- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира по теме «Россия и её соседи. Япония» (4 класс)
Урок окружающего мира по теме «Россия и её соседи. Япония» (4 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шеломова Е.Ю. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Управление образованием администрации Куединского района
Разработка
урока окружающего мира по теме
«Россия и её соседи. Япония»
(4 класс)
Разработку подготовила:
Шеломова Е.Ю..,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МОУ «Куединская средняя
общеобразовательная школа №2-БШ»
Куеда, 2011
План - конспекта урока Класс: 4 Предмет: окружающий мир Тема: Россия и её соседи. Япония. Цель: изучение Японии, страны-соседа России. Задачи:
- Образовательные:
- Развивающие:
- познавательную компетенцию
- информационную компетенцию
- коммуникативную компетенцию
3. Воспитательные: Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Планируемый результат: Предметные результаты: - учащиеся в ходе урока узнают об особенностях географического положения Японии, своеобразии природы, культурных традиций, быта японского народа; Метапредметные результаты: учащиеся усовершенствуют умения: - извлекать и систематизировать, оценивать и точно излагать полученную информацию, задавать вопросы, участвовать в диалоге; - представлять информацию в табличном виде; - планировать своё действие в группе в соответствии с поставленной задачей; - выполнять роль в соответствии с учебной задачей, выражать свою позицию. Личностные результаты: - осознают значимость уважительных добрососедских отношений, как между людьми, так и между государствами; - получат возможность развить эмоциональную отзывчивость на эстетические явления. Тип урока: усвоение новых знаний. Оборудование: презентации, компьютер, проектор, экран, ноутбук, листы с печатными текстами, предметы японского быта и культуры, листы - заготовки для кластера и сводной таблицы, звукозапись японской мелодии.
.Используемые технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология компетентностно-ориентированных заданий. Формируемые метапредметные категории: рисунок и схема (умение работать с таблицами, кластером), роль и позиция (умение выполнять роли в ходе групповой работы, высказывать мнение).
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Компетентность.
Аспект.
Дидактический материал
1. Стадия вызова.
1. Организационный момент. Приветствие учителя.
- Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, мне приятно видеть ваши внимательные глаза и добрые улыбки. Надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом.
Слайд 1
- Как вы понимаете их смысл?
- Как вы думаете, можно ли успешно общаться со своим соседом по дому, если не знаешь, как его зовут, что он любит, чем интересуется?
- Люди планеты Земля, независимо от того, какой они национальности, стараются сохранять мир, добрые отношения и взаимопонимание, стараются быть добрыми соседями.
- Соседями могут быть не только люди, но и страны. Так и у России много государств-соседей. Чтобы сохранить дружеские отношения с ними, нужно знать их особенности и с уважением к ним относиться.
- Ваш ответ правильный. Мы сегодня будем знакомиться с Японией!
4. Целеполагание.
- Что вы знаете о Японии?
- Можете ли вы ответить на вопрос: В чём особенность страны-соседа Япония?
- Что для этого нужно узнать?
- Что нужно сделать, чтобы достичь поставленные цели?
Объясняют смысл пословиц.
Высказывают предположение о восточном происхождении предметов, называют страну Японию
Принимают
учебную задачу.
Формулируют цель.
предстоящей деятельности, определяют способы ее достижения.
Коммуникативная компетентность.
Аспект: диалог (участие в диалоге в соответствии с нормами)
Познавательная компетентность.
Аспект: целеполагание.
Слайд 2, 3
Слайд 4 Икебана, бонсай, веер, иероглифы на доске, картина, нэцкэ, столик с пиалами и хасси, циновки. Изображение предметов:
proshkolu.ru/user/Helomova71/file/1167931/
Слайд 5
2.Стадия осмысления.
1. Организация поискового пространства.
- Знакомиться с этой загадочной страной я предлагаю по группам, каждая из которых будет выступать в роли ученых: 1-ю группу назовем «Страноведы». Скажите, о чем вы будите говорить? Учитель уточняет: будете говорить о географическом положении Японии, столице, государственных символах, о растительном и животном мире 2-я группа - «Искусствоведы». Вспомните, что относится к искусству, подумайте, с чем вам предстоит нас познакомить. Учитель уточняет: обратите внимание на традиции и обычаи, особенности японской кухни, ритуалы, связанные с приемом пищи. 3-я группа - «Этнографы». Это ученые, которые изучают быт и нравы народов, их культуру. Нам будет интересно услышать, в чем особенность культурных традиций японского народа. Учитель уточняет: отразите особенности архитектуры, литературы, изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества, ремёсел. 4-ю группу я предлагаю назвать «Специалистами по детству». Догадались, о чем пойдет речь? Учитель уточняет: рассказать об особенностях жизни японских детей. - Перед началом работы определим критерии, по которым вы будете оценивать выступления
- Работать мы будем под волшебные звуки японской мелодии.
2. Организация работы групп. Оказание консультационной помощи.
Принимают роль, в которой будут работать.
Определяют круг вопросов, необходимых для изучения
Называют критерии: полнота представленной информации, ясность изложения.
Работают в группах:
- изучают тексты, слайд-презентацию, обрабатывают полученную информацию;
- выполняют компетентностно-ориентированные задания;
- готовятся к представлению результатов групповой работы
Познавательная компетентность.
Аспект: планирование деятельности
Информационная компетентность
Аспекты:
- извлечение и обработка, сохранение информации, представление в виде таблицы, схемы.
Коммуникативная компетентность.
Аспект: письменная
коммуникация.
Аспект: продуктивная групповая коммуникация.
Слайды 6-9
Японская мелодия:
proshkolu.ru/user/Helomova71/file/1167931/
«Страноведы»: компетентностно-ориентированное задание (Приложение 1), детали для изготовления флага, карта мира.
«Этнографы»: компетентностно-ориентированное задание (Приложение 2), столик с пиалами и хасси, циновки.
«Искусствоведы»: слайд-презентация "Искусство Японии", компетентностно-ориентированное задание (Приложение 3), заготовка-кластер, икебана, бонсай, иероглифы на доске, картина, нэцкэ.
«Специалисты по детству»: компетентностно-ориентированное задание (Приложение 4), заготовка для сводной таблицы
3. Стадия рефлексии.
1. Организация публичной презентации.
- Отзвучали последние аккорды музыки. Мы готовы заслушать выступления групп.
Задаёт уточняющие вопросы, дополняет выступления групп:
«Страноведы».
Дополнительная информация учителя:
-Япония - восточный сосед России, государство в Восточной Азии, занимает цепь островов (всего около 6 тыс.), омываемых Тихим океаном, Японским, Охотским и Восточно-Китайским морями. В Японии лето жаркое с проливными дождями. Осень - пора цветения хризантем, ярко-красной листвы клёнов. Зима - мягкая, снег выпадает, но быстро тает. Весной цветёт сакура, лилии, ирисы, азалии. Из-за обилия солнечных дней и влаги растительный мир Японии очень богат и разнообразен. Животный мир Японии, напротив, не отличается разнообразием.
«Искусствоведы».
Дополнительная информация учителя:
- Японская письменность - это сложные иероглифы. Поэтому японский язык - один из самых сложных.
Широко известны и за пределами Японии вид поэтической формы хокку - это трехстишье, состоящее из 17 слогов.
Для японской живописи характерно любование природой, умение находить красоту во всем. Самым древним из видов искусств Японии является скульптура, основной материал - дерево.
Традиционные японские виды искусства - создание композиций из срезанных цветов - икебана, выращивание маленького деревца в горшке - бонсай, миниатюрная скульптура - нэцкэ.
Японские храмы и замки удивляют своими своеобразными крышами.
«Этнографы».
Дополнительная информация учителя:
- В Японии большое значение придаётся понятиям «долг» и «обязательство». Существуют определенные правила жестикуляции, существует бесчисленное множество правил и хороших манер поведения за столом. Удивительна японская кухня: основой приготовления блюд является рис, соевый творог, морепродукты.
В стране насчитывается 15 государственных праздников.
"Специалисты по детству».
Дополнительная информация учителя:
- Школьное обучение начинается с 6 лет. Дети учатся строго соблюдать принятые правила и законы школьной жизни. Тот, кто их не соблюдает, «теряет лицо», а для японца нет ничего постыднее. Для этого японские дети много учатся. В Японии самой большой ценностью являются знания. Знания 15-летних японцев являются одними из лучших в мире.
2. Организация рефлексивного пространства. - Наше виртуальное путешествие подходит к концу. - Вернёмся к вопросу нашего урока: В чём особенность страны-соседа Япония?
- Чему мы можем у неё научиться?
-
Чтобы быть успешным, надо много трудиться.
-
На все ли вопросы вы нашли ответы?
-
Где можно найти интересующую вас информацию?
-
Обобщим полученные знания, составив синквейн.
- Оцените свой вклад в достижение общего результата урока, деятельность своей группы, результат урока - полученные вами знания, поставив отметки в таблицу:
Я
Мы
Дело
3. Заключительный момент.
- Мы разные, но нужно уметь жить в мире и согласии друг с другом, своими родственниками и соседями.
- Как вы думаете, как переводятся эти иероглифы?
- Спасибо! - [аригато:]
-Мне было приятно с вами работать.
Представляют результаты групповой работы
Учащиеся из других групп задают вопросы выступающим, оценивают выступление по заданным критериям
Называют главные особенности Японии.
Дают ответ на вопрос.
Определяют источники информации: Интернет, словари, энциклопедии.
Составляют синквейн, один из участников группы представляет синквейн. Предполагаемый ответ:
Япония
Красивая, необычная,
изумляет, удивляет, радует
Япония - страна восходящего солнца.
Соседка
Оценивают деятельность на уроке по 5-бальной шкале
Коммуникативная компетентность
Аспекты:
- публичное
выступление;
- продуктивная групповая коммуникация;
- умение задавать вопросы.
Информационная компетентность
Аспект: обработка информации.
Познавательная компетентность
Аспект Оценка результата \ продукта деятельности
Коммуникативная компетентность.
Аспект: диалог (участие в диалоге в соответствии с нормами)
Информационная компетентность
Аспект: письменная коммуникация
Познавательная компетентность
Аспект Оценка результата \ продукта деятельности
Слайд 10-13