Урок литературного чтения по теме И. Соколов-Микитов Узоры на снегу

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения во 2 классе

по УМК «Начальная школа XXI века»


Тема урока: И.Соколов-Микитов «Узоры на снегу» Цели урока: -прививать любовь к природе, учить понимать природу; -работать над развитием выразительной речи, мышления, -расширить кругозор детей. Образовательные: способствовать формированию читательских умений, сознательному усвоению материала, нести пропедевтические (подготовительные) основы для изучения литературного произведения, обеспечить межпредметные связи с уроками окружающего мира.
Развивающие: развивать наглядно-образное мышление учащихся, наблюдательность, зрительную память.
Воспитательные: способствовать формированию у учащихся эстетического вкуса, умения чувствовать и видеть красоту зимнего леса, Формирование универсальных учебных действий. Личностные УУД: - определять правила работы в паре; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
Оборудование: учебник Л.А. Ефросинина « Литературное чтение 2 класс», запись на доске, цветные карандаши, карточка с кроссвордом, фильм «Следы на снегу».

Тип урока: изучение нового материала.




Ход урока: 1. Орг. момент - Ребята! Сегодня у нас на уроке много гостей. Покажем, как мы умеем работать. Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели.
2. Проверка домашнего задания. -Произведение какого автора читали дома? - Прочитаем и узнаем, как вы назвали каждую часть этого произведения.
3. Мотивация и актуализация знаний.

На доске: Лес

зима

сугроб

узоры
  • Прочитайте слова.
  • Используя эти слова, скажите, какую картину можно нарисовать?
  • Какие узоры можно увидеть на снегу?
  1. Просмотр учебного фильма «Следы на снегу»
- А сейчас мы совершим прогулку по лесу и посмотрим, какие узоры можно увидеть на снегу. - Понравился фильм? - Чьи следы вам больше всего запомнились? Почему? - Как шла лиса? (ровной цепочкой) - На что похожи следы мышки? (углубление, ямка и след от хвостика) - Как определить в лесу, где гнездо белки? (Вокруг дерева разбросаны остатки шишек) - Чем питается лось зимой? (веточками кустарников и деревьев) Физминутка «Зимний лес» Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте) Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны) Справа березка в шубке стоит, (руки отводят в указанную сторону и смотрят.) Слева елка на нас глядит. Снежинки в небе кружатся, (отводят руки и прослеживают взглядом) И на землю красиво ложатся. (движение (фонарики) и смотрят вверх) Как красивы они! В лесу красота и покой, (разводят руки в стороны) А нам пора уже домой. (шаги на месте)
5. Первичное восприятие художественного произведения. - Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением И. Соколова - Микитова " Узоры на снегу". - Внимательно послушайте рассказ и ответьте на вопрос: Какие узоры на снегу увидел автор? (Читает Варя) - Понравилось ли вам произведение? - Что вас удивило? - К какому жанру относится данное произведение? 6. Включение нового знания в систему повторения. (Повторное чтение по обзацам и ответы на вопросы) 1) - Что такое скатерть? (Скатерть- это изделие их плотной ткани, которым накрывают стол.) В каком значении это слово употребил автор? -Есть ли в этой части текста сравнение? (Снег- белая скатерть, белые шапки) -Можете ли вы предположить, для чего автор использует это сравнение, повторяет его? (Белый цвет чистый, свежий, поэтому на нем хорошо заметны красивые узоры - следы.) - Какие сугробы в лесу? (глубокие) - Когда они могут быть глубокими? 2) - Что видят на снежной скатерти охотники? - Как эти узоры можно назвать по-другому? Прочитайте. - Кто может объяснить, что значит «читать узоры»? (Читать узоры - распознавать следы). 3)- Какое животное вам мало знакомо? (горностай) -Кто о нём может рассказать? (Это небольшой хищный зверёк с белым в зимнее время мехом и чёрным кончиком хвоста) - Докажите словами из текста, что он хищник? (Он охотится за птичками и мышами) 4) - Кто из вас зоркий наблюдатель и сможет найти сравнения в этом отрывке? С чем сравниваются следы лисы (С красивой цепочкой) - Как шли волки? (след в след) - Следы волка похожи на следы домашнего животного. Как вы думаете какого? (собаки) 5) -А на что похожи следы лося? Почему они поднимали снег копытами? (Это очень сильные звери с мощными копытами. Они оставляли глубокий след на снегу.) - Почему же рассказ озаглавлен «Узоры на снегу»? (Много крупных и мелких зверей и птиц живёт и кормится в тихом зимнем лесу, об этом можно узнать по следам на снегу.)


7. Игра «ОХОТНИКИ» - Охотники очень внимательны и наблюдательны. Разложите картины с животными в таком же порядке, как в тексте. (Заяц, горностай, лиса, волк, лоси) - К каждому животному попробуйте добавить картинку с изображением его следа. - А след какого животного трудно встретить зимой в лесу? (медведя) - Почему? -Следы каких животных похожи? (лисы и горностая) Чем? (Форма цепочки) -Следы волка похожи на следы домашнего животного. Как вы думаете, какого? (Собаки)
  1. Рассказ об авторе.
- Познакомившись с рассказом И. Соколова - Микитова, что вы можете сказать о нем, как о человеке? ( И.Соколов-Микитов в своих произведениях в самом обычном увидел много интересного, неожиданного. Есть над чем поразмышлять.) - Мог ли написать такой интересный рассказ человек, который редко бывает в лесу? Учитель показывает портрет автора Настоящая фамилия Соколов. Иван Сергеевич родился в 1892году в Осеки Калужской губернии. Русский писатель - путешественник. Родился в семье приказчика по лесному делу. Учился в Смоленском реальном училище, не закончив обучения, служил моряком, что описал в автобиографической повести «Детство». В 1-ю мировую войну служил санитаром, опубликовал первые произведения - очерки с места военных действий. После Октябрьской революции оказался в эмиграции, но в 1923 г. вернулся на родину. Выставка книг автора. Соколов-Микитов широко известен как детский писатель. Его книги «Лисьи увертки», «Листопадничек», «Дружба зверей», «Карачаровский домик» и многие другие знакомят маленького читателя с красочным миром природы; сборники русских детских игр - «На камушке», «Заря - зареница» - с народными традициями и фольклором. 9. Работа в парах «Разгадай кроссворд» - Вернемся к его произведению «Узоры на снегу». Вам предстоит разгадать кроссворд. Впишите названия животных, которые оставили на снегу следы и раскрасьте их. 10. Итог урока. - Какова тема этого рассказа? - Какой характер у зимы? - Что может заставить человека часто бывать в лесу? - Как мы можем помочь животным зимой? 11. Д/з. стр.160 ответить на вопрос № 3
© 2010-2022