Программа по развитию мелкой моторики для слепых и слабовидящих детей

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка. Программа по развитию осязания и мелкой моторики разработана на основе требований ФГОС. Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и мелкой моторики пальцев кистей рук.Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или снижения зрения дети не могут овладеть различными предметно-практическими действиями. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук. Цель- создание условий для преодоления трудностей при усвоении материала школьной программы через развитие мелкой моторики. Задачи: Образовательные: формирование произвольных координаций движений пальцев рук,глаз; гибкости рук; ритмичности развития осязательного восприятия; формирование практических умений и навыков; обучать различным навыкам работы с бумагой и пластилином; Развивающие: развитие мелкой моторики руки; совершенствование двигательных навыков; развитие познавательных психических процессов произвольного внимания , логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти; развитие речи детей; Воспитательные: воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим; воспитывать и развивать художественный вкус; воспитывать усидчивость и целенаправленность. Овладение приемами осязательного восприятия объекта и умения выполнять практические действия при участии тактильно двигательного анализатора дает детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы в пространстве, что позволяет им быть более активнее, любознательнее.Работа по развитию осязания и мелкой моторики осуществляется через работу кружка, который проводится во время развивающих занятий.Данная программа разработана на 34 часа. Оптимальный вариант реализации программы-1час в неделю.

-Творческая деятельность.

-Наглядный метод обучения и метод практических действий.

-Ориентировочно-исследовательская деятельность.
Формы и методы работы. Дидактические игры и игровые упражнения.

-Занимательные задания.

-Творческая деятельность.

-Наглядный метод обучения и метод практических действий.

Ориентировочно- исследовательская деятельность.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

1.Тестирование- 2 часа.

  1. Пальчиковый игротренинг -6 часов.

  2. Игры и упражнения на тактильную чувствительность -4 часа.

  3. Тестопластика -6 часов.

  4. Ориентировка -2 часа.

  5. Сенсомоторика-3 часа.

  6. Упражнения и игры с мелкими предметами -5 часов.

  7. Озорной карандаш -2 часа.

  8. Работа с ножницами -3 часа.

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Название раздела

Сроки

1

Тестирование . Игра « Золушка»

03.09.13

2

Тестирование. Мозаика, конструктор. Умение оперировать предметами.

10.09.13

3

Пальчиковый игротренинг.Упражнения способствующие свободно и непринужденно пользоваться движениями рук. Упражнения сопровождающиеся стихами.

17.09.13

4

Пальчиковый игротренинг. Самомассаж кистей и пальцев рук.

24.09.13

5

Пальчиковый игротренинг. « Веселые пальчики».

01.10.13

6

Пальчиковый игротренинг. Пальчиковая гимнастика с предметами.

08.10.13

7

Пальчиковая игротренинг. Пальчиковая гимнастика с предметами.

22.10.13

8

Пальчиковый игротренинг. Пальчиковые кинезиологические упражнения.

29.10.13

9

Упражнения и игры на развитие тактильной чувствительности. Игра «кладоискатель».

12.11.13

10

Упражнения и игры на развитие тактильной чувствительности. Умение оперировать нитками. Изготовление кукол из ниток.

19.11.13

11

Упражнения и игры на развитие тактильной чувствительности . Изготовление кукол из ниток.

26.1113

12

Упражнения и игры на развитие тактильной чувствительности. Специально развивающая игра « лыжи».

03.12.13

13

Тестопластика. . Основные приемы лепки.

10.12.13

14

Тестопластика. Лепка хлебных фигурок « каравай».

17.12.13

15

Тестопластика Лепка фигур овощей и ягод « ягода-малина».

24.12.13

16

Тестопластика. Лепка фигур насекомых « бабочка».

14.01.14

17

Тестопластика. Лепка обьемных цветов « лесная полянка».

21.01.14

18

Тестопластика. Лепка фигур грибов «лесные дары».

28.01.14

19

Ориентировка на месте и по сторонам тела, игра « птички»

04.02.14

20

Ориентировка на листе бумаги. Оригами « лягушка»,

11.02.14

21

Сенсомоторика. Аппликация из бросового материала «рыбки».

18.02.14

22

Сенсомоторика. Аппликация из бросового материала «нарциссы».

04.03.14

23

Сенсомоторика. Аппликация из бросового материала «лошадка».

11.03.14

24

Игры и действия с мелкими предметами. Умение оперировать берестой. Изготовление бус из бересты.

18.03.14

25

Игры и действия с мелкими предметами. Игры с пуговицами.Аппликация из пуговиц

25.03.14

26

Игры и действия с мелкими предметами. Умение оперировать шнурками . Шнуровка.

01.04.14

27

Игры и действия с мелкими предметами. Умение оперировать шнурками .Рисование веревочкой.

08.04.14

28

Игры и действия с мелкими предметами. Мозаика , конструктор.

15.04.14

29

Озорной карандаш . Графический диктант. Дорисовка.

22.04.14

30

Озорной карандаш. Штриховка Работа с трафаретами.

04.05.14

31

Работа с ножницами, ТБ при работе с ножницами. Умение вырезать ткань.Лоскутная аппликация «скоро весна».

11.05.14

32

Работа с ножницами. Изготовление сувенирных коробочек.

18.05.14

33

34

Работа с фигурными ножницами. Изготовление сувенирных коробочек.

Выставка работ « Умелые руки»

25.05.14

28.05.14

Содержание

  1. Пояснительная записка.

  2. Тематический план.

  3. Содержание программы.

  4. Календарно- тематический план.

  5. Условия реализации программы.

  6. Дидактический материал и техническое обеспечение.

  7. Итоговое тестирование.

  8. Литература.

  9. Приложение.

Содержание программы.

1 Диагностика.

Для обследования мелкой моторики руки применяю различные диагностические методы:

различные манипуляции с бумагой; тактильные ощущения-узнавание предмета и формы на ощупь; сила тонуса- сжатие рук взрослого одной (двумя) руками; координация движений-вдевание нитки в иголку; обследование щепоти руки- катание шарика; загибание пальчиков.

2.Пальчиковый игротренинг.

Развитие речи благотворно влияет на развитие речи , что способствует успехам в обучении. При использовании пальчиковой гимнастики дети разучивают текст , что воспитывает быстроту реакции, пространственное мышление , эмоциональную выразительность. Использую в работе пальчиковую гимнастику с предметами. В данном учебном году впервые включены пальчиковые кинезиологические упражнения. Успешно применяется на практике самомассаж с помощью различных предметов - мяч , грецкий орех, прищепки.

3.Игры и действия с мелкими предметами.

Для укрепления и развития детской руки рекомендуется различные упражнения с различными предметами. Работа с мозаикой предполагает выкладывание более сложных фигур. Запланированы занятия с берестой - научимся резать бересту , закручивать и заклеивать.Запланирована работа со шнурками- научимся завязывать узелки, шнурки, выкладывать узоры.


  1. Тестопластика. Нетрадиционная методика работы с детьми для развития мелкой моторики и привития эстетического и художественного вкуса.Воспроизводя тот или иной предмет , дети знакомятся с его формой ,развивается наблюдательность .Почему именно тестопластика? Тесто достаточно легкий в использовании материал . Экологически чистый , дешевый. Его можно заготовит впрок, покрасить , изделия легко подвергаются сушке. Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства.Занятия тестопластикой оказывают благоприятное влияние на развитие мелкой моторики .Неоценимую помощь эти занятия могут оказывать детям с задержкой психического развития.


  1. Озорной карандаш. Чем больше уверенности в движениях детской руки , тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда.Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.Одним из форм развития мелкой моторики является рисование. На данных занятиях запланировано штриховка с помощью трафарета , графические диктанты, раскраски и т. д. Специалистами ( Морозова Н Г ) отмечено , что занятия рисованием благотворно влияют на воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта.


  1. Игры и упражнения на развитие тактильной чувствительности.

Развитие тактильной чувствительности у слепых детей компенсирует дефект зрения.Благодаря тактильной чувствительности воспринимается форма, размеры, фактура предмета, читается шрифт Брайля, и рельефные рисунки. Игра «кладоискатель» запланирована для всего класса.В емкость накладывается песок и прячется клад.Нужно найти клад руками.Воздействие песка оказывает успокаивающее и массажирующее влияние. Одновременно играет 1-2 ребенка. Запланирована работа с нитками. Это изготовление кукол из ниток и закручивание ниток в клубок.


  1. Ориентировка.Ориентировочный навык складывается в результате формирования условно-рефлекторных связей. Запланировано 2 занятия. Занятия будут проводится в спортивном зале в виде подвижных игр.


  1. Сенсомоторика. У детей с нарушением зрения отмечается сенсомоторная слабость- несформированность знаний об определенных сенсорных эталонах; возникают трудности в графическом восприятии фигур; дети не обладают рацоинальными приемами обследовании фигур. Запланированы выполнение аппликаций из бросового материала, воспитывающее в детях трепетное отношение к окружающему миру.


  1. Работа с ножницами.Умение вырезать ножницами очень хорошо развивает мелкую моторику. Перед тем ,как давать детям ножницы, провожу Т Б , правильно выбираем ножницы. Запланированы изготовление сувенирных коробочек, для чего нужно уметь вырезать плотную бумагу. Также запланирована работа с тканью.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Систематическое проведение занятий.

Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

Создание условий для успешной деятельности учащихся.

Обеспечение учебным материалом.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Настольные игры, конструктор, мозаика, пазлы.

Материал для занятий тестопластикой.

Материал для аппликаций.

Картотека пальчиковых игр.

Природный материал.

Бросовый материал.

Нитки, кусочки ткани.

Трафареты.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

Сформированы умения ориентироваться в микроплоскости.

Умения успешно оперировать ножницами, клеем, бумагой, нитками, тканью.

Присутствие интереса к занятиям.

Сформированы графические навыки

ЛИТЕРАТУРА.


  1. Педагогическая копилка-тетрадь с разработками.

  2. «Мой мизинчик, где ты был»/ Т Ю Бородина.-М.: Просвещение, 2012-15 стр.

  3. Аппликации из бумаги./ С Афонькин. - П.: Питер, 2013, - 25 карточек.

  4. Номера детских журналов « непоседа», «смекалочка»

  5. Волшебный картон /Н Васина - М.: Айрис-пресс, 2013.-112 стр

  6. Что можно сделать из природного материала/Э.К.Гульянц - книга для воспитателя.- М.: Просвещение, 1991. - 175 стр

  7. Интернет- ресурсы: сайт « Страна мастеров»,

сайт «Самоучка»,

сайт « Академия»,

сайт « Мастерим вместе с мамой»




© 2010-2022