист.

(Взаимопроверка)

- Отметьте на свих листах достижения как вы справились с заданием!

- Следующее задание будем выполнять в группах. Послушайте задание: разделить слова на 2 группы.

- Как вы думаете на какие две группы? (одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)

1 группа: молодёжь, ребята, площадка, строители, работают, труд.

2 группа: хоккеист, группа, хороший, мальчик, спорт, тренер.

3 группа: лес, охотник, стреляет, медведь, дерево, волки, стая.

4 группа: деревня, народ, деревянный, дом, председатель, корова.

5 группа: детвора, играет, девочка, птица, метель, мальчик.

6 группа: футболист, диван, красивый, сестра, учительница, машина.

7 группа: тракторист, охота, смотрели, спортсмены, космос, лесник.

- И так проверяем!

- Проверим какие слова были лишние, почему?

- Отметьте на листах достижения, как вы справились с заданием!

-Следующее задание. Прочитайте группы слов. Что можете сказать про них? (неодушевлённые имена существительные)

Из неодушевлённых существительных составьте одушевлённые слова по вариантам.

I II

охота море

учение школа

лес машина

трактор пожар

бег милиция

космос спорт

-Кто записал все слова? Встаньте. Какое слово было трудно составить?

- Кто может назвать способ образования новых слов? (суффиксальный)

- При помощи, каких суффиксов образовались слова?

-Возьмите лист достижений и оцените себя ( + или - в задание № 3).


  1. Рефлексия

- Замените одним словом, запишите в тетрадь.

*Промежуток времени, равный 60 минутам (ЧАС)

* Военнослужащий, состоящий на посту, на часах (ЧАСОВОЙ)

* Лесной доктор (ДЯТЕЛ)

* Модель земного шара (ГЛОБУС)

- Какие из этих слов отвечают на вопрос КТО? А какие на вопрос ЧТО? Почему?

- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

-Что такое устаревшие слова?

- Оцените свою работу на листах достижения.

На этом наш урок завершается, всем ребятам спасибо за хорошую работу на уроке!



© 2010-2022