Открытый урок по русскому языку по теме Правописание звонких и глухих согласных в середине и на конце слова

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по русскому языку

во 2 Б классе

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № «28»

Тема урока: Правописание звонких и глухих согласных в середине и на конце слова.

Цели: формировать умение проверять написание парных

согласных;

способствовать развитию речи учащихся;

развивать навыки грамотного письма;

воспитывать любовь и интерес к родному языку, чувство

товарищества, дружбы, взаимопомощи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся проверять парные звонкие и глухие согласные в середине и на конце слова; сопоставлять произношение и написание слов; определять проверяемое и проверочное слово.

Оборудование урока: карточки с заданиями, сигнальные карточки,

иллюстрация «Зимние забавы детей»,

видеоматериалы к уроку.

Технические средства: ноутбук, мультимедийный видеопроектор.


  1. Оргмомент
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Они пришли посмотреть, как мы умеем трудиться. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие Захотели вновь прийти! - Посмотрели друг на друга, пожелали удачи, улыбнулись. - Садитесь. - Ребята, возьмите, пожалуйста, сигнальные карточки и покажите, какое у вас настроение в начале урока? - Открывайте тетради. Подпишите: число, классная работа. Обратите внимание на правописание встречающихся словарных слов. II. Чистописание. - Вспомните алфавит. Давайте назовем и запишем первые 6 согласных букв алфавита. б в г д ж з - Назовите буквы. - Какие звуки обозначает каждая буква? - Вспомните и назовите к каждому звонкому звуку парный глухой звук. Какой буквой они обозначаются? - Запишите к каждой букве пару. п ф к т ш с III. Самоопределение к деятельности. - Итак, мы провели чистописание. Посмотрите в тетради и попробуйте сформулировать тему урока. - Правильно. Посмотрите на экран. (На экране появляется тема урока - Файл 1, с.1) Правописание парных звонких и глухих согласных в середине и на конце слова. IV. Словарно-орфографическая работа. - Внимательно посмотрите на экран и попробуйте разгадать слова, которые я здесь зашифровала, а подсказка в самой записи. Обратите внимание, что буквы записаны по-разному (файл 1, с.2)

О з а Б в т Е р а Д к - Какие это слова? Как вы их определили? 1. Лексический анализ слов - Найдите смысловое сходство слов завтрак и обед. (Прием пищи). - В чем вы видите их различия? 2. Многозначность слова обед -Верно. Однако слово обед обозначает не только прием пищи в определенное время. Определите значение слова обед в предложениях: Сегодня у нас вкусный обед. (Прием пищи) Отец приехал домой в обед. (Время) Магазин сейчас закрыт: обед. (Перерыв в работе) - Что вы можете сказать об этом слове? (Многозначное) 3. Этимология слова завтрак - У слова обед несколько значений, а у слова завтрак интересное происхождение. Слово завтрак тесно связано со словом завтра. Чтобы приготовить еду, древним людям требовалось много времени. Для этого надо было обработать тушу убитого животного, зажечь огонь, приготовить еду. Пища готовилась на другое утро, на завтра, и поэтому называлась завтраком. С рассветом надо было идти на поиски новой пищи: ягод, корешков, растений. Некогда было ждать, пока приготовится еда. И в этом не было необходимости: завтрак был готов уже с вечера. В современных условиях можно приготовить завтрак за десять - пятнадцать минут и быстро его съесть. Но все равно он называется завтраком.

4. Работа со словарем учебника

- Найдите слова завтрак и обед в словаре учебника. Какое слово вы раньше найдете в словаре? Почему?

- Запишите это слово. Давайте поставим ударение, выделим орфограмму (с комментированием).

- Запишите второе слово. (Аналогичная работа)

V. Работа по теме

1. Работа над орфограммами словарных слов

- Какую еще орфограмму вы заметили в этих словах?

- Молодцы! Эти слова стали словарными из-за непроверяемых безударных гласных, которые нужно запомнить. Но вы увидели и проверяемые орфограммы. Давайте их еще раз назовем.

- Как же проверяются такие орфограммы?

- Запишите рядом проверочные слова и обозначьте орфограмму парных звонких и глухих согласных на конце слова.

- Посмотрите на экран, проверьте, правильно ли вы написали.

(Файл 1, с.4)

Физминутка

- Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть. Вставайте, давайте проведем физминутку.

Под метелицы напевы

Повернемся вправо! Влево!

Руки вверх! Руки вниз!

Снова вверх! И наклонись!

Вправо- влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Повернись быстрее к другу!

И правую ему дай руку!

2. Работа в тетради на печатной основе.

а) анализ орфограмм

- Откройте тетради на печатной основе на с. 62-ой.

- Выполняем упражнение 35.

- Что нужно сделать?

- Обратите внимание, текст разбит по два предложения.

- Чем интересны слова с пропущенными буквами?

- Ребята, кто помнит, как называются такие слова? (омофоны)

- Звучат одинаково, а как же мы их запишем? Почему?

(Аналогично разбираются остальные предложения) - Давайте еще раз вспомним правило проверки парных звонких-глухих согласных в середине и на конце слова. б) синтаксический разбор предложения - Выполним последнее задание в упр. 35. - О чем говорится в предложении? Что о нем говорится? в) беседа о временах года (межпредметная связь) - Посмотрите на записанные предложения. Определите, о каком времени года идет речь? (о лете) - Давайте вспомним, какое время года сменяет лето? - А сейчас за окном, какое время года? -Давайте запишем предложение о зиме с комментированием.

Нарядила зимушка-зима деревья в меховые шубки.

- Есть ли в предложении слова с изученной орфограммой?

- Давайте разберем их по составу.

- Посмотрите, в какой части слова находится орфограмма?

- Во всех ли словах можно проверить орфограмму? Почему?

- Поэтому ее надо запомнить. Физминутка для глаз (на экране - «Елочка») - Ребята, а какой у вас самый любимый праздник, связанный с зимой? -Хорошо. Вы много работали, вижу, что немного устали¸ поэтому предлагаю вам отдохнуть, вспомнить еще раз про Новогодний праздник и провести физминутку для глаз. - Смотрите на экран и глазами следите за появляющимися предметами. г) анализ иллюстрации - Отдохнули, а теперь продолжаем работать. - Посмотрите на экран. -Какое время года изображено на картинке? - Какие детские забавы приходят на смену летним играм? д) работа в парах по карточкам - Обратите внимание, у вас на столах лежат карточки со словами. - Что нужно сделать? (вставить пропущенные буквы) - Давайте поработаем в парах. -Вы должны в каждом слове вставить букву и устно подобрать проверочное слово. - Время пошло. Когда будете готовы, покажите. - Давайте проверим, какие буквы вы вставили? - Что объединяет эти слова? (тема, картинка) - А кто самый внимательный. Что еще объединяет эти слова? - Вы хорошо поработали в парах, пожмите друг другу руки. 3. Работа по развитию речи. Устное сочинение-миниатюра. - А теперь, ребята, прочитайте слова, записанные на карточках, и посмотрите на экран. - Давайте попробуем составить небольшой рассказ. (Коллективно) - С чего мы начнем наш рассказ? - Молодцы! А сейчас я хочу познакомить вас с произведением великого русского педагога и писателя К. Д. Ушинского « Проказы старухи - зимы». Разозлилась старуха - зима. Шлет мороз за морозом. А ребятишки зимы не боятся. Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят. Щипнет старуха - зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже щеки побелеют. Мальчик схватит снегу, давай тереть - разгорится у него лицо, как огонь. Плачет зима. - Ребята, как вы думаете, подходит этот рассказ к нашей иллюстрации? - Дома попробуйте составить свой рассказ о зимних забавах детей. Помогут вам слова, записанные на карточках.
VI. Рефлексия. Игра «Снежки» - Давайте поиграем. У меня в руках «снежки». На каждом «снежке» написано слово с пропущенной орфограммой. У вас на парте лежат карточки с буквами. Я буду показывать «снежок» со словом, а вы должны показать букву, которую надо вставить. Правильно показанная буква будет означать, что вы поймали «снежок». Ле…, уло…, кро…, моро…, шу…ка, ло…ка, ков…, шар…







VII. Подведение итогов урока - Какую тему мы сегодня закрепляли? (Файл 2, с. 1) - Сейчас мы подведем итоги нашего урока. Приготовьте сигнальные карточки: зеленая - да, желтая - не уверен, красная - нет. -(Файл 2, с. 2) - Знаете ли вы парные звонкие - глухие согласные? - Знаете ли вы, как проверяется эта орфограмма? (Файл 2, с. 3) - Что интересного было для вас на уроке? - Довольны ли вы результатами своей работы? - Комфортно ли вам было на уроке? - Ребята, вы молодцы! Мне было приятно с вами работать. - Напомню вам, что дома вы должны устно продолжить рассказ о зимних забавах детей. - Урок окончен. Отдыхайте.

© 2010-2022