Конспект урока русского языка по теме: «Синонимы и антонимы»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока русского языка по теме: «Синонимы и антонимы»Конспект урока русского языка по теме: «Синонимы и антонимы»Конспект урока русского языка по теме: «Синонимы и антонимы»Конспект урока русского языка по теме: «Синонимы и антонимы»Конспект урока русского языка по теме: «Синонимы и антонимы»Конспект урока русского языка по теме: «Синонимы и антонимы»Конспект урока русского языка по теме: «Синонимы и антонимы»Конспект урока русского языка по теме: «Синонимы и антонимы»Конспект урока русского языка по теме: «Синонимы и антонимы»Конспект урока русского языка по теме: «Синонимы и антонимы»Конспект урока русского языка по теме: «Синонимы и антонимы»Конспект урока русского языка по теме: «Синонимы и антонимы»Конспект урока русского языка по теме: «Синонимы и антонимы»Конспект урока русского языка по теме: «Синонимы и антонимы»Конспект урока русского языка по теме: «Синонимы и антонимы»Конспект урока русского языка по теме: «Синонимы и антонимы»Конспект урока русского языка по теме: «Синонимы и антонимы»Конспект урока русского языка по теме: «Синонимы и антонимы»Конспект урока русского языка по теме: «Синонимы и антонимы»Конспект урока русского языка по теме: «Синонимы и антонимы»Конспект урока русского языка по теме: «Синонимы и антонимы»Конспект урока русского языка по теме: «Синонимы и антонимы»Конспект урока русского языка по теме: «Синонимы и антонимы»Конспект урока русского языка по теме: «Синонимы и антонимы»Конспект урока русского языка по теме: «Синонимы и антонимы»Конспект урока русского языка по теме: «Синонимы и антонимы»Конспект урока русского языка по теме: «Синонимы и антонимы»Конспект урока русского языка по теме: «Синонимы и антонимы»Дата: 21 марта 2012 года Предмет: русский язык Тип урока: открытие новых знаний Тема: «Синонимы и антонимы»
Цели урока:
  • предметные: провести сравнительный анализ синонимов и антонимов; выделить их характерные особенности; тренировать в подборе синонимов и антонимов к словам;

  • метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

  • личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.


Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения:

  • по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;
  • по уровню познавательной активности: частично - поисковый;
  • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

Оборудование: бланки, карточки для парной и/или групповой работы; презентация на интерактивной доске SMART Board, ресурс «Синонимы или антонимы» (Hot Potatoes)
Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.



























Актуализация знаний.

















































































Постановка учебной задачи.



















Открытие нового знания.









































Физминутка





































































Физминутка.



























































































Физминутка для глаз. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.



























Самостоятельная работа с последующей самопроверкой по эталону.







































Подведение итогов. Рефлексия.


- Мы начинаем наш урок.

Конспект урока русского языка по теме: «Синонимы и антонимы»

- Посмотрите на экран. Как выдумаете, что это за лестница? Почему по ней поднимаются человечки? Куда они двигаются? (Они двигаются к своей цели) - Обратите внимание на то, как они идут.

- Для того, чтобы достичь цели, мы должны помогать друг другу преодолевать затруднения, которые встретятся на нашем пути. - Мы желаем вам успехов и думаем, что сегодня вы действительно сможете подняться по этой лестнице.

- Возьмите бланк. Подумайте, какое задание вам нужно будет выполнить. (разделить пары слов на группы)

нежный - ласковый, злой - жестокий, нежный - грубый, злой - добрый



1 группа 2 группа

нежный - ласковый нежный - грубый






- Оценивать выполнение задания мы будем на шкале, которая выглядит вот так.














- По каким признакам вы делили пары слов на группы? (слова с близким и противоположным значением) - Проверьте свою работу по эталону.

- Оцените себя на шкале.



Учитель проходя по классу,

оценивает на той же шкале выполнение предложенного задания.



- Поднимите руки, кто допустил ошибки. А теперь давайте подумаем, почему не все ребята выполнили задание без ошибок? (Потому что нам не хватило каких-то знаний.) - А может кто-нибудь вспомнит, о том как называются пары слов из первой и второй группы? (синонимы и антонимы) - Хотелось бы услышать ваше мнение , какую группу слов мы можем назвать синонимами, а какую антонимами? - Почему у вас разные мнения? (Потому что мы не знаем признаки данных понятий) - Прочитайте пары слов. Как вы думаете, будут ли они являться синонимами и антонимами? Докажите.



нежность - ласковый нежный - грубость



- Какова тема нашего урока? (Синонимы и антонимы) - Какую учебную задачу мы можем поставить на уроке? (Сравнить признаки синонимов и антонимов.)



  • сравнить признаки синонимов и антонимов
  • тренироваться в правописании безударных гласных в корне слова
  • тренироваться в разборе слов по составу
  • составить алгоритм различения синонимов и антонимов
  • тренироваться в различении синонимов и антонимов




- Итак, мы определили учебные задачи урока. - Сейчас мы проведем исследование, которое поможет их решить.

- У вас на партах лежат карточки с парами слов. Вы должны будете сравнить их по различным признакам.

(у детей на партах не достаёт карточек,

возникает потребность объединиться в группы)





нежный -ласковый


нежный -грубый

1.

отвечают на один

и тот же вопрос






2.

имеют

близкое значение




3.

имеют

противоположное

значение







Конспект урока русского языка по теме: «Синонимы и антонимы»

- Что нам нужно сделать для успешной работы в группе? (распределить обязанности)



  1. - анализируют, на какой вопрос отвечают слова
  2. - ищут группу слов, которая имеет близкое значение
  3. - ищут группу слов, которая имеет противоположное значение
  4. - работают по учебнику, находят определение к каждой группе слов (стр. 42, стр. 60)
- Проверяем по эталону.



нежный -ласковый


нежный -грубый

1.

отвечают на один

и тот же вопрос




да



да

2.

имеют

близкое значение




да



нет

3.

имеют

противоположное

значение



нет



да





- Какая группа справилась с заданием? В каком столбике синонимы, а в каком - антонимы? - Откройте учебник на страницах 42 и 60. Прочитайте информацию. - Повернитесь друг к другу и расскажите, как вы поняли -что такое синонимы и антонимы. - По результатам нашего исследования мы можем сделать вывод.

- Какие слова называются синонимами? - Какие слова называются антонимами? - С какой из учебных задач мы справились? (Сравнили признаки синонимов и антонимов)

- А теперь пришло время отдохнуть.



Двигательная физминутка

с использованием кинезиологических упражнений



- Итак, приступаем к решению второй учебной задачи. - Мы предлагаем вам составить алгоритм, который в дальнейшем станет помощником в определении синонимов и антонимов. Работа эта достаточно сложная.

Конспект урока русского языка по теме: «Синонимы и антонимы»

- Недаром говорят «Одна голова - хорошо, а две - лучше!» Как будем работать? ( Мы будем работать в парах)

Составление алгоритма в парах.

-Перед вами заготовка алгоритма и ключевые слова. Вставьте нужные слова в пустые ячейки.



синонимы или антонимы





задаю вопрос





один и тот же вопрос разные вопросы



близкое противоположное

значение значение








- Расскажите друг другу алгоритм. - А теперь мы предлагаем вернуться к парам слов.



нежность - ласковый нежный - грубость



- Будут ли слова первой пары синонимами? Докажите, используя алгоритм. - Будут ли слова второй пары антонимами? Докажите, используя алгоритм. - С какой задачей мы справились? (составить алгоритм различения синонимов и антонимов)

Электронная физминутка для глаз



- Какая из задач у нас осталась невыполненной? (Тренироваться в различении синонимов и антонимов)

- Возьмите конверт. Распределите пары слов на две группы: синонимы и антонимами. Какие умения вам необходимы для выполнения данного задания? (умение выбирать синонимы , умение выбирать антонимы)



веселиться - грустить

грустный - печальный

быстро - медленно

светлый - ясный



- Одновременно с вами одна пара будет выполнять задание с помощью компьютера. Мы попросим ребят подобрать синонимы или антонимы к выделенным словам.

- Проверьте себя по эталону. Оцените на шкале.

- Давайте послушаем, какие синонимы и антонимы сумели найти ребята.

- Молодцы, вы отлично справились с заданием.



- Определите, все ли учебные задачи мы выполнили? Значит мы достигли цели урока? Для того, чтобы определить насколько каждый из вас достиг этой цели ( на какой ступеньке вы находитесь), мы выполним самостоятельную работу с помощью компьютера.

- Подумайте, какие умения понадобятся для его выполнения (умение различать синонимы и антонимы) - А сейчас я прошу вас открыть Мac-Bookи и выполнить задание.









Конспект урока русского языка по теме: «Синонимы и антонимы»

-Проверьте себя по эталону. Возьмите бланк и оцените свои умения на шкале.

Конспект урока русского языка по теме: «Синонимы и антонимы»



Дети проверяют свою работу и оценивают по выбранным критериям.



- Кто выполнил работу без ошибок? - Почему ты допустил (а) ошибку? - Что надо сделать, чтобы в дальнейшем не допускать ошибок? - Кто может помочь в решении проблемы? - Мы предлагаем вернуться в начало урока и сделать вывод, что же обозначает красная ступенька? (достижение цели)Конспект урока русского языка по теме: «Синонимы и антонимы»



















- А теперь посмотрите на лесенку в вашем бланке и отметьте ступеньку, на которой вы находитесь. - Кто из вас понял, как различить синонимы и антонимы? - А кто может объяснить это другому человеку? - Молодцы. Мы надеемся, что вы поможете ребятам, которым было трудно, разобраться в этом вопросе. - Спасибо за урок.





Рассматривают картинку, высказывают свои предположения.





























Формулируют задание, которое необходимо выполнить.











Знакомятся с критериальным оцениванием..







Проверяют, оценивают выполнение задания на шкале.









































Ставят учебные задачи урока. Планируют свою деятельность.





















Сравнивают синонимы и антонимы по предложенным позициям. Наблюдают, делают выводы







.











.





































Формулируют определения синонимов и антонимов. Сравнивают их с определением в учебнике.



























































Составляют алгоритм для различения синонимов и антонимов.

















































Тренируются в различении синонимов и антонимов. подборе антонимов с помощью интерактивного упражнения, созданного с помощью мультимедий-ного редактора Clicker 5.







Выполняют самостоятель-ную работу, проверяют по эталону, оценивают на шкалах.

















Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки.

Мотивация к учебной деятельности.





















































Умение оценивать учебные действия.

























































Умение принимать и сохранять учебную задачу.

Планирование деятельности.













Умение сотрудничать со сверстниками.









































































































































Умение сотрудничать со сверстниками.





































Пошаговый и итоговый взаимо- и самоконтроль.



















































Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

© 2010-2022