- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по теме Разделительный мягкий знак 2 класс
Конспект урока по теме Разделительный мягкий знак 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Поручикова Н.В. |
Дата | 18.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка
2 класс
Тема: Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 г.Пыть- Ях Поручикова Наталья Валерьевна
Цель: 1) Создать проблемную ситуацию и условия для ее разрешения, провести исследовательскую работу по теме «Разделительный мягкий знак» 2) Развивать умение употреблять в словах разделительный мягкий знак, обозначать звук [й'] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию и писать слова с разделительным ь. 3) Воспитывать интерес к изучению русского языка, к исследовательской работе. Оборудование: карточки для исследовательской работы, таблица-схема, тесты Ход урока I.Мотивационный этап У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости - давайте поздороваемся с ними.
Прозвенел звонок весёлый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать! 5 3
- Девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо- это открыть самому!»
Чистописание. Откройте тетрадь. - Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. - Какую запись должны сделать дальше? - Напишите слова «Классная работа».
- Догадайтесь, какую букву мы будем писать на чистописании?
Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает,
Может только показать
Как согласную читать.
- Да, сегодня будем писать «Ь». Вспомните, как пишется «Ь» знак, из каких элементов он состоит?(из короткой наклонной линии и полуовала)
- Запишите по образцу…
- Подчеркните самую красивую букву, поменяйтесь тетрадями и оцените работу своего товарища.
II. Актуализация знаний
- Что вы знаете о букве- мягкий знак? какая особенность у этой буквы
- ( она не обозначает звука)
- Какую работу выполняет в русском языке буква мягкий знак?
- Указывает на мягкость предшествующего согласного
- Вывод: Значит, эта буква необходима, чтобы указать на мягкость предшествующего согл. звука.
Перед вами слова с пропущенными буквами, вам нужно вставить их.
К…ньки, т...традь, учит…ль, м…рковь, п...льто, м…дведь.
Что это за слова?(словарные)
Почему их так называют? (во всех словах есть непроверяемая безударная гласная)
Взаимопроверка по образцу: смотрите на экран и соотнесите слово со своей записью. Оцените работу своего товарища.
- На какие 2 группы можно разделить?
(1.Одушевленные, неодушевленные,
2.слова с ь знаком в конце, в середине).
-Какую работу выполняет ь знак в этих словах?
- (Указывает на мягкость предшествующего согласного
Значит, где пишется ь знак-показатель мягкости?) слайд
-Как вы думаете, это все знания, которые мы должны знать о ь, или существуют другие?
-Хотите узнать?
-Тогда за работу!
III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
- Создание проблемной ситуации. (групповая работа).
Значит в чём затруднение?
(не можем объяснить почему эти слова пишутся с разд.ь)
Сформулируйте проблему ?
(не знаем правило правописания слов с разд.ь.)
Тема: Разделительный ь знак.
- Составим план урока. 1.Узнать, когда пишется разд. ь знак? 2.Научиться без ошибок писать слова с разд.ь.
- Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность
ΙV. Открытие новых знаний.
Наша цель выяснить роль мягкого знака в словах, для чего он необходим.
1.Наблюдение над словами слайд - Прочитайте пары слов:
- Чем они похожи и в чём отличие? (Похожи написанием и произношением, отличаются одной буквой и значением.) Прочитайте слова 2 столбика, послушайте как они звучат. Что заметили? (слова как-будто разделились на 2 части) Прочитайте слова без ь. Что произошло? (буквы слились, слово потеряло смысл)
- Предположите, какая роль у ь знака в этих словах? (Разделяет буквы гласных и буквы согласных) .
2.Звуко-буквенный анализ
Сравните написание и произношение первой пары слов. -Какой буквой они различаются? (ь) -Сколько букв и звуков в слове полю, а в слове полью? -Какой звук мы слышим в словах после (л,)? (й) -А за какой буквой «прячется» этот звук? (глас)
Сделайте вывод: для чего нужен разделит.ь знак в словах, на что он указывает?
Разд.ь знак нужен, чтобы показать, что за согл. Произносится звук (й).
Вывод Разд.ь.знак разделяет буквы гласных и буквы согласных) . Разд.ь знак нужен, чтобы показать, что за согл. Произносится звук (й).
- Это важное открытие, оно поможет вам в дальнейшей работе. 3. Наблюдение над написанием ь в словах. Работа в группах.
я предлагаю вам провести исследовательскую работу в группах.
-Какие правила работы в группе вы должны помнить?
-
Помогать друг другу
-
Вежливо и доброжелательно общаться друг с другом
-
Говорить тихим голосом
-
Работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;
-
Отвечать за успехи каждого
-
Умей слушать других.
Посовещайтесь в группах и попробуйте сформулировать правило о написании разделительного мягкого знака в словах.
Исследовательская работа. Ребятам розданы карточки с заданиями. Деревья, белье, ульи, ночью, веселье.
а) прочитай слова
б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни одной линией;
в) букву, которая написана после ь знака - подчеркни двумя линиями;
г) сделай вывод: где пишется разделительный ь знак? составление опоры: Разделительный мягкий знак пишется после_____________, перед гласными___________)
4) Вывод по исследовательской работе. Появление таблицы-схемы на доске.
Итак, что получилось? . Слайд.
- Что дала проверка? - Предложите свои версии и попробуйте открыть новое правило, в каких случаях пишется раздел.ь.знак.
После согласных - Разделительный ь знак - Перед гласными е, ё, и, ю, я.
Проверим наше открытие. 3. Работа с правилом. Чтение правила в рамке после упр. 200. Сравните свои выводы и правило. Примеры из упр-я. - Какая здесь орфограмма? Как её подчёркиваем? -О каком звуке предупр-т разд.ь знак? (й) - А за какими буквами прячется этот звук? - Как подчеркиваем?
Сделайте общий вывод: для чего нужен раздельный ь и в каких случаях он пишется?
Разд. Ь знак пишется в корне слова после согласных, перед гласными е, ё, ю, я, и, если при произношении слышится звук й после согласного
Совместная выработка алгоритма по применению правила в беседе. - Что нужно сделать вначале, прежде чем писать? (Послушать слово) - Прочитайте алгоритм, который дан в рамке учебника перед упр. 201. ( развивается умение определять на слух звук [й'] в словах и определять его место. Ученики по алгоритму в учебнике проговаривают слова, выделяя звуки и объясняя буквы, которые записывают.)
V. Первичное закрепление
Запишите слова во мн. числе
Соловей- соловьи Воробей- воробьи Дерево- деревья Брат- братья Стул- стулья
- Подчеркните разделительный Ь. Обозначьте орфограмму. Что подчеркиваем одной чертой? Что двумя? Почему? (глас. Обозн. 2 звука)
Устно составьте предложение с любым словом
Физминутка
Игра «Будьте внимательны»
Встали около парт, если слышим, что в слове надо вставлять разделительный Ь, то мы приседаем. А если мягкий знак в конце слова, то хлопаем в ладоши 2 раза.
Листья, семья, пень, день, прутья, камень, стулья, метель, вьюга, счастье, олень. - Молодцы, вы были внимательны .
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
2. Работа в паре. Попробуем проверить себя: стал ли сегодня разделительный мягкий знак нашим хорошим другом.
день
показатель мягкости
сильнее
здесь
воробьи
бьёт
Ь
веселье
вьют
разделительный
колосья
зорька
стоять
- Разделите слова на две группы в зависимости от роли мягкого знака в них (соедините стрелками с верной записью). Назовите слова с мягким знаком - показателем мягкости согласных на письме. Где в слове пишется мягкий знак? Проверьте (по щелчку мыши).
Назовите слова с разделительным мягким знаком. Где в слове пишется эта буква? Проверьте (по щелчку мыши).
VII. Сам. работа с самопроверкой
Тест. Проверка по эталону. Самооценка.
VIII. Итог урока.
Рефлексия
- Какое открытие мы с вами сделали на уроке?
- Что узнали нового о Ь знаке?
Разд. Ь знак пишется в корне слова после согласных, перед гласными е, ё, ю, я, и, если при произношении слышится звук й после согласного
Разделяет буквы гласных и буквы согласных)- 2 роль разд.ь
-Что было легко? Что было трудно?
- Какое задание было самым интересным?
- Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
Выразите цветом на полях в тетради свою работу на уроке.
-Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались - квадрат зеленого цвета.
- Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа - квадратом желтый цвета.
- Если не разобрались в теме, было не очень интересно - квадрат красного цвета.
-Хочу пожелать вам, чтобы открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.
Я думаю, что каждый из вас внес посильный вклад в общее дело. В группах сохранилось единство и хорошие отношения. Мне понравилась ваша работа на уроке. Урок окончен. Спасибо за совместную работу.
IX. Домашнее задание
1. Сложный уровень - Кто считает, что хорошо справился со всеми заданиями на уроке и может выполнить сложную работу дома- работа творческая. Вам нужно сочинить сказку о путешествии разд.мягкого знака. 2. Средний уровень - Кто затрудняется выполнять сложную работу, запишите 10 слов с разд.ь знаком 3. Базисный уровень - Кто не достаточно усвоил учебный материал, выполняет упр.203. - Ребята, домашнее задание вы выбираете сами.