Разработка открытого мероприятия В дружбе народов-единство России

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час

«В ДРУЖБЕ НАРОДОВ- ЕДИНСТВО РОССИИ»

Цели:

  • дать учащимся представление о людях, населяющих нашу страну, о их национальных традициях и культуре разных народов;

  • формировать позитивное отношение не только к своему народу, но и к другим народам; основы национального самосознания и любви к своей малой Родине через взаимопонимание, уважение и дружбу между людьми разных национальностей.
  • развивать интерес к истории России;

  • воспитывать чувства собственного достоинства и уважительного отношения к личности другого человека;

Оборудование: интерактивная доска, презентация, фонограмма песен, набор предметов для проведения игр.

Ход классного часа

I. Организационный момент.

Звучит музыка песни «Дорогою добра»

Ученик читает стихотворение

Е. Серов «Мой дом»

У меня есть родной

Удивительный дом:

Нет стены ни одной

В этом доме моём.

Только есть потолок-

Голубой -голубой,

Только много дорог-

Знай шагай по любой!

Очень дом мой огромен-

От песков и до льдин!

Хорошо, что в том доме

Я живу не один.

II. Сообщение темы классного часа.

Учитель. Наш классный час мы посвящаем теме «В ДРУЖБЕ НАРОДОВ- ЕДИНСТВО РОССИИ ». (Слайд № 1,2)

- Сегодня мы совершим заочное путешествие по нашей Родине. Встретимся с людьми разных национальностей, узнаем, где и как они живут, а девиз нашего путешествия - «Мы все разные - и в этом наша прелесть, мы все вместе - и в этом наша сила!».

-Ребята, как вы думаете , а с чего начинается Родина?

(ответы детей)

- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился.

Это его маленькая, малая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома, там , где ты появился на свет. Родина - высокое понятье, Но и в малом есть её отсвет. Главное - ценить, любить и знать Те места , где появился ты на свет!

И в этих местах, у каждого из нас , есть заповедный уголок, любимый его сердцу. Сегодня мы побываем в этих местах, совершив путешествие по России и по местам Вашего рождения . Итак , начнем с нашего города. Кто родился в Люберцах? Расскажи нам о своей малой Родине.

1. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ): Слайд № 3,4

Холмы, перелески, луга и поля -

Родная, зелёная наша земля.

Земля, где я сделал свой первый шажок,
Где вышел когда-то к развилке дорог

И понял, что это раздолье полей -

Частица великой Отчизны моей.

Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина. У каждого человека есть своя родина. У одних -это большой город, у других - маленькая деревенька, но все люди любят ее одинаково. Некоторые уезжают в другие города, страны, но ничто не заменит ее. Моя маленькая родина это Люберцы. Я живу в красивом и живописном уголке Московской области основанном в 1623 году.

Можно много рассказать о моей малой родине, на которой я родилась, где впервые происходило знакомство с окружающим миром, где я пошла в школу, завела друзей. Мои родные Люберцы - это самое милое, самое красивое место на земле. Здесь самая красивая природа, самые интересные истории которые захватывают меня с каждым годом всё больше и больше, и мне хочется знать о нём всё.

Учитель: Спасибо! А теперь- вперед, отправляемся в путь!

- На чём мы отправимся в путешествие? Отгадайте загадку:

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт,

Человек им управляет.

Что такое? …(Самолёт)

- Прошу занять свои места, располагайтесь поудобнее, мы отправляемся в путешествие. (На карте обозначаются остановки в разных частях России, в этом месте на карте появляются фигурки людей в национальных костюмах народов, которые там проживают).

III. Основная часть

- Первая остановка - Европейская часть России. Здесь проживают русские, карелы, удмурты, коми, чуваши, башкиры, калмыки. (Слайд № 5) ,

Ребята, у нас есть ученик , который родился в Чувашии- это Никита.

Никита, расскажи нам о своей малой Родине.

Слайды презентации.

- Но самый многочисленный народ России - русский. Русские живут на всей территории страны, но в основном в европейской части России, на юге Сибири, на Дальнем Востоке. Родной язык русский. Женский русский костюм состоял из холщёвой рубахи и сарафана, на голове - лента, венец, в косу вплетали ленты.

Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с поясом.

(Слайд № 6)

- Обувью крестьян были лапти, кожаные сапоги, валенки. (Верхняя одежда мужчин и женщин - суконный кафтан, зипун; зимой -шуба, полушубок, тулуп .

Русские люди из покон веков жили в избах из еловых или сосновых брёвен. Ещё и сейчас в наших деревнях и сёлах многие живут в таких избах.

Самой любимой забавой считались катание с гор и игра в снежки, весёлые игры, песни и пляски.

Ученица споет нам русскую народную песню.(поет ).

А теперь Игра «Ручеек»

(Игра проходит под русскую народную мелодию)

- Вторая остановка - Татарстан. Татары живут к востоку от Москвы. (Слайд № 7)

- Через их земли протекает великая река Волга. Жилище татар - срубная изба, а у татар, живущих в степи, в качестве летнего жилища бытовала юрта. (Слайд 8)

Рядом проживают башкиры и чуваши. Когда - то предки этих народов говорили на одном языке- тюркском, поэтому сейчас учёные называют татарский, башкирский, чувашский языки тюркскими.

Ежегодно в нашей стране проводится национальный праздник татар- Сабантуй - праздник урожая. Отмечается он в воскресенье. К нему готовятся заранее - убирают и белят в доме, готовят угощения для гостей. (Слайд № 9)

Во время праздника проводятся различные соревнования , игры и кулачные бои. Мы тоже сыграем в игру .

Татарская народная игра с картошкой

(Игра проходит под татарскую народную мелодию)

Описание игры: дети встают парами лицом друг к другу, зажимают лбами одну картофелину и пляшут под музыку. Картофелину нельзя трогать руками. Тот, у кого она падает, выходит из игры. Побеждает пара, которая танцует дольше всех.

- Третья остановка - Крайний Север (Слайд № 10)

Здесь проживают народы: ненцы чукчи, эвенки. Самый распространённый вид транспорта - олени. В тундре без оленей нельзя. Это и меховая одежда и еда. Жилище чукчей - яранга. Вместе у этого домика - шесты, покрытые оленьими шкурами. Народы Севера носят малицу из оленьего меха с капюшоном и рукавицами, рукавицы пришивают к рукавам верхней одежды, ноги от холода защищали- сапоги из оленьего меха. (Слайд № 11)

Традиционный музыкальный инструмент чукчей - пластинчатый варган - "ротовой бубен" , послушайте , как он звучит .Очень необычно, правда?

А также познакомимся с Чукотским фольклором.

Чукотский фольклор.(тихо звучит музыка) - Мы будем отгадывать загадки народов Севера. Загадки о приро­де - Летит золотая тарелка .(Солнце). На гладком льду рыбу покрошили .(Звезды на небе). На крыше щербатый ковш лежит, говорят. (Месяц). Всех светлее, всех жарче (Солнце). Какой же олень всех быстрее бегает? (Ветер). На землю упали, исчезли (Дождь). Белое одеяло всю землю покрыло (Снег). Везде обманывает, вечно хвастается (Лисица). Много говорит, а бездомная (Кукушка). Червяк и в воде живет (Рыба). Сквозь землю пролез, русскую шапку надел (Гриб). Живая - глаза смотрят, умрет - глаза смотрят (Рыба). Интересные загадки? Чем? Трудно было отгадывать загадки? Почему? -Ответы детей.
Продолжаем наше путешествие.

- Четвёртая остановка - Сибирь и Дальний Восток (Слайд № 12) Народы: ханты, манси, буряты, якуты и др. Разводят овец, скот, занимаются охотой, рыболовством.

Древней формой бурятского традиционного жилища была кочевническая юрта. (Слайд № 13)

-Центр Сибирского федерального округа - город Новосибирск, это малая родина нашего одноклассника….. Расскажи нам об этом городе. (Слайд № 14,15) - Рассказ ученика. -Спасибо. -У народов Сибири очень древний и своеобразный фольклор , сейчас вы в этом убедитесь.

Послушайте якутскую народную сказку «Кукша». Кукша- птичка.

(Слайд № 16)

Рассказ учителя:

Давно это еще было. Пришла лиса на птичье собрание и хитростью, обманом заманила птиц к себе в дом. Завела их в дом, а сама улеглась поперек двери: мол, как только они уснут, я их и съем.

День караулит лиса своих гостей, другой - птицы глаз не смыкают. Больше того: выбрали они чуткую, бессонную кукшу - по-другому говоря, сойку - и попросили ее поближе к хозяйке дома расположиться.

На третьи сутки сама лиса не выдержала, начала дремать. Тогда кукша с пронзительным криком: «Охотник пришел! Спасайся!» - долбанула лису клювом в глаз. Лиса испугалась и - давай бог ноги! - убежала из дома.

Выбрались птицы на волю, похвалили кукшу. А еще и так ей сказали:

- Надо ли тебе тратить силы на перелеты в теплые страны? Ты и здесь не пропадешь, оставайся. Пусть оперенье у тебя будет под цвет трав и листвы, питайся соком и смолой деревьев, а чтобы тебе одной не скучно было - научись голосу сорока четырех птиц.

С тех пор кукша и зимой остается на Севере и умеет подражать голосу самых разных птиц.

- Понравилась сказка?

- О чем узнали из сказки? - Ответы детей. -Садимся ровно и летим дальше.

- Пятая остановка -Северный Кавказ. (Слайд № 17)

Здесь проживают кабардинцы, черкесы, осетины, чеченцы и др. эти народы различаются своими языками, обычаями, легендами, но все они славятся своим гостеприимством. Нормы поведения - уважение старших, строгое соблюдение этикета.

(Слайд № 18)

Культура Дагестанского народа передается из поколения в поколение в стихах, песнях, танцах. Национальным, народным, можно назвать танец горцев "Лезгинка" - ни один праздник не проходит без этого задорного, веселого танца. Стремительный, огневой, крылатый танец, не может оставить равнодушным ни одного человека - так он своеобразен. Именем этого традиционного народного танца назван ансамбль "Лезгинка".

Игра народов Северного Кавказа «Подними платок»

(Игра проходит под народную мелодию)

Описание игры: игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют дагестанскую лезгинку. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.

Правила игры. Нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем прекратится музыка.

IV. Итог

- Наше путешествие подходит к концу и пока самолет летит домой, (Слайд № 19)

давайте послушаем стихотворение :

«Россия» Ученик:

Моя любимая страна, из сотен стран на свете,

Ты, словно мать, у нас одна и все мы - твои дети!

Гляжу на карту на стене, смотрю в окно на дали,

И все чужие люди мне родными сразу стали!

Люблю, страна, твои края - от края и до края,

Трель соловья и плеск ручья, где бьёт вода живая! Страна родная - отчий дом. Вот нам бы постараться И хоть однажды за столом одной семьёй собраться!

Учитель:

- Россия - удивительная страна! Она стала общим домом для многих народов. При этом, большинство из них сохранило свой язык, свои обычаи, свою культуру. Величие России - в крепкой дружбе всех живущих в ней народов. Нам всем прежде всего, нужно сохранять свои традиции, помнить свои национальные черты, самобытность своего народа и его духовность. Именно через это мы учимся любить свою родину, свой родной город, все то, что оставили в дар наши предки.

Вот и подошел к концу классный час , целью которого было показать, что культура разных народов интересна , многообразна Все народы должны жить в мире и дружбе, т.к. все мы происходим от одних корней.
Быть может, не всё мы успели, быть может не всё получилось. Но главное свершилось. Мы увидели, что мир вокруг нас так разнообразен, что мы так не похожи друг на друга, но у нас так много общего. (Слайд № 20)

Ученик1.Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим - степной простор.

Ученик 2.У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Ученик 3.Один - рыбак с рожденья,

Другой - оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Ученик 4.Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина - Россия,

У нас у всех одна.

Звучит песня « Родина моя» в исполнении Софии Ротару. (Слайд № 21)


© 2010-2022