Рабочая программа по внеурочной деятельности Информатика в играх и задачах 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №76



Принята



Утверждена

на заседании МО учителей

начальных классов


приказом по средней школе №76 от




руководитель МО:



/






Согласована

заместитель директора по УВР

31.08.2015 / Вожлякова М.В.

дата, подпись, расшифровка






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Информатика в играх и задачах»


Общеинтеллектуальное направление








Учитель: М.В. Вожлякова

Классы: 1А, 1Б, 1В.1Г









2015 - 2016 учебный год


г. Ярославль

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ № 1897 от 17.12.2010)
  • Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ № 76
  • Авторская программа «Информатика в играх и задачах» (Автор А.В. Горячев.)
Цель: создание максимально благоприятных условий для изучения базового курса «Информатики» как средства формирования готовности обучающихся к использованию ИТ. Задачи:
  • расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой;
  • знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими;
  • ознакомление со способами решения логических задач, и ознакомление с общими приёмами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» - с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.);
  • формирование интереса к познавательной деятельности как средства развития мыслительных операций и общего интеллектуального развития.
  • развитие логического мышления, внимания, памяти.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению информатике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Умение использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во многом определяет успешность современного человека. Особую актуальность для школы имеет информационно-технологическая компетентность учащихся в применении к образовательному процессу. В процессе создания информационных моделей надо уметь, анализируя объекты моделируемой области действительности, выделять их признаки, выбирать основания для классификации и группировать объекты по классам, устанавливать отношения между классами (наследование, включение, использование), выявлять действия объектов каждого класса и описывать эти действия с помощью алгоритмов, связывая выполнение алгоритмов с изменениями значений выделенных ранее признаков, описывать логику рассуждений в моделируемой области для последующей реализации её во встроенных в модель алгоритмах системы искусственного интеллекта. После завершения анализа выполняется проектирование и синтез модели средствами информационных и коммуникационных технологий. Все перечисленные умения предполагают наличие развитого логического и алгоритмического мышления. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает и средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия и для освоения компьютерной и коммуникационной техники как инструмента в учебной и повседневной деятельности. Информатика - дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения. Освоение информационно - коммуникационных технологий как инструмента образования предполагает личностное развитие школьников, придаёт смысл изучению ИКТ, способствует формированию этических и правовых норм при работе с информацией.
Общая характеристика программы Программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» реализует общеинтеллектуальное направление. Программа осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, информатики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине. Данная программа позволяет учащимся на пропедевтическом уровне ознакомиться со многими интересными вопросами математики и информатики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о предмете данного цикла. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям обучающихся 1-х классов и предоставляет им возможность работать так же на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий представляет собой введение в мир информатики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика. Занятия направлены на развитие у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Реализация данной программы способствует формированию не только предметных математических компетентностей учащихся, но формированию надпредметных универсальных действий и социального опыта по применению в практической жизни полученных знаний. Ведущими формами организации внеурочной деятельности предполагаются:
  1. чтение и обсуждение, составление рассказов;
  2. практические занятия;
  3. сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;
  4. коллективные творческие дела.
Основные виды деятельности учащихся:
  1. решение занимательных задач;
  2. самостоятельная работа;
  3. работа в парах, в группах;
  4. творческие работы.
Основными формами контроля являются:
  • выставки;
  • творческие конкурсы;
  • портфолио.

Описание места программы по внеурочной деятельности На изучение курса в 1 классе отведено 33 часа по 1 часу в неделю. Темы занятий сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям.







Планируемые результаты Программа ориентирована на достижение учащимися результатов первого уровня - приобретение школьниками новых знаний решения задач по различным направлениям, о правилах конструктивной групповой работы, об организации коллективной творческой деятельности, о способах организации взаимодействия людей и общностей, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Личностные результаты У обучающихся будут сформированы умения:

  1. критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  2. уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей.
Обучающиеся получат возможность для формирования умений:
  • Адекватно воспринимать оценку учителя
  • Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения при работе с ПК
  • Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков
Метапредметные результаты Регулятивные: Обучающиеся научатся:
  • планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
  • искать ошибки в плане действий и внесить в него изменения.
Обучающиеся получит возможность научиться: 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные: Обучающиеся научатся:
  1. моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  2. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  3. синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  4. выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  5. подведение под понятие;
  6. установление причинно-следственных связей;
  7. построение логической цепи рассуждений.
Обучающиеся получат возможность научиться:
  1. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
  2. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
  3. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные: Обучающиеся научатся:
  1. аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  2. выслушивание собеседника и ведение диалога;
  3. признавание возможности существования различных точек зрения и права
Обучающиеся получат возможность научиться:
  1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
  2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
  3. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы
Предметные результаты Обучающиеся научатся:
  • находить лишний предмет в группе однородных;
  • находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.);
  • разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на 2 подмножества по значениям разных признаков;
  • называть последовательность простых знакомых действий;
  • находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
  • точно выполнять действия под диктовку учителя;
  • отличать заведомо ложные фразы;
  • называть противоположные по смыслу слова;
Обучающиеся получат возможность научиться:
  • предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
  • выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
  • приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;
  • отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

Содержание программы Содержание данного курса носит объемный характер. Включает в себя всевозможные разнообразные виды математических заданий, направленных на развитие математических способностей учащихся, логического нестандартного мышления, творческого подхода к решению учебных задач. Имеет ярко выраженную практическую направленность в обучении. Дает возможность учащимся работать как под руководством учителя, так и проявить свои способности на занятиях и при самостоятельной работе дома с родителями. Содержание групповых занятий можно дополнять новыми темами, более интересными новыми упражнениями, которые будут востребованы детьми.
План действий и его описание (11 ч) Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Отличительные признаки и составные части предметов (11 ч) Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Логические рассуждения (11 ч) Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний.
Способы и формы работы с учащимися:

  • практические (тренировочные упражнения);
  • словесные;
  • групповые занятия

Календарно - тематическое планирование
№ занятия

Тема занятия

Форма организации деятельности

Дата

План действий и его описание (11 ч) 1 Знакомство Введение в предмет. Познавательная беседа 07.09. 2 Цвет предметов. Подбор предметов одного цвета. Игра «Радуга», познавательная беседа
14.09. 3 Форма предметов. Подбор предметов одной формы. Сюжетная игра «Что такой формы?», беседа 21.09. 4 Размер предметов. Подбор предметов одного размера. КТД «Необычный город», ролевая игра «Кто большой?» 28.09. 5 Названия предметов. Подбор названий к предметам. Игра «Дай название предмету», познавательная беседа 05.10. 6 Признаки предметов. Выделение признаков предметов. Сюжетная игра «Опиши предмет» 12.10. 7 Состав предметов. Определение состава предметов. Викторина «Нарисуй предмет», познавательная беседа 19.10. 8 Понятия «равно», «не равно».
Формирование группы с таким же числом предметов, как в заданной группе
Сюжетная игра «Ночь», познавательная беседа 26.10. 9 Отношение «больше», «меньше» Определение числа предметов в группе сравнение предметов: "равно", "больше", "меньше Игра «Угадай-ка», беседа, викторина 28.10. 10 Понятие «вверх», «вниз», «вправо», «влево» Развитие умения определять направления
Игра «Назови соседа» 09.11. 11 Действия предметов. Развитие умения выбирать предметы с заданными действиями Познавательная игра «Назови действия» 16.11.

Отличительные признаки и части предметов (11 ч ) 12 Последовательность событий Ролевые игры «Кем (чем) будет?», «Кем (чем) был?» 23.11. 13 Порядок действий Закрепление умения упорядочивать рисунки, изображающие последовательность событий
Познавательная игра «Выполни действия», познавательная беседа 30.11. 14 Игра -путешествие «Угадай-ка» Сюжетная игра, инсценировка, КТД 07.12. 15 Цифры. Закрепление умения подсчитывать предметы и записывать количество предметов числом Сюжетные игры «Убираем цифры», «Следующее (предыдущее) число», «Угадай-ка» 14.12. 16 Возрастание, убывание Развитие умения располагать предметы по возрастанию порядковых номеров
Познавательные игры «Расставь по возрастанию», «Расставь по убыванию» 21.12. 17 Множество и его элементы Развитие умения отбирать предметы в группу, заданную общим названием. Сюжетные игры «Рыба, птица, зверь…», «Цветок, дерево, фрукт, овощ…», «Назови множество», ролевая игра «Я знаю…» 28.12. 18 Способы задания множеств Развитие умения выбирать общее название для группы однородных предметов Познавательная беседа, игра «Назови множество» 11.01. 19 Сравнение множеств . Развитие умения сравнивать два множества и уравнивать их Игра «Угадай-ка» 18.01. 20 Отображение множеств Развитие умения составлять схему отображения двух множеств по заданному словесному описанию Сюжетные игры «Слово на букву…», «Слово, соберись» 25.01. 21 Кодирование Развитие умения расшифровывать слова по ключу, заданному взаимно однозначным соответствием двух множеств Ролевая игра «Выбираем капитана» 01.02 22 Симметрия фигур Развитие умения находить симметричное изображение заданного предмета и располагать предметы относительно линии симметрии. Игра «Зеркало», КТД «Симметричные фигуры» 08.02.

Логические рассуждения (11 ч ) 23 Отрицание Развитие умения подбирать предмет со свойством, противоположным заданному Игры «Говори наоборот», «Сделай наоборот», «Найди себя» 15.02. 24 Понятия «истина», «ложь» Развитие умения определять истинность подписи под изображением. обсуждение, составление рассказов, познавательная игра «Исправь ошибки» 22.02. 25 Понятия «истина», «ложь» Развитие умения определять истинность подписи под изображением обсуждение, составление рассказов, познавательная игра «Дай истинное название» 29.02. 26 Понятие «дерево» Развитие умения определять недостающие элементы деревьев по ряду признаков КТД «Выращивание дерева», конкурс рисунков 07.03. 27 Графы Развитие умения находить и описывать пути в графах. Сюжетно-ролевая игра «Сколько путей» 14.03. 28 Графы Развитие умения находить и описывать пути в графах. Сюжетно-ролевая игра «Составь меню» 28.03. 29 Комбинаторика Развитие умения отражать на рисунке все возможные сочетания. Игра «Угадай, сколько фишек в каждой руке» 04.04. 30 Логические задачи Познавательная беседа Решение задач 11.04. 31 Логические задачи Познавательная беседа Решение задач 18.04. 32 Логические задачи сюжетно-ролевая игра «Галки и палки» 25.04 33 Игра - путешествие «В страну принцессы Логики» Выставка работ, игра 16.05





Учебно-методическое
и материально-техническое обеспечения программы


  1. Учебно-методические материалы:

  • Информатика в играх и задачах. 1 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. - М.: Баллас, 2010. - 64 с.
  • Информатика в играх и задачах. 1 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. - М.: Баллас, 2010. - 64 с.
  • Информатика в играх и задачах. 1 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. - М. : Баллас, 2006.
  1. Электронные ресурсы:

1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] standart.edu.ru/(09.03.11)

  1. ТСО, компьютерные, информационно-коммуникационные средства:

  • персональный компьютер

  • мультимедийный проектор
  • интерактивная доска

© 2010-2022