- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по развитию мелкой моторики для слепых и слабовидящих детей
Программа по развитию мелкой моторики для слепых и слабовидящих детей
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Корепанова А.А. |
Дата | 20.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка. Программа по развитию осязания и мелкой моторики разработана на основе требований ФГОС. Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и мелкой моторики пальцев кистей рук.Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или снижения зрения дети не могут овладеть различными предметно-практическими действиями. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук. Цель- создание условий для преодоления трудностей при усвоении материала школьной программы через развитие мелкой моторики. Задачи: Образовательные: формирование произвольных координаций движений пальцев рук,глаз; гибкости рук; ритмичности развития осязательного восприятия; формирование практических умений и навыков; обучать различным навыкам работы с бумагой и пластилином; Развивающие: развитие мелкой моторики руки; совершенствование двигательных навыков; развитие познавательных психических процессов произвольного внимания , логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти; развитие речи детей; Воспитательные: воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим; воспитывать и развивать художественный вкус; воспитывать усидчивость и целенаправленность. Овладение приемами осязательного восприятия объекта и умения выполнять практические действия при участии тактильно двигательного анализатора дает детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы в пространстве, что позволяет им быть более активнее, любознательнее.Работа по развитию осязания и мелкой моторики осуществляется через работу кружка, который проводится во время развивающих занятий.Данная программа разработана на 34 часа. Оптимальный вариант реализации программы-1час в неделю.
-Творческая деятельность.
-Наглядный метод обучения и метод практических действий.
-Ориентировочно-исследовательская деятельность.
Формы и методы работы. Дидактические игры и игровые упражнения.
-Занимательные задания.
-Творческая деятельность.
-Наглядный метод обучения и метод практических действий.
Ориентировочно- исследовательская деятельность.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
1.Тестирование- 2 часа.
-
Пальчиковый игротренинг -6 часов.
-
Игры и упражнения на тактильную чувствительность -4 часа.
-
Тестопластика -6 часов.
-
Ориентировка -2 часа.
-
Сенсомоторика-3 часа.
-
Упражнения и игры с мелкими предметами -5 часов.
-
Озорной карандаш -2 часа.
-
Работа с ножницами -3 часа.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№
Название раздела
Сроки
1
Тестирование . Игра « Золушка»
03.09.13
2
Тестирование. Мозаика, конструктор. Умение оперировать предметами.
10.09.13
3
Пальчиковый игротренинг.Упражнения способствующие свободно и непринужденно пользоваться движениями рук. Упражнения сопровождающиеся стихами.
17.09.13
4
Пальчиковый игротренинг. Самомассаж кистей и пальцев рук.
24.09.13
5
Пальчиковый игротренинг. « Веселые пальчики».
01.10.13
6
Пальчиковый игротренинг. Пальчиковая гимнастика с предметами.
08.10.13
7
Пальчиковая игротренинг. Пальчиковая гимнастика с предметами.
22.10.13
8
Пальчиковый игротренинг. Пальчиковые кинезиологические упражнения.
29.10.13
9
Упражнения и игры на развитие тактильной чувствительности. Игра «кладоискатель».
12.11.13
10
Упражнения и игры на развитие тактильной чувствительности. Умение оперировать нитками. Изготовление кукол из ниток.
19.11.13
11
Упражнения и игры на развитие тактильной чувствительности . Изготовление кукол из ниток.
26.1113
12
Упражнения и игры на развитие тактильной чувствительности. Специально развивающая игра « лыжи».
03.12.13
13
Тестопластика. . Основные приемы лепки.
10.12.13
14
Тестопластика. Лепка хлебных фигурок « каравай».
17.12.13
15
Тестопластика Лепка фигур овощей и ягод « ягода-малина».
24.12.13
16
Тестопластика. Лепка фигур насекомых « бабочка».
14.01.14
17
Тестопластика. Лепка обьемных цветов « лесная полянка».
21.01.14
18
Тестопластика. Лепка фигур грибов «лесные дары».
28.01.14
19
Ориентировка на месте и по сторонам тела, игра « птички»
04.02.14
20
Ориентировка на листе бумаги. Оригами « лягушка»,
11.02.14
21
Сенсомоторика. Аппликация из бросового материала «рыбки».
18.02.14
22
Сенсомоторика. Аппликация из бросового материала «нарциссы».
04.03.14
23
Сенсомоторика. Аппликация из бросового материала «лошадка».
11.03.14
24
Игры и действия с мелкими предметами. Умение оперировать берестой. Изготовление бус из бересты.
18.03.14
25
Игры и действия с мелкими предметами. Игры с пуговицами.Аппликация из пуговиц
25.03.14
26
Игры и действия с мелкими предметами. Умение оперировать шнурками . Шнуровка.
01.04.14
27
Игры и действия с мелкими предметами. Умение оперировать шнурками .Рисование веревочкой.
08.04.14
28
Игры и действия с мелкими предметами. Мозаика , конструктор.
15.04.14
29
Озорной карандаш . Графический диктант. Дорисовка.
22.04.14
30
Озорной карандаш. Штриховка Работа с трафаретами.
04.05.14
31
Работа с ножницами, ТБ при работе с ножницами. Умение вырезать ткань.Лоскутная аппликация «скоро весна».
11.05.14
32
Работа с ножницами. Изготовление сувенирных коробочек.
18.05.14
33
34
Работа с фигурными ножницами. Изготовление сувенирных коробочек.
Выставка работ « Умелые руки»
25.05.14
28.05.14
Содержание
-
Пояснительная записка.
-
Тематический план.
-
Содержание программы.
-
Календарно- тематический план.
-
Условия реализации программы.
-
Дидактический материал и техническое обеспечение.
-
Итоговое тестирование.
-
Литература.
-
Приложение.
Содержание программы.
1 Диагностика.
Для обследования мелкой моторики руки применяю различные диагностические методы:
различные манипуляции с бумагой; тактильные ощущения-узнавание предмета и формы на ощупь; сила тонуса- сжатие рук взрослого одной (двумя) руками; координация движений-вдевание нитки в иголку; обследование щепоти руки- катание шарика; загибание пальчиков.
2.Пальчиковый игротренинг.
Развитие речи благотворно влияет на развитие речи , что способствует успехам в обучении. При использовании пальчиковой гимнастики дети разучивают текст , что воспитывает быстроту реакции, пространственное мышление , эмоциональную выразительность. Использую в работе пальчиковую гимнастику с предметами. В данном учебном году впервые включены пальчиковые кинезиологические упражнения. Успешно применяется на практике самомассаж с помощью различных предметов - мяч , грецкий орех, прищепки.
3.Игры и действия с мелкими предметами.
Для укрепления и развития детской руки рекомендуется различные упражнения с различными предметами. Работа с мозаикой предполагает выкладывание более сложных фигур. Запланированы занятия с берестой - научимся резать бересту , закручивать и заклеивать.Запланирована работа со шнурками- научимся завязывать узелки, шнурки, выкладывать узоры.
-
Тестопластика. Нетрадиционная методика работы с детьми для развития мелкой моторики и привития эстетического и художественного вкуса.Воспроизводя тот или иной предмет , дети знакомятся с его формой ,развивается наблюдательность .Почему именно тестопластика? Тесто достаточно легкий в использовании материал . Экологически чистый , дешевый. Его можно заготовит впрок, покрасить , изделия легко подвергаются сушке. Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства.Занятия тестопластикой оказывают благоприятное влияние на развитие мелкой моторики .Неоценимую помощь эти занятия могут оказывать детям с задержкой психического развития.
-
Озорной карандаш. Чем больше уверенности в движениях детской руки , тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда.Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.Одним из форм развития мелкой моторики является рисование. На данных занятиях запланировано штриховка с помощью трафарета , графические диктанты, раскраски и т. д. Специалистами ( Морозова Н Г ) отмечено , что занятия рисованием благотворно влияют на воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта.
-
Игры и упражнения на развитие тактильной чувствительности.
Развитие тактильной чувствительности у слепых детей компенсирует дефект зрения.Благодаря тактильной чувствительности воспринимается форма, размеры, фактура предмета, читается шрифт Брайля, и рельефные рисунки. Игра «кладоискатель» запланирована для всего класса.В емкость накладывается песок и прячется клад.Нужно найти клад руками.Воздействие песка оказывает успокаивающее и массажирующее влияние. Одновременно играет 1-2 ребенка. Запланирована работа с нитками. Это изготовление кукол из ниток и закручивание ниток в клубок.
-
Ориентировка.Ориентировочный навык складывается в результате формирования условно-рефлекторных связей. Запланировано 2 занятия. Занятия будут проводится в спортивном зале в виде подвижных игр.
-
Сенсомоторика. У детей с нарушением зрения отмечается сенсомоторная слабость- несформированность знаний об определенных сенсорных эталонах; возникают трудности в графическом восприятии фигур; дети не обладают рацоинальными приемами обследовании фигур. Запланированы выполнение аппликаций из бросового материала, воспитывающее в детях трепетное отношение к окружающему миру.
-
Работа с ножницами.Умение вырезать ножницами очень хорошо развивает мелкую моторику. Перед тем ,как давать детям ножницы, провожу Т Б , правильно выбираем ножницы. Запланированы изготовление сувенирных коробочек, для чего нужно уметь вырезать плотную бумагу. Также запланирована работа с тканью.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Систематическое проведение занятий.
Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
Создание условий для успешной деятельности учащихся.
Обеспечение учебным материалом.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Настольные игры, конструктор, мозаика, пазлы.
Материал для занятий тестопластикой.
Материал для аппликаций.
Картотека пальчиковых игр.
Природный материал.
Бросовый материал.
Нитки, кусочки ткани.
Трафареты.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
Сформированы умения ориентироваться в микроплоскости.
Умения успешно оперировать ножницами, клеем, бумагой, нитками, тканью.
Присутствие интереса к занятиям.
Сформированы графические навыки
ЛИТЕРАТУРА.
-
Педагогическая копилка-тетрадь с разработками.
-
«Мой мизинчик, где ты был»/ Т Ю Бородина.-М.: Просвещение, 2012-15 стр.
-
Аппликации из бумаги./ С Афонькин. - П.: Питер, 2013, - 25 карточек.
-
Номера детских журналов « непоседа», «смекалочка»
-
Волшебный картон /Н Васина - М.: Айрис-пресс, 2013.-112 стр
-
Что можно сделать из природного материала/Э.К.Гульянц - книга для воспитателя.- М.: Просвещение, 1991. - 175 стр
-
Интернет- ресурсы: сайт « Страна мастеров»,
сайт «Самоучка»,
сайт « Академия»,
сайт « Мастерим вместе с мамой»