- Преподавателю
- Начальные классы
- Методические рекомендации по использованию метода «Шесть шляп мышления в начальной школе»
Методические рекомендации по использованию метода «Шесть шляп мышления в начальной школе»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Соколовская Н.Н. |
Дата | 24.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Данные методические разработки предназначены для учителей начальной школы, реализующих системно-деятельностный подход при введении ФГОС. Методические разработки «Шесть шляп мышления» на уроках в начальной школе» нацелены на: освоение педагогом технологий Метода Эдварда де Боне «Шесть шляп мышления», формирующих нетрадиционные способы мышления. Основные задачи формулируются как:
- изучение метода Эдварда де Боне, освоение способов применения технологий для организации работы в группах, для формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников;
- позитивная мотивация участия и понимание значения деятельностного подхода к обучению и формирования универсальных учебных действий (УУД) для развития учащихся.
- комфортный и результативный для учителя и ученика процесс обучения;
- высокий и прочный уровень обученности учащихся;
- формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться;
- объединение учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс;
- обеспечение эффективной социализации учащихся.
- Методические рекомендации по использованию метода «Шесть шляп мышления в начальной школе»;
- Разработка урока истории по теме «Царствование Екатерины Великой», 4 класс;
- Разработка урока литературного чтения по теме «Веселые рассказы Николая Носова», 3 класс;
- Разработка урока окружающего мира по теме «Человек - разумное существо», 1 класс.
-
Разработка урока окружающего мира по теме «Познай себя» (2 урок по теме «Планета профессий «Человек - Человек»), 2класс
Условия реализации:
-
наличие мультимедийного оборудования: компьютера, музыкальных колонок, экрана и проектора в кабинете
-
умение учителя пользоваться данной техникой
-
наличие шляп шести цветов.
Методические рекомендации по использованию метода
«Шесть шляп мышления в начальной школе»
Если наше дело - в шляпе,
Если наше тело - в шляпе,
Если даже мысли - в шляпе,
Значит, в шляпе-то - вся суть! Метод «Шесть шляп мышления», разработан доктором медицины и психологии Оксфордского университета Эдвардом де Боне, крупнейшим специалистом с мировым именем в области творческого и концептуального мышления, автором 64 книг, переведенных на 35 языков мира, доктором медицины и психологии, руководителем Центра по изучению мышления Оксфордского университета.
Этот метод позволяет ребенку латентно (скрыто, незаметно) включиться в процесс обсуждения, построения активного высказывания, и учитывает ведущие каналы обучения.
Основными задачами являются:
-
Формирование и развитие информационной компетентности;
-
Развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, ориентированного на умения работать с информацией;
-
Воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной напористости;
-
Формирование понимания того, что существуют сложные ситуации, когда один человек не в состоянии охватить все аспекты проблемы, в первую очередь, через демонстрацию многозначности возможных решений.
-
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности.
Технология и использованный метод «Шесть шляп» ориентированы на:
- Воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной направленности.
- Развитие навыков упорядоченного мышления, ориентированного на умения работать с информацией.
Оба рассмотренных типа мышления, как правило, дополняют друг друга, раскрывают в большей полноте разные стороны бытия. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности было бы не столь глубоким и разносторонним, каким оно является на деле.
В основу концепции своего метода Э. де Боне положил представление о наличие у человека двух типов мышления: «реактивного» и «взвешенного».
Метод «Шляпы мышления» как раз и предназначен для повышения эффективности взвешенного типа мышления.
Почему именно шляпы? Вот как на этот вопрос ответили сами дети: «Шляпа прикрывает голову, а значит наши мысли».
«Человек, выходя из дома, может надеть то одну шляпу, то другую. Также когда он говорит, он должен думать, правильно выражать свои чувства, как бы надевать разные шляпы».
А вот как это объясняет Эдвард де Боне: « Шесть шляп позволят нам «дирижировать оркестром своих мыслей». Меняя шляпу, мы сможем придать своим мыслям нужное направление, «нужное звучание». Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления».
Шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления в зависимости от поставленной задачи, и делать это с такой же легкостью, как снимать и надевать шляпу. Использование «мыслеварительных» шляп открывает возможность договориться с собеседником, прийти к согласию. Заключенная в шляпах символика удобна для того, чтобы попросить кого-нибудь «развернуть» поток своих мыслей в нужном направлении.
В данном методе мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Вот краткое описание каждого из режимов
Красная шляпа. Красный цвет символизирует гнев, внутреннее напряжение. В красной шляпе человек отдает себя во власть эмоций, интуиции, чувств. Какие у меня по этому поводу возникают чувства? -На занятиях знакомство со шляпами каждого цвета происходит постепенно, поочередно. Сначала вводится «красная» шляпа для эмоционального всплеска, для обсуждения на уровне «вам понравилось?», какие чувства вызвала та или иная игра, сказка и т.д. После того, как ребята легко научаются пользоваться «красной» шляпой, умеют высказывать свои эмоции только под полями этой шляпы, вводятся шляпы двух цветов - желтая и черная. Желтая шляпа. Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет Преимущества. Почему это стоит делать? Каковы преимущества? - Черная шляпа. Черный цвет мрачный, зловещий, словом - недобрый. В черной шляпе человек проявляет осторожность. Сработает ли это? Что здесь неправильно? В чем недостатки? Надевая желтую шляпу, ребенок учится во всем искать только положительные моменты. А надевая черную - только отрицательные черты героев, минусы в поведении различных сказочных персонажей. Когда дети научаются выделять + и - в поведении героев, в какой-то ситуации, умеют а как бы могла закончиться та или иная ситуация, то есть выделять интересные моменты, вводится символ зеленой шляпы. Зеленая шляпа. Зеленый цвет - это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей. Знакомство с другими шляпами происходит символично, а более конкретная работа проводится уже в начальной школе. Белая шляпа. Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги. Факты, информация, вопросы- вот что ляжет ровными строчками на белый лист. Какой мы обладаем информацией? Какие существуют факты, подтверждающие или опровергающие определенное мнение? Какая нам нужна информация?
Синяя шляпа. Синий цвет - это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением, контролем и оценкой собственной деятельности. Чего мы достигли? Что нужно делать дальше?
Самое главное достоинство метода в том, что он дает возможность определять правила игры. «Люди хорошо распознают, по каким правилам ведется та или иная игра. Изучение правил является одной из самых перспективных форм накопления знаний в детские годы. С помощью шести «мыслеварительных» шляп устанавливаются определенные правила игры «в человека, думающего именно так», что принципиально отличается от всем известной практики «ведения боя без правил». Качество нашего будущего будет целиком зависеть от качества нашего мышления. Это справедливо на личностном уровне, на уровне сообщества и на мировом уровне» (доктор Эдвард де Боне)
Технология « PMI». Использование инструмента P.M.I. - осознанное действие, позволяющее исключить естественную эмоциональную реакцию на определенную идею (естественной реакцией будет «нравится» или «не нравится»; если идея нравится, кажется противоестественным выискивать минусы, если идея не нравится, противоестественным кажется искать плюсы). Именно сознательное выделение всех положительных и отрицательных моментов дает возможность увидеть идею во всей ее полноте. Вместо простого решения, нравится идея или нет, данная мыслительная операция требует приложить сознательные усилия и найти в идее хорошие стороны, плохие стороны и интересные моменты, которые не относятся ни к плохим, ни к хорошим, но достойны того, чтобы их отметили. Эта работа проводится поэтапно, сначала на сюжетных картинках ребята отыскивают положительных и отрицательных героев. Думают, а чем бы могла закончиться та или иная ситуация. Работа в технологии РМ1 проводится в виде игры «Золотой жетон». Далее я вас познакомлю с другими технологиями в рамках метода «Шесть шляп мышления», которые нашли применение уже в работе на уроках начальной школы. Технология «Перспектива» ориентирована на:
-
Формирование и развитие информационной компетентности;
-
Развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, ориентированного на умения работать с информацией;
-
Воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной напористости;
-
Формирование понимания того, что существуют ситуации, когда необходим самоконтроль для достижения позитивного результата, особенно в ситуациях работы в группе.
- Новаторы - «зеленая шляпа» (презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы); -
- Пессимисты - «черная шляпа» (выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемой идеи); -
- Оптимисты - «желтая шляпа» (выделяют все положительные, выгодные, позитивные моменты презентуемой идеи); -
- Эксперты - «синяя шляпа» (обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения, поставленной перед данной группой цели деятельности по 10-бальной шкале, обосновывают свое мнение).
- 5 минут - выступление новаторов;
- 3 минуты - уточняющие вопросы новаторам от участников из других творческих групп;
- 4 минуты - работа в группах оптимистов, пессимистов и экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов представленной идеи, обобщению и анализу полученной информации;
- 4 минуты на выступление оптимистов и пессимистов (по 2 минуты на каждую из двух творческих групп);
- 1 минута - работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности;
- 3 минуты - выступление экспертов (работа каждой группы оценивается экспертами по 10-бальной шкале; оценка обосновывается).
- Н.А.Семенова «Организация исследовательской деятельности младших школьников». Томск. 2007г.
- Выгодский Л.С., История развития высших психических функций, Москва, 1983, Собр.соч - Т.3
- А.Немов Р.С., Общие основы психологии, книга 1, Москва, Владос, 2003 С. 686
- Т.А.Прищепа «Современные педагогические технологии, ориентированные на развитие и формирование умений работы с информацией». Томск. 2006г.
Разработка урока окружающего мира, 1 класс, УМК «Школа 2100» Тема: «Человек - разумное существо». Цель: систематизировать знания учащихся о природе, выявить признаки, объединяющие человека и животного, и признаки, отличающие человека от животных, выделять поступки, свойственные разумному существу. Данный урок опирается на знания детей о том, что человек, как и животное: дышит, питается и рождает детёнышей, принадлежит к живой природе; на сходство человека с животными. Отмечаются признаки, различающие человека и животное. Вывод: человек - разумное существо. Его поступки - поступки, свойственные разумному существу. На следующем уроке продолжится разговор о разумных и неразумных поступках человека, об экологии. Правила поведения в природе: что можно, а чего нельзя делать в природе. Бережное отношение к окружающему миру. Планируемые результаты: Освоение предметных знаний: Знать особенностей человека как разумного существа Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Личностных: В предложенных ситуациях отмечать и объяснять конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие с позиции общечеловеческих нравственных ценностей. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить Регулятивных: Учиться работать по предложенному плану. Учиться высказывать свое предположение, незаметно включиться в процесс обсуждения, построение активного высказывания, Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности группы, оценивание себя на уроке. Познавательных: Сравнивать и группировать предметы и их образы. Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативных: Высказывать свою мысль в устной речи Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах работы и поведения.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Формирование ИКТ-компетентности: Знакомство с возможностями интерактивной доски для использования в обучении, соблюдая требования СанПиНов - 10-15 минут. Использовались фронтальная и групповая работа на основе метода «Шесть шляп мышления». Данный урок был ограничен временными рамками - 30 минут. На проведение уроков во 2-4 классах по методу «Шесть шляп мышления» требуется 1-2 ученических часа. Поэтому для знакомства с методом был выбран 1 класс. На данном уроке дети познакомились с цветом шляп и их ролевыми позициями. Технологии данного метода используются на уроках окружающего мира, литературного чтения, математики. Материально- техническое обеспечение:
- интерактивная доска, компьютер, медиапроектор, колонки,
- аудиозаписи - «Звуки леса», песня «Гном»
- шляпы 6 цветов: белая, красная, желтая, черная, зеленая, синяя
- раздаточные таблицы для работы в группах, учебник «Окружаюший мир» - 1 класс, Вахрушев, Данилов, с.70
- трафарет шляпы для рефлексии, цветные карандаши
Ход урока:
- Орг. момент.
-
Как животные понимают друг друга?
А человек? (Люди разговаривают.)
- Значит, ребята, у человека есть речь. Прикрепляю табличку со словом «Речь».
-
Что помогает нам учиться? Вспомните тему: « Наши помощники». (Память и ум.)
-
Значит, человек обладает разумом. Прикрепляю табличку со словом «Разум».
-
Отгадайте загадку. У двух матерей по пяти сыновей. Что это за матери? (руки). Что сделано руками человека? Значит, человек трудится. Прикрепляю табличку со словом «Труд».
- Итак, кто же такой человек? Какой можно сделать вывод?
- Человек - разумное существо.
- Первичное закрепление.
Найдите рисунки, на которых человек ведет себя как разумное существо? Поставьте рядом с картинкой знак «+». Работаем ровно 1 минуту. Как только вы закончите, обсудите свои варианты с членами своей команды. Проверка: представитель одной команды называет картинку, на которой поставил «+», остальные проверяют. Если остальные команды отметили этот же вариант, то слово переходит к представителям другой команды. А если у остальных команд выделенного варианта нет, то выступающая команда получает жетон. Выслушиваются ответы всех команд. Та, у кого больше - считается победителем в данной игре. А теперь наденем шляпу черную. Она строга и серьезна и позволит нам под ее полями увидеть все неразумные поступки человека. Найдите рисунки, на которых человек изображен как неразумное существо, отметьте их знаком «-» Проверка ведется также как и в предыдущем случае. 6. Творческое задание. Самое время надеть шляпу зеленую. Зеленый цвет - цвет зелени, нового растения. Я предлагаю каждой группе под полями зеленой шляпы выполнить творческое задание. Итак, человек - разумное существо. Он отвечает за все живое и неживое на нашей планете. Любой живой организм требует бережного отношения, с ним нельзя обращаться как с вещью, иначе ему станет плохо и он может погибнуть. Значит, человек еще умеет жалеть, помогать другим. Посмотрите на картинки у вас на партах. Отчего страдают все эти животные? Кто им сможет помочь? Как? Обсудите данные ситуации с друзьями, предложите свой выход. (Дети работают в группах 1-2 минуты, после чего заслушиваются варианты ответов каждой команды). 7. Итог. Шляпку синюю наденем и итоги подведем. Как себя вести мы будем, когда в лес с тобой пойдем.
- Что нового узнали сегодня на уроке? Какой вывод сделаем? - Давайте поблагодарим наши волшебные шляпки за то, что помогли нам попутешествовать в мире живых организмов. - Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке и работу своих товарищей.
Перед вами рисунок шляпки. Если вам все понравилось, у вас хорошее настроение - раскрасьте шляпку в желтый цвет. Если вам было трудно, что-то у вас не получалось, и вам хочется что-то исправить, раскрасьте шляпку в зеленый цвет. А если вам было скучно и неинтересно - в черный. Покажите, какое разноцветье у нас получилось! Спасибо всем за работу! Используемая литература:
- Т.А.Прищепа «Современные педагогические технологии, ориентированные на развитие и формирование умений работы с информацией». Томск. 2006г.
-
Учебник «Окружаюший мир» - 1 класс, Вахрушев, Данилов, с.70,БАЛАСС, 2011
Разработка урока истории в начальной школы УМК «Школа России»,
4 класс
Тема: «Царствование Екатерины Великой»
Задачи:
- В игровой форме познакомить учащихся с новыми интересными фактами из истории России; познакомить с новым мыслительным инструментом РМI.
- Способствовать развитию умения анализировать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой.
- Способствовать детям с разным уровнем речевого развития чувствовать себя комфортно и оценивать себя адекватно.
- Способствовать формированию коммуникативных и организаторских способностей учащихся, умений работать в коллективе.
- Способствовать формированию и развитию «взвешенного типа мышления» в ходе совместной деятельности учащихся.
- Способствовать формированию контрольно-оценочной самостоятельности.
Ход урока.
1. Орг. момент. - 3 минуты
Начать наш сегодняшний урок хочется вот с этого слайда. Рассмотрите, пожалуйста, его и предположите, кто запечатлен на этом памятнике?
- Женщина, потому что фигура в длинном платье;
- Царица, потому что в руках у нее скипетр, а на плечах мантия.
- Царица, потому что она возвышается над другими людьми, а они как- бы сидят у ее ног.
-
Введение в тему - 2 минуты
- Игра «Золотой жетон»:
1 раунд 2 раунд 3 раунд Штрафы Итог «Красные»
«Зеленые»
«Синие»
«Желтые»
Последние две - три минуты этапа отводятся на подсчет количества жетонов и объявление победителя. А теперь особо остановимся на «штрафных» очках. Если во время работы за «круглым столом» кто-либо в группах будет говорить вслух, отвлекать внимание, то его подгруппа будет наказана: лидер от общего количества заработанных «золотых жетонов» будет вынужден отдавать за каждое замечание по одному жетону. Обязательным условием является тот момент, что на каждый раунд должен выходить новый представитель группы. За нарушение данного правила группа будет получать штраф - один жетон. За нарушение временного регламента, за опоздание при выходе к «столу лидеров» группа также будет получать штраф - один жетон». Работа в группах - 20 минут Первый раунд - 5 минут
- Много сделала, чтобы понять русских: выучила язык, историю, обычаи;
- Была образована и задумала ввести в стране общее образование: открывала школы, воспитательные дома( слайд 4)
- Писала пьесы для театра, статьи в журналах, сочиняла сказки;
- Умела находить умных, талантливых людей, терпела около себя даже неприятного человека, если он был способным человеком.
- Покровительствовала наукам и искусствам;(слайд 5)
- При ней строились новые города, хорошела столица (слайд 6)
- Была продолжательницей дела Петра
- Участвовала в составлении законов
- При ней строились в России новые школы и больницы
- Императрица первой сделала прививку от страшной болезни
- Расширялись границы государства
- Дворяне жили лучше и лучше ( слайд 7)
- Крепостные крестьяне стали жить хуже, им приходилось работать по 4-6 дней в неделю
- Усилились наказания, а жаловаться крестьяне не имели права
- Продажа людей была обычным делом
- Много народу умерло от эпидемии чумы (слайд 8)
- Простой народ создавал своим трудом богатства страны, но большая их часть доставалась знатным и богатым.
- Государственная власть в империи не зависела от народа.
- Не заботились о простых людях: крестьянах, горожанах, солдатах.
- В армию набирали солдат принудительно, не заботясь, хотят они того или нет
- Россию потрясали бунты, много народу погибло (слайд 9)
- Власть над крестьянами была безгранична
- Народ называл ее «матушкой», а она улучшила жизнь только дворянам
- А хотели ли присоединенные народы жить по-новому? Радовались ли они присоединению к России?
- Зачем Екатерине «новые» земли, ведь большим государством трудно управлять?
- А что было бы, если бы все крестьяне отказались работать на своих хозяев?
- Почему Пугачев проиграл?
- Почему ссылали в Сибирь, ведь там же тоже люди жили?
- Итог.
Наш урок подошел к концу. Вернемся к фотографии, с которой наш урок начинался. Я предлагаю вам посмотреть на фрагменты нижней части памятника. Как вы думаете, какие люди здесь изображены: богатые или бедные? Почему? (слайд 10) Вы совершенно правы, на подножье сооружённого в 1832-1837 памятника Екатерине работы М. О. Микешина, установленного в Санкт-Петербурге на площади Островского, изображены наиболее выдающиеся личности: А.В.Суворов, П.А.Румянцев, Г.Р.Державин, М.В.Ломоносов, Василий Баженов и другие. О них и их роли в истории России мы будем говорить на других уроках. Подумайте, а кого нет и не могло быть на подножии этого памятника и почему?
- Нет простых людей, потому что на них никто не обращал внимания.
Самостоятельно оцените свою работу и отметьте на цветовой шкале
Мне было интересно на уроке.
Я работал(а) хорошо, у меня все получалось.
Я старался (старалась), но не все получалось.
Получалось мало.
Легче было работать в группе.
Ф.И._____________________________
7. Домашнее задание: На следующем уроке мы поговорим о традициях и праздниках русского народа. Поработайте в группах и найдите дополнительный материал по этой теме. Используемая литература:
- Т.А.Прищепа «Качество мышления - основной ресурс успешности». Методическое пособие. Институт средств и методов обучения. 2004 год.
- Н.И.Ворожейкина, Н.Ф.Виноградова «Наша Родина в прошлом» (беседы по истории России), 3 класс. Издательство «Ассоциация XXI век». Смоленск, 2001год.
- О.В.Волобуева «По следам прошлого» (часть 3 «Путь России»). Москва «Терра», 1998год.
- Д.Д.Данилов, С.В.Тырин «Мое отечество» ( вводный курс истории и обществознания), 3 класс, часть 2. Москва «Баласс», 2005год.
- «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»
- yandex.ru
- wikipedia.ru
Разработка урока по литературному чтению,
УМК «Система Л.В. Занкова», 3 класс Тема: «Веселые рассказы Николая Носова» Задачи:
- В игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять читательский кругозор учащихся; познакомить с новым мыслительным инструментом РМI.
- Содействовать формированию контрольно- оценочной самостоятельности, связанной с активной работой мышления: умения анализировать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, развивать навык выразительного чтения.
- Способствовать детям с разным уровнем речевого развития чувствовать себя комфортно и оценивать себя адекватно.
- Способствовать формированию коммуникативных и организаторских способностей учащихся, умений работать в группе.
- Способствовать формированию и развитию «взвешенного типа мышления» в ходе совместной деятельности учащихся.
Ход урока.
- Орг. момент. - 3 минуты
- Введение в тему - 2 минуты
правдиво мир хороших, нормальных детей. Этот мир прекрасен. Этот
счастливый мир богат светом, жаждой жизни и, конечно, юмором.
За внешней комедийностью он видит и помогает увидеть нам прекрасное, доброе в любимых писателем героях: Косте Шишкине, Мишке и Коле, которым так и не удалось насладиться своей кашей, в Вите Малееве и его друзьях, в Незнайке со всей его сказочно прекрасной компанией...
А сейчас, самое время разделиться на четыре команды. Я задаю вопросы, вы быстро отвечаете, забираете жетон с номером и занимаете нужный столик (вопросы и столики пронумерованы). Вы дома читали многие рассказы Носова, поэтому ответить на вопросы для вас будет легко.
1. Назовите имя и отчество Носова.
2. Где и когда родился Носов?
3. Кто испугался волка под кроватью? Назови имя героя и рассказ. (Валя "Затейники")
4. Чем швырял Володя в шляпу в рассказе "Живая шляпа"? (картофель)
1. Ее заваривают, затевая неприятности…..
Хлопотливое дело, а потом распутывают это дело….
Ее просит дырявая обувь….. (каша)
2. В каком журнале Н.Носов напечатал свой первый рассказ? ("Мурзилка")
3. Кто уронил в колодец чайник и ведро, назови рассказ и имя героя. (Мишка)
4. Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы. ("Фантазеры")
1. В какой сказке Н. Носов рассказал нам о человечках коротышках? ("Приключения Незнайки и его друзей").
2. Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы.)
3. На чем путешествовали Незнайка и его друзья в Зеленый город?
4. Как звали мальчика в рассказе "Заплатка"? (Бобка).
1. Что мастерили Винтик и Шпунтик? (Пылесос)
2.. Как называется рассказ, где мальчики разобрали телефон и звонок? (телефон)
3. Кто сочинял из коротышек стихи?
4. Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка).
- Словарная работа- 2 минуты.
- Игра «Золотой жетон»
6. Итог. Давайте посчитаем свои золотые жетоны. Чья команда отличилась? Название команды 1 раунд 2 раунд 3 раунд Штрафы Итог
Заполните таблицу: Поставьте «+», оценив свою работу.
Фамилия, имя _______________________________
Все получилось. Я доволен(довольна) результатами работы.
Почти все получилось.
Но я могу и хочу работать лучше
Много не получилось.
Я хочу и постараюсь работать лучше.
Недоволен (недовольна) результатом. Постараюсь работать лучше.
Используемая литература:
- Т.А.Прищепа «Качество мышления - основной ресурс успешности». Методическое пособие. Институт средств и методов обучения. 2004 год.
- В.Ю.Свиридова «Литературное чтение», учебник для 3 класса
- Н.Н.Носов «Мишкина каша», Детская литература, 1985г.
Разработка урока окружающего мира, 2 класс, УМК «Система Л.В.Занкова»
Тема: «Познай себя» (2 урок по теме «Планета профессий «Человек - Человек»). Задачи урока:
- Познакомить с профессиями группы «Человек - Человек» через творческое домашнее задание, которое презентовалось каждой группой на уроке.
- Развивать информационную компетентность через работу с разными источниками информации и самостоятельную ее обработку.
- Формировать готовность к общению и сотрудничеству (коммуникативную и кооперативную компетентности) через технологии «Перспектива», «Шесть шляп мышления».
- Формировать контрольно-оценочную самостоятельность
Ход урока:
- Орг. момент.
- Введение в тему.
Учитель: сегодня мы сами с вами напишем продолжение сказки. На других планетах Маленький принц найдет себе других друзей. Мы приняли приглашение Маленького Принца и сделаем остановку на первой планете «Человек - Человек» . Как вы думаете, почему именно с этой планеты? Что искал Маленький Принц в разных странах? Что такое ОБЩЕНИЕ? Маленький Принц исчез, но нам он оставил звезду. Давайте посмотрим.
Ребята! Я знаю, что некоторые профессии с этой планеты вам знакомы. Расскажите о них своим одноклассникам! Удачи !вам!
Учитель: Сегодня на занятии, знакомясь с той или иной профессией, мы должны ответить на вопрос «Какими качествами должны обладать люди данных профессий?» Мы будем работать четырьмя творческими группами, то под одной или другой шляпой. Дома вы готовили сообщения о людях разных профессий. Игра будет проходить в четыре раунда. После каждого раунда группы меняют свои ролевые позиции. Под полями зеленой шляпы первыми будут выступать «НОВАТОРЫ». Они должны рассказать об истории той или иной профессии, о качествах личности. «ОПТИМИСТЫ» выступят под полями желтой шляпы. Им необходимо заметить в выступлении «новаторов» все положительные моменты. «ПЕССИМИСТЫ» же наоборот, выступая под полями черной шляпы должны увидеть в выступлении ребят все недостатки, «минусы», в корректной форме их высказать. Ну и, наконец, «ЭКСПЕРТЫ», выступая под полями синей шляпы, оценивают работу каждой творческой группы. У «новаторов» отмечают:
- Достоверность материала;
- Опору на свой жизненный опыт;
- Использование дополнительного материла;
- Четкость речи;
- Зрелищность презентации.
- Выступление «новаторов» - 4 минуты,
- Обсуждение в группах - 1 минута,
- На выступление «оптимистов» и «пессимистов» по 1 минуте,
- Обсуждение «экспертов» - 1 минута,
- Выступление «экспертов» - 1 минута.
III. Игра «Перспектива
«Новаторы»
«Оптимисты»
«Пессимисты»
«Эксперты»
штрафы Общий балл 1 раунд 1 2 3 4
2 раунд 2 3 4 1
3 раунд 3 4 1 2
4 раунд 4 1 2 3
IV. Итог. Учитель: Ребята, давайте подсчитаем баллы. Кто же победил? Какими профессиональными качествами должны обладать люди, группы «Человек - Человек».
- Уважение и понимание других людей,
- Терпение,
- Умение творчески работать,
- Ответственность за других.
Перед вами рисунок шляпки. Если вам все понравилось, у вас хорошее настроение - раскрасьте шляпку в желтый цвет. Если вам было трудно, что-то у вас не получалось, и вам хочется что-то исправить, раскрасьте шляпку в зеленый цвет. А если вам было скучно и неинтересно - в черный. Используемая литература:
- Т.А.Прищепа «Качество мышления - основной ресурс успешности». Методическое пособие. Институт средств и методов обучения. 2004 год.
- Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков. «Окружающий мир», учебник для 2 класса, издательство «Учебная литература», издательский дом ФЕДОРОВ, 2008г.
28