Родительское собрание Адаптация первоклассников к школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

п.Октябрьский Балашовского района Саратовской области»















РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ



«Адаптация первоклассников

к школе»





2014-2015 уч.год



Учитель начальных классов Медведева Лариса Алексеевна







Родительское собрание 1 класс

«Изучение готовности первоклассников к обучению в начальной школе.

Адаптация первоклассников в школе.»

Каждый новый этап в жизни ребёнка -поступление в ясли, переход в сад, начало обучения в школе связан для него со сложными переживаниями. Приспособление, адаптация к ним порой сопровождены с немалыми трудностями.

Поступление ребенка в школу всегда меняет его положение. Основным занятием становится учеба. Все поступки, отношения со сверстниками выстраиваются в соответствии с новыми обязанностями .

Первокласснику не всегда удается быстро привыкнуть к новому образу жизни. Новый режим дня, необходимость сидеть на уроках спокойно, сохраняя правильную рабочую позу - все это доставляет ребенку некоторый дискомфорт .

Ученик, пришедший впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. (Дети не умеют здороваться, а не ПРИВЕТ. Даша -всем на ТЫ)

От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка.

Для многих первоклассников трудна социальная адаптация, так как еще не сформировалась личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.

Если ребенок не готов к новой социальной роли - роли школьника, то ему будет трудно в школе, даже при условии сформированного необходимого запаса знаний, умений и навыков, достаточного уровня интеллектуального развития. Все это может, и чаще всего, не совпадает с личностной готовностью ребенка к школе .

Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего, из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации, так или иначе, идет. Актуальность темы исследования: адаптация первоклассников к школьной жизни является одной из актуальных проблем, стоящих перед родителями и учителем. Обращение к данной проблеме обусловлено ориентацией на личность школьника и фиксации потребности в социально адаптированных учащихся.

Социальная адаптация может протекать в различных формах:

Активная: взаимодействие ученика со средой характеризуется стремлением его изменить эту среду, подогнать ее под собственные правила и представления о нормах и ценностях.

Пассивная: ученик просто воспринимает нормы и правила поведения новой для него социальной группы, пытаясь пересмотреть свои взгляды и убеждения, уже сложившиеся формы социального поведения.

Адаптационно-адаптирующаяся: ученик, приспосабливаясь к условиям новой социальной среды, в то же время привносит в эту среду что-то свое.

Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. (ТАНЯ зевает, лежит на парте, стульях). Кроме того, не сразу усваиваются новые правила поведения со взрослыми, не сразу признаётся позиция учителя и устанавливается дистанция в отношениях с ним и другими взрослыми в школе. (Бегают и стоят на линейке Сергей, Артём, Люба)

Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам). Все составляющие взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и выполнять школьные правила

Хорошо подготовленные к школе дети, приходя в класс, где им предстоит учиться осознают, что многие дети не знают даже букв. Учитель, естественно, начинает с азов, больше уделяя внимания тем, кто меньше знает. Он старается их подтянуть, а затем надеется активизировать деятельность всего класса. (В нашем классе читающий только Ваня)

На занятиях «Школа будущего первоклассника» много внимания уделялось развитию логики, мышления, навыкам счёта. На последнем занятии была проведена диагностика готовности ребёнка к школе.

Диагностика готовности ребёнка к к школе


внимание

мышление

мелкая моторика

память

итог

1

Бикмурзин Ваня

5

из 5

2

из 2

4

из 4

8

из 10

19 высокий

2

Будилина Аня

5

из 5

1

из2

4

из 4

10

из 10

20 высокий

3

Дронов Сергей

1

из 5

0

из 2

1

из 4

1

из 10

3 низкий

4

Зимина Таня

5

из 5

1

из 2

4

из 4

10

из 10

20 высокий

5

Кривчикова Нелля

5

из 5

2

из 2

4

из 4

6

из 10

17 средний

6

Лихачёва Даша

4

из 5

2

из 2

0

из 4

0

из 10

6 низкий

7

Логутова Люба

5

из 5

2

из 2

4

из 4

10

из 10

21 высокий

8

Масленников Артём

5

из 5

1

из 2

3

из 4

8

из 10

17 средний

9

Меркульева Жанна

4

из 5

1

из 2

2

из 4

2

из 10

9 низкий

10

Шафиева Мадина

5

из 5

2

из 2

4

из 4

9

из 10

20 высокий

По результатам видно , что из 10 ребят у 5-высокий уровень подготовки, у 2-средний, у 3 -низкий уровень подготовки к школе.

Дефект речи у 1 ученика. Зрительно пространственные представления слабо развиты у 4 учеников (Сергея, Даши, Жанны, Артёма), что отразится на усвоении графических образов букв. Сейчас это видно на уроках письма.

О степени адаптации ребёнка судят по его утомляемости, успеваемости, состоянию здоровья. Первые дни обучения в школе вызывают трудности у всех детей. Первоначальный этап пребывания в школе -это период социально -психологической адаптации ребёнка к новым условиям. Именно в эти первые месяцы начинают формироваться отношения со сверстниками и взрослыми, возможность личной самореализации в школьной среде. Ребёнок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, называется адаптированным.

В самом начале школьного обучения наиболее слабым звеном в психологической регуляции является контроль выполнения поставленной перед ним задачи, отвлекаемость на посторонние предметы. Ребёнок ещё не умеет, не знает, как удержать себя от ненужных действий. Отдел головного мозга, который отвечает за умение властвовать собой, формируется к 8 годам. В этом возрасте необходимо тормозить двигательную активность, разрабатывать движение пальцев рук. Не подготовленные, незрелые дети чаще всего становятся неуспевающими. У этих детей выражен невроз, плаксивость, страх, они чаще болеют.

Но в основном дети приходят в школу уже готовы, после садика. Ребята быстро знакомятся, осваиваются в новом коллективе.

По адаптации детей делят на 3 группы:

С лёгкой адаптацией- дети вливаются в школу к концу 1 четверти. У ребят хорошее настроение, с желанием идут в школу

Со средней адаптацией -срок длится до 6 месяцев. Дети испытывают трудности в усвоении программы

С тяжёлой формой адаптации- происходит нарушение здоровья. Дети не усваивают материал, часто болеют.

Нормальная адаптация 5-6 недель, до 20 октября.

Я провела диагностику эмоциональной сферы детей.

Родительское собрание Адаптация первоклассников к школе



Диагностика эмоциональной сферы учащихся 1 класса 2014-2015 уч.год

Ф.И.уч-ся

Дорожка

Домики чувств

Жильцы

Итого

Заключение

Бикмурзин Ваня

1,4

7

8

16,4

Эмоциональное состояние отличное. Ребёнок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет, оптимальная работоспособность. Ребёнок бодр, со здоровой активностью. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет восстанавливать затраченную энергию. Эмоции в норме.

Будилина Аня

1,1

8

8

17,1

Кривчикова Нелля

0,7

8

8

16,7

Логутова Люба

0,8

8

8

16,8

Шафиева Мадина

2,4

6

8

16,4

Зимина Таня

0,8

6

8

14,8

Лихачёва Даша

0,6

6

7

13,6

Эмоциональное состояние среднее. Ребёнок в меру своих возможностей может работать на уроке. Однако он не всегда отдаётся полностью, т.к. активность у него не на высоте. Дети могут отвлекаться. Выполняют работу иногда с помощью учителя. Нагрузки предоставляемые в классе иногда высоки и не всегда выполнимы самостоятельно. Эмоциональная сфера- быстро расстраиваются, могут расплакаться.

Меркульева Жанна

1,2

4

7

12,2

Масленников Артём

1,6

3

7

11,6

Дронов Сергей

0,6

4

6

10,6

Эмоциональное состояние нарушено. Плаксив, обидчив, не может быстро реагировать и отвечать на нужную информацию. Быстро утомляется, не активен. Без помощи учителя работать не может. В тетрадях грязь. Затраченная энергия восстанавливается медленно. Некоторые нагрузки для него не посильны. У него хроническое переутомление, низкая самооценка и работоспособность, плохое внимание и слабая память, что в дальнейшем приведёт к слабому усвоению материла.

Для изучения статуса первоклассников использовала методику «Два дома».

Родительское собрание Адаптация первоклассников к школе

Родительское собрание Адаптация первоклассников к школе

Родительское собрание Адаптация первоклассников к школе

Родительское собрание Адаптация первоклассников к школе

В большой дом дети записывали друзей, а в маленький с кем не хотят дружить.

Большое предпочтение отдали дети Нелле -5 , Ване -3, Любе -2 , Даше -2 , Артём-1, Ане- 1, Сергею -1, Тане -1, Мадине -1, Жанне -1. Здесь выявился лидер в классе -Налля.

А вот во второй дом такие показатели -Тане -4, Жанне -3, Артёму-3, Ане -1, Даше -1, Мадине -1, Сергею -1 ( Не назвали Любу, Неллю, Ваню)

Анализируя данные, получились группы учеников: предпочитаемые, принимаемые и отвергаемые.

2014-2015уч.год



40%



30%

30%




Родительское собрание Адаптация первоклассников к школе

-предпочитаемые

-Родительское собрание Адаптация первоклассников к школепринимаемые


-Родительское собрание Адаптация первоклассников к школеотвергаемые

При проведении некоторых тестов результаты были занесены в таблицу «Оценка адаптации ребёнка к школе».

ОЦЕНКА АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ 1 класс 2014-2015 уч.год

Ф.И уч-ся

Успешность выполнения школьных заданий

С каким усилием ребёнок выполняет шк.задания

Самостоятельная работа при выполнении шк.заданий

Настроение, с которым ребёнок идёт в школу

Взаимоотно

шения с одноклас

сниками

Общая оценка адаптирован

ности ребёнка

Бикмурзин Ваня

Иногда встречаются помарки

Ребёнок работает легко, без напряжения

Иногда обращается, но чаще самостоятельно

Спокойное

Сфера общения ограничена только с некоторыми ребятами

Уровень адаптации высокий

Будилина Аня

Иногда встречаются помарки

Ребёнок работает легко, без напряжения

Иногда обращается, но чаще самостоятельно

Зимина Таня

Иногда встречаются помарки

Работа иногда вызывает затруднения

Иногда обращается, но чаще самостоятельно

Дронов Сергей

Частые помарки и исправления

Выполнение требует определённых напряжений

Для выполнения работы требуется помощь

Уровень адаптации средний

Кривчикова Нелля

Правильное безошибочное выполнение

Ребёнок работает легко, без напряжения

Иногда обращается, но чаще самостоятельно

Спокойное

Сфера общения ограничена только с некоторыми ребятами

Уровень адаптации высокий

Лихачёва Даша

Частые помарки и исправления

Выполнение требует определённых напряжений

Для выполнения работы требуется помощь

Уровень адаптации выше среднего

Логутова Люба

Правильное безошибочное выполнение

Ребёнок работает легко, без напряжения

Иногда обращается, но чаще самостоятельно

Уровень адаптации высокий

Масленников Артём

Небольшие помарки единичного типа

Работа иногда вызывает затруднения

Из-за неуверенности нужна помощь

Уровень адаптации высокий

Меркульева Жанна

Небольшие помарки

Работа иногда вызывает затруднения

Из-за неуверенности нужна помощь

Уровень адаптации выше среднего

Шафиева Мадина

Правильное безошибочное выполнение

Ребёнок работает легко, без напряжения

Иногда обращается, но чаще самостоятельно

Уровень адаптации высокий

На основе полученных данных можно сделать вывод, что 60 % -уровень адаптации высокий, у 30 % -уровень адаптации средний, у 10 % уровень адаптации низкий.

По итогам работы 1 четверти можно сказать, что 5 человек усваивают материал легко- 60% -Аня, Нелля, Мадина, Ваня, Люба, Таня.

Эти дети на уроках активны, дают правильные ответы, пишут аккуратно.

Материал усваивают средне - 3 ученика - 20% - Артём, Жанна У них нет уверенности в правильном выполнении работы. Постоянно переспрашивают.

Слабо усваивают -2 ученика - 20% - Сергей, Даша С этими детьми надо находиться всегда рядом и постоянно помогать.

По результатам проведённой работы можно сделать следующие выводы:

-В целом, у учеников преобладает положительное отношение к школе, учителю, обучению;

-Позиция школьника у большинства учеников сформирована, что так же говорит о положительной динамике в процессе адаптации;

-Так как учебная деятельность является совсем новой для первоклассников им, естественно, хочется больше играть, нежели усердно заниматься на уроках;

-Главными затруднениями в процессе адаптации к школьной жизни у первоклассников вызывало взаимоотношение со сверстниками;

-Из-за высокой двигательной активности и физической утомляемости существуют некоторые проблемы в усвоении учебной программы, а именно из-за недостаточной концентрированности внимания.


© 2010-2022