- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса Искусство сцены
Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса Искусство сцены
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Васильчикова С.В. |
Дата | 17.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Петровка
муниципального района Борский Самарской области
Приложение
к приказу
от 31.08.2015г
№ 128 - ОД
Программа по внеурочной деятельности
«Искусство сцены»
название программы
творческое
направление внеурочной деятельности
Срок реализации программы _____1 год______
для учащихся 3 класса
на 2015-2016 учебный год
Составитель: Васильчикова С.В.,
учитель второй квалификационной категории
Принято с учетом мнения методического объединения учителей начальных классов - Председатель педагогического совета
_____________________Дорошкова Л.Б.
Принято с учетом мнения педагогического совета Протокол №1 от 31.08.2015г Председатель педагогического совета _______________ В.Н.Толстова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Искусство сцены» реализует творческое направление во внеурочной деятельности в 3 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.
Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии.
Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения - всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе.
Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Особенности театрального искусства - массовость, зрелищность, синтетичность - предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами. На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
В педагогической теории и практике вопросам театрального воспитания отводилось и отводится не так много места, недостаточно изучены возможности театрального образования и влияния его на общий ход развития детей. Мало внимания уделяется театральному образованию детей младшего школьного возраста, которое больше сводится к дополнительному образованию, а значит, не охватывает каждого ребенка и предоставляет право выбора в большей степени родителям, которые предпочитают обучение детей предметам искусства, исходя из собственных интересов. Возраст младшего школьника имеет огромные потенциальные возможности для развития художественно-творческих способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, накоплен немалый художественный опыт, ребенок имеет определенный уровень знаний, умений и навыков, а значит, обладает способностью к мыслительным операциям, т.е. расположен к анализу. Он обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, и все это говорит об определенной подготовленности, а значит, о наличии определенных условий для дальнейшего развития.Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности. Задачи, решаемые в рамках данной программы:
-
знакомство детей с различными видами театра
- поэтапное освоение детьми различных видов творчества
- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях
- развитие речевой культуры
- развитие эстетического вкуса
- воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
На реализацию театрального курса «Юные артисты» в 3 классе отводится 34 часа. Занятия проводятся по 40 минут в соответствии с нормами СанПина.
70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций, видеофильмов, заучивание текстов, репетиции.
Программа строится на следующих концептуальных принципах: Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Особенности реализации программы:
Программа включает следующие разделы:
-
Основы актёрского мастерства
-
Средства выразительности в передаче образа
-
Театральная игра
-
Наш театр
Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства. Формы работы:
-
театральные игры,
-
конкурсы,
-
викторины,
-
беседы,
-
экскурсии в театр и музеи,
-
спектакли,
-
праздники,
- постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям,
- инсценировка сценариев школьных праздников,
- театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
-
текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
-
промежуточный - праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;
-
итоговый - открытые занятия, спектакли.
Результаты освоения программы внеурочной деятельности:
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
• потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
• целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
• этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
• осознание значимости занятий для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
• планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
• анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
• пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
• понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
• проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
• включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
• работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
• обращаться за помощью;
• формулировать свои затруднения;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• слушать собеседника;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• осуществлять взаимный контроль;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учащиеся научатся:
• читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
• выразительному чтению;
• развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
• видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
• сочинять этюды по сказкам;
• умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Тематическое планирование (34 часа)
№ п/п
Раздел
Кол-во часов
1.
Основы актёрского мастерства
8
2.
Средства выразительности в передаче образа
6
3.
Театральная игра
12
4.
Наш театр
8
ИТОГО
34 часа
Содержание программы
-
Основы актёрского мастерства (8 часов)
Изображение различных эмоций. Распознаем эмоции по мимике и интонации голоса. Игры в интонировании диалогов. Правильное дыхание в речи.
-
Средства выразительности в передаче образа (6 часов)
Рассказываем про любимые игры и сказки. Изобрази героя. Настроение героев.
-
Театральная игра (12 часов)
Сочиняем новую сказку. Играем в сказку. Постановка в группе. Разыгрывание сценок.
-
Наш театр (8 часов)
Изобразим страх и его преодолеем. Театральная миниатюра. Итоговое занятие «Мы любим сказки».
Учебно-тематическое планирование
№
Тема занятий
Кол-во часов
Описание примерного содержания занятий
Дата проведения по плану
1
Рассказываем про любимые игры и сказки.
1
Упражнения на развитие умения связно и логично передавать мысли.
Рассказы детей по ассоциациям
2
Изобрази героя
3
Сценические миниатюры, направленные на умение детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности. Пантомимические упражнения
Интонационные упражнения
3
Сочиняем новую сказку
4
Работа в группах
Упражнение у зеркала «Изобрази настроение»
Беседа по итогам проделанной работы
4
Играем в сказку. Постановка в группе
4
Упражнения направленные на умение выразительно передавать характерные особенности героев сказки.
Пантомимическая игра «Узнай героя»
5
Изображение различных эмоций
2 Знакомство детей с пиктограммами, изображающими радость, грусть, страх. Этюды на изображение различных эмоций
6
Распознаем эмоции по мимике и интонации голоса
2 Работа по графическим карточкам Игра «Угадай эмоцию», «Испорченный телефон»
7
Настроение героев.
2
Беседа о настроении героев сказки
Игра-загадка «Изобрази настроение». Актёрский этюд.
8
Разыгрывание сценок.
4
Упражнение на изображение разных эмоций
9
Изобразим страх и его преодолеем.
2 Изображение различных степеней страха Игра «Преодолеем страх». Актёрский этюд.
10
Игры в интонировании диалогов.
2
Упражнение, развивающие интонации диалогов. Актёрский этюд.
11
Правильное дыхание в речи.
2
Упражнения «Игры со свечой», «Мыльные пузыри»
12
Театральная миниатюра.
5
Творческие игры со словами
Просмотр видеофильмов, слайдов,
13 Итоговое занятие «Мы любим сказки»
1
Проведение викторины. Награждение
ИТОГО
34 часа
Описание учебно-методического и материально-техническое обеспечения образовательной деятельности
- Музыкальный центр;
- Музыкальная фонотека;
- Аудио и видео кассеты;
- СД- диски;
- Костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
- Элементы костюмов для создания образов;
- Пальчиковые куклы;
- Видеокамера для съёмок и анализа выступлений.
- Электронные презентации
- Сценарии сказок, пьес, детские книги.
Литература
-
Алянский, Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. - М. : АРКТИ, 1998.
-
Барышева, Т.А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в педагогическом процесисе / Т.А. Барышева. - М. :Инфа-М., 2000.
-
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л.С. Выготский. - М., 1991.
-
Генералова, И.А. Театр : учебное пособие для детей / И.А. Генералова. - М. : Баласс, 2012.
-
Давыдов, В.Г. От детских игр к творческим играм и драматиза-циям // Театр и образование : Сб. научных трудов / В.Г. Давыдов. - М., 1992. - С. 10-24.
-
Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. - М. : Просвещение, 1998.
-
Дорфман, Л. Эмоции в искусстве / Л. Дорфман. - М. : Педа-гогическое общество России, 2002.
- Зарубина, В.Е. Куклы / В.Е. Зарубина. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.
- Караманенко, Т.Н. Кукольный театр в детском саду / Т.Н. Караманенко. - М. : Учпедгиз, 1960.
-
10. Кард, В. Сказки из пластилина / В. Кард, С. Петров. - СПб, 1997.
-
11. Козлянинова, И.П. Речевой голос и его воспитание / И.П. Козлянинова, Э.М. Чарели. - М. : Просвещение, 1985.
- 12. Крутенкова, А.Д. Кукольный театр. Программа, рекомен-дации, мини-спектакли, пьесы. 1-9 классы / А.Д. Крутенкова. - Волгоград : Издательство «Учитель», 2008.