Урок по русскому языку Правописание сочетаний жи и ши 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6

Тема: Правописание слов с сочетаниями «жи», «ши»

Цель: уточнение представлений учащихся о звуках [ж], [ш] как твёрдых шипящих и развитие умения правильно писать сочетания «жи», «ши».

Задачи:

1) повторить знания о гласных и согласных звуках, об обозначениях их на письме;

2) выработать навык правописания сочетаний «жи», «ши» в словах.

3) развивать орфографическую зоркость учащихся, их память, внимание, устную и письменную речь;

4) воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

I. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал.

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Запись числа, классная работа.


Дети! Сегодня мы отправляемся в путешествие на веселом поезде.

Вот мы на вокзале, нам нужны билеты.

Чтоб их получить, придется заплатить своими знаниями.

Отгадайте загадки (На доске открываются отгадки, но с пропущенными безударными гласными, дети показывают букву.)

Замечательный художник

У окошка побывал.

Отгадайте-ка, ребята,

Окна кто разрисовал? (мороз)

По полю скачет - ушки прячет.

Встанет столбом - ушки торчком. (заяц)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (медведь)

То я в клетку,

То в линейку,

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и порисовать.

Что такое я? (тетрадь)

Рисовал я на бумаге

Ручейки, леса, овраги…

Оттого что рисовал,

Я поменьше ростом стал. (карандаш)

-Какие это слова? (словарные)

-Какая еще орфограмма встретилась в этих словах?(Парная согласная на конце слова.)

-Что происходит с парными согласными на конце слова? (Оглушение.)

-Как проверить парную согласную на конце слова?

-Подберите проверочные слова. Во всех ли словах встретилась эта орфограмма?(В слове заяц ее нет.)

-Какой звук в конце мы произносим? Дайте ему характеристику.(Всегда твердый.) Какие еще звуки всегда твердые? (ж,ш)

Молодцы. Вот вам билеты. ( На билетах дети ставят + за каждый правильный ответ и - за ошибки)


II. Чистописание

.

Используя ж и ш, напишите слоги с гласными а, у, и, о, ы

Жа ша жу шу жи ши жо шо

_- С какой гласной нельзя составить слог? Почему? Кто попался в ловушку?
-Кто догадался, с какой орфограммой мы будем работать на уроке?
Правописание жи-ши.
Тема урока сегодня- «Правописание сочетаний жи-ши.»

-Новая для нас эта тема?

Почему?( изучали в 1 классе)
-Зачем же сегодня мы снова обращаемся к этой теме?

-Какую цель мы ставим перед собой сегодня на уроке?
(Повторить правило, совершенствовать свои умения в написании слов с этой орфограммой).

-Давайте вспомним правило (Читаем хором)
Жи - ши пиши с буквой И.
Так, с заданием мы справились, можно ехать.

III. Объяснение нового материала.
Посмотрите, сколько пассажиров у поезда!

Давайте назовем всех, кто едет с нами.

Ж. раф, морж . , уж . ,

мыш . , ёж . к, стриж . , чиж . .

- Спишите слова, вставив пропущенные буквы.

Ученики проговаривают слова. (Кто ошибся?)

Нас приглашает проводник.

- Что вы заметили в её словах?

Пассажиры, усаживайтесь в вагоны.

А какая еще есть орфограмма в слове пассажиры? (двойная согласная)


IV. Основная часть урока

Все в вагоны! Поехали.

Психологический настрой для работы в парах.

Одному трудиться сложно

Парой будет веселей!

Нам работать нужно дружно

Ну, ребята, посмелей!

- Вот мы сейчас посмотрим, какие вы дружные и как умеете работать в паре. -Вставьте пропущенные буквы. Разделите текст на предложения. ( на каждой парте лежит текст)

- Какое правило мы должны вспомнить, чтобы не ошибиться при написании слов с сочетаниями жи,ши? В лесу тиш…на там живут разные ж….вотные лес - это дом для всего ж…вого друж… с лесом!

Проверяем, какие буквы вы вставили.

- Сколько предложений получилось? (Кто ошибся?)

- Почему в лесу надо соблюдать тишину?

-Чем является лес для животных?

- Почему с ним надо дружить?

Берегите природу!

«Птицы, звери, деревья и рыбы,

И цветы на окошке твоём.

Всё, что с нами живёт на планете,

Жить не может без нашей любви».


-Кто был самый внимательный и услышал слова на наше правило?

творческая работа.

- А чем человек отличается от животных? (разумом, умом, мудростью)

- Веками человеческая мудрость передается из поколения в поколение в пословицах.

- Возьмите конверты, которые лежат у вас на столах, достаньте оттуда слова и соберите из них пословицы. Работаем в парах.

1 ряд - Жизнь прожить - не поле перейти.

2 ряд - Дерево держится корнями, а человек - друзьями.

3 ряд - Век - живи, век - учись.

Проверка коллективная с объяснением значений пословиц.

Где вы встретили нашу орфограмму в пословицах?


V. Физкультминутка

За окном станция Зарядкино


Учитель: Если вы услышите слова с сочетанием жи - приседаем , с сочетанием - ши - хлопаем, если не услышите сочетаний жи-ши - стоим молча.

Широкий, жить, шить, животное, цирк, живот, шишка., пассажир, цифры, вершина, пружина, кувшин
Тихо садимся на места...

VI. Закрепление

Продолжаем наше путешествие.

Станция Книжкино Обратимся за заданием к учебнику. с67, упр. 176

Чтобы нам в поезде не было скучно, давайте поиграем.

В данных словах подчёркнутые буквы замените буквами, указанными в скобках.

Напишите полученные слова, но будьте внимательны: среди этих слов есть слова, в которых замена букв невозможна!

малина(ш),

сыр(ж),

ели (ж)

липы(ш),

мышки (ш)

- Какое правило мы применили для грамотного написания слов?

VII. Следующая станция «Прятки»

Внимание! В моих словах найдите спрятанные слова.

Закружились (жили), машина (шина), камыши

(мыши), пушистый (уши).

- Что вы можете сказать про сочетания жи-ши?

(Сочетания жи-ши пиши с буквой и)

Хорошо с заданием мы справились, поехали дальше.

VIII. Самостоятельная работа.

Следующая станция «Самостоятельная»

Выписать из текста слова с нашей орфограммой.

1 вариант с сочетанием ши

2 вариант с сочетанием жи

Вот шмель пуш…стый, ж…рный

В ш…повнике жужж…т.

Поуж…нать душ…стым

Нектаром он спеш…т.

Нектар - сладкий сок, выделяемый цветками медоносных растений.

Проверка (Кто ошибся?)

Молодцы, все справились с заданием!

Запишем д\з.
IX. Подведение итогов

- На какое правило нам встретились в пути слова?

- Какая гласная буква пишется в сочетании жи-ши?

Вот и заканчивается наше веселое путешествие. Расскажите о нем: что понравилось? что запомнили? чему научились? что повторили?


Если на уроке у Вас все получалось и на вашем билете только плюсы, то вы получаете 5, а если у вас были затруднения, были 1-3 ошибки, то 4, а если больше, то 3.

6


© 2010-2022