- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа Умники и умницы (2 класс)
Программа Умники и умницы (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зайцева О.А. |
Дата | 12.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработана на основе программы курса"Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей" (автор О.А.Холодова,- Москва: РОСТ книга, 2011 г).
Актуальность: данный систематический курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Цели программы: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. Задачи программы:
Познавательные: формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения,
Развивающие: развитие речи при работе со словом, словосочетанием, предложением; Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать. Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кисти рук)
Воспитывающие: воспитание системы нравственных межличностных отношений. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений. Отличительные особенности программы: методы и приёмы организации деятельности детей ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Основные принципы распределения материала: 1) системность: задания располагаются в определенном порядке; 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются; 3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются; 4) увеличение объема материала; 5) наращивание темпа выполнения заданий; 6) смена разных видов деятельности. Участники образовательной программы: учащиеся 1 класса. Сроки реализации образовательной программы: один учебный год. Программа рассчитана на 33 занятия по 1 учебному часу каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Основные виды деятельности: Работа с заданиями, предложенными в рабочих тетрадях на печатной основе. Ведущие формы и методы организации занятий: практическая деятельность детей, игра, конкурсы-соревнования. Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются: • самостоятельность работы; • осмысленность действий; • разнообразие освоенных задач. Изменения, внесённые в рабочую программу: В рабочую программу внесены изменения. Темы занятий 34,35,36 объединены, так как в 1 классе 33 учебных недели. Ожидаемый результат. В ходе реализации программы учащиеся достигают значительных успехов в своём развитии. Они многому научатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Для оценки эффективности используются следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Показателем эффективности занятий по курсу РПС также являются данные, которые учитель на протяжении 4 лет заносит в таблицы в начале и в конце года, тем самым прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
Структура курса:
№п/п
Темы
Количество часов по авторской программе
Кол-во часов
по рабочей программе
1.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
2
6
2. Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей.
5
5
3.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей.
5
5
4.
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.
5
3
5.
Тренировка зрительной памяти.Развитие мышления. Графический диктант.
5
4
6.
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.
5
2
7.
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
5
4
8.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей.
4
4
ИТОГО:
36
33
Календарно - тематическое планирование
№п /п
Темы
Кол-во часов
Дата по
плану
Дата
по
факту
1
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант. (Вводный урок)
1
01.09
2
Развитие концентрации внимания.
Графический диктант.
1
08.09
3
Тренировка внимания.Развитие мышления. Графический диктант.
1
15.09
4
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.
1
22.09
5
Тренировка зрительной памяти.Развитие мышления. Графический диктант.
1
29.09
6
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.
1
06.10
7
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
1
13.10
8
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.
1
20.10
9
Развитие концентрации внимания.Развитие мышления. Графический диктант.
1
27.10
10
Тренировка внимания.Развитие мышления. Графический диктант.
1
10.11
11
Тренировка слуховой памяти.Развитие мышления. Графический диктант.
1
17.11
12
Тренировка зрительной памяти.Развитие мышления. Графический диктант.
1
24.11
13
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.
1
01.12
14
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
1
08.12
15
Развитие логическогомышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.
1
15.12
16
Развитие концентрации внимания.Развитие мышления. Графические диктанты.
1
22.12
17
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.
1
12.01.16г.
18
Тренировка слуховой памяти.Развитие мышления. Графический диктант.
1
19.01
19
Тренировка зрительной памяти.Развитие мышления. Графический диктант.
1
26.01
20
Развитие аналитических способностей. Развитие аналитических способностей. Графический диктант
1
02.02
21
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
1
16.02
22
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.
1
23.02
23
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант
1
01.03
24
Тренировкавнимания. Развитие мышления. Графический диктант
1
08.03
25
Тренировка слуховой памяти Развитие мышления. Графический диктант.
1
15.03
26
Развитие зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант
1
22.03
27
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант
1
05.04
28
Совершенствование воображения Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
1
12.04
29
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант
1
19.04
30
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант.
1
26.04
31
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.
1
03.05
32
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. Развитие аналитических способностей.
1
10.05
33
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант
17.05
Информационно- тематическое обеспечение
№
Для учителя/интернет ресурсы
Для ученика/ интернет ресурсы
1.
Компьютер, проектор.
«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей »
Рабочая тетрадь для 1 класса
2.
Ресурсы Интернет Цифровые информационные инструменты и источники (по основным темам программы)
3.
Холодова О.А., Москва: РОСТ книга, 2011 г. Методическое пособие для 1 класса.
4.
ТСО (классная доска, таблицы, картинки)