Урок окружающего мира по теме «Россия и её соседи. Япония» (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образованием администрации Куединского района









Разработка

урока окружающего мира по теме

«Россия и её соседи. Япония»

(4 класс)





Разработку подготовила:

Шеломова Е.Ю..,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МОУ «Куединская средняя

общеобразовательная школа №2-БШ»




Куеда, 2011

План - конспекта урока Класс: 4 Предмет: окружающий мир Тема: Россия и её соседи. Япония. Цель: изучение Японии, страны-соседа России. Задачи:

  1. Образовательные:
Сформировать представления о географическом положении Японии, природе, быте и культуре японского народа.
  1. Развивающие:
развивать
  • познавательную компетенцию
- умение ставить цель, - умение принимать учебную задачу, - умение принимать роль в соответствии с учебной задачей, - умение планировать деятельность, оценивать результат своей деятельности, - умение осуществлять рефлексию деятельности;
  • информационную компетенцию
- умение извлекать, обрабатывать информацию, - умение представлять информацию в виде таблицы, схемы, - умение передавать полученную информацию;
  • коммуникативную компетенцию
- умение вести диалог, - умение самостоятельно следовать заданной процедуре группового обсуждения, - умение письменно оформлять свою мысль, - умение публичного выступления, - умение задавать вопросы и отвечать на вопросы, - умение выражать свою позицию,
3. Воспитательные: Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Планируемый результат: Предметные результаты: - учащиеся в ходе урока узнают об особенностях географического положения Японии, своеобразии природы, культурных традиций, быта японского народа; Метапредметные результаты: учащиеся усовершенствуют умения: - извлекать и систематизировать, оценивать и точно излагать полученную информацию, задавать вопросы, участвовать в диалоге; - представлять информацию в табличном виде; - планировать своё действие в группе в соответствии с поставленной задачей; - выполнять роль в соответствии с учебной задачей, выражать свою позицию. Личностные результаты: - осознают значимость уважительных добрососедских отношений, как между людьми, так и между государствами; - получат возможность развить эмоциональную отзывчивость на эстетические явления. Тип урока: усвоение новых знаний. Оборудование: презентации, компьютер, проектор, экран, ноутбук, листы с печатными текстами, предметы японского быта и культуры, листы - заготовки для кластера и сводной таблицы, звукозапись японской мелодии.
.Используемые технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология компетентностно-ориентированных заданий. Формируемые метапредметные категории: рисунок и схема (умение работать с таблицами, кластером), роль и позиция (умение выполнять роли в ходе групповой работы, высказывать мнение).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Компетентность.

Аспект.

Дидактический материал

1. Стадия вызова.

1. Организационный момент. Приветствие учителя.

- Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, мне приятно видеть ваши внимательные глаза и добрые улыбки. Надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом.

Слайд 1






2. Мотивация учащихся. Прочтите пословицы. Жить в соседях - быть в беседах. Добрый сосед - всегда есть хлеб.
  • Как вы понимаете их смысл?
  • Как вы думаете, можно ли успешно общаться со своим соседом по дому, если не знаешь, как его зовут, что он любит, чем интересуется?
  • Люди планеты Земля, независимо от того, какой они национальности, стараются сохранять мир, добрые отношения и взаимопонимание, стараются быть добрыми соседями.
  • Соседями могут быть не только люди, но и страны. Так и у России много государств-соседей. Чтобы сохранить дружеские отношения с ними, нужно знать их особенности и с уважением к ним относиться.
Момент удивления - Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно - «Страна наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подаёт женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным. - Посмотрите вокруг себя. Какие необычные предметы вас окружают? Как вы думаете, из какой страны они пришли?
- Ваш ответ правильный. Мы сегодня будем знакомиться с Японией!
4. Целеполагание.
  • Что вы знаете о Японии?

- Можете ли вы ответить на вопрос: В чём особенность страны-соседа Япония?
  • Что для этого нужно узнать?
  • Что нужно сделать, чтобы достичь поставленные цели?

Объясняют смысл пословиц.



Высказывают предположение о восточном происхождении предметов, называют страну Японию

Принимают

учебную задачу.

Формулируют цель.

предстоящей деятельности, определяют способы ее достижения.

Коммуникативная компетентность.

Аспект: диалог (участие в диалоге в соответствии с нормами)


Познавательная компетентность.

Аспект: целеполагание.





Слайд 2, 3

















Слайд 4 Икебана, бонсай, веер, иероглифы на доске, картина, нэцкэ, столик с пиалами и хасси, циновки. Изображение предметов:

proshkolu.ru/user/Helomova71/file/1167931/




Слайд 5

2.Стадия осмысления.


















1. Организация поискового пространства.


- Знакомиться с этой загадочной страной я предлагаю по группам, каждая из которых будет выступать в роли ученых: 1-ю группу назовем «Страноведы». Скажите, о чем вы будите говорить? Учитель уточняет: будете говорить о географическом положении Японии, столице, государственных символах, о растительном и животном мире 2-я группа - «Искусствоведы». Вспомните, что относится к искусству, подумайте, с чем вам предстоит нас познакомить. Учитель уточняет: обратите внимание на традиции и обычаи, особенности японской кухни, ритуалы, связанные с приемом пищи. 3-я группа - «Этнографы». Это ученые, которые изучают быт и нравы народов, их культуру. Нам будет интересно услышать, в чем особенность культурных традиций японского народа. Учитель уточняет: отразите особенности архитектуры, литературы, изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества, ремёсел. 4-ю группу я предлагаю назвать «Специалистами по детству». Догадались, о чем пойдет речь? Учитель уточняет: рассказать об особенностях жизни японских детей. - Перед началом работы определим критерии, по которым вы будете оценивать выступления
- Работать мы будем под волшебные звуки японской мелодии.

2. Организация работы групп. Оказание консультационной помощи.

Принимают роль, в которой будут работать.

Определяют круг вопросов, необходимых для изучения

Называют критерии: полнота представленной информации, ясность изложения.

Работают в группах:

- изучают тексты, слайд-презентацию, обрабатывают полученную информацию;

- выполняют компетентностно-ориентированные задания;

- готовятся к представлению результатов групповой работы

Познавательная компетентность.

Аспект: планирование деятельности



Информационная компетентность

Аспекты:

- извлечение и обработка, сохранение информации, представление в виде таблицы, схемы.

Коммуникативная компетентность.

Аспект: письменная
коммуникация.

Аспект: продуктивная групповая коммуникация.

Слайды 6-9

Японская мелодия:

proshkolu.ru/user/Helomova71/file/1167931/

«Страноведы»: компетентностно-ориентированное задание (Приложение 1), детали для изготовления флага, карта мира.

«Этнографы»: компетентностно-ориентированное задание (Приложение 2), столик с пиалами и хасси, циновки.

«Искусствоведы»: слайд-презентация "Искусство Японии", компетентностно-ориентированное задание (Приложение 3), заготовка-кластер, икебана, бонсай, иероглифы на доске, картина, нэцкэ.

«Специалисты по детству»: компетентностно-ориентированное задание (Приложение 4), заготовка для сводной таблицы

3. Стадия рефлексии.

1. Организация публичной презентации.

- Отзвучали последние аккорды музыки. Мы готовы заслушать выступления групп.

Задаёт уточняющие вопросы, дополняет выступления групп:

«Страноведы».

Дополнительная информация учителя:

-Япония - восточный сосед России, государство в Восточной Азии, занимает цепь островов (всего около 6 тыс.), омываемых Тихим океаном, Японским, Охотским и Восточно-Китайским морями. В Японии лето жаркое с проливными дождями. Осень - пора цветения хризантем, ярко-красной листвы клёнов. Зима - мягкая, снег выпадает, но быстро тает. Весной цветёт сакура, лилии, ирисы, азалии. Из-за обилия солнечных дней и влаги растительный мир Японии очень богат и разнообразен. Животный мир Японии, напротив, не отличается разнообразием.

«Искусствоведы».

Дополнительная информация учителя:

- Японская письменность - это сложные иероглифы. Поэтому японский язык - один из самых сложных.

Широко известны и за пределами Японии вид поэтической формы хокку - это трехстишье, состоящее из 17 слогов.

Для японской живописи характерно любование природой, умение находить красоту во всем. Самым древним из видов искусств Японии является скульптура, основной материал - дерево.

Традиционные японские виды искусства - создание композиций из срезанных цветов - икебана, выращивание маленького деревца в горшке - бонсай, миниатюрная скульптура - нэцкэ.

Японские храмы и замки удивляют своими своеобразными крышами.

«Этнографы».

Дополнительная информация учителя:

- В Японии большое значение придаётся понятиям «долг» и «обязательство». Существуют определенные правила жестикуляции, существует бесчисленное множество правил и хороших манер поведения за столом. Удивительна японская кухня: основой приготовления блюд является рис, соевый творог, морепродукты.

В стране насчитывается 15 государственных праздников.

"Специалисты по детству».

Дополнительная информация учителя:

- Школьное обучение начинается с 6 лет. Дети учатся строго соблюдать принятые правила и законы школьной жизни. Тот, кто их не соблюдает, «теряет лицо», а для японца нет ничего постыднее. Для этого японские дети много учатся. В Японии самой большой ценностью являются знания. Знания 15-летних японцев являются одними из лучших в мире.

2. Организация рефлексивного пространства. - Наше виртуальное путешествие подходит к концу. - Вернёмся к вопросу нашего урока: В чём особенность страны-соседа Япония?

- Чему мы можем у неё научиться?

  • Чтобы быть успешным, надо много трудиться.

  • На все ли вопросы вы нашли ответы?

  • Где можно найти интересующую вас информацию?

  • Обобщим полученные знания, составив синквейн.

- Оцените свой вклад в достижение общего результата урока, деятельность своей группы, результат урока - полученные вами знания, поставив отметки в таблицу:

Я

Мы

Дело

3. Заключительный момент.

- Мы разные, но нужно уметь жить в мире и согласии друг с другом, своими родственниками и соседями.

- Как вы думаете, как переводятся эти иероглифы?

- Спасибо! - [аригато:]

-Мне было приятно с вами работать.

Представляют результаты групповой работы

Учащиеся из других групп задают вопросы выступающим, оценивают выступление по заданным критериям

Называют главные особенности Японии.

Дают ответ на вопрос.

Определяют источники информации: Интернет, словари, энциклопедии.

Составляют синквейн, один из участников группы представляет синквейн. Предполагаемый ответ:

Япония

Красивая, необычная,

изумляет, удивляет, радует

Япония - страна восходящего солнца.

Соседка

Оценивают деятельность на уроке по 5-бальной шкале

Коммуникативная компетентность

Аспекты:

- публичное
выступление;

- продуктивная групповая коммуникация;

- умение задавать вопросы.

Информационная компетентность

Аспект: обработка информации.

Познавательная компетентность

Аспект Оценка результата \ продукта деятельности


Коммуникативная компетентность.

Аспект: диалог (участие в диалоге в соответствии с нормами)

Информационная компетентность

Аспект: письменная коммуникация


Познавательная компетентность

Аспект Оценка результата \ продукта деятельности



Слайд 10-13



© 2010-2022