- Преподавателю
- Начальные классы
- Русский язык тема: Изменение глаголов по числам
Русский язык тема: Изменение глаголов по числам
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Терещенко И.Н. |
Дата | 20.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока по предмету «Русский язык»
Тема: «Изменение глаголов по числам»
Цель: формировать умение определять число глаголов, изменять глаголы по числам.
Задачи урока.
-
Научить различать число глаголов, изменять форму числа глаголов.
-
Формировать умение строить речевые высказывания в устной форме, представлять информацию в виде алгоритма.
-
Способствовать развитию умения действовать по плану, находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результат.
-
Воспитывать навыки сотрудничества со сверстниками в группе.
Оборудование: карточки с дифференцированными заданиями, карточки со словами, карточки алгоритма, карточки-опоры.
Оценочные листы.
Плакат «Глагол»
Смайлики, светофоры
Ход урока.
-
Создание коллаборативной среды. Учащиеся стоят в кругу.
Приветствие пальчиками руки, начиная с большого.
Желаю (соприкасаются большими пальцами)
Успеха(указательными)
Большого (средними)
Во всем (безымянными)
И везде, (мизинцами)
Здравствуй! (соприкосновение всей ладонью)
- Сегодня на уроке предстоит сложная работа и нам понадобятся ваши знания, светлый ум, и , конечно, большое желание учиться и узнавать новое. Я желаю вам успехов и удач.
Прежде, чем мы приступим к работе, мы разделимся на группы.
Приём «Снеговик, санки, снежинка, льдинка». Учащиеся делятся на 4 группы.
Работаем в группе дружно.
Друг друга уважаем
Слушаем, не перебиваем,
Думаем - коллективно.
Пишем - оперативно,
Отвечаем - доказательно,
И открытия нас ждут обязательно!
-
Проверка дом. задания. Опрос учащихся. Прием « Корзина идей»
- Какой раздел русского языка мы изучаем? (части речи). С какой частью речи мы работали на последних уроках? (глагол) - Что такое глагол? (это часть речи, которая обозначает действия предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?)
- Что нового вы узнали о глаголах на прошлом уроке? (глаголы имеют неопределенную форму)
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? (что делать? Что сделать?)
- На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? (на суффиксы -ть, -ти, -чь)
Проверка умения находить в тексте глаголы в неопределенной форме.
- У вас на столах карточка № 1.
Карточка № 1
Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать, и переставать говорить, когда нечего сказать.
-Прочитайте предложение и подчеркните глаголы в неопределенной форме.
Проверка. (шкала успеха)
- Какая основная мысль выражена в этом предложении?
( Надо уметь внимательно слушать людей и если чего-то не знаешь, надо спросить, узнать.)
Оцените себя на листе рефлексии.
- Интересная часть речи в русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет: чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет, или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит-
Всё расскажет нам …. (глагол)
- Как вы думаете, мы всё узнали об этой части речи? (наверно, нет)
Продолжит наше знакомство с удивительной частью речи с глаголом.
Основная часть.
Сравнение глаголов в единственном и множественном числе.
- У вас на столах карточка № 2. Прочитайте, отгадайте загадки. К каждой отгадке выпишите слова, обозначающие действия героя загадки.
Карточка № 2
Отгадайте загадки, к каждой отгадке выпишите слова, обозначающие действия героя загадки. Выпишите слова, обозначающие действия героя загадки.
-
Эти всюду ходят вместе: 2) Этот прячется на крыше -
Вместе дремлют на насесте, Я зову, а он не слышит.
Вместе раньше всех встают, Притворяется, что спит,
Очень долго воду пьют: Сам за птицами следит. (____)
После каждого глотка
Долго смотрят в облака. (__________)
Что делают? Что делает?
________________ _________________
________________ _________________
________________ _________________
________________ _________________
________________ _________________
________________ _________________
- Сравните глаголы первого и второго столбика. Чем они отличаются? (В первом столбике глаголы обозначают действие нескольких предметов, а во втором столбике глаголы обозначают действие одного предмета)
- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать?
- Правильно, мы будем говорить о числе глаголов.
- Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшний урок?
Цель: научиться определять число глаголов.
(Цель прикрепляется к доске).
- Какие задачи перед собой мы поставим на сегодняшний урок?
Понаблюдаем и сделаем вывод, форму какого числа могут иметь глаголы, изменяются ли глаголы по числам.
Будем учиться определять форму числа глагола, работать с предложением, изменять форму числа глагола.
(задачи прикрепляем к доске).
Минутка чистописания.
- Открываем тетрадь, записываем число. Сегодня….
Прежде чем, начнем писать, выполним упражнения для глаз и рук.
Упражнения для глаз: поморгайте быстро, закройте глаза, посчитайте до пяти)
Упражнение для рук : массажируйте пальчики, разотрите ладони и встряхните.
- Внимательно посмотрите на данную запись: едмн, мнед, едмн, мнед.
- Догадайтесь, почему я написала эти сочетания букв? (Это связано с темой нашего урока)
- Запишите в тетрадь эти сочетания букв каллиграфически правильно.
На доске записана пословица: М..роз и м..тели под ф..враль полетели.
- Какие словарные слова встретились в этой пословице? Как записать слово мороз, метель, февраль?
Мороз - общеславянское слово, первоначальное значение «морз» - холодный.
Метель- образовано от существительного «мет», с помощью суффикса - ель. « метель » от слова «мести» (В. Даль).
Февраль- латинское слово «фебруа» . В древнем Риме февраль был последним месяцем в году, римляне устраивали праздник и приносили жертвы покровителю стад - богу Фебрусу. (РЯ стр.130)
- Найдите и подчеркните в этой пословице глагол.
Работа с новой темой.
Работа в парах. Возьмите карточку № 2. Вам необходимо из двух столбиков подобрать и составить пары слов, так чтобы получилось верное сочетание слов.
Карточка № 2.
ученик летают
ученики читают
воробей читает
воробьи летает
Проверка:
- Какие пары слов у вас получились? Можно сказать: ученик читают ? ( нет, ученик - в ед. ч., читают - во мн. ч.)
-Можно сказать : ученики читает? ( нет, ученики - во мн. ч., читает - в ед. числе.)
- Глаголы «читает» и «читают» имеют одинаковое значение? (да)
- Чем они отличаются? (Глагол читает- действие одного лица, глагол читают - обозначает действия нескольких лиц).
- Значит, глагол читает в каком числе? А глагол читают?
- Как определили, в каком числе стоит глагол? (посмотрели сколько лиц выполняют действие)
Глагол «читает» изменяется по числам?
- А глагол «летает»-?
Вывод: глаголы изменяются по числам.
- Что обозначает глагол в единственном числе? (действие одного предмета). Что обозначает глагол во множественном числе? (действия двух или более предметов).
- На какие вопросы отвечают глаголы в единственном числе? (что делает? Что сделает?)
- На какие вопросы отвечают глаголы во множественном числе? ( что делают? Что сделают?)
Выделите окончания у глаголов. Одинаковое ли окончание у глаголов в единственном числе и во множественном?
Вывод: при изменении глаголов по числам, изменяется окончание.
- Проверим наш вывод по учебнику. Стр. 144- О каком открытии не сказано в учебнике? (при изменении глагола по числам, изменяется его окончание).
Оцените себя, как вы поняли правило.
Работа в группе. «Составление алгоритма определения числа глаголов»
- Используя наши выводы и правило на странице 144, попробуйте составить алгоритм , который поможет вам правильно определять число глаголов.
У вас на столах карточки- шаги. Они перепутаны. Наведите порядок.
-
Найди в тексте или в предложении глагол.
-
Посмотри, сколько действий обозначает глагол.
-
Если глагол обозначает действие одно предмета и отвечает на вопрос что делает? , то это будет глагол единственного числа.
-
Если глагол обозначает действие нескольких предметов, и отвечает на вопрос что делают? , то это будет глагол множественного числа.
Учащиеся работают на листах, составляют алгоритм.
Проверка: Прочитайте 1 шаг, 2 шаг, 3 шаг, 4 шаг.
Оцените себя в рефлексивном листке.(шкала успеха)
Физминутка.
Поднимитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте,
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните,
Всё в порядок приведите,
И писать, друзья, начните.
Практическая работа по закреплению нового материала.
- Возьмите карточку под номером №3 Прочитайте текст. Вставьте пропущенные глаголы по смыслу. Определите число глаголов.
Карточка № 3.
….. с неба снежинки. …….. в воздухе и ……. на землю. Вот …… цветок с шестью лепестками. А вот ……. звёздочка с шестью лучами. …… ветер, и …….. белые цветы в снежную пыль.
Слова для справок: посыпались, кружатся, летит, засверкала, подул, превратились.
Проверка.
- Назовите глаголы в единственном числе. ( летит, подул, засверкала)
- Назовите глаголы во множественном числе. ( посыпались, кружатся,превратились )
- Почему эти глаголы множественного числа? ( обозначают действия нескольких предметов)
- Какой получился текст?
Оцените себя.
- Давайте еще раз уточним, как определять число глаголов? (рассказывает один ученик).
- Выполним задание на слух.
- Я диктую предложения, вы выписываете глаголы в два столбика. В первый столбик выписываете глаголы ед. числа, во второй - глаголы множественного числа. Не забывайте про алгоритм.
Текст.
Наступили холода. Мальчики выбежали на улицу. Они идут в парк. К веткам березы прикрепили кормушку. К кормушке прилетели синички и воробьи. В сторону отлетел красногрудый снегирь. Борис разбросал семена по снегу. Снегирь подлетел к ним. Ребята каждый день подкармливали птиц.
Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга. Верните тетради, оцените свою работу.
- Поднимите руки все, кто записал глаголы правильно.
- Кто допустил ошибки?
Нас ждёт новое задание. На столах карточка № 4. Прочитайте словосочетания,замените форму единственного числа на форму множественного числа и запишите в тетрадь получившиеся словосочетания.
Карточка № 4.
Задание: замените в словосочетаниях форму единственного числа глагола на форму множественного числа и запишите получившиеся словосочетания.
Например, иволга свистит - иволги свистят.
Воробей чирикает, змея шипит, курица кудахчет, ёж фыркает, собака лает, кошка мяукает, мышь пищит.
Проверка. - Какие словосочетания у вас получились? Какие орфограммы вам встретились при выполнении данного задания? ( ча-ща, жи-ши, чу-щу)
Оцените себя.
- А сейчас попробуем себя в роли корректоров. Ученик списывал стихотворение и возможно допустил ошибки. Возьмите карточку № 5. Внимательно прочитайте текст, исправьте ошибки, если они есть.
- Работать будете в парах.
Карточка № 5. «Корректор»
Задание: прочитай, исправь ошибки, если они есть.
Хрустят за окошком Малиновым цветом
Морозный денёк. Цветёт лепестки,
Стоят на окошке Как будто и вправду
Цветок-огонёк. Горит огоньки.
Е. Благинина.
- Почему ученик допустил ошибки? (неправильно определил число глаголов).
- Назовите глаголы, в которых ученик допустил ошибки. Докажите, что это ошибка.
- Кто нашел все ошибки?
- Кто был не очень внимательным?
- Надеюсь, что при выполнении домашнего задания вы не допустите ошибок.
Оцените себя.
Подведение итогов.
- Наш урок подходит к завершению.
- Вернемся к цели, которую мы поставили в начале урока. Удалось нам научиться определять число глаголов? Можем ли мы после нашего урока еще что-то добавить в нашу корзину?
- Как вы думаете, теперь наша корзина полная, или еще есть место для новых знаний?
Стихотворение «Я учу глаголы» Рассказывает Саша Ли.
Я пришел из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить - пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» - кричу
«Вертеть» - верчу,
«Двигать» - двигаю,
«Прыгать» - прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел!..
Открываю: наш сосед…
Он живет под нами
Не причесан, не одет -
В тапках и в пижаме.
Он кричит:
- Прошу прощенья!
Это что - землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
- Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришел из школы,
Я учу глаголы
Рефлексия.
-Посмотрите на лист рефлексии.
Посчитаем баллы. У кого сегодня 14 баллов? У кого 10-12? Кому нужна помощь?
- Покажите, с каким настроением мы заканчиваете работу на уроке? (личики).
- Работали активно…., Работали хорошо….,
Спасибо всем за урок!
Лист рефлексии
Фамилия, имя учащегося:
№ задания
оценка
№ 1 нахождение глаголов неопределенной формы.
№ 2 действия героев загадки
№ 3 составление алгоритма.
№ 4 вставь пропущенные глаголы
№ 5 определение числа глаголов на слух, запись в
два столбика в тетрадь.
№ 6 заменить форму единственного числа на
множественное число.
№ 7 корректор.
Оценка за урок