Упражнения направленные на развитие познавательных процессов в системе уроков русского языка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Упражнения

направленные на развитие познавательных процессов в системе уроков русского языка.


Цель данной работы состоит в том, чтобы показать, что любой учебный материал может стать средством развития познавательных процессов. Данные упражнения предусматривают такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Для реализации системы можно использовать традиционные типы уроков (изучение нового материала, закрепление знаний, обобщающие, комбинированные уроки.) в уроке сохраняются все основные этапы (минутки чистописания, словарно - орфографическая работа, физкультминутка). Но в отличии от привычной структуры урока в 1 - ом классе вводится новый мобилизирующий этап урока - включение ребёнка в работу. Этот этап рассчитан на 2 - 4 минуты и должен включать упражнения развивающие один из видов мышления: или наглядно - действенное, или наглядно - образное, или словесно - логическое. Одновременно с мышлением развивается внимание, память, мышление, наблюдательность, речевая способность. При использовании данных упражнений на уроках русского языка происходят существенные изменения в развитии учащихся. В области восприятия осуществляется переход от непроизвольного к более осмысленному целенаправленному наблюдению, направленному на решение определённой задачи. Качественно иной характер приобретают процессы, связанные с развитием памяти. От механических приемов они переходят к овладению приёмов осмысленного эффективного запоминания. Развивается слуховая и зрительная память. При работе с простым лингвистическим материалом учащиеся используют приёмы анализа и синтеза, группировки и классификации, обобщения, самостоятельно учатся делать выводы на основе языковых наблюдений. Данные упражнения предполагают реализацию следующих принципов:

  • Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребёнка.
Этот принцип предполагает, что учитель использует такие методы и приёмы, упражнения и задания, в процессе выполнения которых у учащихся не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но и развиваются определённые интеллектуальные качества.
  • Принцип действенного подхода к обучению.
Этот принцип заключается в поиске детьми собственного пути решения заданий.
  • Принцип обоснованного ответа.
Предполагает полный, обоснованный, доказательный ответ и объяснение своего мнения.
  • Принцип сотрудничества учителя и учащихся.
Ребёнок не должен попадать в зависимость от учителя. А со стороны учителя должна быть терпимость к мнению ученика, его точке зрения, к личности учащегося.

Упражнения для словарно - орфографической работы.


Поиск предназначенного для ознакомления слова, связанный с работой по фонетике и повторение изученного учебного материала, основанный на точных установках учителя.
№1 Цель: формирование лингвистических знаний и умений, увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, его оптимального распределения, развитие аналитико - синтетического мышления и оперативной памяти.
Мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной строчке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово?
ПФБКТХЕШСРЧЁЩЗЦА (берёза)
№ 2 Цель: формирование лингвистических знаний и умений, увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, его оптимального распределения, развитие аналитико - синтетического мышления и оперативной памяти.
Внимательно посмотрите на эту строчку. Мысленно уберите непарные согласные по твёрдости - мягкости, и вы узнаете слово.
ЖОШГЦЧОРЩОЙД (огород)
№ 3. Цель: увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, его оптимального распределения, развитие аналитико - синтетического мышления и оперативной памяти
Прочитайте слово, для этого найдите прямоугольник с первой буквой и установите последовательность соединения остальных букв искомого слова.

ь

л

б

а

р

о

к


№ 4. Цель: формирование лингвистических знаний и умений, увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, его оптимального распределения, развитие аналитико - синтетического мышления и оперативной памяти.
Прочитайте слово, спрятанное в этом круге. Читать надо от выделенной буквы по часовой стрелки через две буквы.
Упражнения направленные на развитие познавательных процессов в системе уроков русского языка








№ 5 Цель: формирование лингвистических знаний и умений, увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, его оптимального распределения, развитие аналитико - синтетического мышления и оперативной памяти, абстрактное мышление.
Из строчки букв, вычеркните непарные согласные и узнайте новое словарное слово.
м с н й а р ч п о щ г ц х и (сапоги)
№ 6. Цель: формирование лингвистических знаний и умений, увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, его оптимального распределения, развитие аналитико - синтетического мышления и оперативной памяти, абстрактное мышление.
Посмотрите на запись и определите два слова с которыми мы познакомимся на уроке.
О З А Б В Т Е Р А Д К
№ 7. Цель: формирование лингвистических знаний и умений, увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, его оптимального распределения, развитие аналитико - синтетического мышления и оперативной памяти, абстрактное мышление.

Посмотрите внимательно на данный шифр. Разгадав ключ данного шифра, вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке
1 2 3 4 5 6 7 8
1 А М Н О Р К В У Ключ к шифру: 2 - 1 1 - 4 2 - 5 1 - 4 1 - 2 1 - 1
2 С Г Д Я Л Ч Ц Т
№ 8. Цель: формирование лингвистических знаний и умений, увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, его оптимального распределения, развитие аналитико - синтетического мышления и оперативной памяти, абстрактное мышление.
Расшифруй слова. Используя ключ. Данное упражнение позволяет, наряду с вниманием, формировать абстрактное мышление.
Первое слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1. Второе слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 а г о р у ф ь л е п с т
№ 9. Цель: совершенствовать орфографический навык, аналитико - синтетическое мышление, объём и сосредоточенность внимания, оперативную память.
Узнайте новое слово. Для этого правильно выполите мои задания и определите буквы искомого слова.
А) Первая буква искомого слова является согласной во втором слоге слова помидор. Б) Вторая буква является непроверяемой безударной гласной в слове север. В) Третья буква является непроизносимой согласной в слове лестница. Г) Четвёртая буква представляет собой последнюю согласную в корне слова топор. Д) Последняя буква является окончанием в слове яблоко.
Какое слово получилось? (метро)
№ 10. Цель: развивать устойчивость внимания, оптимальное распределение внимания, лингвистические навыки.
Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие цифры соответствуют буквам. Назови.
1 2 3 4 5 6 7
о р д о в о х 1 2 3 4 5 6 7
л о д е м я и












№ 11. Цель: развивать устойчивость внимания, оптимальное распределение внимания, лингвистические навыки, объем слуховой памяти.
«Зашифрованные слова». Попробуйте, заменяя данные описания буквами, расшифровать слова.
1) Первая буква этого слова идёт в алфавите перед буквой «Т», вторая - после «О», третья - перед «Б», четвёртая - после «Р», пятая - после «З», шестая - перед «В», седьмая - круглая буква алфавита. (спасибо)
№ 12.
Цель: формировать абстрактное мышление, сосредоточенность и объём внимания.
Сегодня мы познакомимся с двумя новыми словарными словами. Вы сможете назвать их, если успешно справитесь с кодом. Какие это слова? Код




























Зашифрованные слова
с в г р у и ъ а з о л н ч т щ к ж а д т ь р е к п м ф а ш а

(квартира, комната)
№ 15. Цель: формирование сосредоточенности внимания, объема внимания, аналитико-синтетического мышления.
Если вы определите, какое математическое действие надо осуществить с цифрами квадрата для выявления букв, то узнаете слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке. Шифр: 1 - я буква - 16 2 - я буква - 36 3 - я буква - 14 4 - я буква - 21 5 -я буква - 40 6 - я буква - 27
1 6 7 8 9 2 л в к ж 3 б а д ь 4 у а м и 5 п г т о
С помощью какого действия вы узнали буквы слова? Какое это слово? В случае затруднения учитель может дать подсказку о виде математического действия.
№ 16. Цель: формирование лингвистических знаний и умений, увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, его оптимального распределения, развитие аналитико - синтетического мышления и оперативной памяти.
Прочитайте написанное слово, через букву.
П о а г л ш ь и т у о (пальто) Слово для словарной работы.

№ 17. Цель: формирование лингвистических знаний и умений, увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, его оптимального распределения, развитие аналитико - синтетического мышления и оперативной памяти.
Образовать слова оканчивающиеся на звонкий парный звук, но надо соблюдать условия, буквы соединять можно только наискось через одну дорожку. Запишите слова, какое может быть лишним. З О У П
Б К Ц В
Д А Л Л (завод, плод, клуб)
№ 18. Цель: формирование распределения, объема, устойчивости и сосредоточенности внимания, аналитико - синтетических способностей, сообразительности.
Выполни математические действия и прочитай слова.
МОР + КА +О+ВУ -АУ +Ь (морковь) РО+ГУ-РУ+У+РЕЦ (огурец) ПО+МА+И+ДОР -А (помидор) КОТ-ОТ-АР+ТОШ+КУ-У+А (картошка) СВЁ+КИЛ-ИЛ+ЛА (свёкла) КА+ПА-А-УС+ТО-ОК-А+А (капуста)

Закрепление изученного материала.



№ 1. Цель: формировать устойчивость, распределение, переключение, объём внимания, умение осуществлять группировку по нескольким признакам,, развивать аналитико - синтетическое мышление, оперативную память, речь, лингвистическую интуицию.
Прочитайте фразеологические обороты, сгруппируйте их по пяти признакам одновременно. Признаки группировки определите самостоятельно. Напишите вставляя пропущенные буквы.
Пал…чики …оближешь; точим лясы; за уши не …оттянешь; складывает Оружие; спускает флаги; р…зводим узоры; п…днимает руки кверху; склоняет голову. (при группировке учитываются значения фразеологических оборотов, время, лицо, число и спряжение глаголов).
№ 2. Цель: развитие устойчивости и сосредоточенности внимания, аналитико - синтетического мышления, способности устанавливать логическую последовательность между предметами и явлениями в пространстве, прослеживать причинно - следственные связи.
Прочитайте. Напишите предложения каждой группы в смысловой последовательности. Что объединяет предложения между собой?
Прошёл дождь. Промокли ноги. появилась туча. Образовались лужи. Наступило утро. Прошла ночь. Запели птицы. Стало светло.
№ 2 а Цель: развитие устойчивости и сосредоточенности внимания, аналитико - синтетического мышления, способности устанавливать логическую последовательность между предметами и явлениями в пространстве, прослеживать причинно - следственные связи.
Прочитайте слова; к каждому назовите предмет или явление, которое по времени предшествовало предмету или явлению обозначенному данным словом. Напишите составленные пары слов. (Тема: Род имён существительных).
вечер -…. кефир - …. корова-… осень -…. лошадь - … бабочка -…
№ 3. Цель: формирование лингвистических знаний и умений, увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, его оптимального распределения, развитие аналитико - синтетического мышления и оперативной памяти, абстрактное мышление.
Соберите слова из рассыпанных букв. Напишите полученные слова в порядке возрастания слогов. Подчеркните гласные, правописание которых надо запомнить. (Тема: Знакомство со слогом).
Р а т е т д ь м о д н а л п е д а ш к р а н
№ 4. Цель: развивать сосредоточенность и объем внимания, абстрактное мышление, умение осуществлять классификацию, находить соотношение целого предмета и его части.
Прочитайте. К каждому слову из левого столбика, обозначающего целое понятие, подберите соответствующее слово из правого столбика, обозначающего его часть; выделите в словах приставки, вставьте пропущенные буквы. (Тема: Правописание приставок).
Удоч…ка п…р…плёт Книга п…белка ст…акан п…плавок р…монт п…дст…канник
№ 5. Цель: формирование устойчивости и сосредоточенности внимания, аналитико - синтетических способностей, речи, умения классифицировать, обобщать, устанавливать последовательность подчинения понятий.
Разместите слова и словосочетания каждой строчки в соответствии с образцом; укажите род и число имён существительных; вставьте пропущенные буквы. (Тема: Число имеет существительных).
1)…де…да, шуба, зимняя …де…да; 2) кни…ная полка, меб…л…, полка; 3) р…стение, р…ма..ка, цв..ток. Образец: резиновые сапоги, сапоги, обувь.
№ 6. Цель: формирование устойчивости и сосредоточенности внимания, аналитико - синтетических способностей, речи, умения классифицировать, обобщать, устанавливать последовательность подчинения понятий.
На основе первого примера определите и сформулируйте принцип записи слов в первой цепочке. В соответствии с ним напишите остальные ряды слов. (Тема: Корень слов).
Танк - танкист - танковый; ? - барабанщик - барабанный; ? - ? - грибной; ? - ? театральный.
№ 7. Цель: формирование оперативной, слуховой памяти, устойчивости и сосредоточенности внимания, аналитико-синтетических способностей, речи.
Прочитайте внимательно слова, постарайтесь их запомнить. (Слова произносятся один - два раза). Тема: «Правописание безударных гласных». .
Чернеть, кошачий, змеиный, темнеть, пчелиный, синеть, лебяжий, болеть, скворцовый, краснеть.
Ответьте на вопросы:

  1. Сколько слов было названо?
  2. На какие группы можно разделить все эти слова?
  3. Какое слово было произнесено первым?
  4. Напишите по памяти имена прилагательные.
  5. напишите по памяти глаголы.
Подчеркните орфограммы, и объясните их написание.
№ 8.

Цель: формирование устойчивости и сосредоточенности внимания, аналитико - синтетических способностей, речи, умения классифицировать, обобщать, формировать абстрактное мышление.

«Зашифрованные слова». Внимательно и вместе с тем как можно быстрее подпиши возле цифр буквы, пользуясь шифром:


А В Г И Л М Н О Р Т Я 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
289 ________ 2913 __________ 68521 ____________ 54687 _________ 3467 __________ 1161____________ 4351 __________ 7891 __________ 545411___________
Слова: вор, лимон, игла, враг, гимн, нора, молва, яма, лилия. 1. Найдите слово с парной согласной на конце слова. 2. Найдите слова с безударной гласной в корне слова. 3. В каких словах встречается йотированная гласная?
№ 9. Цель: формирование объёма и распределения внимания, аналитико - синтетического мышления. Прочитай полезный совет, воспользовавшись схемой.

9 20 13 2 17
Е Д Д И Й 5 16 22 10 8 Г А У П Н 12 1 3 25 18 Е Н К Й Т 19 7 15 6 21 Е А В Д Р 4 23 11 24 14 О З Р Е А

№ 10. Цель: развитие зрительной памяти, аналитико - синтетического мышления, орфографической зоркости.
Прочитать сочетание слов. Запомнить в течении 1 - 2 минут. Ориентируясь на первое слово, запишите второе слово. Что объединяет эти слова. Подберите проверочное слово. (Тема: Парные согласные в корне слова). красный мак вкусный пирог тёплый шарф больной зуб вороний глаз деревянный столб государственный герб
№ 11. Цель: формирование объёма и распределения внимания, аналитико - синтетического мышления.
Измени одну букву в каждом слове, чтобы получилось новое слово, название животного или птицы. (тема: Парные согласные.)
роза - коза гол - вол корона - ворона щит - кит горка - норка лист - аист ось - оса лес - лис сода - сова воск - волк
Выпишите в тетрадь слова начинающиеся с парного согласного.
№ 12. Цель: развитие зрительной памяти, аналитико - синтетического мышления, орфографической зоркости.
Прочитайте три раза ряд из 8 слов, попытайтесь из запомнить, ответьте на вопросы в конце задания.(тема: парные согласные)
Завод, парус, ёж, мел, пирог, столб, арбуз, флаг.
1. Запишите второе слово с начала. 2. Сколько слов начинается с гласной. 3. Все ли слова оканчиваются парной согласной. 4. Сколько слов заканчиваются на г. 5. Какое слово было самым коротким. 6. Правда ли, что, третьим с конца было слово столб. 7. Правда ли, что в 3 слове с начала один слог.

№ 13. Цель: формирование устойчивости, сосредоточенности и объёма внимания, речи, аналитико - синтетического мышления, способности логически мыслить, творческого воображения.
Прочитайте первые и последние предложения логических цепочек, составьте для них два недостающих промежуточных звена, отражающих последовательность событий; полученные цепочки предложений напишите. Определяя время глаголов. (тема: Время глаголов).
1) Поднялся ветер. 2)… . 3) … . 4) Деревья обнажились. 1) Прошли сильные дожди. 2) … . 3) … . 4) Коровы остались без сена. 1) Вспахали землю. 2) … . 3) … . 4) сняли урожай. 1) дирижёр взмахнул палочкой. 2) … . 3) … . 4) Начался спектакль.
Образец: Поднялся сильный ветер. Закачались ветви. Опали листья, Деревья обнажились.

№ 14. Цель: развитие зрительной памяти, аналитико - синтетического мышления, орфографической зоркости.
Прочитайте слова. Постарайтесь их запомнить. Ориентируясь на второе слово, напишите первую часть каждого словосочетания. Подчеркните непроизносимые согласные. (Тема:). Правописание непроизносимых согласных
Честный поступок радостное событие счастливая находка грустный вид яростный ветер ненастная погода устный ответ известный писатель поздний час № 15. Цель: формирование внимания, сообразительности, наблюдательности, воображения. Образного мышления, гибкости мышления.
Вместо точек вставьте подходящее по смыслу слово; составленные фразы напишите; подчеркните известные орфограммы; определите род существительного и прилагательного в каждом словосочетании. (тема: Изменение имён прилагательных по родам).
… полезный, а табак… …квадратный, а кольцо… … широкая, а ручеек … …хитрая, а осёл… …юный, а дедушка… …тёмная, а день… … большой, а мышка…
Образец: мед полезный (м.р.), а табак вредный (м.р.).

№ 16. Цель: формирование распределения, объема, устойчивости и сосредоточенности внимания, аналитико - синтетических способностей, сообразительности, наблюдательности, умения классифицировать.
Прочитайте; определите как образовано слово в скобках нижнего ряда; напишите слова, группируя их по орфограммам. Тема: Мягкий знак на конце имён существительных.
1) ольха (слон) снег шубка (…) тьма 2) плуг (луч) мучной смял (… ) речка 3) глушь (мышь) камыш ночь (…) гудок Справка: тушь, мяч, дочь.

№ 17. Цель: формирование устойчивости, сосредоточенности внимания, аналитико - синтетических способностей, речи, абстрактного мышления.
Прочитайте предложения, напишите их в соответствии с шифром, вставьте нужные буквы; раскройте скобки.
1. Густели ранние д (е, и)кабр(ь)ские сумерки. 2. В(о,а)р(а,о)б(ь)и ч(и.е)рикают (около) тёмных скир(т,д). 3. Небо з(а,о)стилается ровной пел(е, и)ной св(е,и)нцового света. 4. Белые ч(я,а)йки (с)криком н(а,о)силис(ь ) (над) (Д,д)оном. 5. (А,О)леет край неба.
Шифр

Существительное

Прилагательное

Глаголы

Предлоги

1

2

-

1

-

2

3

1

1

2

3

3

2

1

-

4

1

2

1

-

5

2

1

1

1
Проверка начинается с озвучивания зашифрованного задания.
№ 18. Цель: формирование абстрактного мышления, внимания, сосредоточенности, аналитико - синтетического мышления.
При изучении темы «Предлоги». Напишите в строку имена существительные с предлогами, ориентируясь на следующие цифры:
1, 3, 4, 7, 8, 9. 12, 14, 15, 18.

Имена

существительные

Предлоги

в

на

под

от

без

с

над

к

из

стол

1

2

3

4

5

6

7

8

9

книга

10

11

12

13

14

15

16

17

18

№ 19. Цель: развитие внимания, различных видов памяти, сосредоточенности, орфографической зоркости, ассоциативного мышления.
Прочитайте исходные слова и шифры к ним. Напишите словами зашифрованные ряды чисел. Тема «Большая буква в именах, фамилиях, отчествах.
Исходные слова Шифр Дмитрий имя - 1 Петрович отчество - 2 Глушков фамилия - 3 рабочий профессия - 4
Зашифрованные ряды чисел: 1 2 3 - 4 1 2 - 4 3 - 4 4 - 1 3
№ 20. Цель: развитие внимания, различных видов памяти, сосредоточенности, орфографической зоркости, ассоциативного мышления.
Напишите имена, отчества и фамилии известных людей в соответствии с данным шифром. Орфограммы подчеркните. Шифр указывает на количество слогов в словах. Тема «Большая буква в именах, фамилиях и отчествах».
Шифр Имя Отчество Фамилия 2 - 5 - 3 Михаил Александрович Шолохов 1 - 5 - 2 Василий Иванович Чапаев 3 - 4 - 3 Лев Николаевич Толстой 3 - 5 - 3 Борис Владимирович Заходер

№ 21. Цель: формирование абстрактного мышления, точности мышления, устойчивости внимания, оперативной памяти, речи, умения правильно формулировать определения понятий.
Прочитайте определения; найдите ошибки или неполноту в их формулировании; исправьте их. Правильно сформулированные определения напишите. Укажите род, число, падеж имен прилагательных. Тема « Изменение имён прилагательных по падежам».
Звезда - небесное тело. Ужин - это - приём пищи. Таблетка - это лекарство. Волейбол - это спортивная игра в мяч. Буква - это знак. Ужас - это чувство. Ель - вечнозелёное дерево с конусообразной формой.
Образец: Звезда - небесное (ср.р., ед. ч., И.п.) тело, излучающее свет.
№ 22. Цель: развитие воображения, объема и распределения внимания.
Какие слова спрятались на картинке.








№ 23. Цель: развитие творческого воображения, умение обобщать, делать выводы, логическое и аналитико - синтетическое мышление.
Прочитайте текст, составьте и введите в него предложения, объясняющие, что такое гнездо. Дополненный текст напишите. Вставьте нужные буквы. Раскройте скобки. Подчеркните однородные лены предложения. Тема: «Однородные члены предложения».

Гнёзда. Гнёзда лепят, пл…тут, складывают. (У) гр…чей, в…рон гнёзда сложены(из) суч…ков.(У) ремеза гнездо слеплено 9из) мха и паутины. С…ницы, дятлы пряч..т св…и гнёзда в дупле. Ч…ще всего птич…и гнёздо похоже (на) ч…йную ч…шечку. Оно сплетено (из) веточек, внутри выстлано пухом, пер…ями и шерст…ю. Каждую в…сну большинство птиц в…ют гнездо заново.
№ 24. Цель: развитие творческого воображения, умение обобщать, делать выводы, логическое и аналитико - синтетическое мышление.
В каждой паре предложений одно обозначает причину какого - либо явления, а другое является следствием этой причины. Определите, в какой роли выступает каждое предложение, и напишите их в следующем порядке: причина - следствие. При написании одинаковые существительные заменяйте подходящими по смыслу местоимениями.
Птичку зовут мёдоуказчиком. В Африке есть птичка, которая умеет находить гнезда диких пчел. Чай делается из листьев чайного дерева. Чай нельзя считать травой. Мангуста специально держат в тех местах. Где змеи заползают в дома. Мангуст ловко истребляет змей.


Данные упражнения представляют собой лишь примерный набор заданий, который может варьироваться в зависимости от темы урока, путём подборки такого материала, который требуется для изучения или закрепления по теме. К любому упражнению можно так же добавить задания перекликающиеся с темой урока.

© 2010-2022