Родительское собрание на тему: Свободное время и книга

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание «Свободное время и книга»

Цель: 1) направить внимание родителей на необходимость совместного чтения книг в семейном кругу;

2) систематическое и целенаправленное приобщение своих детей к культуре чтения;

3) воспитание любознательности, умение размышлять ,слушать собеседника, отстаивать и доказывать свое мнение.

Оборудование: выставка книг с любимыми произведениями; карточки с заданиями.

Ход собрания.

-Добрый день, уважаемые родители. Сегодня наше родительское собрание пройдет в необычной форме, так как на нем присутствуют наши ребята.

Я рада нашей встрече и предлагаю открыть наше совместное мероприятие игрой «Встань по заданному числу». Я покажу карточку с числом, нужно сразу встать именно стольким участникам, сколько указано. Обсуждать способ решения нельзя.

2 игра. Встаньте все на одну ногу. Нужно устоять на одной ноге, не сходя с места и не держась. Устоять долго - трудно. Теперь подайте друг другу руки. Вы заметили, теперь устоять легче. Почему? Да, когда люди друг другу помогают, друг друга понимают, между собой договариваться умеют, всегда легко бывает справиться с любой работой, заданием.

Умения толерантного отношения нам помогут хорошо провести данное мероприятие , так как задания нужно будет выполнять в группе.

Вот и закончился учебный год, наступят летние каникулы. Наверное, многие уже построили планы : где и как проведут каникулы .

А сейчас настало время определить тему собрания, для этого продолжите предложение

« Свободное время и … (книга)». ( Вариантов бывает много, книгу называют в последнюю очередь).

- Много существует пословиц и поговорок о книге. Ведь книга - это неиссякаемый источник знаний. Давайте их вспомним.

«Книга - твой друг, без нее ,как без рук».

«Кто много читает - тот много знает».

Поднимите, пожалуйста, руки те, кто может сказать, что он много читает.

Предлагаю послушать ребят.

-1) Много за год читаем мы в школе-

Даля, Жуковского, Фета, Толстого,

Бианки, Чарушина, Хармса, Крылова

Повести, сказки ,рассказы, стихи-

Все это сами мы в школе прочли.

2) В детстве читать не умели мы сами

И приставали к папе и маме.

Слушали сказки все дни напролет

Про Тараканище и Крокодила

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море

Про телефон и Федорино горе.

3) Мамы и папы нам рассказали

Что этих героев давно они знали.

Бабушки в детстве им сказки читали.

- Свободное время - это богатство. Только с ним человек обретает свободу выбора, именно оно свободное время делает реальностью разностороннее развитие личности. Условие это необходимое, но недостаточное, потому что богатством нужно уметь пользоваться- иначе оно обернется опасностью. Сегодняшние дети владеют этим богатством- свободным временем. Мы с радостью избавляем их от взрослых забот и обязанностей.

Но нельзя забывать о диалектике явления, о том, что в то же самое время в свободном времени ребенка и опасность, и проблема для воспитателей. И решение этой проблемы в том, чтобы сформировать, направить, воспитать интересы ребенка. Навык содержательного , полезного проведения свободного времени создается воспитанием и, значит, создание его- в руках родителей.

Книга входит в жизнь ребенка, когда читать он сам еще не умеет. Он слушает стихи и сказки, вглядывается в картинки, пытается беседовать со старшими и о тех событиях , которые ему открываются в этом мире. В этом его образование. Образование не только в смысле приобретения знаний, а в том изначальном смысле, что человек образуется.

Замечено: сегодняшние школьники читают значительно меньше. Это вовсе не значит, что дети не интересуются книгами совсем. Однако без обдуманно, целенаправленно сформированного вкуса к этому занятию остаются неиспользованными потенциальные читательские возможности ребят. Искренний интерес к чтению у подростков часто оказывается поверхностным, совершенно пассивным, то есть таким, который не заставляет мальчика или девочку взять на себя труд чтения.

Есть явственная, уже прослеженная закономерность: если в доме не читают и не любят книги, то в большинстве случаев не приходится ожидать, чтобы ребенок любил чтение и вообще умственный труд. И вряд ли оправдаются надежды на школу, потому что далеко не всегда удается преодолеть уже сложившуюся привычку к более легким удовольствиям, чем чтение.

Очень важно, чтобы мы взрослые, вдумались в это несоответствие: все дети любят слушать чтение и с охотой тянутся к книге, но далеко не все становятся читателями

Вспомните, как иногда и дети, и взрослые смотрят передачу по телевизору просто так, даже когда не очень интересно. Смотрят, чтобы «убить» время. С книгой это сделать невозможно. Если человек не получает от нее удовольствия, душевного удовлетворения, то он бросает книгу, потому что это труд. Его добровольно берешь на себя только тогда, когда находишь в нем смысл, отдачу. Именно в этом преимущество книги как средства познания мира и средства воспитания перед всеми другими источниками информации. Именно в этом ее незаменимость.

Уже привыкнув, уже втянувшись в этот вид труда, можно искать способы его облегчения, а иногда и замены слушанием, просматриванием - все возможно. Но в первые годы жизни - читать, читать, шевеля губами, морща лоб, анализируя слово, работая душевно и умственно

Приходится, к сожалению, нередко сталкиваться с утилитарным подходом к чтению.

Книга - школа проникновения в душу другого человека, школа понимания. Художественная сила слова, сила искусства, заставляет прочувствовать чужое как свое,- и принять в душу. А без этого душа человеческая не сформируется. Представление о величии духа, о благородстве, о радостях и людских страданиях - все это дается литературой. И поэтому необходимо, чтобы ребенок приобщался к литературе на ее высоких образцах. Именно классические произведения формируют в своем читателе вкус, понимание красоты. Какова же роль воспитателя, что он может сделать, чтобы направить, определить характер детского чтения?

С самого начала, с первых лет жизни не пускать на самотек формирование читательских интересов, влиять на них подбором и отбором. Сделать так, чтобы не прошли мимо ни стихи Маршака, ни сказки Перро и Андерсена, чтобы в свое время восхитился удалью Конька-Горбунка и заплакал над горестями Маленького Оборвыша, чтобы узнал из похождений Пети с Гавриком и Тома Сойера с Геком Финном цену дружбы и верности, почувствовал молодую чистоту и благородство героев пушкинских повестей.

Общение ребенка с родителями может быть пустым, чисто организационным, бездуховным. А может быть интересным, социально значимым и интересным для ребенка. Одна из возможностей сделать именно таким общение старшего с младшим - это разговор о книге, о ее событиях, о ее героях. Отличная форма такого общения - это чтение вслух. Не для маленького ребенка, не умеющего читать, а общее, совместное чтение в смысле возможности чувствовать и думать одинаково, ВМЕСТЕ ПЕРЕЖИТЬ ПРЕКРАСНОЕ. А ведь сколько людей вспоминают свое детство добрым словом как раз потому, что вот так, через общее чтение вошли в него искусство и красота.

Нелегко, но очень важно приохотить сына или дочь к чтению научно - популярной, серьезной информационной литературе. Иногда приходится слышать: «И чего сидеть за книгой? Пусть детство видит». Но читать вволю - это как раз и значит видеть детство, ту золотую пору, когда человек в свободном времени не ограничен, а круг его интересов широк и волен. И потом, начитанность человека определяется как раз его детством и отрочеством. В эти годы создается задел и в смысле привычек, и в становлении статуса, и в прямом смысле-объема прочитанного.

Начинаем практическую часть нашего собрания.

Тур1. Разминка.

Вопросы для детей.

1 команда: Рыжая плутовка, хитрая и ловкая

К дому подошла- обманула петуха.

Унесла его в леса, за высокие горы, за быстрые реки. (Петушок-золотой гребешок)

- Как называется сказка, главный герой которой едет к царю на печке? (По щучьему веленью)

-Этот людоед злодейски сожрал 40 людей неизвестных профессий. (Бармалей)

2 команда. В какой сказке говорится о яблоках, которые надо съесть, чтобы старый стал молодым. (Сказка о молодильных яблоках и живой воде)

- Летела стрела и попала в болото.

А в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто распростился с зеленою кожей?

И сделался вмиг красивой, пригожей»

- Именно от нее принял смерть этот всем известный герой, не сумев впервые спасти свою жизнь песней? (Садко)

3 команда. В нашей сказке у хозяйки 3 дочери- одноглазка, двуглазка, трехглазка(Крошечка-Хаврошечка)

- Ку-ка-ре=ку! Иду на ногах в красных сапогах.

Несу косу на плечах. Хочу лису посечи! Слезай ,лиса, с печи. ( Лиса и заяц)

-Ехали медведи на велосипеде. А на чем ехала жаба? (на метле)

4 команда. В какой сказке девочкка,чтобы попасть домой спряталась в коробе с пирогами, который нес медведь? (Маша и медведь)

-В какой сказке главных героев спасает речка с кисельными берегами ,печка, яблоня? (Гуси-лебеди)

-К какому слову не смогли найти рифму известный поэт Цветик и его ученик Незнайка? (пакля)

Вопросы для взрослых.

1 команда: Кто автор? А вы, друзья, как не садитесь

Все в музыканты не годитесь. ( Пушкин,Лермонтов, Крылов, Тютчев)

2 команда. Из какой сказки отрывок: «Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Коса сизо-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. ( Царевна- лягушка, Дюймовочка, Хозяйка медной горы)

3 команда. Кто автор этих строк:

«Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком».( , Бунин, Тютчев,Есенин)

4 команда. Именно он признавался : «Люблю грозу в начале мая»

(Тютчев, Фет, Пушкин)

Тур 2 «Веселый художник»

.Нарисовать волшебное средство.

1к. У Золушки (Хрустальная туфелька)

2к. У Буратино (золотой ключик)

3к. У солдата из сказки Андерсена (Огниво)

4к. У девочки Жени из сказки Катаева (цветик-семицветик)

Тур 3. «Путаница» Расставить по местам . Исправить

Задания детям. ( на листочках для каждой команды)

Царевна-индюшка, Лапша из топора, Сивка-будка, Жар-муха, Кащей- Бесстрашный, Кот-Баян, Чудо-Блюдо.

Задания родителям . « Запутанные названия.»

Зеленый беретик (Красная шапочка)

Мышь босиком( Кот в сапогах)

Девочка с ладошку ( Мальчик с пальчик)

Петушок Бесцветный (Курочка-Ряба)

Тур 4. «Сказка стала былью» Каждому сказочному чуду подобрать соответствующее изобретение.

Конек-Горбунок Телевизор

Ковер-самолет Радиолокатор

Золотой Петушок Аэросани

Сани-самокаты Ракета

Чудо-зеркальце Прожектор

Перо Жар-птицы Компас

Клубок ниток Самолет

Тур 5. «Поэтический» Продолжить стихотворение.

- Не ветер бушует над бором….

-У Лукоморья дуб зеленый….

- Белая береза под моим окном….

. Подведение итогов.

Всем спасибо за внимание, за задор, за звонкий смех.

. А в новом учебном году, ребята, расскажете: сколько и какие книги прочитали. Что запомнили. Договорились? Счастливо отдохнуть, с пользой провести свободное время.

До свидания. До новых встреч.



© 2010-2022