Планирование Окружающий мир ФГОС 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);
  • «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова);
  • Базисного учебного плана ;
  • «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой)
  • «Примерных программ начального общего образования» ;
  • Авторской программы предметных курсов УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Особое значение изучения курса окружающего мира состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.). Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе - представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России. В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я». «Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
  • устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек - природа - общество»;
  • осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
  • подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
• подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе. В основе построения курса лежат следующие принципы: 1. Принцип интеграции - соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. 2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты. 3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудициоиного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. 4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. 5. Принцип поступательности обеспечивает- постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы. 6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т. п. В программе представлены следующие ведущие содержательные линии. • Человек как биологическое существо; чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темой: «Кто ты такой» • Человек и другие люди; может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темой: «Кто живет рядом с гобой». • Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь иохранять. Это содержание представлено темой: «Мы - жители Земли»
  • Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой: «Твоя Родина - Россия».
  • История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое (исторические сведения)», который имеется во всех темах программы 2 класса.
С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте. Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их - оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства. Программа обеспечена следующим методическим комплектом «Начальная школа XXI века»:
  • Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2. - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2013.
  • Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2010.
Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.

Описание места учебного предмета в учебном плане Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), в том числе на проведение: . контрольных работ (тест) - 4 часа Формы организации учебного процесса и их сочетание: - сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков: традиционных уроков, обобщающих, а также нетрадиционных форм уроков: интегрированных, уроков-игр, уроков-экскурсий, практических занятий и др. - используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучающихся. Основной формой общения учителя и обучающихся друг с другом является учебный диалог. Изменения в авторскую и учебную программу не внесены. В случае выпадения даты урока на праздничные дни, переноса Правительством РФ дней отдыха, введения карантина (приказ на основании распорядительного акта учредителя)прохождение программы обеспечивается за счёт уплотнения программного материала, либо на занятиях неаудиторной занятости.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я». Программа построена на основе интеграции знаний о природе, человеке и обществе с учетом психологических особенностей младших школьников. Содержание уроков способствует успешному формированию знаний об окружающей жизни, развитию мышления, речи, творчества учащихся; обучает их умению использовать знания в нестандартной ситуации; Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2/ Н.Ф. Виноградова. - 3 изд., испр. - М.: Вентана-Граф, 2013. - (Начальная школа XXI века).

Окружающий мир: 3 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Н.Ф. Виноградова. - 3 изд., испр. - М.: Вентана-Граф, 2013. - (Начальная школа XXI века).

Окружающий мир: 3-4 классы: методическое пособие для учителя / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2013. - (Начальная школа XXI века).

Национально-региональный компонент В рамках проводимой Министерством образования РФ образовательной политики в полиэтнической России важное место занимает проблема определения содержания национально-регионального компонента как части общегосударственного содержания образования. Изучение национально-регионального компонента в школах является важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры межнационального общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды. Использование содержания национально-регионального компонента на уроках окружающего мира в начальной школе способствует не только расширению и углублению знаний, но и развивает у учащихся навыки самостоятельной и творческой работы.

Практическая часть программы Экскурсии: - в природные сообщества (с учетом местных условий); - на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения; - в краеведческий (исторический), художественный музеи; -на предприятие (сельскохозяйственное производство); - в учреждение быта и культуры.

Опыты Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений.

Практические работы Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

Требования к уровню подготовки учащихся К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся: -характеризовать условия жизни на Земле; -устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха; -описывать свойства воды (воздуха); - различать растения разных видов, описывать их; -объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения; -объяснять отличия грибов от растений; -характеризовать животное как организм; -устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного; составлять описательный рассказ о животном; приводить примеры (конструировать) цепи питания; - характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного); -сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох; - называть даты образования Древней Руси, венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя; работать с географической и исторической картой, контурной картой.
К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться: -ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век» «столетие», «эпоха»; -анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); -различать географическую и историческую карты; - анализировать масштаб, условные обозначения на карте; - приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства; -проводить несложные опыты по размножению растений; -проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации; -рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена; - ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др : высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать высказывания с текстом учебника.


СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ по окружающему миру и в ходе комплексной работы на межпредметной основе. В этом случае выносится оценка сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформировав- некоторых коммуникативных и регулятивных действий. В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки опосредованно оцени уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др. В третьем классе имеются все виды контроля: текущий, тематический, итоговый Основная цель текущего опроса - проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.). Тематический контроль способствует введению формирующего оценивания освоения программы учеником. Третьекласснику предоставляется возможность, тщательнее подготовившись, переделать, дополнить работу, исправить отметку и улучшить итоговую оценку в четверти. Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени - четверть, полугодие, год. Итоговые контрольные проводятся четыре раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного Опрос проводится в устной и в письменной форме. Устный опрос - это диалог с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос). Письменный опрос - это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы требуется 10-15 минут. Цель ее - проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. На уроках окружающего мира проводятся короткие (5-10 минут) опросы с целью уточнения и закрепления знаний. Эти работы могут носить обучающий характер и не оцениваться отметкой в случае плохого выполнения. Контрольная работа используется при фронтальном текущем или итоговом контроле проверке усвоения учащимися знаний и умений по достаточно крупной теме курса, изучение которой закончено. Самостоятельные или контрольные работы могут быть представлены в форме тестовых, графических заданий, работы с картой и т.п. Своеобразной формой контроля могут быть различные соревновательные игры, вопросы для которых могут подбирать и сами учащиеся, опираясь на полученные знания. Оценочная деятельность учителя, который организует обучение по УМК «Начальная школа XXI века», облегчается тем, что в программе определены знания и умения, которые должны усвоить младшие школьники к концу третьего года обучения. Выделено три типа заданий, которые дети должны выполнить: «называть (приводить примеры)», «различать -носить)», «решать задачи в учебных и бытовых ситуациях». Задания первого типа проверяют качество восприятия и память ученика - как он умеет воспринимать и воспроизводить изученные факты, явления, события окружающего ; владеет ли адекватным использованием терминов, предпонятий, понятий. Второй тип заданий позволяет установить, может ли учащийся проводить элементное сравнение, анализ полученных сведений (о природе, обществе, культуре, из истории), объяснять некоторые зависимости и закономерности явлений природы (похожи - не-1сожи; одинаковые - разные; существенное - несущественное). Третий тип заданий помогает установить, сформировалось ли у ученика умение применять знания, полученные в процессе изучения окружающего мира, в различных ситуациях- как учебных, так и бытовых. Значительная часть заданий представлена в рабочих тетрадях. Задания носят дифферен-цированный характер и могут использоваться для контроля успешности обучения детей -разного уровня обученности. При этом в начале работы учитель обязательно информирует учащихся: «Все должны выполнять задания 4, 5 и 6. Выполнение дополнительных заданий 7 и 8 дает право еще на одну отметку». Если попытка решить дополнительные задачи удачна, за учеником остается право отказаться от второй отметки. Главное в оценивании заключается в том, что, используя различные виды и формы контроля, педагог не только констатирует уровень успешности ученика в усвоении окружающего мира, но и учит школьника самостоятельно оценивать результаты своего учебного труда. Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного юса, наблюдений и практических работ.




































Календарно-тематическое планирование


уро

ка

Перечень разделов

Тема урока

Кол-во ча

сов

Дата

проведения

Виды деятельности обучающихся


Формы контроля

по

плану

факт

Ι четверть (18 часов)

Земля - наш дом - 9 часов

Где и когда ты живешь

1 час



Обсуждение понятий «прошлое», «настоящее», «будущее». Рассказ учителя об историческом времени. Коллективная работа с форзацами учебника.

текущий

Природные тела и природные явления. Солнце - тело неживой природы

1 час



Повторение материала 2 класса. Обсуждение понятий «тела живой природы», «тела неживой природы». Беседа с использованием схемы строения Солнечной системы: что входит в Солнечную систему, почему без Солнца не было бы жизни? Чтение статьи учебника «Солнце - звезда»

текущий

3

Земля - планета Солнечной системы. Смена сезонов, дня и ночи

1 час



Демонстрация опытов: распространение тепла от его источника, смена сезонов, дня и ночи. Обсуждение результатов опытов, доказывающих роль света и тепла в жизни растений. Возникновение и развитие жизни на Земле (беседа).

текущий 4-5

Земля - планета жизни. Солнце - источник тепла и света

2 часа



текущий 6

Вода - источник жизни на Земле

1 час



Обсуждение результатов опыта о значении воды в жизни растений. Беседа с использованием рисунков учебника «Вода - среда обитания животных» Работа с рубрикой «Картинная галерея»

текущий 7

Воздух - источник жизни на Земле

1 час



Демонстрация опыта «Выделение углекислого газа при дыхании». Беседа «Состав воздуха» ( с использованием диаграммы). Загрязнители воздуха.

текущий 8

Изображение Земли

1 час



Практическая работа «Глобус - модель Земли», работа с картой (условные обозначения и масштаб). Выполнение упражнений в рабочей тетради.

текущий

практич

.работа 9

План и карта

НРК «План и карта Республики Бурятия».

1 час



Работа с моделями: глобус, карта, план (в соответствии с учебной задачей). Конструирование объектов (план классной комнаты, школьный двор и др.). Знакомство с компасом. Анализ масштаба, условных обозначений на карте. Ориентирование на плане, карте: нахождение объектов в соответствии с учебной задачей.

текущий

Царства природы (23 часа) 10

Бактерии

1 час



Разнообразие бактерий. Образ жизни бактерий.

Обсуждение проблемного вопроса «Какие живые существа на Земле самые маленькие?» Рассматривание бактерии в электронный микроскоп. Высказывание предположения о полезности/ вредности бактерий. Чтение и обсуждение текста.

текущий 11

Грибы

НРК . Викторина «Знаешь ли ты грибы родного края».

1 час



Характеристика грибов как живых организмов. Классификация: съедобные - несъедобные грибы. Сравнение грибов по внешнему виду. Описательный рассказ на тему «Грибы».

текущий 12

Растения. Если бы на Земле не было растений

1 час



Характеристика значения растений для жизни; различение (классификация растения разных видов, описывать их. Ведение учебного диалога «Если бы на Земле не было растений». Работа в группах: составление «паспорта» растения.

текущий 13-14

Разнообразие растений на Земле. НРК . Разнообразие растительного мира Бурятии

2 часа



Классификация растений . Работа со схемой «Разнообразие растений на Земле». Работа в группах: составление «паспорта» растений

текущий 15

Растение - живой организм

1 час



Составление схемы «Части растения». Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Проведение и комментирование опыта «Листья способны испарять воду». Обсуждать рассказ Э. Шима «Ландыш». Анализ информации о корне, стебле, листе, цветке растения.

текущий 16 Размножение растений

1 час



Проведение несложных опытов по размножению растений. Выполнение практической работы по выращиванию растения из листа. Работа с иллюстративным материалом. Выполнение заданий в рабочей тетради.

текущий 17 Распространение плодов и семян

1 час



Работать с текстами и иллюстративным материалом учебника. Подготовить плакат «Распространение плодов и семян».

текущий 18

Контрольная работа № 1 по теме: «Земля - наш общий дом», «Человек изучает Землю»

1 час



Выполнение заданий контрольной работы по изученным в первой четверти темам.

контрольная

работа



ΙΙ четверть (14 часов) 1

Растения дикорастущие и культурные

НРК «Дикорастущие и культурные растения родного края».

1 час



Классификация растений: дикорастущие, культурные. Поиск в разных источниках информации о культурных и дикорастущих растениях.

текущий 2

Как возникло земледелие. Хлеб - всему голова

1 час



Подбор примеров культурных растений в жизни человека. Составление короткого сообщения по одной их тем: «Что дают человеку злаки», «Когда и почему возникло земледелие», «Хлеб - великое чудо земли».

текущий 3 Красная книга России

НРК «Дикорастущие и культурные растения края».

1 час



Знакомство с растениями Красной книги. Способы охраны растений. Игра «Суд». Подготовка коллективного плаката «Будем беречь растения»

текущий 4 Какова роль животных в природе

1 час



Характеристика роли животных в природе. Подбор примеров (классификация) одноклеточных и многоклеточных животных. Характеристика животное как организма. Установление зависимости между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Работа с рубрикой «Выскажем предположения». Работа в группах: подготовка ответа на вопрос «Нужны ли человеку животные?»

текущий 5

Разнообразие животных

НРК («Представители фауны Бурятии»

1 час



Распределение животных по группам: одноклеточные и многоклеточные, беспозвоночные и позвоночные животные. Классификация животных по принадлежности к классу, по величине, форме, внешнему виду и способам защиты.

текущий 6

Животные - живые тела (организмы)


1 час



Сравнение животных по их умению ориентироваться в окружающем мире. Классификация животных по типу питания (веществами, которые содержатся в растениях или в организмах других животных).

текущий 7

Как животные передвигаются, дышат



1 час



Краткий рассказ о разнообразии движений и типов дыхания животных. Подбор примеров животных, которые бегают, плавают, прыгают, летают, ползают. «Чтение» рисунка-схемы. Составление своей схемы по аналогии.

текущий 8

Размножение животных. Приспособления животных к условиям жизни

1 час



Рассказ о способах размножения животных Комментирование ситуации «Что случилось бы на Земле, если бы организмы перестали размножаться?»

текущий 9

Беспозвоночные животные


1 час



Подведение к выводу о том, что беспозвоночные животные не имеют позвоночника. Приведение примеров среды обитания беспозвоночных животных. Выделение группыбеспозвоночных животных (черви, моллюски, мидии, улитки, кальмары, осьминоги, насекомые, паукообразные). Понимание, что насекомые - самая большая группа беспозвоночных животных.

текущий 10

Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся



1 час



Сравнение беспозвоночных и позвоночных животных. Классификация позвоночных животных. Выбор правильного утверждения, работая в паре. Характеристика особенностей рыб и земноводных: внешний вид, место обитания, особенности поведения.

текущий 11

Птицы и звери - позвоночные животные

НРК. Птицы Бурятии

1 час



Сравнение беспозвоночных и позвоночных животных. Классификация позвоночных животных. Выбор правильного утверждения, работая в паре. Характеристика особенностей пресмыкающихся и птиц: внешний вид, место обитания, особенности поведения.

текущий 12

Что такое природное сообщество

НРК «Природные сообщества родного края»

1 час



Характеристика животного как организм. Установление зависимости между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Приведение примеров (конструирует) цепи питания.

текущий 13

Почему люди приручали диких животных. О заповедниках

НРК «Заповедники Бурятии».

1 час



Ориентирование в понятии «одомашнивание животных»: перечисление признаков, приведение примеров домашних животных.

текущий 14

Контрольная работа

по теме: «Царства природы»


1 час



Выполнение заданий контрольной работы по изученным во второй четверти по теме

контрольная работа




ΙΙΙ четверть - (20 часов)

Наша Родина: от Руси до России (8 часов) 1

Древняя Русь. Восточнославянские племена.

1 час



Рассматривание форзаца «Как мы узнаём о прошлом». Слушание рассказа учителя о восточнославянских племенах. Поддерживание учебного диалога «Выскажем предположения». Работа с рисунком-схемой. «Чтение» исторической карты. Объяснение, что означают слова «потомки», «род», «княжества». Нахождение в тексте ответ на вопрос. Различение племен и государства.

текущий 2-3

Древнерусское государство. Великие князья в Древней Руси.

2

часа



Работа с текстами учебника. Работа в группах: составление рассказа о великом князе. Слушание и рассказ одной из легенд о русских князьях.

текущий 4

Как Москва стала столицей. Иван Грозный.

1 час



Работа с исторической картой. Слушание рассказа учителя и составление вопросов по содержанию. Работа с рубриками «Жил на свете человек...» и «Картинная галерея».

текущий 5

Пётр 1 Великий -

император России.

1 час



Слушание рассказа учителя «Пётр 1». Работа с рубрикой «Картинная галерея». Поддерживание учебного диалога «Создание русского флота». «Путешествие» по Санкт- Петербургу.

текущий 6

Екатерина II Великая.

1 час



Слушание сообщение учителя - вступление в тему. Чтение и обсуждение текста учебника, составление плана пересказа. Работа с рубрикой «Картинная галерея».

текущий 7

Император Николай II.

1 час



Слушание рассказа учителя о Николае II и о революции. Рассматривание фотографии царской семьи. Подготовка сообщения в группе «Дети в изобразительном искусстве».

текущий 8

Советская Россия.

НРК. Бурятия в Советской России

1 час



Работа с текстом учебника. Построение схемы (ленты времени). Нахождение информации о республиках, входивших в состав СССР.

текущий

Как люди жили в старину (9 часов) 9

Из истории имён.

НРК . История бурятских имен. Значение бурятских имен

1 час



Дидактическая игра «Как меня зовут?». Чтение и обсуждение текста учебника. Составление схемы «Как появились имена». Работа в группах: обсуждение былин. Слушаниерассказа учителя «Имя, отчество, фамилия».

текущий 10

Как выглядели наши предки.

1 час



Описывание особенностей внешнего вида славянина. Самостоятельная подготовка небольшого сообщения по теме «Как выглядели люди в разные исторические эпохи». Объяснение значение слов «облик», «окладистая». Сравнение изображенных персонажей с современными людьми.

текущий 11

Как в старину трудились наши предки.

НРК. Образ жизни бурятов

1 час



Работа с рубрикой «Выскажем предположения». Чтение и обсуждение текста учебника. Работа в группах (подготовка пересказа текста учебника).

текущий 12

Как защищали Родину наши предки. Какими были наши предки.

1 час



Работа с рубрикой «Выскажем предположения». Чтение и обсуждение текста учебника. Работа в группах (подготовка пересказа текста учебника). Рассказ о русских музыкальных инструментах и народных играх. Сбор материала для книжки- самоделки «Игры русского народа».

текущий 13

Какие предметы окружали русских людей.

НРК . Какие предметы окружали бурятов (на материалах Этнографического музея)

1 час



Обсуждение пословиц. Работа с текстами и иллюстрациями учебника. Выполнение словарной работы. Изготовление модели «Крестьянская изба». Работа с рубрикой «Этот удивительный мир...». Составление плана текста.

текущий 14

Какие предметы окружали русских людей.

1 час



Объяснение различия детской и взрослой одежды. Рисунок одежды подростка. Объяснение способов изготовления обуви русских людей. Слушание рассказа учителя об одежде по приказу и исконно русской одежде. Разъяснение значения украшений одежды в разные времена.

текущий 15

Русская

трапеза.

НРК Традиции и обычаи бурят

1 час



Работа с пословицами. Чтение и обсуждение текста учебника. Выполнение словарной работы. Работа с рубрикой «Этот удивительный мир...». Дидактическая игра «Накроем стол к обеду». Драматизация шутки «Два свояка».

текущий 16

Во что верили наши предки.

НРК Праздники в Бурятии»


1 час



Обсуждение вопроса «Во что верили славяне?» Анализ информации учебника о богах древних славян. Слушание рассказа учителя «Народные праздники».

текущий 17

Принятие христианства на Руси.

1 час



Обсуждение текста «Принятие христианства на Руси». Крещение Руси. Христианские праздники. Пасха - Светлое Христово Воскресение.

текущий

Как трудились в старину (19 часов) 18

Что создавалось трудом крестьянина.

1 час



Беседа на основе полученных ранее знаний. Обсуждение «Выскажем предположения». Работа с текстом учебника и иллюстрациями.

текущий 19

Труд крепостных крестьян.

1 час



Рассматривание репродукции и чтение текстов о труде крестьянских детей. Обсуждение вопроса «Крепостной крестьянин - кто это?» Обсуждение проблемы: «При каких условиях человек трудится лучше?» Работа с текстом учебника. Чтение по ролям текста учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея».

текущий 20

Контрольная работа

по теме: «От Руси до России»

1 час




контрольная работа

ΙV четверть (16 часов) 1

Что такое ремесло.

НРК . Народные ремесла бурят

1 час



Работа со схемой и текстами учебника. Понимание, что такое ремесло и кого называют ремесленником. Называние особенности труда ремесленника. Краткий рассказ о развитии ремёсел в России.

текущий 2

Игрушечных дел мастера.

1 час



Ведение учебного диалога «Игрушки и игрушечники». Рассказ о своей любимой игрушке. Работа со схемой и текстами учебника.

текущий 3

Маленькие мастера.

1 час



Работа со схемой и текстами учебника. Обсуждение текста «Маленькие ремесленники». Рассказ, что умеют мастерить сами, что умеют мастерить их родители. Организация выставки «Мы - мастера».

текущий 4

0 гончарном ремесле.

1 час



Обсуждение пословицы «Не боги горшки обжигают». Чтение и обсуждение текста учебника. Слушание рассказа учителя (экскурсовода)

текущий 5

О труде ткачей.

1 час



Рассматривание изображения прялки, веретена, ткацкого станка. Понимание особенностей работы по изготовлению одежды.

текущий 6

Русские

оружейники.

1 час



Чтение и обсуждение текста учебника и рассказ учителя. Чтение по ролям текста рубрики «Жил на свете человек...». Работа с рубрикой «Знакомься: наша Родина». Работа в группах.

текущий 7

Первые российские

мануфактуры.

1 час



Обсуждение проблемы: какой труд легче и результативнее - машинный или ручной? Работа с текстом учебника.

текущий 8

Что создавалось трудом рабочего. Первые российские мануфактуры.

НРК Полезные ископаемые Бурятии

1 час



Рассматривание и описание различных полезных ископаемые. Выполнение задания в рабочей тетради. «Минутка для любознательных».

текущий 9

Железные дороги в России.

НРК Железная дорога в Бурятии

1 час



Работа с текстом учебника. Работа с картой. Выполнение словарной работы Понимание значения железных дорог для развития страны.

текущий 10

Первые пароходы и пароходство в России.

1 час



Обсуждение проблемы: почему одними из первых изобретений человека были гончарный круг, колесо, оружие, орудия труда? Работа с текстами и иллюстрациями учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея».

текущий 11

Автомобилестроение в России.

1 час



Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Дидактическая игра «Узнай автомобиль». Рассказ о современных автомобилях. Организация выставки рисунков «Автомобили будущего».

текущий 12

Самолётостроение в России.

1 час



Слушание рассказа учителя «Рождение самолётостроения в России». Работа с иллюстрациями учебника. Обсуждение проблемной ситуации (на основе репродукции картины А.А. Дейнеки «Никитка - первый русский летун»).

текущий 13

Время космических полётов.

1 час



Работа с рубрикой «Жил на свете человек». Работа с иллюстрациями учебника.

текущий 14

Контрольная работа

по теме: «Как трудились в старину»

1 час




контрольная работа 15

Итоговый урок. Задания на лето

1 час





16

Резервные уроки

1 час


































Содержание учебного предмета

Название разделов и тем курса

Количество

часов

Содержание учебной темы

Формируемые универсальные учебные действия

Ι.Земля - наш дом

1.Где и когда ты живешь

2.Природные тела и природные явления. Солнце - тело неживой природы

3.Земля - планета Солнечной системы. Смена сезонов, дня и ночи

4-5.Земля - планета жизни. Солнце - источник тепла и света

6.Вода - источник жизни на Земле

7.Воздух - источник жизни на Земле

8.Изображение Земли

9.План и карта


9 часов 1 час 1 час

1 час
2 часа
1 час 1 час 1 час 1 час


Историческое время. Счет лет в истории.

Солнечная система

Солнце - звезда. Земля - планета Солнечной системы.

«Соседи» Земли по Солнечной системе.

Условия жизни на Земле

Солнце - источник тепла и света.

Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы и их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле.

Воздух - смесь газов.

Охрана воздуха.

Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле

Определение исторического времени, сравнение: год, век, столетие. Соотнесение события со временем (в прошлом, в настоящем, в будущем).

-ориентироваться в понятии «историческое время»;

-различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

  • характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;
  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты;

  • анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

  • характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света;

  • устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

  • описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

  • называть источники воды, характеризовать различные водоемы;

  • моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей;

  • ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;

  • объяснять назначение масштаба и условных обозначений

ΙΙ. Царства природы

1. Бактерии

2. Грибы

3. Растения. Если бы на Земле не было растений

4-5. Разнообразие растений на Земле

6. Растение - живой организм

7. Размножение растений

8. Распространение плодов и семян

9. Контрольная работа № 1 по теме: «Земля - наш общий дом», «Человек изучает Землю»

10.Растения дикорастущие и

культурные.

11.Как возникло земледелие.

Хлеб - всему голова 12.Красная книга России 13.Какова роль животных в природе

14.Разнообразие животных

15.Животные - живые тела

(организмы)

16.Как животные передвигаются, дышат

17.Размножение животных.

Приспособления животных

к условиям жизни

18.Беспозвоночные животные

19. .Позвоночные животные:

рыбы, земноводные,

пресмыкающиеся

20.Птицы и звери -

позвоночные животные

21.Что такое природное

сообщество

22.Почему люди приручали

диких животных.

О заповедниках

23. Контрольная работа №2 по теме: «Царства природы» 23 часа 1 час 1 час 1 час
2 часа
1 час 1 час 1 час 1 час

1 час
1 час
1 час 1 час
1 час 1 час
1 час
1 час


1 час 1 час

1 час

1 час
1 час

1 час

Бактерии

Какие бывают бактерии. Где обитают бактерии Грибы.

Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Растения

Распространение растений на Земле, значение растений для жизни.

Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветовые. Их общая характеристика.

Растения - живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние.

Питание растений. Роль корня и побега в питании.

Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Человек и растения. Растения дикорастущие и культурные. Что такое земледелие. Хлеб -главное богатство России.

Красная книга России. Охрана растений. Какие страницы есть в Красной книге. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Животные

Животные - часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек.

Животные - живые тела (организмы).

Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Как животные воспитывают своих детенышей.

Природные сообщества Цепи питания.

Домашние и дикие животные. Как человек одомашнил животных. Животные родного края.

Охрана животных. Заповедники.

Универсальные учебные действия:

-объяснять особенности бактерий;

-объяснять отличия грибов от растений;

-различать грибы съедобные от ядовитых.

Универсальные учебные действия:

-характеризовать значение растений для жизни;

-различать(классифицировать) растения разных видов, описывать их;

-объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

-проводить несложные опыты по размножению растений;

-приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).












Универсальные учебные действия:

-характеризовать роль животных в природе;

-приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;

-характеризовать животное как организм;

-устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

-приводить примеры (конструировать) цепи питания;

-составлять описательный рассказ о животных разных классов;

-составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;

-ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных. ΙΙΙ. Наша Родина: от Руси до России

1.Древняя Русь. Восточнославянские племена.

2-3. Древнерусское государство. Великие князья в Древней Руси.

4. Как Москва стала столицей. Иван Грозный.

5. Пётр 1 Великий - император России.

6. Екатерина II Великая.

7. Император Николай II.

8. Советская Россия. 8 часов
1 час
2 часа
1 час
1 час
1 час 1 час 1 час

Древняя Русь

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

Восточнославянские племена. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир). Первые русский князья.

Московская Русь

Основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русс* л царя. Москва - столица России. Иван IV - первый русский царь.

Российская империя

Основные исторические события, произошедшие до 1917 года.

Петр I Великий.

Екатерина II Великая.

Последний российский император Николай II.

Советская Россия. СССР. Российская Федерация

Основные исторические события, произошедшие с 1917 года до наших дней.

Универсальные учебные действия:

-воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;

-объединять(обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь», «Российская империя», «Советская Роса СССР», «Российская Федерация»); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время;

-называть даты образования Древней Руси, венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

-называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.


ΙV. Как люди жили в старину

1.Из истории имён.

2.Как выглядели наши предки.

3. Как в старину трудились

наши предки.

4.Как защищали Родину наши предки. Какими были наши

предки.

5.Какие предметы окружали

русских людей.

6. Какие предметы окружали

русских людей.

7. Русская трапеза.

8.Во что верили наши предки.

9.Принятие христианства на Руси. 9 часов 1 час 1 час 1 час
1 час

1 час
1 час
1 час 1 час 1 час

Из истории имен

Как рождалось имя. Имя, отчество, фамилия.

Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.

Какими людьми были славяне

Портрет славянина. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство - основные качества славянина. Славянин - работник. Славянин - защитник. Славянин - помощник

Как славяне принимали гостей. Как отдыхали славяне.

Какие предметы окружали людей в старину

Крестьянское жилище. Как дом «вышел» из-под земли.

Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические

времена.

Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина). Обувь. Украшения.

Русская трапеза

Хлеб да вода - крестьянская еда. Богатый дом - обильная еда.

Верования языческой Руси

Во что верили славяне. Боги древних славян. Масленица - народный праздник. Праздник - Ивана Купалы.

Принятие христианства на Руси

Крещение Руси. Христианские праздники

Универсальные учебные действия:

-составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши

предки?»;

-описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;

-воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.


V. Как трудились в старину

1.Что создавалось трудом крестьянина.

2.Труд крепостных крестьян.

3.Контрольная работа

по теме: «От Руси до России»

4.Что такое ремесло.

5.Игрушечных дел мастера.

6.Маленькие мастера.

7.О гончарном ремесле.

8.О труде ткачей.

9.Русскиеоружейники.

10.Первыероссийские

мануфактуры.

11.Что создавалось трудом рабочего. Первые российские мануфактуры.

12.Железные дороги в России.

13.Первые пароходы и пароходство в России.

14.Автомобилестроение в России.

15Самолётостроение в России.

16.Время космических полётов.

17.Контрольная работа

по теме: «Как трудились в старину

18.Итоговый урок. Задания на лето 19.Резервные уроки 19 часов 1 час
1 час 1 час
1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час
1 час

1 час

1 час 1 час 1 час 1 час
1 час
1 час

Что создавалось трудом крестьянина

Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Труд в крестьянском хозяйстве Как трудились крестьянские дети. Тяжёлый труд крепостных. Крепостные крестьяне и их помещики. Отмена крепостного права.

Что создавалось трудом ремесленника

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и другие ремесла). Игрушечных дел мастера. Ремесло гончара. Ткацкое ремесло. Русские оружейники.

Что создавалось трудом рабочего

Мануфактуры, заводы и фабрики. Первые железные дороги.

Изобретения, которые появились в XIX-XX веках

Развитие техники в России. Пароходы. Автомобили. Самолеты и аэростаты. Освоение

юса.


Универсальные учебные действия:

-ориентироваться в понятиях «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;

-рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;

-приводить примеры изобретений из прошлого и настоящего России













Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов. Личностные результаты представлены двумя группами целей. Первая группа целей: освоение ребёнком нового статуса как ученика и школьника:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.
Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир:
  • формирование основ гражданской идентичности;
  • формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов;
  • формирование понимания особой роли России в современном мире;
  • формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры;
  • понимание особой роли России в мировой истории;
  • воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране;
  • воспитание уважительного отношения к истории страны;
  • воспитание любви к родному краю;
  • воспитание любви к своей семье;
  • воспитание гуманного отношения к людям;
  • воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе;
  • принятие норм нравственного поведения в природе;
  • принятие норм нравственного поведения в обществе;
  • принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры;
  • понимание ценности любой жизни;
  • освоение правил индивидуальной безопасности жизни с учётом изменений среды обитания.
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции;
  • регулятивные как овладение способами организации, планирования различных видов деятельности;
  • коммуникативные как способности в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира.


Учебно-методическое и программное обеспечение образовательного процесса:

Литература

Для учителя: Сборник примерных программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». - 3-е изд., дораб. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2013 Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-4 классы. Методика обучения. - М.: Вентана-Граф, 2013. Журова Л.Е. Беседы с учителем. Третий класс четырёхлетней начальной школы. Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2013. Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е. Э. и др. Проверочные тестовые работы. Учебное пособие для 3 класса. - М.: Вентана-Гаф, 2013.
Для ученика: Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир- учебник в 2 частях.3 класс. - М.: Вентана-Граф, 2013. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С . Окружающий мир - рабочие тетради. 3 класс. - М.: Вентана-Граф, 2013. Литвиненко С. В.Думаем и фантазируем - рабочая тетрадь. 3 класс. - М.: Вентана-Граф, 2013.
Оборудование Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в произведениях живописи - дидактические материалы 1-4 классы Произведения изобразительного искусства. Набор рисунков «Тела живой и неживой природы». Схема строения Солнечной системы. Глобус. Физическая карта полушарий. Физическая карта России. Набор демонстрационных карточек «Условные знаки». Схема «Смена дня и ночи». Схема «Смена времён года». Оборудование для опытов. Диаграмма «Состав воздуха» Рисунки-знаки об охране воздуха и воды. Гербарий. Демонстрационные таблицы: «Лекарственные растения», «Ядовитые растения», «Грибы», «Царства живой природы». Схема «Строение гриба». Схема «Строение растения». Семена и плоды различных растений. Таблички «Однолетние. Многолетние. Двулетние растения». Рисунки растений «Красной книги». Рисунки и фотографии животных. Схема «Цепь питания». Рисунки-знаки «Будем беречь животных». Таблица «Что означает твоё имя». Аудиозаписи народных песен. Рисунки одежды разных эпох. Рисунок-схема «Что такое земледелие». Рисунки предметов русской ярмарки.
WEB-ресурсы для реализации ФГОС

Министерство образования и науки Российской Федерации
mon.gov.ru/pro/fgos/

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
standart.edu.ru/

Портал "Начальная школа"
nachalka.edu.ru/

Портал "Введение ФГОС НОО"
nachalka.seminfo.ru/

Сайт Министерства образования и науки РФ. Раздел ФГОС. Общее образование.
Сайт Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования.
Сайт Инновационной образовательной сети "Эврика". Разработка и апробация материалов, обеспечивающих введение ФГОС. Путеводитель по ресурсам ФГОС.







































Приложение

I четверть


Контрольная работа № 1 по теме: «Земля - наш общий дом», «Человек изучает Землю»

(урок № 15)

1. Определите, есть ли ошибка в высказывании (подчеркни «да» или «нет»).

К телам живой природы относятся: растения, снег, дождь, снег, животные и человек.

да

нет

2. Воздух - смесь газов.

да

нет

3. В почве не живут животные.

да

нет


4. Отметь правильное высказывание.

Солнце - звезда.

Солнце - планета.


5. Вставь пропущенные слова.

а)На географической карте горы обозначаются_________________ цветом, леса - ______________ цветом, а водоёмы________________ цветом.


б)Солнце - источник света и ____________ .


6. Напиши, какую «работу выполняют» корень, лист.

Корень ______________________________________________________

Лист________________________________________________________


7. Отметь явления, которые связаны с уменьшением тепла в окружающей среде.

Спячка животных; гнездование; листопад; замерзание водоёмов; осадки в виде дождя; осадки в виде снега; таяние снега.


8. Как человек использует ветер (движение воздуха)?


9. Нарисуй план своего пути от дома до школы.


10. Запиши названия ядовитых растений, произрастающих в нашей местности.


II четверть

Контрольная работа №2

по теме: «Царства природы»

(урок № 31)

1. Зачеркни лишнее слово в каждом ряду.

Белый медведь, бурый медведь, акула, тигр.

Олень, лось, заяц, сова.


2. Соедини название животного и слово, обозначающее способ его взаимодействия с сородичами.

пчёлы лебеди муравьи слоны



живут парами живут колониями живут стадами живут семьями


3. Отметь правильное высказывание. Каково положительное влияние насекомых на жизнь растений?

опыляют растения

повреждают органы растений

уничтожают вредителей

заражают растения

уничтожают больные растения


4. Напиши названия птиц, которые живут в нашем крае.



5. Отметь неверные ответы.

Паук - насекомое.

Паук - не насекомое.

У животных нет органов чувств.

У животных есть органы чувств.

6. Закончи предложения.

Звери, птицы, рыбы - ______________________________ животные.

Насекомые, пауки, раки, черви - _____________________ животные.


7. Какова роль животных в природе?


III четверть

Контрольная работа № 3

по теме: «От Руси до России»

(урок №50)


1. Запиши имена великих русских князей, которые много сделали для развития русского государства.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Приведи примеры устаревших древнерусских имён.

____________________________________________________________________


  1. Закончи предложения.

Первым русским царём стал_____________________________________.

Первым российским императором ________________________________.

Последний русский император ___________________________________.


4. Установи историческую последовательность названий нашего государства (поставь цифры 1, 2, 3, 4).

Советская Россия, Древняя Русь, Московская Русь, Россия.


5. Закончи предложение.

Большевики пришли в России к власти в __________ году.


6. Дополни предложения.

До появления христианства наши предки были______________, то есть верили _______________________.

Христианство на Руси было принято в ___ веке, при великом князе___________.


7. Как питались наши предки?


IV четверть

Контрольная работа № 4

по теме: «Как трудились в старину»


1. Исправь ошибки, если они есть.

1560 год - это 16 век

1235 год - это 12 век

1945 - год - это 20 век


2. Отметь правильные ответы.

Крестьяне работали на помещиков.

Помещики работали на крестьян.

Ремесленники работают в поле.

Ремесленники изготавливают полезные в хозяйстве предметы.


3. Закончи предложения.

Крепостные крестьяне - это ____________________________________.

Ремесленники - это ___________________________________________.


4. Напиши, какие ремёсла были в России в 17 - 18 веках.



6. Запиши, какие условия нужны были для того, чтобы люди занимались этой деятельностью?

Ловля рыбы - ______________________________________

Обработка дерева - _________________________________

Производство металла - _____________________________

Изготовление посуды - _______________________________


7. Напиши, несколько наиболее важных, на твой взгляд, достижений, которые относятся к 19 веку.

_________________________________________________________________________________________________________________________

Закончи предложения.

Первый искусственный спутник Земли был запущен в космос _______________.

Первым космонавтом в мире стал советский лётчик _____________________ .

Он пробыл в космосе _____________________ минут.


8. Какие технические достижения советского времени тебе известны? Напиши.










Приложение (национально-региональный компонент)

Используемые средства:

  1. Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru
  2. Презентации PowerPoint
  3. DVD- диск курсы повышения квалификации БИПКиПРО, г. Улан-Удэ по программе « Проблемы введения ФГОС начального образования II поколения»
  4. Михайлова А.Д. «Краеведение как важнейшее средство всестороннего развития личности и воспитания патриотизма»
  5. Верхотурова Г.А. «Золотой край Бурятии»
  6. Баханова Л.П. «Муйская Долина». Страницы истории.
I. О разнообразии животного и растительного мира нашего края. Задания: 1. Подобрать материал из газет и журналов об опасности, которая угрожает природе нашего региона. 2. Узнать, какие деревья растут в лесах Бурятии. 3. Узнать, какие лекарственные растения встречаются на территории Бурятии. 4. Подобрать рассказы, рисунки растений и животных, которых можно встретить на лугах и полях Бурятии. 5. Узнать, какие зерновые растения выращивают на территории Бурятии. 6. Растения и животные водоема своего поселка. Задания: 1. Собрать материал об озере Байкал. 2. Узнать, какие крупные реки протекают на территории Бурятии. 4. Узнать минеральные источники своего края. 5. Подобрать материал о лечебных источниках, курортах Бурятии. Викторина: 1. Сколько лет Байкалу? 2. Какова его глубина, ширина и длина? 3. Почему Байкал называют морем? 4. Что означает слово "Байкал"? 5. Сколько рек и речек впадает в Байкал? 6. Какая река вытекает из Байкала? Знаешь ли легенду об этом? 7. Какой остров расположен на Байкале? 1. Из "Красной книги Бурятии": материал о животном или растении, которое навсегда исчезло и которое находится под угрозой исчезновения. 2.Экскурсия в местный музей. 3. Экскурсия в лес. Задания:
  1. Исследовать происхождение некоторых бурятских имен, фамилий; перевод имен;
  2. Изучить местоположение республики, важнейшие исторические события на карте Бурятии;
  3. Узнать лучшие архитектурные памятники г.Улан-Удэ; герб города, Флаг Бурятии; бурятская юрта; убранство русской избы;
  4. Изучить:
  5. - национальная одежда бурят (традиционная и праздничная);
  6. - предметы в быту у бурят (что нового? что осталось?);
  7. - использование костюмов на сцене (Бурятский драматический театр).




© 2010-2022