Разработка урока и презентация по русскому языку Алфавит. Упражнения в чтении и письме

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Класс: 1 Б Урок обучения грамоте Тема урока: «Алфавит. Упражнения в чтении и письме» Цели урока:
  1. Познакомить с алфавитом (азбукой) и его ролью в жизни людей.
  2. Формировать умения использовать алфавит на практике.
  3. Способствовать развитию орфографической зоркости.
  4. Расширять кругозор учащихся; развивать мышление, речь.

Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал, лента звуков и букв.

Ход урока:

  1. Организационный момент. (1 кадр)
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу. - Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. II. Ход урока:
  1. Актуализация знаний


- Сегодня необычный день: мы прощаемся с азбукой. (2 кадр)

Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.



Сегодня наш первый учебник проведёт вас по сказочной стране. Герои, с которыми нам предстоит встретиться, подготовили для вас задания. - Но что же это за герои? Отгадайте! (3, 4, 5 кадры)

В одной весёлой книжке Живёт смешной мальчишка. Он многого не знает, Учиться не желает (Незнайка)
Летает, но не самолёт, С пропеллером, но не вертолёт, Сладкое любит, но не медведь, Любит на люстре он посидеть (Карлсон)
- С какой буквы пишутся имена сказочных героев?

Появилась девочка в чашечке цветка, И была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке та девочка спала И маленькую ласточку от холода спасла (Дюймовочка)

Скорей бы приблизился вечер, И час долгожданный настал, Чтоб мне в золочёной карете Поехать на сказочный бал. (Золушка)
Убежали от грязнули Чашки, ложки и кастрюли. Ищет их она, зовёт И в дороге слёзы льёт (Федора)
Он весел и незлобен, Этот милый чудачок. С ним хозяин - мальчик Робин Он зовётся … (Пятачок)
- Какие ещё слова пишутся с заглавной буквы? (ответы детей) - Это было первым заданием для вас от сказочных героев.

  1. Минутка красивого письма от Незнайки (6 кадр)
- Соберите из данных букв слово (задание на экране)
  • 1) Парный глухой согласный из слова МЫСЛЬ
  • 2) Непарный звонкий согласный из слова ЛЁД
  • 3) Ударный гласный из слова ГОРКА
  • 4) Парный звонкий согласный из слова ВОРОТА
  • 5) Безударный гласный из слова ВОДА
Ответ: слово Дети записывают сначала буквы, а рядом слово.
  1. Задание от Карлсона:
Разбить слово на слоги, поставить ударение, сделать звуко-буквенный разбор слова (нарисовать кружочки)
  1. Физкульт. мин. (для глаз) (7 кадр)
  2. - До сегодняшнего дня мы изучали с вами буквы.
- Для чего? (чтобы составлять слова, а из слов предложения) - В некоторых словах нам встречались опасные места. - Давайте их вспомним (оглушение парной звонкой согласной, безударная гласная, жи - ши, ча -ща, чу - щу) - Мы не сможем их повторить на одном уроке, скоро у нас начнётся русский язык, где мы подробно будем разбирать все орфограммы.
Задание от Дюймовочки: Дети работают парами. Им раздаются карточки со словами, в которых пропущены буквы. Необходимо вставить эти буквы. Слова: жираф, шишка, лыжи, чашка, щавель, щука, чудовище. Самопроверка с экрана. (8 кадр) III. Закрепление пройденного материала 1. Повторение алфавита

- Отгадайте загадки:

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Алфавит) (9 кадр)

Прилетели галки в поле
И уселись на снегу…
Стану я учиться в школе -
Разобраться в них смогу! (Буквы) - Когда мы только начинали изучать азбуку, нам предложили коробку с кубиками. И вместо букв здесь были рисунки. День за днём, шаг за шагом вы узнавали буквы, учились читать и теперь, все буквы вам знакомы. Откройте Азбуку на стр. 160. Перед вами всё те же кубики, но лежат другой стороной, той, где напечатаны буквы. - Почему буквы стоят в таком порядке? (Надо знать определённый порядок букв, чтобы ими пользоваться: располагать какие-то названия, слова. Так удобнее и легче для поиска) - Как называется расположение букв в установленном порядке? (Азбука, алфавит). Азбука это русское название, а вот откуда пришло к нам слово алфавит, мы сейчас узнаем. Рассказ подготовленного ребёнка: слово алфавит пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая в это время называлась «вита» получилось слово «алфавит». Вот так и живут слова - близнецы: русское слово «азбука» и греческое слово «алфавит». - Сколько всего букв в русском алфавите? 33 - Кто расскажет нам алфавит наизусть, называя правильно каждую букву.(Ответы детей). (10 кадр) 2. Повторение изученного о буквах и звуках. - Сколько гласных букв? 10 - Назовите их. (Ответы детей) - Сколько гласных звуков? 6 - Назовите их. - Сколько согласных букв? 21 - Сколько согласных звуков? 36 - Назовите согласные звонкие. - Согласные глухие. - Только твёрдые, только мягкие. (Ответы детей) - Сколько букв, не обозначающих звука? 2 3. Задание от Золушки игра «Каких букв больше?» (11 кадр) Прочитать с экрана предложение: Яблоньку за яблочки любят, а пчёлку за мёд. Мальчики считают гласные буквы, а девочки согласные буквы. Определяется победитель: кто правильно, назвал и посчитал все буквы. (14 г., 19 с.) 3. Предназначение алфавита. - Для чего же нужен алфавит?

  • Для работы со словарём.
  • Фамилии в классном журнале расположены в алфавитном порядке, чтобы быстрее найти нужную фамилию.
  • В архивах, в библиотеках карточки расположены в алфавитном порядке. Книги тоже расположены в алфавитном порядке.
  • При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке, т. е. по алфавиту.
4. Задание от Федоры. (12 кадр) Вы все прекрасно знаете эту сказочную героиню. Она зашифровала слова в ребусы, просит их разгадать и расположить в алфавитном порядке. Слова разгадывает весь класс. Затем дети работают с раздаточным материалом над словами: крот, бабочка, сорока, гроза, экран, ворона. Конечный результат: бабочка, ворона, гроза, крот, сорока, экран. IV. Итог урока: - Что вам показалось важным на уроке? - Для чего в жизни нужен алфавит? - С каким настроением вы уйдёте с урока? Выберете на экране смайлика, соответствующего вашему настроению.












© 2010-2022