- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: «СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ»
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: «СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Фирсова Г.В. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по курсу
« Основы религиозных культур и светской этики»
Тема: « СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ»
4 класс
Цель урока: способствовать пониманию важности семейных праздников
Задачи:
Образовательные: познакомить с классификацией праздников ,закрепить знания учащихся о семейных традициях;
Развивающие :формирование навыков групповой работы, самостоятельной работы с источниками информации; добывать и систематизировать информацию; способности доказывать свое мнение ;
Воспитательные: воспитание чувств любви, гордости за свою семью, уважения к родителям, родственникам; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.
Оборудование:
1.Учебное пособие
2.Мультимедийная установка
3.Презентация по теме урока
4.Раздаточный материал
5.Иллюстративный материал
Тип занятия: обобщение и применение знаний на практике.
Виды деятельности: беседа, устный рассказ, работа с иллюстративным материалом, творческая работа в группах, работа с учебником.
Основные термины и понятия: праздник, праздничный ритуал. подарок.
Ход урока
1.Организационный момент
Слайд 1.(Весенний пейзаж)
Добрый день, дорогие ребята и гости.
Я рада видеть каждого из вас
И пусть весна холодным ветром в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Эмоциональное вхождение в урок
Слайд2.(фотографии класса)
Начнем наш урок с притчи «Искорка добра»
В одном ауле люди умели дарить друг другу добро. А знаете как? Очень просто, когда они протягивали друг другу руки, их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная теплая искорка, маленькое, маленькое солнышко. оно было такое маленькое, что не обжигало, а только согревало ладошки (Звучит вальс Шопена)давайте передадим искорку добра , протянем ладошки, посмотрим в глаза друг другу и тепло улыбнемся.
_ Я уверена, что весь урок вас будет сопровождать хорошее настроение.
- А для этого мы вспомним правила урока :
1.Говори спокойно и ясно.
2.Говори только по делу.
3.Умей слушать другого.
« Свое мнение надо не навязывать,а доказывать»
2.Актуализация знаний (Слайд 2) Стихотворение
К этому уроку Люда Давидова написала стихотворение . Праздник.
Праздник - это радость,
Праздник - это смех веселый.
Глазки радостно горят
Празднует их стар и млад.
В праздник танцуют, в праздник поют,
играют, смеются…
Подарков все ждут.
-Понравилось стихотворение?
- Сможете сформулировать тему урока?
- Более конкретно вы сможете сказать, открыв учебник на стр.58
Слайд 3 (Семейные праздники)
3. Мотивация учащихся к учебной деятельности .Создание проблемной ситуации.
- Ребята вы любите праздники?
-Как вы думаете детям, взрослым нужны праздники?
- Давайте подумаем что такое « праздник»?( Ответы детей)
(это : встречи, радость, веселье, общение взрослых и детей, проведение игр ,развлечений, которые можно потом использовать и дома и в школе, общение с другими детьми , новые знакомства, конкурсы, праздничный -красиво накрытый стол стол,…)
- А где мы можем найти более точный ответ на мой вопрос?
(В толковых словарях. энциклопедиях.)
А вот на этот вопрос я попросила подготовить ответ Сашу Б-Она воспользовались толковыми словарями Ожегова.
Ответ Саши
Праздник - день торжества, установленный в честь или в память какого нибудь выдающегося события; день радости и торжества по поводу чего нибудь; день игр и развлечений ;
Слайд4 ( Праздник -по словарю Ожегова.)
Вывод - В наше время люди воспринимают праздник как что-то необычное и чудесное, совершенно отдельное от повседневной реальности. Это составляющая часть нашей культуры которая помогает нам лучше понять друг-друга. Праздники напоминают обо всем хорошем , что происходило с ними раньше.
-А как вы думаете, когда и как появились праздники?
- Давайте заглянем в учебник и прочитаем первый абзац текста на стр. 58.
Вывод.
Действительно праздники возникли очень давно. трудно точно определить истоки возникновения праздников- наверное все начиналось с древних языческих ритуалов. Еще в древние времена праздники были не только развлечением - они воспитывали, пробуждали в людях чувство прекрасного, позволяли расслабиться и чувствовать себя свободным. Как известно из истории, организация праздников относилась к числу любимых занятий славян.Ведь и у нас , в России, до сих пор широко отмечаются некоторые языческие праздники - например , Масленица -хотя многие люди забыли о его настоящих корнях.
- Как вы думаете , чему могут быть посвящены праздники?
-Давайте снова обратимся к учебнику.(стр.58 2и3 абзац.)
-Все праздники можно разделить на несколько групп.
Слайд .5
-
государственные
-
общественные
-
семейные
-
школьные
-
религиозные
-Сегодня мы с вами подробнее остановимся на семейных праздниках.
Работа с текстом « Как появилась семья»
( Комментированное чтение текста)
В далеком прошлом, еще до того , как появились семьи , люди жили родами. Эти союзы родственников (понятно, что это больше чем семья?) помнили о происхождении от одного предка . Но объединяло их не только родство(Интересно, а что еще ?)а еще и помощь друг другу (Обратите внимание.)в борьбе за жизнь в дикой природе .Во многом они были похожи на стаи животных. однако в человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому , что можно, а что нельзя , что хорошо, а что плохо. Мужчине-охотнику нельзя было утаивать добытую еду от своих сородичей.( Сохранилось ли это правило в современном мире?) О детях заботились сообща , всем родом, и жили все вместе в одной пещере или в большом шалаше, греясь у общего костра.
Со временем люди научились лучше обеспечивать себя пропитанием - они стали выращивать растения и животных, а не искать их в дикой природе. Чтобы выжить, уже не требовалось объединять усилия многих людей. Большой шалаш сменили несколько маленьких , и внутри родов появились семьи.. Понравившиеся друг другу мужчина и женщина уже не расставались, а жили вместе, добывая себе пропитание. Но главное в семье- рождение детей , которых воспитывают мама и папа.Между ними возникает самое сильное из всех человеческих чувств - чувство любви, основанное на сильной привязанности , невозможности жить друг без друга и на желании делать друг для друга только хорошее. Это чувство связывает всех, кто живет одной семьей. Это могут быть не только родители и дети , но и другие близкие родственники ( бабушки, дедушки), если они живут в одном доме, сообща ведут хозяйство и заботятся друг о друге.
Таким образом , от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества - готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.
- Подчеркните в тексте зеленой пастой . что общего у рода и семьи. Прочитайте.
-А знаете ли вы , что есть Всероссийский праздник - День семьи , любви и верности , который отмечается в нашей стране с 2008 года.
- Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области0, где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.
У нового семейного праздника уже есть медаль, которую вручают 8 июля , и очень нежный символ - ромашка.
-Какие семейные праздники у вас самые любимые?( ответы детей)
-А вы знаете, что древнейшая традиция приношения даров божествам сохранилась в подарках. Купленный от души, красиво упакованный подарок говорит о внимании, дружбе и любви. Выбирая подарок надо учитывать увлечения и вкусы человека, которому вы хотите подарить.
-Существуют определенные правила выбора подарка.
-Поиграем в игру (Продолжи предложение)
- Выбирая подарок , подумайте,будет ли он…( уместен,нужен имениннику и т.д.
-
-
-