- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеклассное мероприятие по творчеству К. Чуковского
Внеклассное мероприятие по творчеству К. Чуковского
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ремнева С.В. |
Дата | 03.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Ход урока. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы совершим небольшое путешествие в один из красивейших уголков Подмосковья - в поселок Переделкино, где среди берез и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали и любили не только все дети, но и взрослые, и который заслужил у ребят почетное звание "дедушка". Имя этого человека - Корней Иванович Чуковский. (Показываю портрет К. И. Чуковского) Да, дедушку Корнея дети всегда любили. Своим маленьким друзьям он казался великаном, настоящим добрым волшебником из сказки:
Чуковский Корней,
Таланта хваленного,
В два раза длинней
Столба телефонного, Громкоголосый, с полными румяными губами, над которыми "приютился" "увесистый любопытный нос", с вечно смеющимися глазами, не похожий ни на кого и очень щедрый на ласку. Этот любимый великан всегда имел про запас для каждого, для маленького и большого, шутку, звонкое слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щёки. Ребята, а вы наверняка знакомы с творчеством этого замечательного детского писателя. Давайте проверим, какие его произведения вы знаете. Продолжите строки его произведений и назовите само произведение:
1. В огороде-то на грядке
Вырастают ( Шоколадки; «Чудо-дерево»)
2. У тебя на шее вакса,
У тебя под носом (Клякса; «Мойдодыр»)
3. Пошла муха на базар
И купила ( Самовар; «Муха - Цокотуха»)
4. Робин Бобин Барабек
Скушал сорок ( Человек; «Барабек»)
5. Ехали медведи
На ( Велосипеде; «Тараканище»)
6. Загляни-ка ты в кадушку-
И увидишь там (Лягушку; «Федорино горе»)
7. И снова медведь:
- О, спасите моржа!
Вчера проглотил он
Морского (Ежа; «Телефон»)
8. И стояли у ворот
Скрюченные елки, Там гуляли без забот
Скрюченные (Волки; «Жил на свете человек»)
Молодцы!!! Не только вы, ребята, но и ваши родители не представляют своего детства без "Мухи-Цокотухи", "Айболита", "Тараканища"и т. д. И дети, и взрослые знают, какая это радость в доме - книга со сказками «дедушки»Чуковского. В его сказках необыкновенные чудеса творятся с самого начала, хотя все их герои знакомы даже самым маленьким: Муха-Цокотуха, Тараканище, Крокодил, который солнце проглотил. Представьте себе, если это от вас одеяло убежало, улетела простыня, а из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выбегает умывальник. Это невозможно забыть. Все, что происходит в его сказках, изумляет. («Ехали медведи на велосипеде. А за ними кот Задом на перед.»). В стихах Чуковского все необыкновенно - и все знакомое. Каждому из нас они помогали освоиться в окружающем мире и понять, как надо себя вести. Каким же был этот человек? Родился он 1 апреля 1882 года в Петербурге, но вскоре после рождения отец покинул семью, и его мать, Екатерина Осиповна Корнейчукова, красивая и мудрая женщина, оставшись с двумя детьми на руках (у Корнея Ивановича была сестра Маруся) решила переехать в Одессу, где надеялась, что жить будет хоть немного легче. Но трудности преследовали их. В пятнадцать лет его выгнали из гимназии, как сына прачки - с таким происхождением получить образование тогда было невозможно. Корней Иванович приобрел знания сам. Каждую свободную минуту он читал, читал много, был очень любознательным, хотел научиться всему-всему наперекор судьбе. В 16 лет Корней Иванович, тогда еще лохматый и долговязый подросток, ушел из дома "на заработки", чтобы хоть как-то помочь матери. На жизнь он зарабатывал крася крыши и заборы, то чинил сети одесским рыбакам. Как-то в его руках оказался учебник английского языка. И он сам выучил его так, что его взяли в местную одесскую газету делать переводы с английского на интересующие газету темы. Способного журналиста потом послали учиться в Англию. Правда, сойдя на берег Англии, он ни слова не разобрал по-английски - ведь первых страниц с описанием произношения в учебнике не было. Но потом он освоил и разговорный язык. Благодаря этому, мы сейчас можем узнать о приключениях Робинзона Крузо (Д. Дефо), барона Мюнхгаузена (Э. Распе), Тома Сойера (М. Твен), о радостях и горестях маленького оборвыша (Дж. Гринвуд), совершить путешествие в мир джунглей в сказках - (Показать книги). И вот, о своей учебе в гимназии, о своих других приключениях в детские годы Корней Иванович рассказывает в замечательной повести "Серебряный герб", которую посвятил своей маме и сестре. (Показать книгу) Детство будущего писателя было хотя и трудным, но наполненным игрой. Играл в индейцев и пиратов, сражался на пиках, сделанных из камышинок; из камышинок же мастерил дудки и дудел, что есть силы. В подполе он держал ежа, во дворе построил индейский вигвам; сломя голову мчался в цирк, на пожары, на бой петухов, на велосипедные гонки или в порт, к рыбакам и матросам. А ведь игра это тоже работа, работа ума и души. У Корнея Ивановича было 4 детей, и общение с детьми, своими и чужими, он считал лучшим отдыхом. Надо сказать, что Корней Иванович отличался высокой работоспособностью, так как следовал придуманному им же самим "своду законов": "не пить, не курить, вставать в 5 утра, ложиться в 9 вечера, выполнять все обещания, отвечать на все письма, не ходить в гости, кроме детей" и т. д. В начале 20х гг. он написал «Муху-Цокотуху», «Мойдодыра», «Тараканище», потом « Айболита», а также замечательную книгу «От двух до пяти». В ней писатель собрал забавные вопросы и высказывания малышей от 2до 5. Ее невозможно читать без улыбки. Дружба писателя с детьми продолжалась более полувека. Трудно представить себе Корнея Чуковского без детей, без постоянного живого общения с малышами, во время которого звучат интересные "речения". Словом "речения" Чуковский называет высказывания, возгласы, говор малышей. Все услышанные писателем "речения" живут в книге "От 2 до 5", которая начинается так: " Было когда-то веселое время: жилье мое стояло у самого моря, и тут же перед окнами на горячем песке копошилось несметное множество малых ребят под надзором бабушек и нянек. Песчаная полоса была сплошь усеяна Танями, Наташами, Вовами, Игорями. Склоняясь с утра до вечера по этому пляжу, я вскоре сблизился со всей детворой... Вокруг меня, ни на миг не смолкая, слышалась, звонкая детская речь..." А "речения" - вот они, попробуйте отгадать:
3-х летняя Мура вбежала и сказала:
Мама просит мазелин! Какой мазелин?
(Вазелин) Кирилл, когда был болен, он все время повторял:
Положите мне на голову холодный мокресс! (Компресс) Мальчик, обращаясь к маме:
Мама, я видел автомобиль с поднимающимся пузовом! (Кузов) Таня сказала:
Возьми меня, мама, к вихрахеру! К вихрахеру?
(Парикмахер)
У мамы болело сердечко, и она пила болерьянку.
(Валерьянка)
Ну, а теперь кто быстрее:
Колоток - молоток
Вертилятор - вентилятор
Паукина - паутина
Кружинка - паутинка
Улиционер - милиционер
Песковатор - экскаватор
Копатка - лопатка
Поразительно, как вы умудряетесь в одно слово уместить сразу два или три слова?! Ну, например:
Аи, я задверил руку! (Аи, защемил дверью руку!)
Отскорлупай мне яйцо. (Очисть от скорлупы мне яйцо.)
Замолоточь этот гвоздик. (Забей молотком этот гвоздик.)
Ого-го, как ладошкаются! (Ого-го, как хлопают в ладошки!)
Я намакаронился. (Я наелся макарон.)
Я сижу и отмухиваюсь, сижу и отмухиваюсь. (Я сижу и отмахиваюсь от мух.)
Расширокайтесь! Расширокайтесь! (Расступитесь шире!)
Да, ребята, ваши "речения" могут застать врасплох любого взрослого человека, потому что эти "речения" настоящие шифровки. Детские сказки, песенки, загадки, потешки, переводы - лишь небольшая часть того, что он сделал в литературе. Но все же наиболее оригинален Чуковский-сказочник и Чуковский -детский поэт. Все мы знаем и любим с детства его стихотворные сказки, детские стихи. В сказках Чуковского огромное количество героев. Вспомним некоторых из них:
-
Добрый доктор, лечивший зверей и птиц. (Айболит)
-
Славная собака из сказочной повести «Доктор Айболит». (Авва)
-
Толстокожее животное, которое провалилось в болото. (Бегемот)
-
Отважный Лилипут, одолевший колдуна и чародея Брондуляка.( Бибигон)
-
Злая сестра доктора Айболита. (Варвара)
-
Птицы, прославившие с каланчи Воробья. (Грачи)
-
Удалец, проглотивший злодея в сказке «Тараканище». (Воробей)
-
Смельчак, одолевший Паука в стихотворении «Муха- Цокотуха». (Комар)
-
Бабушка, от которой сбежала посуда. (Федора)
-
Утка доктора Айболита. (Кика)
-
Страшный великан, которого проглотил удалой Воробей. ( Таракан)
12. Бабушка, которая принесла имениннице Мухе мед. (Пчела) Детские книги Чуковского завораживают нас своей музыкой, яркими образами главных героев, привлекают своей жизнерадостность. Сам Чуковский считал детские сказки « витамином роста для детей», даже необходимым для ребенка. А вы знаете, что Корней Иванович Чуковский до 37 лет никогда не писал детских сказок и стихов. Но случилось так, что он поехал за своим маленьким сыном, который заболел и у которого была высокая температура. Корней Иванович вез мальчика обратно в вагоне и для того, чтобы он не плакал и не хныкал, стал ему под стук колес рассказывать какую-то сказку, которую давно хотел написать, но которая раньше не получалась.
Жил да был
Крокодил. /
Он по улицам ходил.
Папиросы курил,
По-турецки говорил -
Крокодил, Крокодил Крокодилович! Сын перестал стонать, пока Корней Иванович говорил, причем говорил как можно скорее, и, конечно, сразу же забыл всю сказку. Прошло 2-3 дня, мальчик выздоровел, и тогда оказалось, что он запомнил эту сказку наизусть. Быть может, этот случай и не имел бы никаких последствий. Но вскоре с Корнеем Ивановичем вновь произошло нечто подобное. Он сидел за своим письменным столом и работал над важной статьей, которую ему заказал один серьезный научный журнал. Вдруг он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал ей:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам -
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так на свет родился знаменитый "Мойдодыр". Вот тогда-то Чуковский и начал писать свои замечательные сказки для вас, ребята. А вдохновение его настигало порой в самых неподходящих местах. "Однажды, - вспоминает, - вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе в высшей степени нелепо и некстати, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко и вдруг под наваждением солнца, горячего ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились слова:
О, если я утону, Если пойду ко дну... Голышом побежал я по каменистому берегу и, спрятавшись за ближайшей скалой, стал мокрыми руками записывать стихотворные строки на мокрой папиросной коробке, валявшейся тут же у самой воды, и сразу в какой-нибудь час набросал строк 20 или больше. Ни начала, ни конца у сказки не было" . И, наконец, в эти долгие годы состоялось чудесное превращение Корнея Ивановича в писателя-сказочника, который одарил всех нас со сказочной щедростью. Кто не знает теперь:
У меня зазвонил телефон.
Кто говорит? - Слон.
И еще:
Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо!
А так же:
Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Перед вами, ребята, замечательные сказки, написанные самым добрым сказочником на свете К. И. Чуковским. И я сейчас проверю, читали ли вы их?
Ох, ох, ох! Ох, ох, ох!
Здесь такой переполох!
Все бегут, несутся, скачут,
Им кричат: - Куда? Куда?
Ну, а кто-то горько плачет
От досады и стыда.
Но отлично все кончается, " .
Все на место возвращаются,
Все виновную прощают, -
Без хозяйки плохо быть!
А она им обещает,
Их не пачкать и не бить.
("Федорино горе")
Кто-то пасть свою открыл,
Кто-то что-то проглотил.
Потемнело все вокруг,
Ой, какой везде испуг!
Но медведь сразил врага,
С ним расправа недолга!
Струсил враг и воротил
То, что в небе проглотил!
("Краденое солнце")
В какой сказке живет?
Тоненький он,
Словно прутик,
Маленький он
Лилипутик.
Ростом, бедняга, не выше
Вот этакой маленькой мыши.
Со всеми, со всеми
Готов он сразиться
И никогда
Никого
Не боится.
Он весел и ловок,
Он мал, да удал,
Другого
Такого
Я век не видал. ("Приключения Бибигона") Однажды К.И. Чуковский Зчаса лепил с детьми разные фигурки из глины. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось поддерживать. Прохожие с удивлением смотрели на него. Но Чуковский был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. И вот что получилось. ( Прослушивание сказки «Федорино горе»)
Узнали сказку? От кого убежали вещи? Почему?
Кто является действующим лицом в сказке?
Что же случилось в Федориной сказке? А почему посуда ушла от Федоры?
Сейчас пока я буду читать строки из сказок Чуковского, ваша задача - определить сколько сказок прозвучало.
Что такое почему? Ни чего я не пойму ( Федорино горе).
Таня,Ваня задрожали, Бармалея увидали ( Бармалей).
«Вот теперь тебя люблю я. Вот теперь тебя хвалю я !» ( Мойдодыр).
Музыканты прибежали, В барабаны застучали. (Муха -Цокотуха)
А лихие обезьяны Подхватили чемоданы ( Тараканище)
Вдруг от куда- то шакал На кобыле прискакал (Айболит).
И такая дребедень Целый день (Телефон). Итого семь сказок.
Корней Иванович обожал своим маленьким друзьям загадывать загадки. Например, вот такие:
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, -
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое.
(Яйцо и цыпленок)
Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят у дверей.
И мясо, и хлеб - всю добычу мою -
Я с радостью белым зверям отдаю!
(Губы и зубы)
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну.
(Иголка)
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
(Еж)
Вдруг из черной темноты
В небе выросли кусты.
А на них-то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми,
Разноцветными.
(Салют) Я думаю, что все вы догадались, кто является автором этих загадок. Конечно же, сам Корней Иванович: "В старые годы, где бы я ни был - в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей". Следующая загадка родилась так: перевозя вещи на дачу, он вынужден был взгромоздиться на груду вещей и ехать по ухабистой дороге, держа в руках лампу и зеркало. Доехал до места измученный, зато сочинил:
Была телега у меня,
Да только не было коня,
И вдруг она заржала,
Заржала - побежала.
Глядите, побежала телега без коня!
(Грузовик)
А эту загадку К. И. Чуковского - писателя-фантазера, вы, не прочитаете ни в одной книге:
Без рук, без ног голова плыла,
Голова плыла, приговаривала:
"Эх, ноги бы мне, я бы скок да скок,
Поскакала бы я на лужок-бережок!" - Без рук, без ног голова плыла,
Голова плыла, приговаривала:
"Эх, ноги бы мне, я бы скок да скок,
Поскакала бы я на лужок-бережок!" -
"Ну, вот тебе ноги,
Беги, голова,
Скачи по дороге.
Кричи КВА - КВА".
(Головастик) Мы уже с вами говорили, что Корней Иванович любил загадывать загадки, особенно те, которые сочинил сам. А теперь попробуйте отгадать "речения" - загадки, придуманные детьми:
Две ноги в одну штанину.
(Юбка)
Надкушенная луна.
(Месяц)
Лошадь в тельняшке.
(Зебра) Не перечислить детских садов, школ, домов, санаториев для которых "дедушка Корней" был постоянный друг, а его приход - всегда праздник для детей. Видимо еще поэтому, все в том же Переделкино, рядом со своим домом Корней Иванович построил небольшой домик и устроил в нем для окрестных ребят детскую библиотеку. Все книги, а здесь несколько тысяч, собраны заботливо самим Корнеем Ивановичем. В библиотеке очень уютно, светло и удобно: есть читальня, где можно посидеть за столами и почитать, поиграть в шахматы; есть комната для малышей, где можно поиграть на ковре, порисовать карандашами и красками за маленькими раскладными столиками.
А хотите, я открою вам один секрет, оказывается, самым любимым героем Корнея Ивановича был крокодил! Убедимся? В каких сказках мы встречаемся с крокодилом:
Вдруг на встречу мой хороший,
Мой любимый крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По алее проходил.
Мойдодыр)
А в Большой Реке
Крокодил
Лежит,
И в зубах его
Не огонь горит...
(Краденое солнце)
А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:
Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
(Телефон)
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушеными грибами.
(Путаница)
И сказал Крокодил:
- Ты меня победил!
Не губи меня Ваня Васильчиков!
Пожалей ты моих крокодильчиков!
(Крокодил)
А теперь, узнаете ли вы других героев сказок Корнея Ивановича, не менее любимых. Конкурс для самых музыкальных и находчивых!
(Музыкальный конкурс "Знакомые незнакомцы" - звучат песни в исполнении героев сказок К. И. Чуковского, подборка на аудиокассете)
Бармалей
Песня мальчика "Одеяло убежало..."
Песня Айболита Песня Мухи-Цокотухи Песня
Тянитолкай
1А теперь задание "на засыпку". Сказки вы читали, героев мы с вами вспомнили, но в сказках порой не обойтись без вещей, на первый взгляд незаметных. Угадайте, кому принадлежат эти вещи:
-
телефон
-
галоши
-
шарики воздушные
-
шприц,
-
медицинская шапка
-
самовар
-
чайник
-
одеяло, подушка
Вот и подошла наша встреча к концу. Но это не значит, что закончилась встреча с утешителем и развлекателем детей и взрослых Корнеем Ивановичем Чуковским. Ведь книги доброго волшебника всегда ждут своих читателей. Когда вам вдруг захочется снова повеселиться, вспомнить любимые всеми сказки с их героями - возьмите книжки. И вы снова будете разгадывать загадки, хитрости "дедушки Корнея". А закончить мне хочется словами из письма одного неизвестного нам дедушки: "Милый дедушка Корней Иванович! Хоть я сам стал уже дедушкой и Ваши чудесные книги для детей перешли на вооружение моего внука Димы, я всегда видел в Вас доброго ведуна, с которым легко шагалось по стране сказок и детства".
До свидания! До новых встреч!