Пояснительная записка (изобразительное искусство) 3 кл УМК Перспектива

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с примерной программой начального общего образования по изобразительному искусству, авторской программой по изобразительному искусству Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, «Просвещение» 2014г, учебного плана МБОУ Быстрогорской СОШ 2015-1016 учебный год.

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).


Цели обучения

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.


Задачи, реализуемые в 3 классе:

Познакомить учащихся с такими видами изобразительного искусства как графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, с их особенностями, художественными материалами и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.

Познакомить учащихся с жанрами пейзажа и натюрморта, с некоторыми произведениями выдающихся художников, работавших в этих жанрах.

Познакомить с хохломской росписью по дереву и каргопольской игрушкой.

Познакомить с теплыми и холодными цветами и научить их различать.

Познакомить с одним из выдающихся музеев России - Третьяковской галереей и некоторыми картинами русских художников, представленных в музее.

Способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.


Место предмета в базисном учебном плане

Во 3-ем классе на изучение курса «Изобразительное искусство» отводится 34 часа:(34 недели по 1часу в неделю).

Основные содержательные линии Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, отражающих единство и многообразие мира, сходство мотивов, сюжетов, приемов художественной обработки материалов в искусстве России и других народов мира. Формирование эстетических представлений и художественных умений в работе: с цветом как основным выразительным средством живописи. Возможности цвета в передаче своеобразия природы (цветов, плодов, ландшафтов) в разных местах Земли. Продолжение знакомства с приемами работы акварелью, гуашью, тушью, фломастерами. Возможности нюансных и контрастных цветовых сочетаний в создании определенного эмоционального настроя в живописных и декоративных композициях. Продолжение знакомства с использованием теплых и холодных цветов (в тени и на свету) для передачи освещенности предметов, пространства. Приемы работы раздельным удлиненным мазком (по форме, в разных направлениях, мазки плоские и заостренные). Экспериментирование с цветом: тональная и цветовая гармония при передаче многоцветности, освещения, объема предметов, плавное и ступенчатое растяжение цвета по сухой и сырой бумаге; с графическими средствами выразительности. Роль линии в различных видах изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура). Черно-белые и цветные силуэты. Способы получения силуэтных изображений (заливка контура тоном, цветом; штамп, трафарет, набойка и т. д.). Передача объема с помощью света и тени. Отражение в рисунке характерных особенностей формы (округлость, плоскостность, удлиненность, наклон и т. д.); передача пропорций частей и целого в изображении предметов комбинированной формы. Передача глубины пространства на плоскости картины с элементами линейной и воздушной перспективы (горизонт, уровень зрения, изменение тона по мере удаления предметов от зрителя); по составлению станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Продолжение знакомства со средствами композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие; по составлению декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиция). Средства декоративной композиции. Приемы декоративного обобщения природных форм и предметов: выделение главных признаков, упрощение или усложнение второстепенных деталей, укрупнение, уменьшение деталей, условность цвета, условное размещение элементов композиции, условное размещение на плоскости, силуэт, ритм, симметрия и асимметрия, условность форм. Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства, отражающих общность представлений разных народов России и мира о красоте природы, человека, предметного окружения. Сходство и национально-региональные различия художественно-образного языка традиционного зодчества, керамики, подносов, игрушки, одежды. Формирование представлений о символике народного орнамента. Искусство орнамента в украшении жилища русского крестьянина. Образы-символы неба, солнца, воды, земли, птиц, животных. Особенности орнамента деревянной резьбы (в декоре избы), жостовского подноса (каймы и центральной части), гжельской керамики, павловских шалей, лоскутного шитья, вышивки в русском костюме. Ритмические схемы построения орнамента: ярусное расположение орнаментальных мотивов (в японском искусстве воздушных змеев), кайма, зеркально-симметричный, сетчатый орнамент; характер элементов (геометрический, растительный и зооморфный). Опыт художественно-творческой деятельности: ознакомление с русской деревянной и каменной архитектурой. Символика орнаментов в декоре крестьянского дома Русского Севера: повтор традиционной схемы узоров фасада (причелины, полотенце, наличники). Выполнение импровизаций по мотивам деревянного зодчества («Двор, что город, изба, что терем»), создание красоты образа древнего города («Город чудный...»), могущества крепостей-монастырей («Россия державная»). Отражение в рисунках регионального своеобразия памятников архитектуры; ознакомление с богородской резной игрушкой. Сравнительные особенности игрушек из дерева - токарной, топорно-щепной, резной. Своеобразие, пластичность форм богородской игрушки, специфика приемов резьбы. Отражение в забавном образе игрушки представлений о семейном ладе, труде и разных профессиях, любви к природе, уважения к воинству. Выполнение зарисовок (повтор, вариации) богородских игрушек, составление эскиза собственной игрушки с последующим конструированием (имитация на основе импровизаций) на уроках труда; ознакомление с искусством жостовских подносов. Своеобразие форм подносов, мотивов и приемов росписи (послойное кистевое письмо). Упражнения по освоению этапов росписи (замалевка, тенежка, бликовка, чертежка) на основе повтора и вариаций. Разновидности композиции (букет, ветка с угла, венок и т. д.). Создание цветочного узора (импровизация) на поверхности силуэта подноса («В жостовском подносе все цветы России») с последующим его конструированием (имитация) на уроках труда и росписью; ознакомление с искусством гжельской майолики. Своеобразие форм и росписи майоликовых сосудов. Цветовая гамма (охристый, коричневый, желтый, зеленый, малиновый цвета), мотивы росписи (растительные, архитектурные, зооморфные). Приемы кистевого письма, использование приема плавного растяжения цвета (экспериментирование с акварелью). Выполнение упражнений по освоению приемов гжельской росписи (повтор, вариации). Самостоятельное составление узора (импровизация) для росписи майоликовой тарелки («Родные края в росписи гжельской майолики»); ознакомление с народным костюмом народов России (Сибири) и мира (Финляндии, Латвии). Знакомство с традиционной зимней одеждой народа саами (лопари, лапландцы), нахождение общего в одежде из меха у разных народов мира. Связь мотивов орнаментального украшения одежды (из меха, бисера) с окружающей природой. Мотивы орнамента вязаных вещей (варежки, перчатки). Композиционные схемы сетчатых орнаментов. Создание эскиза украшения из бисера (импровизация); продолжение знакомства с русским народным костюмом. Выявление общего и различного в северном и южном костюмном комплексе, регионального своеобразия в костюме разных регионов России («В каждом посаде в своем наряде»). Упражнения на освоение орнаментальных мотивов русской вышивки. Рисование отгадок на загадки о русском народном костюме; знакомство с особенностями театрального исторического костюма - княжеские, царские одежды, костюм русских дружинников. Создание эскиза театрального костюма для постановки сказки, былины или спектакля на историческую тему («Жизнь костюма в театре»); ознакомление с искусством павловских шалей. Плат - головной убор в костюме русской крестьянки. Зарубежные истоки русских шалей. Творческое освоение орнаментального строя заграничных шалей русскими мастерами. Отражение в цветочных узорах на платках многоцветия родной земли (роза, шиповник, незабудки, ромашки и т. д.). Восточные мотивы - «огурец», «перец», «опахало». Цветовая гамма (контрастная, нюансная; с включением основного цвета, светлого и темного оттенков). Упражнения по рисованию цветов по мотивам узоров павловских платков. Композиционные схемы ритмического строя узоров для шали. Создание варианта орнаментальной композиции для украшения платка; ознакомление с искусством лоскутного шитья. Особенности композиции, характер орнаментальных мотивов (геометрические - квадрат, треугольник, прямоугольник). Модуль лоскутного шитья - квадрат - символ дома. Композиционные схемы узоров лоскутных ковриков: «изба» или «колодец», «елочки», «мельница», «грядки». Цветовая гамма в лоскутном шитье (монохромная - со ступенчатым растяжением цвета от темного к светлому и от светлого к темному; контрастная - с подбором лоскутков контрастных оттенков). Создание эскиза орнамента для лоскутного коврика («То дорого, что доброго мастерства») с дальнейшим исполнением в материале на уроках художественного труда.

Раздел

Количество часов Основы художественного изображения

17 часов Основы народного декоративного-прикладного искусства

17 часов


Требования к результатам освоения учебного курса учащимися Личностными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование универсальных учебных действий (УУД) - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты изучения курса «Изобразительное искусство является формирование универсальных учебных действий (УУД) Регулятивные УУД: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Познавательные УУД: - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Коммуникативные УУД: -готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Предметные результаты изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
-сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; - сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; - овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

В результате изучения изобразительного искусства обучающийся должен:

знать/понимать:

• доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона;

• понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;

• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров

• приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;

• основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);

• основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;

• разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);

уметь:

• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;

• правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;

• применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;

• выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;

• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;

• рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;

выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;

• высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;

• воспитывать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;





Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 3 класс; Москва, Просвещение, 2013 год



Технические средства обучения (ТСО)
Экспозиционный экран.
Аудиопроигрыватель.
Персональный компьютер.
Диапроектор (эпидиаскоп).
Мультимедийный проектор
Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

Раздаточный материал:


№1 Шаблоны

№2 Альбом, краски, баночка для воды


Экранно -звуковые пособия:


№1 Компакт -диск « Изобразительное искусство.3 класс»



Контрольно-оценочная деятельностьв3 классе

Оценка результатов художественной деятельности каждого ученика осуществляется в ходе текущих и тематических проверок: на уроках, в сфере внеклассной работы при выполнении самостоятельной практико-ориентированной и художественно-творческой деятельности. Участие обучающегося в различных формах проектной и культурно-досуговой деятельности (выставки художественных работ, художественные конкурсы, оформление театральных спектаклей, классного уголка и т.п.) является не только важнейшим условием становления художественно-эстетической культуры, но и одним из главных показателей успешности достижения планируемых результатов.

Текущий контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной, письменной и практической формах или в их сочетании посредством проведения индивидуального, группового и фронтального опроса с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах. Поурочный контроль по изобразительному искусству предполагает проверку знаний учащихся по разделам программы, а также оценивание практической работы на определённом этапе её реализации (выполнение линейно-конструктивного рисунка натюрморта, эскиза росписи объекта и т. д.).

Тематический контроль предполагает осуществление комплексной проверки знаний, умений и навыков учащихся по отдельным видам художественной деятельности, оценку практической (творческой) работы по заданной теме (многоплановые сюжетные композиции), выполнение рисунка натюрморта с натуры, по памяти, по воображению, создание композиций декоративно-прикладного характера.

При осуществлении устного или письменного опроса учитываются:

  • полнота ответа;

  • применение в ответе изучаемых терминов и понятий;

  • образность и выразительностьречи.

При оценке практической работы следует принимать во внимание:

  • выполнение учебной задачи урока;

  • художественную выразительность композиции;

  • владение учеником техническими приёмами и навыками работы различными инструментами и художественными материалами.

Критерии оценивания

"5" учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное

"4" учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее

характерное

"3" учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала

"2" учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока









© 2010-2022