Статья «Активные формы обучения на уроках окружающего мира»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3

Активные формы обучения на уроках окружающего мира Составила: Фадеева Г. И, учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Кошки Самарской области Активные формы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Использование активных форм обучения направлено на развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей. Они включают в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии. Активные формы и методы: беседы, дискуссии, игры, походы и экскурсии, конкурсы, турниры, олимпиады, наблюдения, творческий труд.
1. Технология проблемного обучения - это такая форма обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. В результате постановки учебной проблемы ребята испытывают затруднение, либо удивление и начинают поиск выхода из проблемной ситуации, открывая новые знания самостоятельно. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся раздумья, живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, поиска. Например, при изучении темы «Звери» перед учащимися ставится проблемный вопрос: - Почему еж, медведь, барсук осенью впадают в спячку, а другие животные - лиса, лось, заяц - не изменяют свой образ жизни. При изучении темы «Растения весной» формулируется проблемное задание: «Почему подснежник, пролесок, мать-и-мачеха, в отличие от других растений, растут, расцветают и развиваются ранней весной?» При изучении темы: Размножение животных в природе, ставится проблемный вопрос: Почему маленькие животные - насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся - откладывают много яиц и икринок? Почему чем крупнее животное, тем меньше у него потомства?
(Например: «Гуляя в еловом лесу, вы замечали, что в нем темно, сыро, деревья растут очень густо, их кроны пропускают мало света. А в сосновом лесу светло, деревья растут редко, кроны высоко поднимаются над головой, света проникает много. Почему так?» В данном случае у учащихся формируются природоведческие понятия «светолюбивые» (сосна) и «теневыносливые» (ель) виды растений.
Например: «Ученые - биологи называют лес сложнейшим, многообразным живым организмом. Объясните, почему?»)


2. Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя.
Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание. (Проект, связанный с возникновением пожаров)

Во время защиты проекта учащиеся демонстрируют осознанность содержания проблемы, умение компетентно представить вариант её решения, аргументировано и чётко отвечать на вопросы, отстаивать разработанную позицию и принимать критику как фактор развития проекта.
3. Интерактивная технология - это такая организация процесса обучения, которая основана на прямом взаимодействии учащихся с окружающей ин формационной средой. Работая в парах, группах, участвуя в учебных дискуссиях и дебатах, учащиеся вовлечены в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Ведущий метод - общение. Одной из активных форм обучения является создание мультимедийной презентации. Цель мультимедийной презентации - донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Мультимедийные презентации могут использоваться для объяснения новой темы, контроля знаний, как средство подачи информации во внеклассной работе. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. 4. Игровые технологии. Можно выделить пять основных групп: 1) настольные игры 2) дидактические игры 3) сюжетно-ролевые игры 4) игры-путешествия 5) интеллектуальные игры Настольная игра (кроссворды, игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих сообразительности, поэтической выдумки, ребусы, чайнворды, Дидактические игры природоведческого содержания. а) Словесная дидактическая игра, сопровождаемая подачей мяча от учителя к ребенку, очень нравится детям. Например, при изучении темы «Грибы», провожу игру «Съедобный-несъедобный». Или при изучении темы «Дикие и домашние животные», провожу игру «Кто лишний?». Бросая мяч, задаю вопрос, у ребенка должен быть готов ответ на поставленный вопрос. Он должен быть кратким, что ускоряет темп, сокращает ожидание детей, желающих принять участие в игре. б) Топографический диктант. Под диктовку учащиеся в тетради, а одни из них на классной доске вычерчивают план пути (текст составляется, исполь- зуя изученные условные знаки плана). в) Топографическое письмо. Учащиеся записывают составленный ими текст (индивидуально или в парах), в котором характеризуют разные участки окружающей местности, и вместо объектов (болото, овраг и т.д.) в соответствующих местах письма рисуют условные топографические знаки. г) Определение природных зон, животных, растений и т.д. по иллюстрациям или по описанию. Сюжетно-ролевые игры. Использую игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы. Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей. Игры-путешествия После изучения темы «Природные зоны» предлагаю ситуацию, для повторения изученного ранее: - Вы едете в оленьей упряжке по тундре. Опишите ваши наблюдения. Или, при изучении темы «Ориентирование на местности»: - Представьте, что вы во время сбора грибов в лесной полосе заблудились. Однако помните, что надо идти на север. Компаса у вас нет, небо покрыто облаками. На пути вы встретили муравейник. Не подскажет ли он, как найти направление на север. Такие игры развивают у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать. Интеллектуальные игры. Еще большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. К этой категории относятся и так называемые задачи «на сообразительность» - шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. К ним можно отнести широко известные загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу. - Рассказ-загадка - в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. 1. На зеленом лугу они прыгают и веселятся. Оттолкнутся пружинистыми ножками и падают. Хоть куда упади - не страшно: везде листики, травинки - мягкие перинки. Прыгают как акробаты: прыг-скок, прыг-скок. Сто былинок - сто перинок, всякая травинка мягче, чем перинка: прыг-скок, прыг-скок. (Кузнечики) 2. Живут они на болотах, в старых прудах, по берегам лесных рек. Они не строят себе домик: лето проводят в воде и на кочках, а на зиму глубоко зарываются в ил. (Лягушки) Моделирование Например, при изучении темы «Планеты Солнечной системы», ребята при помощи картона и пластилина изображают Солнечную систему. Наблюдение Проводится во время прогулок, экскурсий и на уроке для обобщения знаний о конкретных объектах и явлениях природы. Проведение опытов Например, в первом классе - по теме «Распускание почек на ветках растений», во втором - «Развитие растения из семени», «Снег и лед»; в третьем - «Свойства воды» и т.д.
Таким образом, благодаря использованию АФО ребята учатся анализировать, сравнивать, выделять главное, решать учебную проблему, у них развиваются способности к самосовершенствованию и умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать.

© 2010-2022