- Преподавателю
- Начальные классы
- Упражнения направленные на развитие познавательных процессов в системе уроков русского языка
Упражнения направленные на развитие познавательных процессов в системе уроков русского языка
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Борисова О.В. |
Дата | 08.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Упражнения
направленные на развитие познавательных процессов в системе уроков русского языка.
Цель данной работы состоит в том, чтобы показать, что любой учебный материал может стать средством развития познавательных процессов. Данные упражнения предусматривают такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Для реализации системы можно использовать традиционные типы уроков (изучение нового материала, закрепление знаний, обобщающие, комбинированные уроки.) в уроке сохраняются все основные этапы (минутки чистописания, словарно - орфографическая работа, физкультминутка). Но в отличии от привычной структуры урока в 1 - ом классе вводится новый мобилизирующий этап урока - включение ребёнка в работу. Этот этап рассчитан на 2 - 4 минуты и должен включать упражнения развивающие один из видов мышления: или наглядно - действенное, или наглядно - образное, или словесно - логическое. Одновременно с мышлением развивается внимание, память, мышление, наблюдательность, речевая способность. При использовании данных упражнений на уроках русского языка происходят существенные изменения в развитии учащихся. В области восприятия осуществляется переход от непроизвольного к более осмысленному целенаправленному наблюдению, направленному на решение определённой задачи. Качественно иной характер приобретают процессы, связанные с развитием памяти. От механических приемов они переходят к овладению приёмов осмысленного эффективного запоминания. Развивается слуховая и зрительная память. При работе с простым лингвистическим материалом учащиеся используют приёмы анализа и синтеза, группировки и классификации, обобщения, самостоятельно учатся делать выводы на основе языковых наблюдений. Данные упражнения предполагают реализацию следующих принципов:
- Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребёнка.
- Принцип действенного подхода к обучению.
- Принцип обоснованного ответа.
- Принцип сотрудничества учителя и учащихся.
Упражнения для словарно - орфографической работы.
Поиск предназначенного для ознакомления слова, связанный с работой по фонетике и повторение изученного учебного материала, основанный на точных установках учителя.
№1 Цель: формирование лингвистических знаний и умений, увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, его оптимального распределения, развитие аналитико - синтетического мышления и оперативной памяти.
Мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной строчке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово?
ПФБКТХЕШСРЧЁЩЗЦА (берёза)
№ 2 Цель: формирование лингвистических знаний и умений, увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, его оптимального распределения, развитие аналитико - синтетического мышления и оперативной памяти.
Внимательно посмотрите на эту строчку. Мысленно уберите непарные согласные по твёрдости - мягкости, и вы узнаете слово.
ЖОШГЦЧОРЩОЙД (огород)
№ 3. Цель: увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, его оптимального распределения, развитие аналитико - синтетического мышления и оперативной памяти
Прочитайте слово, для этого найдите прямоугольник с первой буквой и установите последовательность соединения остальных букв искомого слова.
ь
л
б
а
р
о
к
№ 4. Цель: формирование лингвистических знаний и умений, увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, его оптимального распределения, развитие аналитико - синтетического мышления и оперативной памяти.
Прочитайте слово, спрятанное в этом круге. Читать надо от выделенной буквы по часовой стрелки через две буквы.
№ 5 Цель: формирование лингвистических знаний и умений, увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, его оптимального распределения, развитие аналитико - синтетического мышления и оперативной памяти, абстрактное мышление.
Из строчки букв, вычеркните непарные согласные и узнайте новое словарное слово.
м с н й а р ч п о щ г ц х и (сапоги)
№ 6. Цель: формирование лингвистических знаний и умений, увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, его оптимального распределения, развитие аналитико - синтетического мышления и оперативной памяти, абстрактное мышление.
Посмотрите на запись и определите два слова с которыми мы познакомимся на уроке.
О З А Б В Т Е Р А Д К
№ 7. Цель: формирование лингвистических знаний и умений, увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, его оптимального распределения, развитие аналитико - синтетического мышления и оперативной памяти, абстрактное мышление.
Посмотрите внимательно на данный шифр. Разгадав ключ данного шифра, вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке
1 2 3 4 5 6 7 8
1 А М Н О Р К В У Ключ к шифру: 2 - 1 1 - 4 2 - 5 1 - 4 1 - 2 1 - 1
2 С Г Д Я Л Ч Ц Т
№ 8. Цель: формирование лингвистических знаний и умений, увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, его оптимального распределения, развитие аналитико - синтетического мышления и оперативной памяти, абстрактное мышление.
Расшифруй слова. Используя ключ. Данное упражнение позволяет, наряду с вниманием, формировать абстрактное мышление.
Первое слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1. Второе слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 а г о р у ф ь л е п с т
№ 9. Цель: совершенствовать орфографический навык, аналитико - синтетическое мышление, объём и сосредоточенность внимания, оперативную память.
Узнайте новое слово. Для этого правильно выполите мои задания и определите буквы искомого слова.
А) Первая буква искомого слова является согласной во втором слоге слова помидор. Б) Вторая буква является непроверяемой безударной гласной в слове север. В) Третья буква является непроизносимой согласной в слове лестница. Г) Четвёртая буква представляет собой последнюю согласную в корне слова топор. Д) Последняя буква является окончанием в слове яблоко.
Какое слово получилось? (метро)
№ 10. Цель: развивать устойчивость внимания, оптимальное распределение внимания, лингвистические навыки.
Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие цифры соответствуют буквам. Назови.
1 2 3 4 5 6 7
о р д о в о х 1 2 3 4 5 6 7
л о д е м я и
№ 11. Цель: развивать устойчивость внимания, оптимальное распределение внимания, лингвистические навыки, объем слуховой памяти.
«Зашифрованные слова». Попробуйте, заменяя данные описания буквами, расшифровать слова.
1) Первая буква этого слова идёт в алфавите перед буквой «Т», вторая - после «О», третья - перед «Б», четвёртая - после «Р», пятая - после «З», шестая - перед «В», седьмая - круглая буква алфавита. (спасибо)
№ 12.
Цель: формировать абстрактное мышление, сосредоточенность и объём внимания.
Сегодня мы познакомимся с двумя новыми словарными словами. Вы сможете назвать их, если успешно справитесь с кодом. Какие это слова? Код
(квартира, комната)
№ 15. Цель: формирование сосредоточенности внимания, объема внимания, аналитико-синтетического мышления.
Если вы определите, какое математическое действие надо осуществить с цифрами квадрата для выявления букв, то узнаете слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке. Шифр: 1 - я буква - 16 2 - я буква - 36 3 - я буква - 14 4 - я буква - 21 5 -я буква - 40 6 - я буква - 27
№ 16. Цель: формирование лингвистических знаний и умений, увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, его оптимального распределения, развитие аналитико - синтетического мышления и оперативной памяти.
Прочитайте написанное слово, через букву.
П о а г л ш ь и т у о (пальто) Слово для словарной работы.
№ 17. Цель: формирование лингвистических знаний и умений, увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, его оптимального распределения, развитие аналитико - синтетического мышления и оперативной памяти.
Образовать слова оканчивающиеся на звонкий парный звук, но надо соблюдать условия, буквы соединять можно только наискось через одну дорожку. Запишите слова, какое может быть лишним. З О У П
Б К Ц В
Д А Л Л (завод, плод, клуб)
№ 18. Цель: формирование распределения, объема, устойчивости и сосредоточенности внимания, аналитико - синтетических способностей, сообразительности.
Выполни математические действия и прочитай слова.
МОР + КА +О+ВУ -АУ +Ь (морковь) РО+ГУ-РУ+У+РЕЦ (огурец) ПО+МА+И+ДОР -А (помидор) КОТ-ОТ-АР+ТОШ+КУ-У+А (картошка) СВЁ+КИЛ-ИЛ+ЛА (свёкла) КА+ПА-А-УС+ТО-ОК-А+А (капуста)
Закрепление изученного материала.
№ 1. Цель: формировать устойчивость, распределение, переключение, объём внимания, умение осуществлять группировку по нескольким признакам,, развивать аналитико - синтетическое мышление, оперативную память, речь, лингвистическую интуицию.
Прочитайте фразеологические обороты, сгруппируйте их по пяти признакам одновременно. Признаки группировки определите самостоятельно. Напишите вставляя пропущенные буквы.
Пал…чики …оближешь; точим лясы; за уши не …оттянешь; складывает Оружие; спускает флаги; р…зводим узоры; п…днимает руки кверху; склоняет голову. (при группировке учитываются значения фразеологических оборотов, время, лицо, число и спряжение глаголов).
№ 2. Цель: развитие устойчивости и сосредоточенности внимания, аналитико - синтетического мышления, способности устанавливать логическую последовательность между предметами и явлениями в пространстве, прослеживать причинно - следственные связи.
Прочитайте. Напишите предложения каждой группы в смысловой последовательности. Что объединяет предложения между собой?
Прошёл дождь. Промокли ноги. появилась туча. Образовались лужи. Наступило утро. Прошла ночь. Запели птицы. Стало светло.
№ 2 а Цель: развитие устойчивости и сосредоточенности внимания, аналитико - синтетического мышления, способности устанавливать логическую последовательность между предметами и явлениями в пространстве, прослеживать причинно - следственные связи.
Прочитайте слова; к каждому назовите предмет или явление, которое по времени предшествовало предмету или явлению обозначенному данным словом. Напишите составленные пары слов. (Тема: Род имён существительных).
вечер -…. кефир - …. корова-… осень -…. лошадь - … бабочка -…
№ 3. Цель: формирование лингвистических знаний и умений, увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, его оптимального распределения, развитие аналитико - синтетического мышления и оперативной памяти, абстрактное мышление.
Соберите слова из рассыпанных букв. Напишите полученные слова в порядке возрастания слогов. Подчеркните гласные, правописание которых надо запомнить. (Тема: Знакомство со слогом).
Р а т е т д ь м о д н а л п е д а ш к р а н
№ 4. Цель: развивать сосредоточенность и объем внимания, абстрактное мышление, умение осуществлять классификацию, находить соотношение целого предмета и его части.
Прочитайте. К каждому слову из левого столбика, обозначающего целое понятие, подберите соответствующее слово из правого столбика, обозначающего его часть; выделите в словах приставки, вставьте пропущенные буквы. (Тема: Правописание приставок).
Удоч…ка п…р…плёт Книга п…белка ст…акан п…плавок р…монт п…дст…канник
№ 5. Цель: формирование устойчивости и сосредоточенности внимания, аналитико - синтетических способностей, речи, умения классифицировать, обобщать, устанавливать последовательность подчинения понятий.
Разместите слова и словосочетания каждой строчки в соответствии с образцом; укажите род и число имён существительных; вставьте пропущенные буквы. (Тема: Число имеет существительных).
1)…де…да, шуба, зимняя …де…да; 2) кни…ная полка, меб…л…, полка; 3) р…стение, р…ма..ка, цв..ток. Образец: резиновые сапоги, сапоги, обувь.
№ 6. Цель: формирование устойчивости и сосредоточенности внимания, аналитико - синтетических способностей, речи, умения классифицировать, обобщать, устанавливать последовательность подчинения понятий.
На основе первого примера определите и сформулируйте принцип записи слов в первой цепочке. В соответствии с ним напишите остальные ряды слов. (Тема: Корень слов).
Танк - танкист - танковый; ? - барабанщик - барабанный; ? - ? - грибной; ? - ? театральный.
№ 7. Цель: формирование оперативной, слуховой памяти, устойчивости и сосредоточенности внимания, аналитико-синтетических способностей, речи.
Прочитайте внимательно слова, постарайтесь их запомнить. (Слова произносятся один - два раза). Тема: «Правописание безударных гласных». .
Чернеть, кошачий, змеиный, темнеть, пчелиный, синеть, лебяжий, болеть, скворцовый, краснеть.
Ответьте на вопросы:
- Сколько слов было названо?
- На какие группы можно разделить все эти слова?
- Какое слово было произнесено первым?
- Напишите по памяти имена прилагательные.
- напишите по памяти глаголы.
№ 8.
Цель: формирование устойчивости и сосредоточенности внимания, аналитико - синтетических способностей, речи, умения классифицировать, обобщать, формировать абстрактное мышление.
«Зашифрованные слова». Внимательно и вместе с тем как можно быстрее подпиши возле цифр буквы, пользуясь шифром:
А В Г И Л М Н О Р Т Я 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
289 ________ 2913 __________ 68521 ____________ 54687 _________ 3467 __________ 1161____________ 4351 __________ 7891 __________ 545411___________
Слова: вор, лимон, игла, враг, гимн, нора, молва, яма, лилия. 1. Найдите слово с парной согласной на конце слова. 2. Найдите слова с безударной гласной в корне слова. 3. В каких словах встречается йотированная гласная?
№ 9. Цель: формирование объёма и распределения внимания, аналитико - синтетического мышления. Прочитай полезный совет, воспользовавшись схемой.
Е Д Д И Й 5 16 22 10 8 Г А У П Н 12 1 3 25 18 Е Н К Й Т 19 7 15 6 21 Е А В Д Р 4 23 11 24 14 О З Р Е А
№ 10. Цель: развитие зрительной памяти, аналитико - синтетического мышления, орфографической зоркости.
Прочитать сочетание слов. Запомнить в течении 1 - 2 минут. Ориентируясь на первое слово, запишите второе слово. Что объединяет эти слова. Подберите проверочное слово. (Тема: Парные согласные в корне слова). красный мак вкусный пирог тёплый шарф больной зуб вороний глаз деревянный столб государственный герб
№ 11. Цель: формирование объёма и распределения внимания, аналитико - синтетического мышления.
Измени одну букву в каждом слове, чтобы получилось новое слово, название животного или птицы. (тема: Парные согласные.)
роза - коза гол - вол корона - ворона щит - кит горка - норка лист - аист ось - оса лес - лис сода - сова воск - волк
Выпишите в тетрадь слова начинающиеся с парного согласного.
№ 12. Цель: развитие зрительной памяти, аналитико - синтетического мышления, орфографической зоркости.
Прочитайте три раза ряд из 8 слов, попытайтесь из запомнить, ответьте на вопросы в конце задания.(тема: парные согласные)
Завод, парус, ёж, мел, пирог, столб, арбуз, флаг.
1. Запишите второе слово с начала. 2. Сколько слов начинается с гласной. 3. Все ли слова оканчиваются парной согласной. 4. Сколько слов заканчиваются на г. 5. Какое слово было самым коротким. 6. Правда ли, что, третьим с конца было слово столб. 7. Правда ли, что в 3 слове с начала один слог.
№ 13. Цель: формирование устойчивости, сосредоточенности и объёма внимания, речи, аналитико - синтетического мышления, способности логически мыслить, творческого воображения.
Прочитайте первые и последние предложения логических цепочек, составьте для них два недостающих промежуточных звена, отражающих последовательность событий; полученные цепочки предложений напишите. Определяя время глаголов. (тема: Время глаголов).
1) Поднялся ветер. 2)… . 3) … . 4) Деревья обнажились. 1) Прошли сильные дожди. 2) … . 3) … . 4) Коровы остались без сена. 1) Вспахали землю. 2) … . 3) … . 4) сняли урожай. 1) дирижёр взмахнул палочкой. 2) … . 3) … . 4) Начался спектакль.
Образец: Поднялся сильный ветер. Закачались ветви. Опали листья, Деревья обнажились.
№ 14. Цель: развитие зрительной памяти, аналитико - синтетического мышления, орфографической зоркости.
Прочитайте слова. Постарайтесь их запомнить. Ориентируясь на второе слово, напишите первую часть каждого словосочетания. Подчеркните непроизносимые согласные. (Тема:). Правописание непроизносимых согласных
Честный поступок радостное событие счастливая находка грустный вид яростный ветер ненастная погода устный ответ известный писатель поздний час № 15. Цель: формирование внимания, сообразительности, наблюдательности, воображения. Образного мышления, гибкости мышления.
Вместо точек вставьте подходящее по смыслу слово; составленные фразы напишите; подчеркните известные орфограммы; определите род существительного и прилагательного в каждом словосочетании. (тема: Изменение имён прилагательных по родам).
… полезный, а табак… …квадратный, а кольцо… … широкая, а ручеек … …хитрая, а осёл… …юный, а дедушка… …тёмная, а день… … большой, а мышка…
Образец: мед полезный (м.р.), а табак вредный (м.р.).
№ 16. Цель: формирование распределения, объема, устойчивости и сосредоточенности внимания, аналитико - синтетических способностей, сообразительности, наблюдательности, умения классифицировать.
Прочитайте; определите как образовано слово в скобках нижнего ряда; напишите слова, группируя их по орфограммам. Тема: Мягкий знак на конце имён существительных.
1) ольха (слон) снег шубка (…) тьма 2) плуг (луч) мучной смял (… ) речка 3) глушь (мышь) камыш ночь (…) гудок Справка: тушь, мяч, дочь.
№ 17. Цель: формирование устойчивости, сосредоточенности внимания, аналитико - синтетических способностей, речи, абстрактного мышления.
Прочитайте предложения, напишите их в соответствии с шифром, вставьте нужные буквы; раскройте скобки.
1. Густели ранние д (е, и)кабр(ь)ские сумерки. 2. В(о,а)р(а,о)б(ь)и ч(и.е)рикают (около) тёмных скир(т,д). 3. Небо з(а,о)стилается ровной пел(е, и)ной св(е,и)нцового света. 4. Белые ч(я,а)йки (с)криком н(а,о)силис(ь ) (над) (Д,д)оном. 5. (А,О)леет край неба.
Шифр
№
Существительное
Прилагательное
Глаголы
Предлоги
1
2
-
1
-
2
3
1
1
2
3
3
2
1
-
4
1
2
1
-
5
2
1
1
1
Проверка начинается с озвучивания зашифрованного задания.
№ 18. Цель: формирование абстрактного мышления, внимания, сосредоточенности, аналитико - синтетического мышления.
При изучении темы «Предлоги». Напишите в строку имена существительные с предлогами, ориентируясь на следующие цифры:
1, 3, 4, 7, 8, 9. 12, 14, 15, 18.
Имена
существительные
Предлоги
в
на
под
от
без
с
над
к
из
стол
1
2
3
4
5
6
7
8
9
книга
10
11
12
13
14
15
16
17
18
№ 19. Цель: развитие внимания, различных видов памяти, сосредоточенности, орфографической зоркости, ассоциативного мышления.
Прочитайте исходные слова и шифры к ним. Напишите словами зашифрованные ряды чисел. Тема «Большая буква в именах, фамилиях, отчествах.
Исходные слова Шифр Дмитрий имя - 1 Петрович отчество - 2 Глушков фамилия - 3 рабочий профессия - 4
Зашифрованные ряды чисел: 1 2 3 - 4 1 2 - 4 3 - 4 4 - 1 3
№ 20. Цель: развитие внимания, различных видов памяти, сосредоточенности, орфографической зоркости, ассоциативного мышления.
Напишите имена, отчества и фамилии известных людей в соответствии с данным шифром. Орфограммы подчеркните. Шифр указывает на количество слогов в словах. Тема «Большая буква в именах, фамилиях и отчествах».
Шифр Имя Отчество Фамилия 2 - 5 - 3 Михаил Александрович Шолохов 1 - 5 - 2 Василий Иванович Чапаев 3 - 4 - 3 Лев Николаевич Толстой 3 - 5 - 3 Борис Владимирович Заходер
№ 21. Цель: формирование абстрактного мышления, точности мышления, устойчивости внимания, оперативной памяти, речи, умения правильно формулировать определения понятий.
Прочитайте определения; найдите ошибки или неполноту в их формулировании; исправьте их. Правильно сформулированные определения напишите. Укажите род, число, падеж имен прилагательных. Тема « Изменение имён прилагательных по падежам».
Звезда - небесное тело. Ужин - это - приём пищи. Таблетка - это лекарство. Волейбол - это спортивная игра в мяч. Буква - это знак. Ужас - это чувство. Ель - вечнозелёное дерево с конусообразной формой.
Образец: Звезда - небесное (ср.р., ед. ч., И.п.) тело, излучающее свет.
№ 22. Цель: развитие воображения, объема и распределения внимания.
Какие слова спрятались на картинке.
№ 23. Цель: развитие творческого воображения, умение обобщать, делать выводы, логическое и аналитико - синтетическое мышление.
Прочитайте текст, составьте и введите в него предложения, объясняющие, что такое гнездо. Дополненный текст напишите. Вставьте нужные буквы. Раскройте скобки. Подчеркните однородные лены предложения. Тема: «Однородные члены предложения».
Гнёзда. Гнёзда лепят, пл…тут, складывают. (У) гр…чей, в…рон гнёзда сложены(из) суч…ков.(У) ремеза гнездо слеплено 9из) мха и паутины. С…ницы, дятлы пряч..т св…и гнёзда в дупле. Ч…ще всего птич…и гнёздо похоже (на) ч…йную ч…шечку. Оно сплетено (из) веточек, внутри выстлано пухом, пер…ями и шерст…ю. Каждую в…сну большинство птиц в…ют гнездо заново.
№ 24. Цель: развитие творческого воображения, умение обобщать, делать выводы, логическое и аналитико - синтетическое мышление.
В каждой паре предложений одно обозначает причину какого - либо явления, а другое является следствием этой причины. Определите, в какой роли выступает каждое предложение, и напишите их в следующем порядке: причина - следствие. При написании одинаковые существительные заменяйте подходящими по смыслу местоимениями.
Птичку зовут мёдоуказчиком. В Африке есть птичка, которая умеет находить гнезда диких пчел. Чай делается из листьев чайного дерева. Чай нельзя считать травой. Мангуста специально держат в тех местах. Где змеи заползают в дома. Мангуст ловко истребляет змей.
Данные упражнения представляют собой лишь примерный набор заданий, который может варьироваться в зависимости от темы урока, путём подборки такого материала, который требуется для изучения или закрепления по теме. К любому упражнению можно так же добавить задания перекликающиеся с темой урока.