Русский язык тема: Изменение глаголов по числам

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по предмету «Русский язык»

Тема: «Изменение глаголов по числам»

Цель: формировать умение определять число глаголов, изменять глаголы по числам.

Задачи урока.

  1. Научить различать число глаголов, изменять форму числа глаголов.

  2. Формировать умение строить речевые высказывания в устной форме, представлять информацию в виде алгоритма.

  3. Способствовать развитию умения действовать по плану, находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результат.

  4. Воспитывать навыки сотрудничества со сверстниками в группе.

Оборудование: карточки с дифференцированными заданиями, карточки со словами, карточки алгоритма, карточки-опоры.

Оценочные листы.

Плакат «Глагол»

Смайлики, светофоры

Ход урока.

  1. Создание коллаборативной среды. Учащиеся стоят в кругу.

Приветствие пальчиками руки, начиная с большого.

Желаю (соприкасаются большими пальцами)

Успеха(указательными)

Большого (средними)

Во всем (безымянными)

И везде, (мизинцами)

Здравствуй! (соприкосновение всей ладонью)

- Сегодня на уроке предстоит сложная работа и нам понадобятся ваши знания, светлый ум, и , конечно, большое желание учиться и узнавать новое. Я желаю вам успехов и удач.

Прежде, чем мы приступим к работе, мы разделимся на группы.
Приём «Снеговик, санки, снежинка, льдинка». Учащиеся делятся на 4 группы.

Работаем в группе дружно.

Друг друга уважаем

Слушаем, не перебиваем,

Думаем - коллективно.

Пишем - оперативно,

Отвечаем - доказательно,

И открытия нас ждут обязательно!

  1. Проверка дом. задания. Опрос учащихся. Прием « Корзина идей»

- Какой раздел русского языка мы изучаем? (части речи). С какой частью речи мы работали на последних уроках? (глагол) - Что такое глагол? (это часть речи, которая обозначает действия предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?)

- Что нового вы узнали о глаголах на прошлом уроке? (глаголы имеют неопределенную форму)

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? (что делать? Что сделать?)

- На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? (на суффиксы -ть, -ти, -чь)

Проверка умения находить в тексте глаголы в неопределенной форме.

- У вас на столах карточка № 1.

Карточка № 1

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать, и переставать говорить, когда нечего сказать.

-Прочитайте предложение и подчеркните глаголы в неопределенной форме.

Проверка. (шкала успеха)

- Какая основная мысль выражена в этом предложении?

( Надо уметь внимательно слушать людей и если чего-то не знаешь, надо спросить, узнать.)

Оцените себя на листе рефлексии.

- Интересная часть речи в русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет: чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет, или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит-

Всё расскажет нам …. (глагол)

- Как вы думаете, мы всё узнали об этой части речи? (наверно, нет)

Продолжит наше знакомство с удивительной частью речи с глаголом.

Основная часть.

Сравнение глаголов в единственном и множественном числе.

- У вас на столах карточка № 2. Прочитайте, отгадайте загадки. К каждой отгадке выпишите слова, обозначающие действия героя загадки.

Карточка № 2

Отгадайте загадки, к каждой отгадке выпишите слова, обозначающие действия героя загадки. Выпишите слова, обозначающие действия героя загадки.


  1. Эти всюду ходят вместе: 2) Этот прячется на крыше -

Вместе дремлют на насесте, Я зову, а он не слышит.

Вместе раньше всех встают, Притворяется, что спит,

Очень долго воду пьют: Сам за птицами следит. (____)

После каждого глотка

Долго смотрят в облака. (__________)

Что делают? Что делает?

________________ _________________

________________ _________________

________________ _________________

________________ _________________

________________ _________________

________________ _________________

- Сравните глаголы первого и второго столбика. Чем они отличаются? (В первом столбике глаголы обозначают действие нескольких предметов, а во втором столбике глаголы обозначают действие одного предмета)

- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать?

- Правильно, мы будем говорить о числе глаголов.

- Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшний урок?

Цель: научиться определять число глаголов.

(Цель прикрепляется к доске).

- Какие задачи перед собой мы поставим на сегодняшний урок?

Понаблюдаем и сделаем вывод, форму какого числа могут иметь глаголы, изменяются ли глаголы по числам.

Будем учиться определять форму числа глагола, работать с предложением, изменять форму числа глагола.

(задачи прикрепляем к доске).

Минутка чистописания.

- Открываем тетрадь, записываем число. Сегодня….

Прежде чем, начнем писать, выполним упражнения для глаз и рук.

Упражнения для глаз: поморгайте быстро, закройте глаза, посчитайте до пяти)

Упражнение для рук : массажируйте пальчики, разотрите ладони и встряхните.

- Внимательно посмотрите на данную запись: едмн, мнед, едмн, мнед.

- Догадайтесь, почему я написала эти сочетания букв? (Это связано с темой нашего урока)

- Запишите в тетрадь эти сочетания букв каллиграфически правильно.

На доске записана пословица: М..роз и м..тели под ф..враль полетели.

- Какие словарные слова встретились в этой пословице? Как записать слово мороз, метель, февраль?

Мороз - общеславянское слово, первоначальное значение «морз» - холодный.

Метель- образовано от существительного «мет», с помощью суффикса - ель. « метель » от слова «мести» (В. Даль).

Февраль- латинское слово «фебруа» . В древнем Риме февраль был последним месяцем в году, римляне устраивали праздник и приносили жертвы покровителю стад - богу Фебрусу. (РЯ стр.130)

- Найдите и подчеркните в этой пословице глагол.

Работа с новой темой.

Работа в парах. Возьмите карточку № 2. Вам необходимо из двух столбиков подобрать и составить пары слов, так чтобы получилось верное сочетание слов.

Карточка № 2.

ученик летают

ученики читают

воробей читает

воробьи летает


Проверка:

- Какие пары слов у вас получились? Можно сказать: ученик читают ? ( нет, ученик - в ед. ч., читают - во мн. ч.)

-Можно сказать : ученики читает? ( нет, ученики - во мн. ч., читает - в ед. числе.)

- Глаголы «читает» и «читают» имеют одинаковое значение? (да)

- Чем они отличаются? (Глагол читает- действие одного лица, глагол читают - обозначает действия нескольких лиц).

- Значит, глагол читает в каком числе? А глагол читают?

- Как определили, в каком числе стоит глагол? (посмотрели сколько лиц выполняют действие)

Глагол «читает» изменяется по числам?

- А глагол «летает»-?

Вывод: глаголы изменяются по числам.

- Что обозначает глагол в единственном числе? (действие одного предмета). Что обозначает глагол во множественном числе? (действия двух или более предметов).

- На какие вопросы отвечают глаголы в единственном числе? (что делает? Что сделает?)

- На какие вопросы отвечают глаголы во множественном числе? ( что делают? Что сделают?)

Выделите окончания у глаголов. Одинаковое ли окончание у глаголов в единственном числе и во множественном?

Вывод: при изменении глаголов по числам, изменяется окончание.

- Проверим наш вывод по учебнику. Стр. 144- О каком открытии не сказано в учебнике? (при изменении глагола по числам, изменяется его окончание).

Оцените себя, как вы поняли правило.

Работа в группе. «Составление алгоритма определения числа глаголов»

- Используя наши выводы и правило на странице 144, попробуйте составить алгоритм , который поможет вам правильно определять число глаголов.

У вас на столах карточки- шаги. Они перепутаны. Наведите порядок.


  1. Найди в тексте или в предложении глагол.

  2. Посмотри, сколько действий обозначает глагол.

  3. Если глагол обозначает действие одно предмета и отвечает на вопрос что делает? , то это будет глагол единственного числа.

  4. Если глагол обозначает действие нескольких предметов, и отвечает на вопрос что делают? , то это будет глагол множественного числа.

Учащиеся работают на листах, составляют алгоритм.

Проверка: Прочитайте 1 шаг, 2 шаг, 3 шаг, 4 шаг.

Оцените себя в рефлексивном листке.(шкала успеха)

Физминутка.

Поднимитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте,

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните,

Всё в порядок приведите,

И писать, друзья, начните.

Практическая работа по закреплению нового материала.

- Возьмите карточку под номером №3 Прочитайте текст. Вставьте пропущенные глаголы по смыслу. Определите число глаголов.

Карточка № 3.

….. с неба снежинки. …….. в воздухе и ……. на землю. Вот …… цветок с шестью лепестками. А вот ……. звёздочка с шестью лучами. …… ветер, и …….. белые цветы в снежную пыль.

Слова для справок: посыпались, кружатся, летит, засверкала, подул, превратились.

Проверка.

- Назовите глаголы в единственном числе. ( летит, подул, засверкала)

- Назовите глаголы во множественном числе. ( посыпались, кружатся,превратились )

- Почему эти глаголы множественного числа? ( обозначают действия нескольких предметов)

- Какой получился текст?

Оцените себя.

- Давайте еще раз уточним, как определять число глаголов? (рассказывает один ученик).

- Выполним задание на слух.

- Я диктую предложения, вы выписываете глаголы в два столбика. В первый столбик выписываете глаголы ед. числа, во второй - глаголы множественного числа. Не забывайте про алгоритм.

Текст.

Наступили холода. Мальчики выбежали на улицу. Они идут в парк. К веткам березы прикрепили кормушку. К кормушке прилетели синички и воробьи. В сторону отлетел красногрудый снегирь. Борис разбросал семена по снегу. Снегирь подлетел к ним. Ребята каждый день подкармливали птиц.

Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга. Верните тетради, оцените свою работу.

- Поднимите руки все, кто записал глаголы правильно.

- Кто допустил ошибки?

Нас ждёт новое задание. На столах карточка № 4. Прочитайте словосочетания,замените форму единственного числа на форму множественного числа и запишите в тетрадь получившиеся словосочетания.

Карточка № 4.

Задание: замените в словосочетаниях форму единственного числа глагола на форму множественного числа и запишите получившиеся словосочетания.

Например, иволга свистит - иволги свистят.

Воробей чирикает, змея шипит, курица кудахчет, ёж фыркает, собака лает, кошка мяукает, мышь пищит.


Проверка. - Какие словосочетания у вас получились? Какие орфограммы вам встретились при выполнении данного задания? ( ча-ща, жи-ши, чу-щу)

Оцените себя.

- А сейчас попробуем себя в роли корректоров. Ученик списывал стихотворение и возможно допустил ошибки. Возьмите карточку № 5. Внимательно прочитайте текст, исправьте ошибки, если они есть.

- Работать будете в парах.

Карточка № 5. «Корректор»

Задание: прочитай, исправь ошибки, если они есть.

Хрустят за окошком Малиновым цветом

Морозный денёк. Цветёт лепестки,

Стоят на окошке Как будто и вправду

Цветок-огонёк. Горит огоньки.

Е. Благинина.


- Почему ученик допустил ошибки? (неправильно определил число глаголов).

- Назовите глаголы, в которых ученик допустил ошибки. Докажите, что это ошибка.

- Кто нашел все ошибки?

- Кто был не очень внимательным?

- Надеюсь, что при выполнении домашнего задания вы не допустите ошибок.

Оцените себя.

Подведение итогов.

- Наш урок подходит к завершению.

- Вернемся к цели, которую мы поставили в начале урока. Удалось нам научиться определять число глаголов? Можем ли мы после нашего урока еще что-то добавить в нашу корзину?

- Как вы думаете, теперь наша корзина полная, или еще есть место для новых знаний?

Стихотворение «Я учу глаголы» Рассказывает Саша Ли.

Я пришел из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить - пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» - кричу
«Вертеть» - верчу,
«Двигать» - двигаю,
«Прыгать» - прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел!..
Открываю: наш сосед…
Он живет под нами
Не причесан, не одет -
В тапках и в пижаме.
Он кричит:
- Прошу прощенья!
Это что - землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
- Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришел из школы,
Я учу глаголы

Рефлексия.

-Посмотрите на лист рефлексии.

Посчитаем баллы. У кого сегодня 14 баллов? У кого 10-12? Кому нужна помощь?

- Покажите, с каким настроением мы заканчиваете работу на уроке? (личики).

- Работали активно…., Работали хорошо….,

Спасибо всем за урок!

Лист рефлексии

Фамилия, имя учащегося:

№ задания

оценка

№ 1 нахождение глаголов неопределенной формы.

№ 2 действия героев загадки

№ 3 составление алгоритма.

№ 4 вставь пропущенные глаголы

№ 5 определение числа глаголов на слух, запись в

два столбика в тетрадь.

№ 6 заменить форму единственного числа на

множественное число.

№ 7 корректор.

Оценка за урок


© 2010-2022