• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Рабочая программа по учебно-методическому комплекту «Учусь учиться» серии «Экология учебной деятельности» для 3 класса (автор Е. Н. Дзятковская)

Рабочая программа по учебно-методическому комплекту «Учусь учиться» серии «Экология учебной деятельности» для 3 класса (автор Е. Н. Дзятковская)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

начальная общеобразовательная школа № 28

р.п. Чунский Чунского района Иркутской области

«Рассмотрено»

на метод. объединении

_________________ 20__г.

протокол №___________

Предс. методического объединения (Ф.И.О.)

/____________________/

роспись_____________

«Согласовано»

____________ 20__г.

Зам.директора по НМР

МОБУНОШ №28

/Бакалова М.М./

роспись ____________

«Утверждаю»

директор МОБУНОШ №28

______________20__г.

/Рахимова С.В./

роспись_______________

Рабочая программа

по УМК «Учусь учиться»

в 3б классе

на 2013/2014 учебный год












Разработчик программы

учитель начальных классов

Шахабудинова Ольга Николаевна

Педстаж 19 лет,

первая квалификационная категория







2013г




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (тетрадь с печатной основой, методическими рекомендациями для учителя, Изд-во: Центр «Образование и экология», Москва, 2009г., автор Дзятковская Елена Николаевна).

Серия «Экология учебной деятельности» разработана для использования в рамках вариативного компонента основной образовательной программы и нацелена на организацию деятельности учащихся в урочных и внеурочных формах работы в соответствии с требованиями к Программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни и Программы коррекционной работы.

Учебно-методический комплект «Учусь учиться» реализует экологическое и здоровьесберегающее воспитание в ролевых играх, творческих занятиях, юннатской работе, обучающих тренингах, при моделировании узнаваемых учащимися жизненных ситуаций. Реализуется содержание образования в области экологии человека по следующим направлениям.

- Обеспечение экологической безопасности школьника в окружающей его образовательной и внеобразовательной среде (информационной, социальной, предметной, природной).

- Организация здорового и безопасного образа жизни с учётом учебной и внеучебной нагрузки; помощи и самопомощи по преодолению затруднений в учёбе и проблем в общении и поведении.

- Научная организация учебного труда в разных ситуациях (в условиях ограничения времени, волнения, отвлекающих факторов и т.д.).

- Подбор и применение индивидуальных приёмов рациональной организации учёбы и общения, которые обеспечивают каждому ребёнку успешность, раскрытие его способностей («каждый талантлив по-своему») и сохранение здоровья.

- Создание экологически безопасной и здоровьесберегающей среды класса (предметной, коммуникативной).

- Развитие своей экологической культуры (ценностного отношения к живому, чувства меры и рачительности в потреблении материальных благ, желания быть «доктором» для природы и готовности соблюдать правила заботливого и предосторожного поведения по отношению к здоровью людей и природы, биологическому и культурному разнообразию окружающего мира).

Программа «Учусь учиться» может использоваться как вариативный компонент содержания в урочной и внеурочной деятельности. Программа выстроена в соответствии с Концепцией общего экологического образования для устойчивого развития (2010) и скоординирована с учебными задачами экологического и здоровьесберегающего образования, которые решаются на базовых учебных предметах.

Цель программы в 3 классе: соответственно ведущему виду деятельности решаются задачи формирования опыта применения следующих универсальных учебных действий в реальных ситуациях учёбы, общения в быту: самостоятельно находить информацию, проверить её, представлять в разных видах, использовать для объяснения экологических связей; проводить самоанализ и оценивать своё поведение в экологически проблемных ситуациях, а также формирования индивидуального стиля учения и общения.

Программа включает следующие сквозные учебные модули: Учусь экологическому мышлению; Учусь управлять собой, моя экологическая культура; Учусь действовать, мои экологические проекты. Функцию введения выполняет раздел «Учусь в радость», направленный на развитие учебной мотивации, как основного условия здоровьесберегающего характера учёбы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

Учащиеся научатся называть:

- что такое «биологическое разнообразие»; «экология», «экономия», «объяснять», «наблюдать», «экологическая связь», «схема», «Хартия Земли»;

- закон экологии «Всё связано со всем»;

Описывать:

- свойства и качества природных объектов (характеризовать их);

Группировать:

Условия, необходимые для жизни, роль света, тепла, чистой пресной воды и воздуха, плодородия почвы для природы и человека;

Анализировать:

- свои чувства, мысли, действия, состояния, объекты природы;

Предвидеть последствия хозяйственной деятельности человека для здоровья природы: если…, то…

Объяснять:

Связи между здоровьем природы и здоровьем человека, здоровья природы и хозяйственной деятельностью человека, его потреблением;

Зачем и как следует заботиться о здоровье человека и здоровье природы (точное выполнение правил предосторожного поведения, экономия в быту, вежливость, контроль за настроением, помощь людям);

Приводить примеры цепочек экологических связей, экологически предосторожного поведения;

Самостоятельно ставить и достигать цель творческой учебной работы;

Делать выводы о результатах своей работы;

Наблюдать:

Составить план, провести наблюдение, зафиксировать результат, сделать вывод;

Проводить простейший опыт с помощью взрослых по самообследованию своих индивидуальных особенностей;

Находить информацию, проверять её, представлять в виде схемы, таблицы, образа, символа;

Пользоваться толковыми словарями, алфавитным каталогом,

Фиксировать результаты поиска информации, вести дневник наблюдения;

Организовать свою деятельность точно по плану;

Отвечать на вопросы: Что делать, чтобы достичь цели? Правильно ли я делаю?

Договариваться, распределять обязанности;

Вести диалог и оценивать его результат;

Оценивать:

- трудности в работе, способы самопомощи,

- свой вклад в общую работу;

- своё общение с гендерных позиций;

- себя (поведение, черты характера, умения), сравнивая с образцом;

- действия людей с точки зрения их последствий для здоровья природы и здоровья человека.

Учащиеся смогут научиться:

- рассуждать о взаимосвязях здоровья человека и здоровья природы, принципе предосторожности, правилах экологически безопасного поведения в окружающей среде, индивидуальных особенностях здоровьесберегающего поведения в ситуациях учёбы, общения, повседневной жизни;

- ставить задачи по повышению уровня своей экологической культуры;

- самостоятельно выполнять домашние задания с использованием индивидуально эффективных, здоровьесберегающих приёмов.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Учусь учиться»

3 класс (34 часа)

Раздел 1. Учусь в радость - 3 час

Занятие 1. Вводное. Напутственная грамота защитнику природы.

Занятие 2. Правильный ли у меня режим?

Занятие 3. Входная диагностика.

Раздел 2. Учусь экологическому мышлению - 13 час

Занятие 4. Что такое биологическое разнообразие? Что угрожает биологическому разнообразию?

Занятие 5. Для чего биоразнообразие человеку?

Занятие 6. Хватит ли нам солнца?

Занятие 7. Хватит ли нам пресной воды?

Занятие 8. Хватит ли нам чистого воздуха?

Занятие 9. Есть ли проблема плодородия почвы?

Занятие 10. Где найти значение непонятного слова? Что делать, если не хватает информации?

Занятие 11. Как провести наблюдение?

Занятие 12. Как вести дневник наблюдения?

Занятие 13. Как сделать информацию понятнее?

Занятие 14. Как обратиться к детям всего мира?

Занятие 15. Как лучше усвоить правило?

Занятие 16. Как помочь себе учиться?

Раздел 3. Учусь управлять собой, или моя экологическая культура - 8 час

Занятие 17. Как экономить в быту? Много? Мало? Достаточно?

Занятие 18. Кто ждёт от меня заботы?

Занятие 19. Как договариваться «на берегу»?

Занятие 20. Как поддержать разговор?

Занятие 21. Что такое мужественность и женственность?

Занятие 22. Как понять себя лучше?

Занятие 23. Что делать, когда мешает страх?

Занятие 24. Какая у меня память? Могу ли я справиться с волнением?

Раздел 4. Учусь действовать, или мои экологические проекты - 10 час

Занятие 25. Редкие растения и животные: спасти и сохранить.

Занятие 26. Как уменьшить количество мусора?

Занятие 27. Нужное из ненужного.

Занятие 28, 29. Как сделать класс красивым, и его воздух - чистым?

Занятие 30. Какое питание самое полезное?

Занятие 31. Как действовать предосторожно?

Занятие 32. Многое ли зависит лично от меня?

Занятие 33. Итоговая диагностика.

Занятие 34. Итоговое.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1. Рабочая тетрадь для учащихся. Изд-во: Центр «Образование и экология», Москва, 2012г. Автор :Дзятковская Е.Н.

2. Методические рекомендации, программа и планирование занятий для учителей. Изд-во: Центр «Образование и экология», Москва, 2009г. Дзятковская Е.Н.

Календарно-тематическое планирование уроков УМК «Учусь учиться» 3 класс (1 час в неделю, 34 часа)

п/п

уч.г.

п/п

четв

№ и тема урока.

Страницы учебника, рабочей тетради,

тестовых заданий

Кол-во

часов

Характеристика учебной

деятельности учащихся

Дата

Раздел 1. Учусь в радость- 3 час

1 четверть (8 часов)

1.

1.

1. Введение. Напутственная грамота защитнику природы.

1

Кратко повторят цели курса «Учусь учиться». Познакомятся с задачами на предстоящий учебный год.

07.09

2.

2.

2. Правильный ли у меня режим?

Работа в тетради №1.

1

Сравнивать режимы: найти сходство и различие. Спланировать по образцу. Назвать условия деятельности (что мешает, что помогает) соблюдать режим.

14.09

3.

3.

3. Входная диагностика.

1

21.09

Раздел 2. Учусь экологическому мышлению - 13 час

4.

4.

4. Что такое биологическое разнообразие? Что угрожает биологическому разнообразию?

Работа в тетради №2, 3.

1

Описать биоразнообразие. Предвидеть последствия его снижения: если…, то… Объяснить, что угрожает биологическому разнообразию

28.09

5.

5.

5. Для чего биоразнообразие человеку?

Работа в тетради №4.

1

Выявить экологические связи: что для чего нужно? Сделать вывод. Применить воображение.

05.10

6.

6.

6. Хватит ли нам солнца?

Работа в тетради №5.

1

Выявить экологические связи. Сгруппировать их. Заполнить таблицу.

12.10

7.

7.

7. Хватит ли нам пресной воды?

Работа в тетради №6.

1

Действовать по образцу, по аналогии. Составить вопросы, зафиксировать ответы.

19.10

8.

8.

8. Хватит ли нам чистого воздуха?

Работа в тетради № 7.

1

Целенаправленно найти информацию. Самостоятельно заполнить таблицу.

26.10

2 четверть - 8 часов

9.

1

9. Есть ли проблема плодородия почвы?

Работа в тетради №8.

1

Действовать по образцу, по аналогии. Самостоятельно составить таблицу.

09.11

10.

2

10. Где найти значение непонятного слова? Что делать, если не хватает информации? Экскурсия в библиотеку.

Работа в тетради №9, 10.

1

Найти информацию в библиотеке и справочной литературе, зафиксировать её. Проверить информацию.

16.11

11.

3

11. Как провести наблюдение?

Работа в тетради №11.

В соответствии с целью составить план экологического наблюдения.

23.11

12.

4

12. Как вести дневник наблюдения?

Работа в тетради №12.

1

Провести экологическое наблюдение, зафиксировать его результаты. Сделать выводы.

30.11

13.

5

13. Как сделать информацию понятнее?

Работа в тетради №13.

1

Прочитать схему. Определить её главную мысль.

07.12

14.

6

14. Как обратиться к детям всего мира?

Работа в тетради №14.

1

Представить экологическую информацию в виде схемы.

14.12

15.

7

15. Как лучше усвоить правило?

Работа в тетради №15.

1

Узнавать информацию, представленную в знаково-символьной форме.

21.12

16.

8

16. Как помочь себе учиться?

Работа в тетради №16.

1

Определить главную мысль, представить её в знаково-символьной форме.

28.12

Раздел 3. Учусь управлять собой, или моя экологическая культура - 8 час

3 четверть - 10 часов

17.

1

17. Как экономить в быту? Много? Мало? Достаточно?

Работа в тетради №17.

1

Отвечать на вопросы: что и как надо делать, чтобы достичь цели (повышения экологической культуры). Правильно ли я делаю.

11.01

18.

2

18. Кто ждёт от меня заботы?

Работа в тетради №18.

1

Оценивать свои качества, своё поведение с точки зрения требований экологической культуры.

18.01

19.

3

19. Как договариваться «на берегу»?

Работа в тетради №19.

1

Договариваться. Оценивать результаты совместной работы, свой вклад в общий результат экологической работы.

25.01

20.

4

20. Как поддержать разговор?

Работа в тетради №20.

Вести диалог, оценивать себя, своё общение.

01.02

21.

5

21. Что такое мужественность и женственность?

Работа в тетради №21.

1

Оценивать своё общение с противоположным полом, сравнив с культурным образцом.

08.02

22.

6

22. Как понять себя лучше?

Работа в тетради №22.

1

Провести анализ и оценить с точки зрения требований экологической культуры свои мысли, чувства, дела.

15.02

23.

7

23. Что делать, когда мешает страх?

Работа в тетради №24.

1

Провести анализ своего состояния. Оказать себе помощь.

22.02

24.

8

24. Какая у меня память? Могу ли я справиться с волнением?

Работа в тетради №25, 26.

1

Провести простейший опыт по самопознанию, зафиксировать его результат. Провести анализ своего состояния. Оказать себе помощь

01.03

Раздел 4. Учусь действовать, или мои экологические проекты - 10 час

25.

9

25. Редкие растения и животные: спасти и сохранить. Работа в тетради №27.

1

Провести анализ внешнего вида объекта природы.

15.03

26

10

26. Как уменьшить количество мусора?

Нужное из ненужного.

Работа в тетради №29.

1

Фантазировать, воображать, самостоятельно ставить и достигать цель. Провести анализ и оценить своё поведение с позиции требований экологической культуры

22.03

4 четверть - 8 часов

27

1

27. Нужное из ненужного.

Работа в тетради № 30.

1

Фантазировать, воображать, самостоятельно ставить и достигать цель. Провести анализ и оценить своё поведение с позиции требований экологической культуры

05.04

28-29

2, 3

28, 29. Как сделать класс красивым, и его воздух - чистым? Работа в тетради №31.

2

Договориться, распределить обязанности, сделать вместе.

12, 19.04

30

4

30. Какое питание самое полезное?

Работа в тетради №32.

1

Вести диалог на экологическую тему (выявляя экологические связи). Оценить своё поведение, сравнив его с требованиями экологической культуры.

26.04

31

5

31. Как действовать предосторожно?

Работа в тетради №33.

1

Сформулировать вопрос. Проанализировать ответ. зафиксировать полученную экологическую информацию

10.05

32

6

32. Многое ли зависит лично от меня?

Работа в тетради № 34.

1

Провести простейшее экологическое исследование. Сделать вывод.

17.05

33

7

33. Итоговая диагностика.

1

24.05

34

8

34. Подведение итогов за год.

1

31.05

Оставляю за собой право на корректировку календарно-тематического планирования в течение учебного года.

© 2010-2022