Конспект урока окружающего мира

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока окружающего мираКонспект урока окружающего мираКонспект урока окружающего мираКонспект урока окружающего мираКонспект урока окружающего мираКонспект урока окружающего мираКонспект урока окружающего мираКонспект урока окружающего мира

Схема конспекта урока

Педагог (ФИО): Рябинина Вероника Анатольевна

Предмет: Окружающий мир Класс: 3

Тема урока: Аквариум - маленькая искусственная экосистема

Этапы урока

Содержание урока

Время

1

Организационный момент.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

-проверить подготовку учащихся к уроку;

-организовать внимание и внутреннюю готовность к уроку.

Методы: словесные

- Здравствуйте, садитесь.

- Как хорошо, что мы вместе.

Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу.

Улыбнитесь друг другу. Вот с таким настроением мы начнѐм урок. На уроке вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими? У каждого они будут свои.

- Готовы начать урок?

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

3 мин.

2

Проверка домашнего задания.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: проверить уровень своих знаний по теме: «Экосистема поле»

Цель, которую учитель хочет достичь: проверить знания учащихся по теме: «Экосистема поля»

Методы организации работы: словесные.

Методы стимулирования: похвала.

Методы оценивания: взаимопроверка, отметка.

- Каким словом можно назвать единство живых организмов и их среды обитания? (экосистема)

- С какими экосистемами мы уже знакомы?

- Необходимы ли нам эти знания?

- Для чего нам нужны знания об экосистемах?

- Проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. Выполним тест «Экосистема поля»

(учащиеся выбирают тест своего уровня)

  1. Поле - это…

а. природная экосистема;

b. искусственная экосистема.



  1. Подсолнечник, лен, рис - это…

а. культурные растения;

b. дикорастущее растение.



  1. Василёк, осот, вьюнок в экосистеме поля - это…

а. сорняки;

b. яркие цветы.



  1. Биологическая борьба - это способ защиты с использованием…

а. ядохимикатов;

b. живых помощников.

5. Вещества, которые убивают вредных насекомых…

а. ядохимикаты;

b. живые помощники

(Более сильным учащимся дается открытый вариант теста).

- Проверьте свою работу.

- Оцените работы друг друга (обмен работами и оценивание по вариантам).

- После урока ваши работы проверю я и сравню результаты самопроверки, взаимопроверки и проверки учителя.

- Подведем итог. Каковы главные отличия полей от других природных экосистем? (Огромная зависимость от человека. Круговорот веществ на полях незамкнут, поэтому поле не может жить без помощи человека. Эта экосистема - искусственная).

- Какие «профессии» в круговороте на полях приходится выполнять человеку? (Разрушителей - вносить минеральные вещества, вспахивать поля, пропалывать, бороться с вредителями. Потребителей - собирать урожай).

-Молодцы! Тему «Экосистема поля» вы усвоили хорошо.

5 мин.

3

Актуализация опорных знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: актуализировать ранее полученные сведения об экосистеме, для открытия новых знаний.

Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению сведений об экосистеме, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.

Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, моделирование.

Вспомним ещё раз основные понятия темы:

-Что такое экосистема?

-Назовите составные части экосистемы.

-Какие «профессии» живых организмов необходимы, чтобы круговорот в экосистеме был замкнут?

- Что такое искусственная экосистема?

-Легко ли создать искусственную экосистему? Что для этого нужно?

Выстраивается схема (по мере получения ответов на вопросы).

Экосистема


Круговорот веществ


Цепи питания


Неживые Живые

компоненты организмы


воздух производители

вода потребители

почва разрушители


природная искусственная

5 мин

4

Сообщения темы и целей урока.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: сформулировать тему и цели урока

Цель, которую хочет достичь учитель: подвести учащихся к самостоятельной формулировке темы и определению целей урока.

Методы: беседа,

объяснительно-иллюстративный.

- Кто создает искусственную экосистему?

- Для того, чтобы создать искусственную экосистему не нужно быть волшебником.

Попробуем определить тему и задачи урока. Отгадайте загадку:

Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом.

Он прозрачный,

Он стеклянный,

Нет и номера на нем…

И жильцы в нем не простые,

Не простые, золотые.

Эти самые жильцы

Знаменитые пловцы.

- Что это? (аквариум)

- К какой экосистеме вы считаете его можно отнести? (искусственной)

- Что можно сказать о размерах этой экосистемы? (маленькая)

- Сформулируйте тему урока. (Аквариум - маленькая искусственная экосистема)

- Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке?

3 мин

5

Совместное открытие новых знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: познакомиться с основными компонентами экосистемы аквариум

Цель, которую хочет достичь учитель: обеспечить понимание учащимися взаимосвязи всех компонентов аквариума; развивать умение анализировать;

Методы: учебный диалог, объяснительно-иллюстративный

Работа в группах

- Наша помощница - Лена попробовала создать искусственную экосистему, но у нее возникли проблемы. Помогите ей их разрешить.

- Какую экосистему создала Лена? (Лена создала экосистему - аквариум).

- Какая она - природная или искусственная? Почему? ( Аквариум - это искусственная экосистема, потому что ее создает человек).

- Почему в аквариуме Лены рыбам трудно дышать? ( У Лены в аквариуме нет растений - производителей. Они насыщают воду кислородом).

- Какие компоненты экосистемы должны быть в аквариуме? (Неживые компоненты экосистемы: воздух, вода, почва. Живые организмы: производители, потребители, разрушители).

- Рассмотрите рисунок в тетради с.35 з.1

- Найдите составные части экосистемы: неживые компоненты аквариума и «профессии» живых организмов. (Учащиеся рассматривают рисунок: 1 - грунт; 2 - вода; 3 - водоросли - производители; 4 - рачки - потребители; 5 - рыбы - потребители; 6 - улитки - разрушители; 7 - микробы - разрушители).

- Почему в аквариуме должны быть организмы разных «профессий»? Понять это поможет задание в тетради с.35 з.2

- Что дают производители другим организмам, а что получают?

- А что дают потребители?

- Чем могут быть полезны разрушители?


10 мин

6

Физическая минутка

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: снять физическое напряжение

Цель, которую хочет достичь учитель: активно изменить деятельность учащихся, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение занятий.

Рыбки плавают в пруду

Я одну из них найду.

Руки в воду опущу.

Руки в стороны, вперед,

А потом наоборот.

Рыбку к солнцу подниму

И желание шепну.

(Учащиеся выполняют движения из стихотворения).

2 мин

7

Закрепление изученного материала.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: знать основные компоненты экосистемы «Аквариум» и условия необходимые для существования данной экосистемы.

Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования знаний об экосистеме «Аквариум»

Методы: репродуктивные, объяснительно-иллюстративный, практическая работа

- Почему аквариум называют маленькой искусственной экосистемой? (Аквариум - экосистема, потому что в нем есть все компоненты экосистемы. Ее называют искусственной, потому что она создается человеком).

- Перечислите всех участников круговорота веществ в аквариуме.

(Производители - водоросли (растения). Потребители - рыбы. Разрушители - сомики (рыбы), микробы, улитки.)

- В аквариуме разводят разнообразных красивых рыбок. Но чтобы рыбки жили долго, да еще могли размножаться, необходимо подготовить для них соответствующую среду обитания.

- С чего же начать?

1.С выбора аквариума. Его выбирают просторный, чтобы рыбкам было не тесно.

2. Затем готовят грунт. Для этого специально подбирают промытый, крупнозернистый песок или гальку (слой 4-6 см). Класть на дно аквариума ракушки не следует, так как вода от них становится жесткой.

3.Водопроводную воду для аквариума отстаивают 5-7 дней.

4. Затем в аквариум высаживают водные растения. Они составляют основу создаваемой экосистемы, обеспечивая производство кислорода, поглощение углерода и создание органических веществ, необходимых рыбкам для питания. Так же растения служат декоративным целям.

5. И только через несколько дней аквариум населяют рыбками.

Работа в тетради с.36 з.4

- Что нужно сделать в задании 4? (Нужно исправить ошибки, допущенные в содержании аквариумных рыбок).

- Какую ошибку допустил хозяин первого аквариума? (В аквариуме мало растений).

- Какая ошибка допущена в содержании рыбок на втором рисунке? ( возле аквариума кот).

- Главное условие успешного содержания рыб в холодноводном аквариуме, что на одну рыбку размером 1 см необходимо 1л. воды. Воду в таких аквариумах необходимо продувать и фильтровать.

- Ребята, у кого из вас есть дома аквариум с его обитателями?

- Какие советы вы могли бы дать тем детям, которые хотят иметь аквариум и заниматься разведением рыб? (Учащиеся высказываются).

Самое главное - нужно понимать, что создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно. Для этого нужны знания, терпение, любовь к маленьким друзьям. Если вы всерьез хотите сделать свою маленькую искусственную экосистему, найдите книги об аквариумах и внимательно их прочитайте (можно посетить специальные сайты в Интернете).

12 мин

8

Подведение итогов

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: оценить свою работу на уроке

Цель, которую хочет достичь учитель: Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

- Какое условие нужно соблюдать, чтобы аквариум существовал? (Нужно, чтобы в нем присутствовали все компоненты экосистемы, а его обитатели поддерживали круговорот веществ).

- Какие цели мы с вами ставили в начале урока?

- Смогли ли мы их достичь?



Рефлексия: Раскрась рыбку (красный цвет- урок понравился, все понятно, доволен своей работой; желтый - урок понравился, но были затруднения; коричневый - урок не понравился, ничего нового для себя не узнал.

3 мин

9

Домашнее задание

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: понять способ выполнения дом.задания

Цель, которую ставит перед собой учитель: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания



  • письменное задание: тетрадь с. 36 з.5;

  • дополнительное задание: подготовить небольшое сообщение о живых обитателях аквариума или составить кроссворд из 5-6 слов (вид работа учащиеся выбирают самостоятельно).

2 мин.

- Мы заканчиваем знакомство с экосистемой - аквариум, его прекрасными растениями, разнообразными животными. Аквариум является как бы частицей подводного мира, перенесенного в комнату. Он таит немало загадок, а наблюдения за ним необычайно увлекательны. Экологически грамотное обращение с аквариумом максимально приблизит условия обитания питомцев к естественным. А незнание законов жизни подводного мира приведет к нарушению гармонии и гибели питомцев. Надеюсь, что урок был интересным для вас, вы узнали много нового об аквариуме.


© 2010-2022