- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление «Развитие личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения»
Выступление «Развитие личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Клепальская Н.Ф. |
Дата | 13.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Развитие личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения
Под универсальными учебными действиями ученые подразумевают - умение учиться, т.е. «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта». Профессор МГУ А.Г. Асмолов считает, что к основным видам УУД относятся личностные действия и метапредметные, которые включают в себя регулятивные, познавательные и коммуникативные действия.
Главная роль в формировании личностных универсальных действий отводится образованию, так как школа-это единственный образовательный институт, через который проходят все граждане России. Я хочу остановиться на личностных универсальных учебных действиях. Их составляющей являются:
- Смыслообразование через прослеживание судьбы героя;
- Действия нравственно-эстетического оценивания через осмысление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
- Самопознание и самоопределение на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений;
- Эмоционально личностное отождествление себя с героями произведения, сопоставление их позиций и взглядов.
- Основы гражданской идентичности путем знакомства художественных произведений с героическим прошлым России. Формирование гордости и эмоциональной сопричастности.
Задача учителя состоит в том, чтобы в процессе работы над произведением, ребенку захотелось изменить себя и приобрести положительные качества личности. Формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией. Я считаю, что ученики моего класса приобретают на уроках литературного чтения уроки нравственности и человечности.
Рассмотрим это на примере урока литературного чтения во 2 классе по произведению В. Осеевой «Сыновья».
Цель: формирование умения извлекать нравственные уроки из прочитанного произведения.
Планируемые результаты: личностные:
-
Определение характера взаимоотношений членов семьи.
-
Формирование духовно-нравственных ценностей семьи.
Рассмотрим каждый этап урока.
-
Погружение в тему урока.
Этот этап урока строится на основе связи с жизнью, с личным опытом учеников. Главная задача этапа - создать эмоциональный настрой, который побудит детей к общению. Это может быть интересная история, видеосюжет, музыкальный фрагмент.
На уроке по знакомству с произведением «Сыновья» В. Осеевой я использовала приём антиципации. Это предугадывание предстоящего чтения.
На этом этапе урока происходит развитие личностных универсальных учебных действий - это учебная мотивация .
Дети отвечали на такие вопросы:
-- Судя по названию, о ком будет идти речь?
-- Какие вы сыновья?
-- Объясните смысл пословицы «Всякой матери своё дитя мило»
-- Что означает выражение «сыновний долг»?
-- С какого возраста дети должны почитать своих родителей?
2. Этап первичного знакомства с произведением.
Читаю сама или использую звукозапись. Детям предлагаю взять простой карандаш и, следя за чтением, отмечать слова, значение которых они не знают. Потом делаю паузу для осмысления и задаю вопросы
-- Что тронуло ваши души? (Разное отношение к матери)
-- Что хочется сказать?
-- Какие непонятные слова встретились в тексте?
-- Будем ли продолжать разговор на эту тему?
На этом этапе происходит развитие нравственного и эстетического ориентирования, что относится к личностным УУД.
3. Этап - характер героев.
Задача этого этапа - найти героев произведения и дать им характеристику. Свою точку зрения дети доказывают подтверждением из текста,используя выборочное чтение. В 1 и 2 классах помогаю детям наводящими вопросами.
На этом этапе прослеживается готовность к сотрудничеству.
Предлагаю детям заполнить таблицу, доказывая свои ответы текстом.
1мать
2 мать
3 мать
Что говорили о своем сыне?
ловкий
сильный
поет как
соловей
ничего особенного ?
Какие чувства вызывали сыновья?
любуются, заслушались
?
-- Разве плохо быть сильным, ловким, или петь как соловей?
-- Вспомните, как называется рассказ?
-- автор ничего нам не говорит о сыне третьей женщины. Какой же он? (заботливый, внимательный, трудолюбивый, скромный, услужливый, уважительный, любящий, настоящий сын)
-- Как вы догадались?
Дети дополняют таблицу.
-- Как вы думаете, мать этого мальчика действительно считает, что в нем нет ничего особенного? (она скромная, считает, что это норма, что так должны вести себя все сыновья)
-- А вы как думаете, что почувствовали женщины, когда старик сказал, что увидел только одного сына? (чувство стыда, даже зависти).
-- А мать этого мальчика? (гордость)
-- Значит, быть хорошим сыном или дочерью - это значит помогать своим родителям.
Добавляют в таблицу.
-- А как вы считаете, могли ли мальчики услышать, что сказал старичок?
-- Что почувствовал мальчик-певец и мальчик- гимнаст?
-- А в наше время можно увидеть подобные ситуации?
-- Я сейчас вам задам вопрос, на который вы ответите честно сами себе.
Как вы думаете, вы больше похожи на кого из мальчиков?
Личностные УУД - этическая оценка.
4. Этап - вхождение во внутренний мир персонажа и авторский подтекст.
Предлагаю детям побыть в роли мальчиков и их мам. Передать чужие чувства, пережить судьбу героев с помощью инсценирования от лица героев.
На этом этапе происходит развитие отзывчивости и сопереживания - личностные УУД.
5. Этап - анализ произведения. Для этого урока я взяла групповую работу.
Предлагаю каждой группе написать синквейн на тему «Мама»
6. Этап - рефлексия.
-- Какие уроки жизни из нашего урока вы взяли для себя?
(любить своих родителей, помогать им, заботиться о них, не обижать, уважать, любить, помнить, что родители самые дорогие люди на свете)
Предлагаю детям на сердечках написать то, что у них на душе, и они хотели бы сказать своей маме, чтобы ей жилось хорошо.
(буду стараться учиться, из школы сразу пойду домой, хочу, чтобы вы гордились мной, люблю вас..)
С позволения детей зачитываю высказывания детей.
Личностные УУД - формирование духовно-нравственных ценностей внутри семьи.
7. Этап - домашнее задание.
Предлагаю детям придумать продолжение этой истории.
Только на одном этом уроке происходит постепенное, последовательное формирование личностных универсальных учебных действий. В своей речи, Патриарх Всея Руси Алексий II, обращаясь к детям, сказал, что они должны ценить «драгоценное время детства, отрочества, юности, время, которое дано, чтобы человек обогатился бы знаниями, приобрел этические навыки, нашел свое призвание и построил храм своей души, доставляя радость окружающим».