Статья О навыках осознанного чтения во 2 классе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О НАВЫКАХ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ

В 1 классе ребенок достаточно овладевает устной речью, свободно произносит олова и в процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Научив ребенка различать буквы, мы обучаем его технике чтения.Обучение грамоте идет параллельно обучению навыкам чтения. Весь процесс обучения в школе строится через чтение.Оно включает в себя все остальные виды речи.Навыки чтения помогут справиться с информационным взрывом (мои второклассники уже готовят доклады и сообщения, используя различную справочную литературу, энциклопедии, журналы), гарантируют максимальное возмещение затрат времени и усилий, вложенных в чтение, помогут обрести принципиально новые качества в организации внимания и памяти для дальнейшей учебы.Навыки чтения помогут активизации познавательной деятельности.

Вся методика громкого чтения и развивающего чтения направлена на воспитание активного читателя, осознанно воспринимающего прочитанное.

Проверяя у своих ребят в начале учебного года технику чтения по теисту N 2, составленному мной с использованием слов из карточек, (методика, описанная в книге "Навыки громкого чтения" Л.Н.Засориной, Е.М.Плюсниной, Н.В.Даниловой, Санкт-Петербург) получила результаты, показанные на "Диаграмме уровней скорости пословного чтения (слева)".После этого мы продолжили работу по карточкам, которую начали еще в I классе. Теперь карточки прочитывались не только сначала, но и с середины.Все ребята, включая и тех, кто читает ниже среднего уровня, прочитывали слова, в которых было от 6 до 13 букв и более. Во II классе работа по карточкам стала для нас разминкой на каждом уроке чтения.Ребята с каждым днем прочитывали все больше слов, а некоторые за минуту успевали прочитать не одну карточку. К середине года наши результаты заметно улучшились. Методика "Развивающего чтения" предполагает не только работу с карточками, но и с текстами.Уже в первом классе начался обучающий эксперимент по текстам из книги Л.Н.Засориной "Развивающее чтение".Были отработаны три первых текста, хотя они рас- читаны для 2-3 класса.Ребятам эта работа очень понравилась.Протоколы, полученные после обработки результатов дали мне возможность скорректировать свою дальнейшую работу.Основным недостатком многих учащихся было низкое качество чтения.

Методика проверки техники чтения по этим текстам существенно отличается от традиционной.В традиционной методике основной уклон идет на скорость чтения, а в новой- на осмысленное восприятие, учитывая при этом и скорость чтения. Работа эта ведется так: каждый ученик получает на парту текст и читает его, фиксируя время, затраченное на чтение текста.Затем задаются вопросы по тексту (от 6 до 10), на которые дети отвечают письменно. Читая ответы учеников и обрабатывая их, учитель видит степень усвоения прочитанного, т.е. качество чтения.

Обратимся к протоколу по тексту N1 "Для чего говорят "спасибо?" (95 сл.) Что я, как учитель, вижу? Например: Журавицкая Саша-ско- рость чтения (Сг)-средняя, качество чтения (Кг) (осмысленное понимание)- очень низкое, отсюда продуктивность чтения (Пг) тоже очень низкая, или Кошпормак В.: Cr-выше среднего, а Kr-очень низкое, Пг-низкая. По результатам обследования ребятам даются рекомендации: кому-то увеличить Сг, а кому-то читать медленно, внимательнее, стараясь запомнить прочитанное.Ребята понимают, что не всегда хорошо читать с высокой скоростью, необходимо при этом понимать смысл прочитанного.

Проверяя в конце I класса технику чтения по новой методике по тексту А.Митта "Шар в окошке" (130 сл.) результаты были таковы: Сг у многих ребят оказалась низкой, так как рекомендации были читать медленнее, но внимательнее. Кг существенно возросло, Пг-высокая. Цель, которую я ставила перед ребятами-это осознанное чтение. Этой цели мы достигли. На следующий год была поставлена нами новая задача-повысить скорость чтения. Во II классе работа по методике "Развивающее чтение" была продолжена. В I полугодии были отработаны еще 8 текстов из книги "Развивающее чтение" Л. Н. Засориной и 5 текстов из книги "Звездочка" 1]рос.ьеш,еиие/9^1. Работа с текстами проводится 1 раз в неделю на уроках внеклассного чтения.От текста к тексту результаты становятся все лучше. В конце декабря я проверяла технику чтения по тексту В."Осеевой "Кто хозяин?" (135 сл.).Как выросло качество чтения в сравнении с I классом, можно увидеть на таблице "Динамика роста качества чтения" Сг у 17% учащих- ся-средняя, а у 83%-выше средней.Кг у 8% учащихся-ниже среднего, а у 92%-выше среднего, Пг соответствует результатам Кг. Во второй четверти работу по чтению в моем классе решили сравнить с работой в 5-х классах, где она ведется по традиционной- методике и посмотреть различия в успехах детей. Мной было проведено обследование всех учащихся 5-х классов и 2 класса.

Текст взят N 20 "Ненаглядный сынок" (181 сл.).Результаты обследования видны на таблице "Качество чтения 5-х классов и 2-го класса". Результаты во 2 классе, работающем по методике "Развивающее чтение" выше, чем у пятиклассников, хотя текст для учащихся начальной школы сложен.Больше половины учащихся 5-х классов не усваивают прочитанное.

Затем результаты по этому же самому тексту были обработаны еще раз, но по специально построенной шкале для пятиклассников.Стало видно, что во всех классах очень низкое и качество чтения и скорость. Проведенное обследование показало, что методика "Развивающего чтения" значительно эффективнее традиционного преподавания. Работа по новой методике существенно повлияла и на уроки русского языка.Еще успешнее проводятся в классе минисочинения.Сочинения пятиминутки показывают, что ребята II класса уже могут выразить свои мысли и записать их со скоростью от 4 слов (12%) до 7 и более (80%). На шкале уровней скорости письма показаны результаты на выходе из первого класса и конец II четверти второго класса. Уроки развития речи, а именно работа над сочинениями, самая трудная форма работы в начальной школе, не вызывает у ребят теперь страха перед тем, что писать и как писать.В своих сочинениях они не боятся использовать не только простые предложения, а и сложные, а также прямую речь.Их не пугает и объем работ.Вот некоторые из сочинений, написанные учащимися за урок:

Снежинка Иголочка. Жила-была Метель.Были у нее дочери Иголочки, Звездочки, Пластиночки и сыночки Столбики и Ёжики.Метель позвала их гулять, закружила их и они полетели к земле.Вдруг Иголочка и Звездочка увидели ребятишек, которые катались на горке. "Полетели к ним!"-воскликнула Иголочка."Это очень опасно",-сказала ей Звездочка.Но Иголочка не послушала свою старшую сестру и полетела к ребятам."Ой, посмотрите какая красивая снежинка!"-закричала девочка Катя.К ней сбежались все ребята.Катя вытянула руку, Иголочка села к ней на ладошку.Вдруг снежинка почувствовала, что ей стало очень жарко и на глазах у ребятишек она стала исчезать .

Стоял тихий зимний денёк. Звездочки, Пластиночки, Ёжики, Крупинки и другие детки Метели плавно падали на землю, покрывая ее снежным одеялом, а Иголочка уже не молга с ними летать. (Труфанова Саша)

Протокол по методике "Чтение" группы № 70

F4 - распечатать результаты 530 школа ; учащиеся 1 г класс

Обследование проводилось /г. в : . Обработано . . г.

Текст № 1 Занятие № 1. Стартовая шкала. Номер шкалы: 974

Ф.И.О.

Возр.

Сч

Оц.

Кч

Оц.

ПчЫ

ОЦ.

САч

Оц.

Агапова Света

7

114

5

45

3

33

5

0

5

Алексеева Наташа

7

114

5

40

3

26

5

0

5

Гаврилова Вера

7

81

4

50

4

29

5

0

5

Грехнёва Лена

7

95

5

30

2

12

3

0

5

Демидова Катя

8

71

3

60

5

37

5

0

5

Журавицкая Саша

7

71

3

15

1

2

1

0

5

Иванов Артур

8

88

5

40

3

20

4

0

5

Козлов Дима

7

163

5

65

5

98

5

0

5

Конокова Фатима

8

95

5

50

4

34

5

0

5

Кононова Лена

7

95

5

65

5

57

5

0

5

Кошпормак Владик

8

81

4

25

1

7

2

0

5

Лабутин Максим

8

88

5

70

5

62

5

0

5

Лошаков Сергей

7

60

3

35

2

11

2

0

5

Маслова Таня

8

142

5

55

4

61

5

0

5

Парамонова Оля

7

60

3

35

2

11

2

0

5

Севоян Элина

7

63

3

75

5

51

5

0

5

Скоморошкин Боря

7

81

4

25

1

7

2

0

5

Филимонов Антон

7

81

4

35

2

14

3

0

5

Всего в группе: 18

средние: 7

91

4.2

45

3.2

32

3.8

0

5

Динамика роста качества чтения

К-во чел.

Статья О навыках осознанного чтения во 2 классе

В лесу зимой.

В лесу зима.Светло и тихо.Воздух чист и прозрачен.Все деревья стоят в пушистом снегу.Но вот вдруг подул ветер и стряхнул легкий снежок. По деревьям прыгает белка, заяц-беляк гложет кору.Слышен стук дятла Он где-то тут, рядом.В своем дупле сидит филин, спит.Ни разу за день не проснётся.А снегирь рябину клюёт.Рябина для снегирей особенно вкусна при морозце. Она сладкая.Вот сойка села на дуб и высматривает свои кладовые.Бродит по лесу седитый серый волк.Смотрит, где б ему зайца раздобыть.Но надвигается длинная зимняя ночь.Солнце садится в озеро. Теперь филину пора просыпаться, лететь на охоту.Медведь наелся за лето и крепко спит всю зиму в своей берлоге.А вот здесь, в пещере, спят зверьки вниз головой.Как их зовут?Да это летучие мыши.Все спят, весь лес спит.Один только филин летает, мышей ищет.

Тихо в зимнем лесу! (Козлов Дима)

Медленный темп письма, боязнь высказать свои мысли из-за ошибок, которые можно допустить при написании, перестали быть для моих учеников препятствием.88% второклассников фактически научились работать в темпе возрастной нормы 4 класса (где норматив скорости письма до 6 слов (мин).Темповые характеристики являются объективным показателем степени автоматизма речевой функции учащихся, качества речи.Речевое развитие ребенка тесно связано с общим развитием его личности.Развитие речи является важным условием для нормального развития организма.Однако чтение-главный способ обучения, постижения знаний.Цель его-познава- тельная направленность.В познавательном чтении главное внимание уделяется пониманию.Предполагаемая методика "Развивающего чтения" при работе с текстом опирается не только на запоминание фактического материала, а и на понимание глубинного содержания рассказа.А постижение смысла целевого текста при высокой скорости чтения (т.е.продуктивность чтения) становится основной задачей чтения на уроках в младших классах.

© 2010-2022