Открытый урок по математике в 3 классе Единицы времени. Год. Месяц

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема урока: Единицы времени. Год. Месяц Методическая цель урока:создать условия для формирования понятий: «Время», «Единицы времени» Цели урока: образовательные: формировать представление о годе, месяце, неделе, познакомить с табелем-календарем; формировать конкретные представления об отношении между единицами измерения времени развивающие: развивать умение рассуждать и делать выводы, опираясь на ранее полученные знания воспитательные: воспитывать умение анализировать, сравнивать, делать выводы Планируемые результаты: Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы, желание усваивать учебный материал, необходимый для решения задачи; осознание собственных достижений при освоении учебной темы, позитивное отношение к результатам обучения. Метапредметные умения: Познавательные умения: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные умения: умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Предметные: умение пользоваться календарём, часами, выполнять действия с числовыми значениями времени: сравнивать, преобразовывать крупные единицы времени в мелкие, выполнять арифметические действия; решать задачи; совершенствовать вычислительные навыки, развивать навыки проектной деятельности. Методы обучения: словесные, наглядные, методы самостоятельной работы и работы под руководством, проблемно-поисковые, частично-поисковые Методическое обеспечение: проектор; электронная презентация, выполненная в Microsoft Power Pоint; УМК «Математика. 3 класс» учебник под редакцией Моро М.И. и др., дидактический раздаточный материал, иллюстративный материал, доска, календарь на 2013 год, модель часов

Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: комбинированный Время проведения: 45 минут с 9.25-10.10

Место проведения: кабинет № 11

Ход урока I.Организационный момент. Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку. Дети приветствуют учителя стоя. II. Этап актуализации опорных знаний. Работа над развитием навыков устного счета. 1) Игра «Проверим себя». Учитель: Начнем наш урок с небольшой разминки. Каждому из вас я задаю единицы величин (длины, массы, времени), а вы должны назвать ее перевод в наименьшую величину. Если называете верно, садитесь на свое место. 2) Выполнение устных заданий (Дети устно решают задания, которые записаны на доске, 2 ученика работают с тестами разного уровня) (Приложение 2) III. Этап постановки темы и цели урока.1)Подготовка к восприятию новой темы. Учитель: Ребята, посмотрите, кто у нас в гостях? (Мудрая сова) Что это значит? (Мы будем смекать, мы будем решать, новые вычисления будем изучать) Учитель: Прочитайте записи на доске (Приложение 3)Как называются эти числа? (Величины) В чем заключается их особенность? (Их можно измерить) Какие единицы измерений вы знаете? (Ответы детей) Отгадайте загадку и вы сможете назвать тему нашего урока (Приложение 4)Откройте тетради и запишите число. IV.Этап организации восприятия и осмысления новой информации. 1) Создание проблемной ситуации. Учитель: Сегодня на уроке мы сможем расширить наши знания о времени. Тема нашего урока: «Единицы времени. Год. Месяц» (Приложение 1.Слайд 1) Какой проблемный вопрос мы можем поставить на уроке? (Приложение 1. Слайд 2) А какое значение слова «время» вы узнали из словаря Ожегова? (Сообщение учащихся. Приложение 5) Учитель: Из этих определений видно, что время бывает космическое и историческое. Историческое время - предмет изучения на уроках истории и литературы. Что бы вы отнесли к космическому времени? (Смена дня, ночи; времена года) 2)Знакомство с историей развития определения времени. Учитель: Как люди учились определять время в давние времена? Я расскажу вам немного из исторического прошлого (Приложение 6,1. Слайд 3,4,5) Удобны ли такие часы? (Нет, ночью и в пасмурные дни они не работали) Часовых дел мастер придумал новые часы - песочные. (Приложение 1. Слайд 6)Но и эти часы были неудобны. Почему? (Их надо было все время переворачивать) Были изобретены и другие часы, работающие с помощью свечи. (Приложение 1. Слайд 7) Долго трудились люди, искали и создали первые механические часы с одной часовой стрелкой, позже с двумя, а затем и с секундной. Познакомимся с видами часов. (Приложение 1.Слайд 8) 3) Работа в парах. Учитель: А поскольку время - это величина, давайте вернемся к ряду наименований и выберем только единицы времени. У вас на партах лежат карточки с величинами (Приложение 7) Составьте ряд единиц времени, начиная с наибольшей. Что у вас получилось? (Ответы детей). Пользуясь следующим слайдом (Приложение 1.Слайд 9), ответьте на вопросы: Сколько месяцев в году? (12 месяцев) Перечислите. Сколько в месяце недель? (4 недели) Сколько дней в одной неделе? (7 дней) Перечислите. Сколько часов в одних сутках? (24 часа) Сколько суток в одном месяце? (30, 31, 28 или 29) А кто знает сколько дней в году? (365 или 366 суток) Ребята, а для чего нужно знать количество дней в неделе? (Ответы детей) Сколько часов в одних сутках? Правильно, вы справились с заданием. 4) Знакомство с новым понятием. Учитель: Послушайте отрывок из сказки В. Даля «Старик-годовик» подумайте и ответьте, почему старика-волшебника годовиком называют? (Приложение 8)(Ответы детей) Что же такое год? (Приложение 1. Слайд 10)(Смена всех сезонов: зима, весна, лето, осень) Какой предмет помогает определить дату? (Календарь). Какие бывают календари? Познакомимся с ними. (Приложение 1.Слайд 11) (Приложение 9) 5)Мини-исследование. Учитель: Проведем небольшое исследование. Как определить количество дней в месяце? (Приложение 1.Слайд 12) V. Этап первичной проверки понимания новых знаний. 1)Тренировочные упражнения с табелем-календарем. (Приложение 1.Слайд 13) Учитель: Что записано в календаре с левой стороны? Как распределены числа? Что расположено горизонтально? Назовите месяцы, в которых 30 дней…,31день. Начало года - это какой день недели? Почему одни цифры чёрные, а другие красные? Назовите число, месяц, день недели вашего дня рождения согласно этому календарю. 2)Мини-исследование. Учитель: Назовите число, месяц, день недели по этому календарю вашего дня рождения. Найдите дату дня рождения своих родных. Как вы думаете для чего это нам надо знать? (Ответы детей). VI. Оздоровительная минутка.(Приложение 10) VII. Этап обобщения изучаемого на уроке и ведение этого материала в систему ранее усвоенных знаний. Решение задач с объяснением.(Приложение 11) VIII.Этап закрепления изученного материала. 1)Коллективный анализ решения задачи, самостоятельная запись решения задачи. (Приложение 12) 2) Игра «Да, нет» (Приложение 13) IX.Этап анализа и оценки работ. Учитель: Подведем итог урока. Какой вопрос стоял в начале урока? (Приложение 1.Слайд 14) Знаете ли вы теперь ответ на этот вопрос? Поднимите руку те, кто считает, что он справился с этой учебной задачей. Оцените свою работу. Рефлексия. Учитель: В тетради на полях смайликом покажите, с каким настроением вы уходите с урока. (Приложение 14)

Отзыв об уроке

Дата: 23.12.2013 Класс: 3 Предмет: математика

ФИО преподавателя: Андреева Виктория Леонидовна

Тема урока: Единицы времени. Год, месяц

Форма урока: комбинированный урок Методическое обеспечение урока и средства обучения: проектор; электронная презентация, выполненная в Microsoft Power Pоint; УМК «Математика. 3 класс» учебник под редакцией Моро М.И. и др., дидактический раздаточный материал, иллюстративный материал, доска, календарь на 2013 год, модель часов. Какие приемы использует преподаватель для формирования общеучебных умений и навыков: дедуктивный метод обучения, коллективная и индивидуальная форма организации учебной деятельности; изложение нового материала начинается с увязки новой темы с ранее изученным материалом, использование наглядного материала и технических средств обучения; создание эмоционального настроя.

РЕЙТИНГ - АНАЛИЗ УРОКА

Критерии

Бал-лы

1 Целеполагание и мотивация обучающихся на предстоящую деятельность

4

2 Дидактическая цель урока реализована

4

3 Содержание изучаемого материала оптимально (научно, доступно)

4

4 Проблемный/исследовательский характер изложения учебного материала

3

5 Обучающиеся имели возможность выбора форм и средств работы, вариантов представления результатов

3

6 Были созданы условия для актуализации опыта обучающихся, их личностного общения

3

7

Занятие способствовало формированию ключевых компетенций (вписать конкретно каких компетенций и за счет чего):


в предметной области: в учебно-познавательной компетенции за счет определения требований соответствующей функциональной грамотности: умения отличать факты от домыслов: в проблемном способе изложения новой темы; продуктивного и репродуктивного познания, овладения приемами учебно-познавательных проблем; общепредметной компетенции за счет формирования способностей у учащихся решать проблемы на основе известных фактов; умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы; предметной компетенции за счет использования технологии проблемного обучения; формирования способностей у учащихся привлекать для решения проблем знания, умения, навыки конкретного учебного предмета; использования современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения, технологии разноуровневого обучения

4


в области информационных технологий: формирование информационной компетенции за счет применения реальных объектов (мультимедийный проектор) и информационных технологий(презентация); компетенции навыка вторичного извлечения информации за счет обучения навыкам ориентироваться в большом объеме информации и делать и делать правильный выбор

3


в проектно-аналитической деятельности: компетенция проектно-аналитической деятельности за счет работы в группах; обучения сотрудничеству с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания, планированию действий и времени, исследованию различных вариантов решения проблемы, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии; обучения точной формулировке мыслей; учитель обращается к заранее подготовленным учащимися сообщениям; умение оперировать ранее приобретенными знаниями

4


в исследовательской деятельности: формирование компетенции исследовательской деятельности за счет обучения системе активных умственных действий; учащиеся анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая и конкретизируя фактический материал, сами получают из него новую информацию. Учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация

4


в плане продолжения образования и эффективного самообразования: формирование компетенции личного самосовершенствования за счет заданий на развитие навыков самоконтроля; привитие здорового образа жизни

3

8 Занятие способствовало развитию качеств личности:


коммуникативность, способность к эффективному общению, регулированию конфликтов

4


критическое мышление

3


креативность, установка на творчество

4


самостоятельность и ответственность

4


рефлексивность, способность к самооценке и самоанализу

4


толерантность, уважение к межкультурным и прочим различиям

3

9 Занятие способствовало расширению общекультурного кругозора

4

10 Занятие помогло обучающимся в ценностно-смысловом самоопределении

4

11 Обучающиеся получили помощь в решении значимых для них проблем

3

12 Педагог сумел заинтересовать обучающихся, владел аудиторией

4

13 Комфортность образовательной среды:

4

14 Качество методического обеспечения методы обучения и контроля адекватны возможностям обучающихся

4

15 Психологическая комфортность: благоприятный климат (доброжелательность, личностно-гуманное отношение к обучающимся)

4

Всего баллов:

85

Эксперт:

(Ф.И.О., должность) (подпись)



Приложение к уроку математики «Единицы времени. Год. Месяц»

Приложение 1.

1)Открытый урок по математике в 3 классе Единицы времени.Год. Месяц2)Открытый урок по математике в 3 классе Единицы времени.Год. Месяц3) Открытый урок по математике в 3 классе Единицы времени.Год. Месяц 4)Открытый урок по математике в 3 классе Единицы времени.Год. Месяц

5) Открытый урок по математике в 3 классе Единицы времени.Год. Месяц6) Открытый урок по математике в 3 классе Единицы времени.Год. Месяц7)Открытый урок по математике в 3 классе Единицы времени.Год. Месяц 8) Открытый урок по математике в 3 классе Единицы времени.Год. Месяц

9)Открытый урок по математике в 3 классе Единицы времени.Год. Месяц10)Открытый урок по математике в 3 классе Единицы времени.Год. Месяц11) Открытый урок по математике в 3 классе Единицы времени.Год. Месяц12)Открытый урок по математике в 3 классе Единицы времени.Год. Месяц

13)Открытый урок по математике в 3 классе Единицы времени.Год. Месяц14)Открытый урок по математике в 3 классе Единицы времени.Год. Месяц

Приложение 2.

Вставь пропущенные числа.
63 : 7 - 5 = ☐ : ☐
48 : 6 - 2 = ☐ : ☐
Вставь пропущенные числа.
72 :☐ + 15 = 24 42 : ☐ + 7 = 13
60 • ☐ + 30 = 390 80 • ☐ - 20 = 300

Приложение 3.

1м 1дм 1год 1 день 1мм 1 см 1 час 1 сутки 1 неделя

Приложение 4.

Без ног и без крыльев оно быстро летит, не догонишь его.

(Время.)

Приложение 5.

Время- пора дня, недели, года.

Время-настоящее, прошедшее, будущее у глагола и жизни человека.

Время-продолжительность чего-нибудь, измеряемая часами, минутами.

Время-промежуток деятельности какого-нибудь события, оставившего после себя культурный памятник.

Приложение 6.

Учитель: В давние времена, наблюдая за сменой дня и ночи, за движением солнца и луны, люди стали делить год на месяцы, месяцы на дни, а дни на часы. Но как отсчитывать время? Первыми устройствами для этого были: СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ (Приложение 1.Слайд 3,4,5)

Сейчас они редки.

Циферблат на земле лежит,

А по нему солнышко бежит!

Они бывали на площадях,

На лужайке! В саду-

У солнышка на виду!

ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ (Приложение 1.Слайд 6)

Приложение 7.

1век 1год 1месяц 1сутки 1час 1мин 1секунда

Приложение 8. Учитель: 1. Вышел Старик-годовик. Стал махать руками и пускать птиц. Каждая птица со своим особенным именем. Махнул Старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Что за три птицы вылетели? (Зима) Почему вы так думаете? 2. Махнул Старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, и на полях появились цветы. Какую следующую тройку птиц выпустил Старик-годовик? (Весна)

3. Махнул Старик-годовик в третий раз…Стало жарко, душно, знойно. О каком времени идет речь? (Лето)

4. В четвертый раз махнул Старик-годовик….Подул холодный ветер, посыпал частый дождь…Кто отгадал, о каком времени идет речь? (Осень)

Приложение 9. Учитель: Раньше в старину люди делали зарубки, отмечая дни. Этот способ был очень неудобным, тогда был придуман и составлен КАЛЕНДАРЬ. (Отрывной). Календарь - это способ исчисления времени. Календарь служит для измерения очень больших промежутков времени - от суток до тысячелетий. Учитель: Какие существуют календари, вы сможете рассмотреть на следующем слайде. (Приложение 1.Слайд 11)Египетский астроном предложил разделить год на 12 месяцев. Сделать их одинаковыми, не получалось, поэтому, в месяце 30 или 31 и лишь в феврале 28 дней.

Приложение 10.

Физкультминутка

Сколько дней в неделе?(7)

Столько мы присядем(7)

Сколько месяцев в году?(12)

Столько руки подниму

Сколько месяцев зимой? (3)

На левой прыгаем с тобой.

Сколько месяцев весной?(3)

На правой прыгаем с тобой.

Сколько летом отдыхаем?(3)

Приложение 11.

Работа по учебнику с.99. Задача 2.

Учитель: Прочитайте задачу. О чем говорится в задаче? Что известно? Что надо узнать? Пользуясь табелем-календарем, определите сколько дней в каждом месяце? (30, 31, 30) Сколько недель в одном месяце?(4) А в 3?(12) Как узнали? Запишите решение. (Один ученик у доски комментирует вслух)

1)30+30+31=91(день)-в осенних месяцах.

2)4×3=12(нед.)-в осенних месяцах.

Ответ: 91день, 12недель.

***Составьте подобные задачи о зиме.(1 группа), о весне (2группа), о лете(3 группа)

Приложение 12.

Коллективный анализ решения задачи, самостоятельная запись решения задачи. С.99№5.

Учитель: Прочитайте задачу. Назовите условие, вопрос к задаче.Что известно в задаче? Что нужно найти? Как узнать на сколько недель хватит корма? Каким действием? Запишите решение самостоятельно.

27:3=9 (нед.)

Ответ: на 9 недель хватит 27 пакетиков.

Приложение 13.

Игра «Да,нет»

Учитель: Если вы согласны - хлопок в ладоши, не согласны - тишина.

В году 12 месяцев?

Декабрь - первый месяц в году?

Воскресенье - последний день недели?

Осенью 3 месяца?

В году 365 дней?

В неделе 5 суток?

В каждом месяце по 30 дней?

Приложение 14.

Учитель: А теперь вы сами оцените свою работу на уроке - выберите нужную картинку и укажите смайликом на полях тетради (карточка для рефлексии).

Открытый урок по математике в 3 классе Единицы времени.Год. Месяц



Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 135»

Утверждаю

Директор школы №135 ______________Г. Саенко

«__» ___________2014г.


Открытый урок по математике в 3 классе

«Единицы времени. Год. Месяц»

Открытый урок по математике в 3 классе Единицы времени.Год. Месяц






Дата проведения «23» декабря 2013г


© 2010-2022