- Преподавателю
- Начальные классы
- Обобщение опыта по теме: Педагогический контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, как факторы успешности учебной деятельности младших школьников
Обобщение опыта по теме: Педагогический контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, как факторы успешности учебной деятельности младших школьников
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Малоштанова И.В. |
Дата | 22.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Педагогический контроль, самоконтроль, взаимоконтроль как факторы успешности учебной деятельности младших школьников»
(из опыта работы учителя начальных классов
МБОУ гимназии № 24 города Ставрополя
Малоштановой Инны Викторовны)
Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования. Образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Для решения заявленной задачи, как учитель начальных классов, стараюсь сделать процесс обучения развивающим и увлекательным. Старое дидактическое правило « Учить детей учиться » никогда не было так актуально, как сейчас. Школьная реформа подняла процесс управления учением на качественно новый уровень: научить ученика самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью т.е. научить его умению планировать предстоящую деятельность, организовывать её выполнение своими силами и в процессе выполнения намеченного осуществлять самоконтроль. Работая в начальной школе с детьми по уровню подготовленности к школе и интеллекту разными, я постоянно искала в нашей психолого-педагогической литературе ответ на вопрос: « Как научиться формировать внимание младших школьников?» Этот вопрос стоял передо мной так остро потому, что некоторые мои ученики часто как бы отсутствовали на уроке, мне было трудно управлять процессом обучения. Ответ на свой вопрос я нашла у психолога П.Я.Гальперина, который доказал, что « всякое внимание есть контроль », а поэтому « чтобы сформировать внимание, мы должны, наряду с основной деятельностью, дать задание проверить её, указать для этого критерий и приёмы, общий путь и последовательность». Большинство, учеников считают проверку знаний исключительной обязанностью учителя, а дома - родителей и не привыкают проверять себя, не умеют или не хотят это делать. Исходя из этого, я поставила себе задачу : выработать у каждого учащегося не просто привычку, а потребность проверки своей работы. В своей педагогической деятельности постоянно использую разнообразные и ищу новые эффективные формы педагогического контроля, самоконтроля, взаимоконтроля учащихся. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет мне объективно оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Также контроль позволяет увидеть свои собственные удачи и недоработки, что считаю очень важным критерием своей работы. Педагогический контроль имеет большое образовательное и воспитательное значение. Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения младших школьников в активную творческую деятельность. Во-первых, цель контроля связана с определением качества усвоения учащимися учебного материала-уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой начального обучения. Во - вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением школьников приемам самоконтроля и взаимоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле. В - третьих, эта цель предполагает воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы. На уроках я помогаю моим ученикам оформить свои знания, выразить их в устной или письменной речи. До тех пор пока знания не выражены в речи - устной или письменной, они не могут быть сознательно усвоены, не могут стать прочными. Следовательно, контроль помогает, прежде всего, осмысливанию и закреплению знаний. Также, я обращаю внимание на правильность знаний, их действенность и полноту, последовательность и грамотность их изложения и в этих направлениях осуществляю совершенствование знаний учащихся. Считаю, что контроль содействует развитию мышления, памяти, речи. В конечном счете, контроль знаний, умений, навыков учащихся содействует повышению качества учебной работы учащихся и учебного процесса в целом. На своих уроках активно применяю следующие формы самоконтроля и взаимоконтроля:
- Учебное комментирование написания текста (решения задачи, примера и т.д.)
- Саморедактирование работы
- Приём «нескольких вариантов ответа»
- «Самоконтроль по собственной инициативе»
- «Разноцветные поправки»
- Сопоставление своей работы с готовым образцом
- Использование плана ответа
- Приём «доказательств»
- Приём «поиска своего способа решения задачи»
- Карты взаимоконтроля
- Взаимная проверка устных ответов, письменных работ и др.