Урок по русскому языку Правописание слов с безударными гласными в корне

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4

Урок 62 ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ В КОРНЕ

Педагогические
цели

Способствовать развитию умений правильно писать безударные гласные в корне, обосновывать правильность написанного, наблюдать над историческими чередованиями звуков в русском языке; проверять умение обозначать буквой безударный гласный звук в корне

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Овладевают изучаемыми нормами русского языка, основами грамотного письма; находят в предложении
незнакомое слово, определяют его значение; находят корень в однокоренных словах с чередованием

Личностные
результаты

Проявляют интерес к познанию русского языка, способность к самооценке на основе критерия успешности
в учебной деятельности; ориентируются на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.

Регулятивные: овладевают способами решения учебной задачи, выбирают один из них для решения учебной
задачи, учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; планируют (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; учитывают разные мнения и интересы и высказывают свое собственное мнение, аргументируют его

Основное содержание темы, понятия
и термины

Корень слова; орфограмма-гласная, ударный и безударный звук; однокоренные слова, формы одного и того же слова; орфографический словарь; лексическое значение; чередование гласных; происхождение слов, старославянский язык

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Таблица «Исторические чередования в корне слова»


организационная структура (сценарий) урока


Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

Мы работать будем дружно,

Чтоб услышать нам в конце:

«Все ребята - молодцы!»

- Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л - проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Чистописание

Фронтальная, индивиду-альная.

Практический. Письмо

Будь внимателен на уроке

Выполняют письмо
по образцу

Пр. - вырабатывают
каллиграфический почерк

Правильное напи-
сание

III. Проверка
домашнего
задания

Фронтальная. Словесный.

Беседа

- Вы внимательны? Сейчас мы узнаем это, проверив домашнее
задание.

Организует проверку домашнего задания, просматривает письменные работы

Зачитывают пары слов. Слушают
ответы других

П - осуществляют само-
проверку, устанавливают правильность выполнения задания

Фрон-
тальный
(устный ответ), вы-борочный
(письменный ответ)

IV. Актуализация знаний

Словарно-
орфографическая минутка

Индивидуальная (письменная работа), фронтальная
(ответы
на вопросы)

- Распределите слова по трем столбикам (непроверяемые гласные, с одной проверяемой, с двумя проверяемыми гласными).

Материал к заданию:
веселый, горох, колосок, далекий, небеса, шоссе, знамена, сторона

Производят морфемный и орфографический разбор слов,
классифицируют
объекты по указан-ным признакам

Пр. - отрабатывают умение производить морфемный и орфографический
разбор слова.

П - применяют полученные знания в решении
практических учебных
задач.

Р - принимают учебную
задачу

Индивидуальный
(письмо, аргументированный устный
ответ)

V. Постановка учебной задачи.

Работа с мате-
риалом для наблюдения

Фронтальная. Словесный.

Сообщение
учителя, беседа, чтение

- Прочтите слова (молодой,
младенец, молодежь, младший)
и ответьте, являются ли эти слова однокоренными? Выделите корни в этих словах.

- С какой проблемой вы столкнулись?

- Какие сочетания букв затруднили вашу задачу - найти корень
слова?

- Попробуйте сформулировать учебную задачу: чему должны
научиться?

Анализируют пред-ложенные слова,
доказывают их принадлежность к группе однокоренных, производят морфемный разбор, находят в каждой паре соче-тание оро-ра.

Формулируют учебную задачу

Пр. - закрепляют навыки морфемного и орфографического разбора.

П - применяют имеющиеся знания в нестандартных ситуациях, определяют недостаточность имеющихся знаний для решения проблемного вопроса.

Р - принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем

Фронтальный (ответы на во-просы)

VI. Усвоение
новых знаний
и способов

Фронтальная, индивидуальная. Словес-

- Загляните на «Страничку
для любознательных», там вы
сможете найти ответ на свои

Читают текст, полу-чают необходимую информацию, отве-

Пр. - расширяют представления об истории русского языка, используют широ-

Беседа
по вопросам, раз-

действий.

1. Работа с учебником: «Стра-ничка для любо-знательных»
(с.109)

ный, практи-ческий. Чтение, беседа

вопросы или подтвердить свои предположения.

- Из какого языка к нам пришли
сочетания ра, ла, ле?

- Каково происхождение слов
с сочетаниями оро, оло?

- Подберите для слов старославянского происхождения из предложенного стихотворного отрывка слова с сочетаниями оро, оло

чают на вопросы учителя, опираясь на полученную теоретическую справку. Подбирают слова-синонимы древнерусского происхождения

кий словарный запас
для решения познавательных задач.

П - извлекают необходимую информацию из текста теоретического характера, воспроизводят ее в форме ответов на вопросы
учителя

вернутые ответы

2. Выполнение упр. 205 в учебнике

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практи-ческий. Чтение, ответы
на вопросы

- Теоретические знания вы получили, теперь попробуйте применить их на практике

Читают пары слов, указывают чередующиеся сочетания букв, объясняют значения слов; указывают слова, вышедшие
из употребления

Пр. - расширяют представления об истории русского языка, работают над развитием речи, совершенствуют умение производить
лексический разбор слова

Фронтальный. Беседа по вопросам, раз-
вернутые ответы

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Руки подняли и покачали -

это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -

ветер сбивает росу.

В сторону руки, тихонько
помашем - это к нам гуси летят.

Как они сядут, тоже покажем -

руки сложили назад.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя.

П - применяют полученные знания в нестандартной ситуации.

Л - осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни

Правильное выполнение движений
в соответ-ствии
с текстом

- Вопрос для внимательных уче-ников: найдите слово (в первом предложении физкультминутки)
с сочетанием ере и подберите
для него пару с сочетанием ре

Отвечают на вопрос учителя: называют слово «деревья», подбирают для него пару (древо, древесный)

VII. Закрепление знаний
и способов действий.

Письменная работа (учебник, упр. 207)

Индивидуальная. Практический. Письмо

Организует работу с упраж-
нением, контролирует его
выполнение.

Варианты организации
работы:

1) свободный диктант (учитель
читает текст по частям, ученики
записывают каждую часть по памяти);
2) проверочный диктант (ученики записывают текст под диктовку, самостоятельно выделяя его части);
3) самостоятельное выполнение письменного задания из учебника

Слушают задание
учителя, письменно самостоятельно выполняют упражнение

Пр. - владеют орфографической зоркостью.

П - используют полученные умения при выполнении практического задания, применяют полученные знания на практике

Индивидуальный
(письмо)

VIII. Рефлексия учебной
деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

- Какая задача стояла перед нами?

- Удалось ли ее решить?

- Кто справился с задачей

- Кто испытывал затруднения?
Почему?

Отвечают на вопросы учителя

Р - открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа
по вопросам. Само-регуляция

Домашнее задание (учебник, упр. 206)

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие
записи

Р - принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего развития




© 2010-2022