- Преподавателю
- Начальные классы
- Русский язык Наречие 4 класс
Русский язык Наречие 4 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Борисова С.В. |
Дата | 24.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
начальных классов
МОУ ООШ №6 г. Аткарска
Тема: Наречие.
Цель для учителя
Цель для обучающихся
Планируемый результат
Создать условия для открытия новый части речи учащимися.
- открыть новую часть речи, выявив основные признаки, и сформулировать определение;
- развивать умение находить в тексте и устной речи наречия и записывать их;
Предметные:
- знать, что такое наречие;
- уметь ставить вопросы к наречиям;
- находить наречия в тексте;
- отличать наречия от других частей речи
- определять морфологические признаки наречий;
- уметь разбирать предложения с наречиями по членам предложения;
- уметь работать с текстом;
Метапредметные:
Личностные:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятия образца «хорошего ученика»
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу на уроке;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Познавательные:
- использовать знаково-символические средства (Алгоритм) для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной речи;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
-обобщать;
Коммуникативные:
- владеть диалогической формой коммуникации;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Задачи для учителя
Задачи для обучающихся
- открыть вместе с детьми новую часть речи, выявив основные признаки, и сформулировать определение;
- развивать умение находить в тексте и устной речи наречия и записывать их;
- развивать творческие способности детей, способности к оценке своих возможностей;
- формировать навыки учебного общения и сотрудничества в коллективе.
- формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы.
- обогащать словарный запас.
Определить:
- Что такое наречие?
- На какие вопросы отвечает?
- Что обозначает?
- Роль в предложении
Оборудование: мультимедийный проектор.
Материалы к уроку: презентация, солнышки из цветной бумаги для каждого ученика, цветные карандаши или фломастеры, кроссворд.
Содержание и технология урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
I этап. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент) (3 мин)
Цели этапа: Создание ситуации готовности к уроку. Включение в деловой ритм.
У. -Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в школу?
Д. - - С прекрасным, с хорошим.
У. - Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?
Д.- Интересным, с трудностями, с хитростями.
У. - Сегодня у нас урок из блока «Как устроен наш язык». Нам предстоит на уроке выполнить много работы. Как мы должны с вами работать, чтобы урок получился именно таким?
Д. - Хорошо; быстро; быть внимательными, аккуратными; помогать друг другу;
У. - Правильно. В работе нам поможет дружба, взаимопомощь, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Давайте улыбнёмся друг другу, как поётся в песне «От улыбки станет всем светлей…»
Ну-ка, все проверь, дружок,
Ты готов начать урок? (да)
Все на месте? (да)
Все в порядке? (да)
Ручка, книжка и тетрадь? (да)
Все ли правильно сидят? (да)
Все внимательно глядят? (да)
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять»!
Проверяют организацию рабочего места.
Настраиваются на рабочий лад.
Личностные: - самоопределение;
Регулятивные: - целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
II этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (7 мин)
Цели этапа: Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации
У. - Запишите в тетрадях предложение: Усталый турист приехал в наш город издалека.
- Разберите это предложение по членам предложения и по частям речи.
Д. Записывают предложение под диктовку и разбирают предложение по членам предложения и по частям речи.
У. (Проходит и проверяет разборы, вызывая детей с разными разборами к доске.)
- Сколько в классе мнений?
Д. (4)
У. - Почему возникли разногласия?
Д. -Не знаем, как подчёркивать это слово.
У. - Какой возник вопрос?
Д. - Что это за часть речи?
У - Может, это слово является именем существительным, прилагательным, глаголом?
Д. - Доказывают, что это слово не является ни существительным, ни прилагательным,
ни глаголом.
У. - Какой вывод можно сделать?
Д. - Это какая-то новая, нам неизвестная часть речи.
Разбирают предложение по членам предложения и частям речи.
Отвечают на наводящие вопросы учителя, пробуя разобраться в сложившейся проблемной ситуации.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков;
Личностные:
мотивация к изучению данной темы
III. Открытие нового знания. (14 мин)
1. Постановка учебной задачи.
2. Построение проекта выхода из затруднения.
Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Построение алгоритма действий.
У. - Так какая же перед нами возникла проблема?
Д. - Узнать, что это за часть речи.
У.- Давайте вспомним, что такое часть речи.
Д. - Это группа слов с одинаковыми грамматическими признаками.
У. - Значит, чтобы понять, какая это часть речи, нужно выделить грамматические признаки этого слова.
- Давайте попробуем изменить это слово по числам, лицам, падежам.
Д. - (пробуют) - Не изменяется.
У. - Оно спрягается?
Д. - Нет.
У. - Оно склоняется?
Д. - Нет.
У. - Какой вывод можно сделать?
Д.-Это слово не изменяется, то есть не склоняется и не спрягается; оно не имеет окончания.
У. - А что указывает на неизменяемость?
Д.- Суффикс -а-
У. На какой вопрос отвечает это слово?
Д. - Пришли (откуда?) издалека.
- На вопрос (откуда?)
У. - Каким членом предложения является?
Д. - Второстепенным членом предложения, обстоятельством.
У. - Давайте обобщим. (На компьютере постепенно появляется запись)
1. Часть речи
2. Отвечает на вопросы: откуда?
3. Не изменяется, т.е не склоняется и не спрягается (не имеет окончания)
4. Это обстоятельство
У. Чтобы узнать, как называется эта часть речи, я предлагаю кроссворд.
1. Открыть форточку полностью (настежь)
2. Письмо сгорело до золы (дотла)
3. Перейти реку без моста (вброд)
4. Разбить тарелку на мелкие осколки (вдребезги)
5. Создать что-то без применения механизма, только руками. (вручную)
6. Сыграть матч с ровным счетом (вничью)
7. Прийти на урок не опоздав, в точное время (вовремя)
НАСТЕЖЬ
ДОТЛА
ВБРОД
ВДРЕБЕЗГИ
ВРУЧНУЮ
ВНИЧЬЮ
ВОВРЕМЯ
У. - Итак, прочитаем, как же называется эта новая часть речи?
Д. - Наречие
У.- Какова тема нашего сегодняшнего урока?
Д.- Тема нашего сегодняшнего урока «Наречие»
Выделение, формулирование цели.
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Разгадывание кроссворда.
Коммуникативные:
- постановка вопросов;
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;
- владение монологической и диалогической формой высказывания;
- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
Регулятивные:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
Познавательные:
- самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели;
- моделирование;
- построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
Физкультминутка
Включает физминутку. Использует звуковой фон.
У. -Ребята, но прежде, чем продолжим урок, мы немного отдохнем и потанцуем.
Выполняют танцевальные движения.
IVэтап. Первичное закрепление. (10 мин)
Проверка осознанности восприятия детьми материала. Первичное обобщение. Организует проверку самостоятельной работы
У. - Кто сможет сформулировать правило, глядя на алгоритм?
Д. - Наречие - это часть речи, отвечает на вопрос «откуда?», не склоняется и не спрягается, в предложении является обстоятельством.
У. - Как вы думаете, ребята, у нас получилась точная формулировка правила?
Д. - Нет, потому что мало вопросов.
У. - Запишите словосочетания, поставьте вопросы к наречиям:
Ослепительно белый, играет громко, свернула налево, шёл вчера, сегодня сияет.
У. - Какие вопросы можно ещё поставить к словам, которые являются обстоятельством?
Д. - Где? Куда? Как? Когда? Зачем? Насколько? Каким образом?
У. - А теперь сформулируйте правило более точно.
( дополняю памятку: вопросы Где? Куда? Как? Зачем?
Насколько? Каким образом?)
Д. - Наречие- это часть речи, которая отвечает на вопросы Где? Куда? Зачем? Откуда? Почему? Когда? Как? Наречие не изменяется: не склоняется и не спрягается (не имеет окончания). В предложении является обстоятельством.
У. - Откройте учебники на стр.52, урок № 88 и прочитайте правило.
-Точно ли мы его сформулировали?
Д.- Да, мы его сформулировали точно.
У. - Найдите наречия и подчеркните их в тексте.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт.
Чистит лапки, воду пьёт.
Тихо, плавно снег летит
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лёд
На дворе лопатой.
Серый день ползёт лениво.
И болтают нестерпимо
На стене часы стенные
Языком неутомимо.
У. -Поменяйтесь листочками и проверьте своего соседа
- Зачитаем верный вариант.
- На какие вопросы отвечают наречия
Д. Как? Тихо, плавно. Как? Раненько. Как?
Нахождение наречий в тексте. Самостоятельная работа.
Контроль за действиями соседа.
Регулятивные:
- удержание цели и задач в течение урока
- пошаговый контроль по результату;
- оценка;
- коррекция;
Познавательные:
- умение структурировать знания;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
Коммуникативные:
- контроль за действиями партнёра;
- формулировка собственного мнения и позиции;
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5 мин)
Организация деятельности по применению новых знаний.
У. - Давайте выполним упражнение 3 урока № 88 на странице 54.
- Прочитайте задание:
Задание выполняется по вариантам. Каждому варианту записать по два предложения. Первый вариант - 1 и 3 предложение. Второй вариант - 4 и 5 предложение.
Читают задание: «Запиши предложения. Найди наречия, задай к ним вопросы, подчеркни как члены предложения. Выполняют упражнение и проверяют по алгоритму.
Регулятивные:
- контроль, коррекция и выделение того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
- осознание качества и уровня усвоения;
Личностные:
- самоопределение;
VI. Рефлексия деятельности. (3 мин)
Подвести детей к желанию сделать выводы о своей работе на уроке и совместной деятельности работы всего класса
У. - Ребята, что вы скажете про сегодняшний урок? Таким он получился, каким вы хотели его видеть в начале урока?
- Какое правило вы усвоили на сегодняшнем уроке?
- Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему?
- Оцените свою работу, работу своих товарищей, работу класса.
объективно оценивают свою деятельность, деятельность своих товарищей, всего класса.
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные:
- осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов;
Личностные:
- смыслообразование;
Физкультминутка
Использует звуковой фон.
Слайд 18, 19.
Выполняют танцевальные движения.
VII. Домашнее задание. (3 мин)
Дать детям возможность оформить свои мысли с учетом творческих учебных возможностей.
У. Задаю 2 варианта задания по выбору:
1. - упражнение 2 на странице 53;
2. Попробуйте сочинить стихотворение, используя наречия:
……………… далеко
……………….глубоко
………………. высоко
……………… хорошо
У. - Вы сегодня очень хорошо справились с заданиями. Спасибо вам за работу.
Записывают домашнее задание в дневник.
Планируемые результаты на данном этапе:
Регулятивные:
- проявлять познавательную инициативу в учебном творчестве;
Познавательные:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт.
Чистит лапки, воду пьёт.
Тихо, плавно снег летит
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лёд
На дворе лопатой.
Серый день ползёт лениво.
И болтают нестерпимо
На стене часы стенные
Языком неутомимо.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт.
Чистит лапки, воду пьёт.
Тихо, плавно снег летит
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лёд
На дворе лопатой.
Серый день ползёт лениво.
И болтают нестерпимо
На стене часы стенные
Языком неутомимо.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт.
Чистит лапки, воду пьёт.
Тихо, плавно снег летит
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лёд
На дворе лопатой.
Серый день ползёт лениво.
И болтают нестерпимо
На стене часы стенные
Языком неутомимо.
н
а
с
т
е
ж
ь
д
о
т
л
а
в
б
р
о
д
в
д
р
е
б
е
з
г
и
в
р
у
ч
н
у
ю
в
н
и
ч
ь
ю
в
о
в
р
е
м
я