Внеклассное мероприятие Я -гражданин России

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Я - гражданин России!

Цель: развивать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за свою страну.

Оборудование: карта России, видеоматериал, фотографии

На доске - слова М.Шолохова «Милая светлая Родина! Вся наша безграничная любовь - тебе, все наши помыслы- с тобой».

На отд. листах слова Н.А.Некрасова «…настоящий гражданин - это Отечества достойный сын», А.Н.Радищева «Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же».

Пословицы о любви к Родине (подготовить для физкультминутки - отдельно начало и конец пословицы)

Ход занятия: -Тема нашего классного часа «Я - гражданин России», мы поговорим о том, как надо любить и беречь свою Родину , кто такой гражданин своей Родины. На доске записаны слова нашего с вами земляка русского писателя Михаила Шолохова, он родился на Донской земле, в станице Вёшенская, стал всемирно известным писателем, Нобелевским лауреатом, но жил и работал в своём родном доме(вместе с детьми читаем слова на доске).

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной нашей,

Мы Родиной милой зовём.

Россия, Россия - края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют.

- Давайте вместе вспомним страницы истории России и её символы.

- Откуда появилось такое название «Россия» (напомню, что учёные до сих пор обсуждают несколько вариантов возникновения названия)

Русь - от слова «русло», ложе реки, по которому она течёт меж берегов.

Русь - страна рек и озёр.

Русь - светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут, - Россией.

-Вот ещё одно мнение - поэтическое:

За ясные зори, умытые росами,

За русое поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Россия…

Россия…

Раздолье…

Равнины…

Берёзы босые, седые осины.

Всё дорого с детства.

И всё же не можем никак наглядеться.

- Хочу загадать вам загадку ( она старинная поэтическая):

« Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья: первое - больным на здоровье, второе - свет от тьмы да тепло от стужи, третье - дряхлым пеленанье, а четвёртое - жаждущим родник». Что это? Берёза! Как вы понимаете слова загадки.

Без берёзы не мыслю России -

Так светла по-славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От берёзы вся Русь рождена.

Работа с картой России

- Россия - необъятная страна. Если двигаться с севера на юг России, нам предстоит преодолеть около 4 тыс. км. А если с запада на восток 12 тыс. км (на самолётё 12 часов). Неведомо, кто и когда первым сказал: « Байкал - жемчужина планеты», но это действительно «славное море, священный Байкал». Лучше меня о нём вам расскажет фильм (включить отрывок фильма о Байкале)

-Теперь давайте послушаем ваши рассказы, посмотрим снимки. Перед вами карта России, вы будете называть место, где вы были, а я постараюсь отметить это место на карте.

Рассказы детей об их отдыхе летом.

Игра «Собери пословицу»

- Я хочу, чтобы вы немного подвигались, собрали пословицы о Родине. Я раздам ребятам начало или конец пословицы, а ваша задача найти свою половинку пословицы. Прочесть её вдвоём, и по возможности объяснить смысл этой пословицы.

-Поэт Спиридон Дрожжин сто лет тому назад написал стихотворение

« Моя Родина - Россия»:

Как не гордиться мне тобой.

О родина моя!

Когда над Волгою родной

Стою, недвижим, я.

Когда молитвенно свой взор

Бросаю в небеса,

На твой чарующий простор,

На тёмные леса.

Как хороша ты в тёплый день

На празднике весны,

Среди приветных деревень

Родимой стороны.

Как бодро дышится, когда

На поле весь народ

Среди свободного труда

Все силы отдаёт!

Каким восторгом мою грудь

Ты наполняешь мне,

Когда хочу я отдохнуть

С тобой наедине.

Я в каждом шелесте листов

Твой голос узнаю.

Хожу среди твоих лугов,

Мечтаю и пою.

Во всей тебе и мощь видна,

И сила с красотой,

Недаром ты и названа

Великой и святой.

- Как же надо любить эту землю, только ли восхищаться в стихах?

Ответы детей(беречь природу России)

И. Дружинин В лесу и на речной излуке,

В родных полях, где даль светла,

Ты с добротой не будь в разлуке.

Не причини природе зла.

…Иди к земле хорошим другом,

Её защитником иди.

Чтоб только пенье птиц над лугом,

Чтоб мир и солнце впереди.

М. Сёмкина Посмотри, мой юный друг.

И увидишь ты вокруг

Небо светло-голубое.

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Травы роса умывает,

Речка, лес, цветы, поля - сердцу милая земля.

Нам в любое время года красоту дарит природа

И земную благодать!

Без растений и животных,

Без лугов и чистых рек,

Без лесов, полей раздольных

Жить не может человек!

Так давайте сбережём

Наш природный щедрый дом!

Есть просто храм, есть храм науки,

А есть ещё природы храм-

С лесами, тянущими руки навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время года,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

Берегите Россию - нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце, это хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе…

Берегите Россию - без неё нам не жить.

Берегите её, чтобы вечно ей быть!

-Сегодня мы побывали заочно во многих уголках нашей России. Человек устроен так, что больше всего он любит то место, где родился, где живут его родные и друзья.

- Давайте подробнее поговорим о том, что значит быть гражданином России?

1 задание.

- Возьмите рабочие листы. Прочитайте, как объясняется «гражданин» в словаре С.И.Ожегова

-Подчеркните слово «лицо». Каким словом можно заменить это слово, чтобы смысл фразы не менялся? (человек)

- Подчеркните словосочетание «постоянное население». Что это значит? ( люди, которые живут там всегда)

- Как по-другому сформулировать «наделённое правами и обязанностями»? (иметь права и обязанности)

-Есть ещё другое толкование слова «гражданин»:

-Взрослый человек, а также форма обращения к нему.

- Взрослые люди по-разному обращаются друг к другу: «уважаемый», «товарищ», «сударь», в том числе и «гражданин». Все зависит от ситуации и воспитания.

2 задание

-Выполним на рабочем листе: соедините глаголы и существительные.

Дополните фразы. Дети пробуют самостоятельно, затем проверка.

Вывод: Быть гражданином значит: Любить свою Родину

  1. Знать права

  2. Выполнять обязанности

  3. Охранять территорию

  4. Беречь природу

  5. Гордиться культурой, языком

  6. Приумножать богатства

3 задание : «Отчий дом» - дом твоего отца

«Отчество» - величание по имени отца

« Отечество» - земля наших отцов

-Как можно назвать эти слова?(родственными) Назовите синоним к слову «Отечество»

( Родина, страна, государство, Отчизна)

-У граждан одной страны есть общие символы. Назовите (герб, флаг, гимн)

4 задание.

Вспомните, почему для флага России выбраны именно эти цвета?

(белый - мир, чистота совести; синий - небо, верность, правда; красный - огонь и отвага)

Итог: Все понятия, о которых мы сегодня говорили прежде всего относятся к каждому из нас. Наша задача -хорошо учиться, получать знания и навыки жизни, развивать способности, потому, что в будущем вам управлять нашей великой страной Россией.










© 2010-2022