- Преподавателю
- Начальные классы
- Классный час Путешествие по стране Вежливости 1 класс
Классный час Путешествие по стране Вежливости 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ильина Е.Р. |
Дата | 22.02.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Классный час для учащихся 1 класса на тему:
«Ежели вы вежливы» (Путешествие по стране Вежливости).
Ильина Елена Ревовна, учитель начальных классов Цели:
- обучение первоклассников употреблению различных форм словесной вежливости, способствовать формированию умения правильно употреблять в своей речи вежливые слова;
- формировать умения работать в группе, развитие культуры речи учащихся;
- привитие младшим школьникам этических норм поведения, воспитание вежливости - одного из лучших качеств человеческого характера.
Ход мероприятия: I. Организационный момент (Песня «Дорогою добра»). Учитель: Здравствуйте! - Поклонившись, мы друг другу сказали, Просто «здравствуйте», Больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца Прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней Сделалась жизнь? - Давайте улыбнёмся друг другу, гостям и начнём наше мероприятие.
II. Создание проблемной ситуации. Учитель: Сегодня у нас необычный классный час (Слайд 1). А начнем мы его сценкой. Посмотрите и ответьте на вопрос героев. Сценка по стихотворению И.Антонова «Вежлив Витя или нет?»
Учитель: Малыша обидел Витя,
Перед школою в строю
Витя просит:
Ученик: Извините, я ошибку признаю.
Учитель: На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
Ученик: «Извините, я немного опоздал».
Учитель: Тихомиров! Покажите
Нам на карте город Псков.
Ученик: Извините, - шепчет Витя, я к уроку не готов.
Учитель: Спор давно ведётся в классе:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре этом
И скажите нам ответ.
- Ребята, как вы считаете, вежлив Витя или нет? Почему? (Не только слова у нас должны быть добрыми, вежливыми, но и поступки должны быть разумными, ясными, слово не должно расходиться с делом).
Сегодня мы попробуем разобраться: какой он, вежливый человек? (Слайд 2).
- Я приглашаю вас в путешествие по волшебной стране Вежливости, где ждут нас необычные встречи и открытия. Во время путешествия мы будем работать группами: 1 группа - «Спасибо», 2 группа - «Пожалуйста», 3 группа - «Здравствуйте», 4 - «До свидания», 5 группа - «Доброе утро». Вы готовы? Итак, в путь!
III. Путешествие по стране Вежливости.
1. Первое море, которое мы должны переплыть - «Море вежливости» (Слайд 3).
А) Давайте поиграем в игру «Продолжи фразу». Я начинаю, вы хором продолжаете (по группам).
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого….(спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит.. (добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят …(до свидания). - Как называются эти слова? (волшебные, вежливые). Почему эти слова называют «волшебными»? Как называют людей, которые используют в своей речи «волшебные слова»? В каких ситуациях мы употребляем эти слова? (Для приветствия, просьбы, прощания, извинения, благодарности).
2. Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. Продолжим наше путешествие и отправимся на «Аллею приветствий». (Слайд 4).
А как вы думаете - отчего зависит сила волшебных слов? Сейчас мы посмотрим сценку, а потом попробуем ответить на этот вопрос.
Дети показывают инсценировку стихотворения З.Бядули "Петрусь"
1 уч. Обещал отцу Петрусь:
П. Я за вежливость возьмусь,
Буду всех благодарить,
Первым "здравствуй" говорить
1 уч. Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит - утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке:
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорет:
П. С добрым утром, дед Федот! -
Д. Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, постреленок!
1 уч. Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дернет за косынку:
П. Ты куда, Яринка, стой!
Я здороваюсь с тобой! -
1 уч. Та отпрянула в сторонку -
П. Как невежлива девчонка!
1 уч. Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?
Как выдумаете, вежлив ли на самом деле Петрусь? Почему поступки мальчика нельзя назвать вежливыми? Вывод: Чтобы эти чудесные слова имели силу, надо помнить: Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям. Так отчего же зависит сила волшебных слов? Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом - спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят "Самолюб никому не люб".
3. Пролив «Подумай-ка» (Слайд 5).
Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в этих ситуациях? Сейчас я каждой команде раздаю ситуации. А вы прочитайте их, найдите ошибки, обсудите в группе и скажите, в чем дети были не правы. Групповая работа (решение ситуативных задач) :
Ситуация 1. Одна девочка возмущенно жаловалась маме: "Во дворе мальчик такой невежа: все время зовет меня Галька". "А ты как его зовешь?" - спросила мама. «Я его вообще никак не зову», - ответила Галя, - Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
Вопрос: Права ли была девочка? О каких волшебных словах она забыла? (Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать "Эй, ты!")
Ситуация 2.
По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было пять предметов: портфель, 3 книги и большой свёрток. Одна книга упала. «У вас упала книга», - закричал мальчик, догоняя прохожего. «Разве?» - удивился тот. «У вас было пять предметов: портфель, 3 книги и большой свёрток, а теперь четыре предмета», - объяснил мальчик. «Я вижу, ты хорошо усвоил математику, - сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. - Но, однако, есть правила, которые ты ещё не усвоил».
Вопрос: О каких правилах говорил прохожий? Что должен был сделать мальчик? (Поднять книгу, помочь прохожему).
Ситуация 3.
Приходит утром Костя в школу. У двери его класса стоит учительница. Костя, увидев её, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера кинокартину смотрел.
Вопрос: Какие ошибки допустил Костя? ( С учителем не поздоровался, с ребятами то же. Никого в школе не заметил. Только о кино не забыл).
Ситуация 4
По улице шёл старичок, опираясь на палку. Он был стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу к нему, подняв голову кверху, шёл мальчик лет 8. Мальчик наткнулся на старика и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал старику, и старик сразу подобрел.
Вопрос: Что же такое сказал ему мальчик? ( «Извините, пожалуйста»).
Ситуация 5
На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал "Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!"
Вопрос: Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя? (Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем! )
Молодцы, ребята! Вывод: Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
4. Физкультминутка «Не ошибись, пожалуйста!» (Слайд 6).А сейчас отдохнём. Я буду называть команды, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово». Не ошибитесь, пожалуйста!
-
Встаньте, пожалуйста. (Дети встают)
-
Поднимите руки.
-
Будьте добры, похлопайте. (Дети хлопают)
-
Потопайте.
-
Попрыгайте, пожалуйста. (Дети прыгают)
-
Будьте любезны, наклонитесь вправо, влево и ещё раз, пожалуйста. (Дети наклоняются)
-
Тихонько сядьте.
-
Сядьте, пожалуйста. (Дети садятся)
5. А сейчас мы приплыли на «Остров пословиц» (Слайд 7).
Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, грубость. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы. Вам нужно собрать пословицы и объяснить их смысл. Групповая работа:
Каков привет… (таков и ответ).
Приветливое слово … (гнев побеждает).
Не мудрён привет, … (а сердце покоряет).
Стол спасибом … (красится).
Вежливость все двери … (открывает).
Проверка (Слайд 8). Вывод: Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте - это доброе, вежливое слово.
6. Наше путешествие продолжается. Мы плывём по «Поэтическому морю» (Слайд 9). Чтение стихотворения С.Маршака «Ежели вы вежливы».
1. Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без протеста
Уступите старушке.
2. И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки .
3. И ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
4. И ежели вы вежливы
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
5. Ежели вы вежливы.
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
6. И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы - то есть сами.
7.И ежели вы вежливы
То всех благодарите
И мячика у маленьких
Без спросу не берите!
- Ура ребята, мы только что переплыли через Поэтическое море. Какие полезные советы вы узнали? ( ответы детей).
IV. Итог мероприятия: Подошло к концу наше путешествие. Что вам понравилось больше всего? Что такое вежливость? (Слайд 10).
Правила вежливости:
-
Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было с тобой приятно.
-
Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.
-
Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
-
Вежливый человек уступает место старшим.
-
«Вежливые слова», произнесённые грубо или развязно, перестают быть «вежливыми»
Ребята, сегодня мы с вами вспомнили, что такое вежливость. А знаете ли вы, что 21 ноября отмечался Международный день приветствий, а 11 января - Всемирный день «спасибо» (Слайд 11).
На улице, дома, в общественном месте
Будь вежлив со старшими, помни о чести.
В театре, трамвае, кино
Веди себя скромно, прилично, умно!
До свидания! (Слайд 12).
Ситуация 1.
Одна девочка возмущенно жаловалась маме: "Во дворе мальчик такой невежа: все время зовет меня Галька". "А ты как его зовешь?" - спросила мама. «Я его вообще никак не зову», - ответила Галя, - Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
Вопрос: Права ли была девочка? О каких волшебных словах она забыла?
Ситуация 2.
По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было пять предметов: портфель, 3 книги и большой свёрток. Одна книга упала. «У вас упала книга», - закричал мальчик, догоняя прохожего. «Разве?» - удивился тот. «У вас было пять предметов: портфель, 3 книги и большой свёрток, а теперь четыре предмета», - объяснил мальчик. «Я вижу, ты хорошо усвоил математику, - сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. - Но, однако, есть правила, которые ты ещё не усвоил».
Вопрос: О каких правилах говорил прохожий? Что должен был сделать мальчик?
Ситуация 3.
Приходит утром Костя в школу. У двери его класса стоит учительница. Костя, увидев её, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера кинокартину смотрел.
Вопрос: Какие ошибки допустил Костя?
Ситуация 4
По улице шёл старичок, опираясь на палку. Он был стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу к нему, подняв голову кверху, шёл мальчик лет 8. Мальчик наткнулся на старика и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал старику, и старик сразу подобрел.
Вопрос: Что же такое сказал ему мальчик?
Ситуация 5
На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал: "Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!"
Вопрос: Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?
Групповая работа
Соберите пословицы:
(Соедините стрелками начало и конец пословиц)
1. Каков привет, а сердце покоряет.
2. Приветливое слово … таков и ответ.
3. Не мудрён привет, открывает.
4. Стол спасибом … гнев побеждает.
5. Вежливость все двери … красится.
____________________________________________________
Групповая работа
Соберите пословицы:
(Соедините стрелками начало и конец пословиц)
1. Каков привет, а сердце покоряет.
2. Приветливое слово … таков и ответ.
3. Не мудрён привет, открывает.
4. Стол спасибом … гнев побеждает.
5. Вежливость все двери … красится.
11