Авторская воспитательная программа Гармония

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Авторская воспитательная программа

« Гармония» В последнее время воспитательная деятельность в образовательных учреждениях претерпевает изменения. Важное звено в модернизации воспитательной практики - обновление деятельности классного руководителя, являющегося ключевой фигурой во взаимосвязи с детьми и их родителями. От того, как изменится его работа, во многом зависит успешность всех осуществляемых преобразований. Каким должен быть классный руководитель? Что следует изменить в содержании его работы? Как построить процесс воспитания школьников в новых условиях? Какие критерии могут выступать в качестве измерения эффективности деятельности классного руководителя? На эти и другие вопросы пытаются найти ответ ученые, методисты и практики. Занимаясь проблемой организации воспитания в классном коллективе, осознаешь необходимость обновления и совершенствования не отдельных элементов работы классного руководителя, а системы в целом. Мною создана программа «Гармония», которая позволяет не только работать по какому-то определенному направлению, а создает условия для развития индивидуальных способностей ребенка через воспитательную систему класса. Такой путь преобразований системного подхода позволяет рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в классе, сформировать лицо класса, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов классного сообщества. Данная программа предусматривает изменения в организации воспитательного процесса. Они связаны с реализацией ряда новых принципов в организации воспитательной работы в 1-4 классах. В основу системы были положены следующие принципы и подходы: --принцип природосообразности - надо принимать ребенка таким, каков он есть; --принцип целостности охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную и внеурочную деятельность; --принцип сотрудничества - работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия; --принцип успешности - оптимистический настрой жизни ребенка должен опираться не только на коллективные успехи класса, но и на собственные достижения. --деятельностно-отношенческий подход - в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками; --личностно ориентированный подход - уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.

Цель и задачи программы

Цель воспитательной программы - создание условий для полноценного развития индивидуальных способностей ребенка; формирование у детей младшего школьного возраста активной жизненной позиции, интереса к общественной, познавательной и трудовой деятельности, развитию коммуникативных и организаторских способностей, умений самооценки и самоконтроля. Задачи:
  • способствовать развитию детей на основе принципов гуманизма, личностно-ориентированного и деятельностно-отношенческого подхода к воспитанию;
  • построение отношений на основе добра, справедливости, гуманности, признания индивидуальности каждого члена коллектива;
  • создать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника;
  • воспитание духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении через чтение художественной литературы, семейных традиций, народных праздников и обычаев;
  • воспитание художественного и эстетического вкуса у учащихся;
  • формирование здорового образа жизни учащихся;
  • создание и развитие дружного классного коллектива.
Ожидаемые результаты:
  • повышение уровня воспитанности учащихся класса;
  • создание сплоченного классного коллектива;
  • проявление инициативы и ответственности за порученное дело;
  • наличие положительной динамики роста духовно-нравственных качеств личности ребенка;
  • участие в конкурсах, концертах, утренниках, спортивных соревнованиях;
  • посещение спортивных секций, кружков по интересам;
  • уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса.
Формы работы:
№ п/п Работа с учащимися Работа с родителями 1

Беседа. 2.

Классный час

Консультации. 3

Утренники. 4

Игровые программы. 5

Познавательные программы. 6

Конкурсы. 7

Соревнования. 8

Экскурсии. 9

Митинги. 10

Акции. 11

Туристические походы. 12
Посещение семьи. 13
Заседания родительского университета


Процесс становления личности - процесс сложный. Без союза с родителями не обойтись самому опытному педагогу. Задача совместной деятельности учителя и родителей - создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы и семьи. Я придерживаюсь следующих принципов:
  • полное взаимопонимание и согласованность действий;
  • постоянный контакт с родителями;
  • опора на положительные черты в каждом ребенке.
Взаимодействие школы и семьи - решающее условие обновления системы воспитания в наше время. Учитель - ученик - родитель - вот что поможет сохранить желание учиться, укрепит веру в себя, позволит строить педагогический процесс на принципах гуманно-личностного подхода к детям. Ведущие направления деятельности, способствующие реализации данной цели. Воспитательная система класса - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания, отражающий специфический способ организации жизнедеятельности коллектива класса. Совместная деятельность учителя, учащихся и родителей позволила разработать своеобразную модель воспитательной системы класса. В основе воспитательной работы лежит методика коллективных творческих дел. Воспитательная система реализуется через технологию содружества и самоуправления: протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Чтобы осуществляемая деятельность и ее влияние на развитие личности учащегося носили более целенаправленный характер, я систематизировала воспитательные дела и мероприятия по направлениям, связанным с развитием таких потенциалов личности ребенка, как духовно-нравственный, патриотический, эстетический, воспитание здоровых привычек (разработано на основе концепции М. Г. Кагана). № п/п Направления Цели, задачи Мероприятия 1 Духовно - нравственное - определить принципы (правила) жизнедеятельности в классном коллективе и в коллективе вообще; - развивать коммуникативные возможности учащихся, умения правильного общения в обществе; -развивать способность анализировать поступки других и свои, опираясь на духовный эталон, воспитывать этические нормы поведения, нравственные качества личности; -воспитывать любовь к труду, уважение к книге, к природе, к окружающим людям; - воспитывать нравственные ценности, уважение девочек к мальчикам, мальчиков к девочкам, детей к взрослым. Праздник знаний. Торжественная линейка. Кл. час «Правила этикета. Мы идем на день рождения». Кл. час «Правила поведения в школе» Кл. час «Настроение в школе» Кл. час «Нехорошие слова и недобрые шутки» Утренник, посвященный Дню матери. Конкурсная программа «Праздник девочек и мам». Развлекательно - игровая программа «Коляда! Коляда! Отворяй ворота!». Развлекательная программа «Проводы зимы» Праздничный концерт « День учителя» Утренник «День урожая»
2 Патриотическое -осуществлять патриотическое, нравственное и эстетическое воспитание, формировать у детей чувство родины, национального самосознания, развивать основы исторического мышления; -воспитывать чувство гордости за свою Родину, готовность ее защищать; - дать представления о государственных символах(герб, флаг, гимн) и о традиционных символах русского народа; - чтить героические подвиги своих предков, ценить историю своей земли, дорожить ее памятниками; -дать детям первоначальные правовые знания. Конкурсная программа «День защитника Отечества» Конкурс строя и песни, посвященный Дню защитника Отечества. День Победы. Участие в праздничном концерте для ветеранов, митинге, возложение цветов к памятнику погибшим солдатам. Конкурсно - игровая программа « Вперед, мальчишки!» Конкурс рисунков» Никто не забыт, ничто не забыто» Познавательная программа «Мой край родной» Классный час «Мы не хотим войны»
3 Экологическое -воспитание любви к родному краю, бережное отношение к природе; -формирование у детей ответственного отношения к природе, умение и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду; -формировать чувства эмоциональной близости с природой, умение видеть ее красоту; - приобщать к участию в посильных действиях по сохранению и улучшению состояния окружающей среды. Экскурсии в природу «Золотая осень», «И вот пришла волшебница - зима», «Веселые песни весны» Конкурс поделок. Викторины « День птиц», «Растительный и животный мир нашей области», «Лесные опасности», «Кто живет в лесу?», «В гостях у Лесовичка» Конкурс рисунков «Берегите природу!» Посадка деревьев и цветов у школы и в поселке Конкурс поделок из природного материала «Чудеса природы» 4 Эстетическое - развивать творческую самостоятельность и способности; -вовлекать детей в художественную творческую деятельность - формировать духовные качества, высокие эстетические чувства; Конкурс рисунков «Золотая осень» Конкурс на изготовление букета из цветов и природного материала для мамы. Кл. час, посвященный Международному дню музыки «Встреча с прекрасным» 5 Воспитание здоровых привычек -формировать здоровый образ жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья; -способствовать воспитанию аккуратности и потребности к личной гигиене; -способствовать укреплению здоровья детей через подвижные игры, конкурсы, соревнования; - сформировать правила личной безопасности человека; -проводить профилактику травматизма на дорогах. Спортивно - оздоровительные мероприятия «Малыш» «Веселые старты» (спортивные соревнования). «День здоровья» (спортивные соревнования). КВН «Наше здоровье» Цикл мероприятий по правилам дорожного движения Цикл классных часов по правилам безопасного поведения дома, на улице, на воде, в лесу. Кл. час «Режим дня учащегося» Занятия ЮИД Созданная модель помогает мне более целенаправленно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. Это способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов. При такой организации классных дел дети живут интересной и наполненной жизнью. Все ориентировочные мероприятия исходят из детских желаний, предложений, советов. Каждый год в сентябре ребята высказывают пожелания (мы записываем их на доске ), что они хотят увидеть в этом году, куда сходить, что сделать, какие праздники или беседы их интересуют. Затем дома каждый из детей вместе с родителями обсуждают и записывают свои пожелания о проведении того или иного мероприятия. Суммируя все желаемое, я привожу это в систему и определяю направление. Сама я только корректирую эти пожелания и придаю им форму реального дела. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям.

4

© 2010-2022