Диалоговое обучение на уроках литературного чтения во 2 классе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Диалоговое обучение на уроках литературы во 2 классе В начальной школе учебная деятельность для младшего школьника становится ведущей. Младший школьник, как и все дети, очень любит играть и надо построить свою работу так, чтобы им на уроке было интересно, комфортно, но в то же время, чтобы они могли научиться думать, самостоятельно работать с учебным материалом, осваивая новые знания. Одной из главных задач в планировании уроков поставила перед собой использование новых подходов в преподавании и учении, во главу которых я ставила диалоговое обучение. В свою работу я начала внедрять диалоговое обучение, так как считаю, что развитие диалогового обучения на уроках играет важную роль в обучении и развитии младшего школьника. Внедряя технологию «диалоговое обучение» я уделяю внимание не только обмену знаниями, но и развитию коммуникабельности и толерантного отношения к окружающим. Я думаю, что если ребенок почувствует свою необходимость в коллективе, то у него появиться и тяга к получению знаний. Поэтому на начальном этапе внедрения «диалогового обучения», я рассадила детей на группы по 6 человек, что создало некоторые трудности. Но так как создание в классе благоприятной среды должно благоприятно влиять на весь учебный процесс, и ребята должны чувствовать себя комфортно, чтобы появилось стремление работать самому и помогать другому. Для этого я провела социограмму, которая помогла выявить взаимоотношения учащихся друг с другом. Целью диагностики было создание благоприятной атмосферы сотрудничества. Так же я заметила, что дети, которые находятся далеко от центра, стараются тихо отсидеться и не участвовать в работе. Поэтому я решила организовать группы поменьше - по 4 человека. Мои дети стали с удовольствием рассуждать, обмениваться своими мыслями и новыми идеями, выслушивать другу друга учитывая и принимая мнение каждого как в паре, так и в малой группе. Отсюда я сделала вывод, что детям лучше работать в малых группах. В классе всего 22 учащихся и получается, что я могу рассадить детей в пары или микрогруппы по 4-5 человек. Теперь я вижу, что класс стал более сплоченнее, как на уроках, так и на переменах. Ребята научились распределять обязанности с учетом способностей каждого ребенка. Что мне понравилось больше всего так это то, что они выходили на защиту своей работы (постера, кластера) всей группой. Что показывает их сплоченность. Я обратила внимание, на то что не всегда в группах лидером выступает сильный ученик, например на уроке «пословицы» в 4 группе организатором и лидером выступал слабый ученик. При этом распределяя обязанности, он учёл уровень развития всех учащихся: сильному ученику дал задание и сам вступил с ним в дискуссию в определении темы пословицы, слабому ученику - выбрать картинки соответственно теме, разукрасив их приклеить на постер. На другом уроке наоборот сильная ученица отказалась выступать на публику, хотя работа была ей понятна, потому что она руководила работой группы по созданию постера. Наблюдения за учениками помогают в создании благоприятной обстановки, так как только таким образом мы можем увидеть настоящие изменения в личности ребенка и направить их на дальнейшее развитие. Более точно и ясно о диалоговом обучении высказался Александер (2004) - «Беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот, - взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед». Я убедилась в этом на своих уроках литературного чтения во втором классе, диалог стал более продуктивен не во время работы с учителем, а именно в сотрудничестве с одноклассниками в парах и в группах. Когда каждый ребенок, обмениваясь мыслями, достигает эффективности своего обучения через диалог в процессе совместного исследования. Опираясь на высказывание Александера, на своих уроках я постаралась использовать те стратегии, которые требуют обсуждения, аргументирования или исследования и целью которых является установление центральной роли диалога в процессе обучения. При изучении сказки «Айога» применила стратегию «Прокуроры и адвокаты». Класс был поделен на три группы: прокуроров, адвокатов и оценщиков. Задача прокуроров - обвинить Айогу в её отрицательных поступках, а задача адвокатов- защитить Айогу, оценщики - оценивали работу прокуроров и адвокатов. Перед просмотром мультфильма учащиеся были ознакомлены с заданием, то есть смотрели фильм уже с четко поставленными перед собой задачами. Я боялась, что очень трудная задача стояла перед адвокатами, смогут ли они найти причину поступков Айоги и построить линию её защиты. Но ребята справились. Адвокаты пришли к общему мнению, что «если бы родители во время объяснили девочке, что так поступать некрасиво, она бы поняла и принесла бы бабушке воды». Таким образом, я увидела, что даже второклассники могут вступать в обсуждение поставленной перед ними задачей. Наблюдая за спорами, возникшими у ребят во время обсуждения рассматриваемого вопроса, я убедилась, что беседа является эффективным методом в процессе обучения. В диалоге ученик- ученик, каждый ребенок чувствовал себя равноправным партнером, прилагающим все усилия для получения положительного результата. Исследование текста, которые провели дети при совместном приобретении знаний доказали, что совместное обсуждение приносит большую пользу, так как дети стали выражать свои мысли в понимании темы произведения, аргументируя свое мнение. Учитывая способности детей, на этом же уроке, выбрала группу оценщиков, задачей которых было оценить работу адвокатов и прокуроров, показывая работу каждого ученика в группе. В этот раз оценщики работали в паре, они впервые столкнулись с такой большой работой, если раньше им приходилось оценивать себя или одного из учащихся, то на этом уроке им пришлось наблюдать и оценивать по 8-9 человек. Ребята с большим интересом наблюдали за своими одноклассниками, и не просто так отмечали плюсом критерии, а впоследствии смогли аргументировать поставленную оценку. Прослушивая их оценки и просматривая «листы успеха» я увидела, что ребята честно отнеслись к своим обязанностям. Критерии, которые были определены в «листе успеха» послужили для оценщиков аргументом при начислении баллов. Оценивание на данном уроке послужило стимулом к активизации работы учащихся. Диалоговое обучение на уроках литературного чтения во 2 классе Таким образом, я видела эффективность оценивания на уроке, во-первых это стимул для учащихся, во-вторых активизировалась работа всех детей, в-третьих оценивание служит как увеличение работы для сильного ученика, и самое главное что дети учатся наблюдать, а значит стремятся к развитию. Для более глубокого понимания идеи произведения, дети получили домашнее задание, написать эссе «В чем я вижу красоту человека». Проверяя работы детей, я увидела, что идея произведения детям стала понятной. Они смогли раскрыть значение внутренней и внешней красоты человека. Проверяя работы детей, я увидела, что мои дети уже начали рассуждать, значить такой вид работы как эссе можно применять на последующих уроках. В течение практики я заметила, что девочки, которые чаще старались отмолчаться, заговорили. И это я приняла, как успех нового подхода в обучении. Часто слабые ученики стесняются работать на публику, но сегодня они даже смогли доказать группе свои взгляды на поведение Айоги- главной героини сказки. И меня обрадовало то, что они впервые вступили в спор. На мой взгляд, диалоговое обучение является еще одним преимуществом, которое позволяет каждому ребенку быть вовлеченным в процесс поиска информации. Уверенность ребят растет, и это, меня как учителя, очень радует. Да, я знаю, что мои ученики пока не достигли совершенства, даже на уровне своего возраста. Поэтому еще необходимо много работать над всесторонним развитием детей. И в этом мне поможет применение технологии -диалогическое обучение. С целью доказать верность высказывания - «Правильная постановка вопросов при удачной его формулировке становится эффективным инструментом для преподавания и может поддержать и расширить обучение учеников», я решила убедиться в том что использование вопросов «низкого и высокого порядка», помогут мне направлять моих учеников, помогая им расширять, оценивать и анализировать полученную информацию. На примере урока по литературному чтению «Пословицы» я увидела все положительные моменты использования вопросов «высокого и низкого» порядка, которые помогли моим второклассникам при работе с пословицами- мы рассуждали над значением пословиц, распределяя их по темам. Дети рассуждали, проговаривая вслух, и даже спорили друг с другом по этому поводу. Так, например вторая группа, подбирая пословицы про Родину, начала спорить о половице «Если дружба велика, будет Родина крепка», определяя её тематику «Дружба» или «Родина». Настя смогла объяснить и доказать всем, что данная пословица относится в большей степени к теме Родина, так что вся группа поддержала её мнение. Защищая постер, ребята смогли объяснить значение всех выбранных пословиц, что показывает их критическое мышление и умение рассуждать. Диалоговое обучение на уроках литературного чтения во 2 классе По моему мнению, использование вопросов «низкого и высокого порядка», помогают ребятам точнее определить и передать смысл пословицы. Заслушивая их аргументы, наблюдатели высоко оценили работу моих детей. Старалась слабому ученику задавать вопросы низкого порядка, тем самым повышая его самооценку, чтобы дать ему стимул для обучения. Наиболее трудным для меня стало не сосредотачиваться на том, чтобы подвести учеников к заранее определённому ответу, как я делала это раньше. Всё время я напоминала себе, что моя главная задача - давать время учащимся отвечать самим и по возможности строить дальнейший диалог на основе того, что они говорят. Это было нелегко, так как годами сложившиеся стереотипы постоянно давали о себе знать. Иногда мне приходилось обрывать себя на полуслове, чтобы не высказываться самой за ребенка, и только понимание важности самостоятельных, пусть и не совсем точных ответов учеников, удерживало меня от этого. Изменилась и моя реакция на неправильный ответ. Если раньше я старалась указать ребенку на его ошибку, то теперь стараюсь показать, что его мнение очень важно для изучения данной темы. Я стала более осторожной и в оценке суждении ответов, а главное, я стараюсь дать возможность ученику, ответившему неправильно, ещё раз обдумать свой ответ. Если ответ ребенка казался мне не точным то я, задавая наводящие вопросы, помогла ему более точно перефразировать значение пословицы. В некоторых случаях, неправильный ответ использовала, как отправную точку к установлению темы пословицы. Теперь на каждом уроке используя вопросы, я постараюсь составлять их на основе таксономии Блума- для раскрытия анализа, синтеза и оценке изучаемого материала, при этом формулируя вопрос не забывать об эффективности вопросов низкого и высокого порядка. Основываясь на утверждении Л. Выготского, что когнитивное развитие становится более эффективным в период, когда ученики работают в зоне ближайшего развития. По моему мнению, «зона ближайшего развития» это не только одноклассники, но и родители учащихся, которые могут поделиться с ребенком своими знаниями. Поэтому я часто даю задание на дом, когда младший школьник должен обратиться за консультацией к родителям. Например, детям было дано задание «составить список сказок, в которых главная героиня -лиса», для игры в «Снежный ком». В начале урока «Пословицы» мы играли в игру «Пинг-понг», где каждая группа передавала друг другу пословицы, которые подготовила дома. Перед первым уроком из серии четырех уроков «Изложение «Золотая осень»», дети получили задание нарисовать «Золотую осень» для проведения стратегии «Каждый учит каждого» , так как задачей учеников был обмен знаниями с одноклассниками при помощи рисунка (рассказ об осени). Перед детьми был поставлен вопрос: объясни в паре, «почему именно такую осень ты нарисовал?» Для проверки домашнего задания нужно было показать инсценировку понравившегося отрывка сказки. Я опять увидела эффективность «зоны ближайшего развития», когда ребята не только показывают знания сказки, но и умеют распределять роли, они сами изготавливают шапочки различных героев, а самое главное они при распределении роли учитывают способности своих одноклассников. Самым интересным было то, что каждая группа, выбирая свой отрывок, разобрала сказку в соответствии с планом, поэтому во время показа у нас получилась сценка. Я думаю, если бы я использовала традиционные методы обучения для изучения данного материала, то дети, так же знали содержание сказки, но использование новых стратегий обучения дало более глубокое понимание текста. По моему мнению, подобные задания не только помогают в обучении, но и помогают поддерживать связь детей с родителями. Когда каждый из родителей чувствует ответственность за обучение своего ребенка. Исходя из выше изложенного, я сделала вывод, что диалог занимает важное место в процессе обучения. На мой взгляд, он заставляет младших школьников мыслить критически и взглянуть на своих одноклассников с другой стороны, учит их рассуждать и аргументировать свои ответы. Теперь я думаю, что научилась строить диалоговое обучение, и оно станет постоянным спутником и помощником в обучении моих учеников. В зависимости от целей урока и вида задания, я стала подбирать определенный вид учебного диалога, делая упор на связи «ученик-ученик», так как это помогают ребенку лучше воспринимать и запоминать новый материал. Потому что диалог в парах построен по принципу консультирования друг друга, т.е. передаче знаний другому. И это помогает повысить мотивацию к обучению и саморегуляции младших школьников. Теперь я убеждена, что диалог, который основан на вопросах, ответах и обмене мнениями дает ощутимую пользу. Считаю, что в дальнейшем без диалогового обучения не сможет обойтись ни один мой урок.

6


© 2010-2022