Выступление «Развитие личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения



Под универсальными учебными действиями ученые подразумевают - умение учиться, т.е. «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта». Профессор МГУ А.Г. Асмолов считает, что к основным видам УУД относятся личностные действия и метапредметные, которые включают в себя регулятивные, познавательные и коммуникативные действия.

Главная роль в формировании личностных универсальных действий отводится образованию, так как школа-это единственный образовательный институт, через который проходят все граждане России. Я хочу остановиться на личностных универсальных учебных действиях. Их составляющей являются:

  • Смыслообразование через прослеживание судьбы героя;
  • Действия нравственно-эстетического оценивания через осмысление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
  • Самопознание и самоопределение на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений;
  • Эмоционально личностное отождествление себя с героями произведения, сопоставление их позиций и взглядов.
  • Основы гражданской идентичности путем знакомства художественных произведений с героическим прошлым России. Формирование гордости и эмоциональной сопричастности.
Через обучение происходит постепенное, последовательное формирование личностных универсальных учебных действий. Василий Александрович Сухомлинский писал, что «Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестие, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». Я работаю по программе «Начальная школа ХХI века». Приобщение моих учеников к нравственным общечеловеческим ценностям происходит через обучение на уроках литературного чтения, автор-составитель Ефросинина Любовь Александровна. Художественные произведения курса способствуют нравственному воспитанию, познанию действительности, создают для детей духовно-эмоциональную среду, расширяют их жизненный опыт. Тексты отличаются лаконичностью и простотой сюжета. Когда дети анализируют поступки героев, они учатся их оценивать, преодолевать собственные слабости. Когда ребенок читает произведение, он находится не только перед текстом, следя глазами за строчками, но и внутри текста, окунаясь во внутренний мир героев и одновременно оценивая самого себя. Ребенок выходит с урока творчески обогащенный новыми чувствами и мыслями. Поэтому роль уроков литературного чтения очень велика, так как именно этот предмет в первую очередь решает задачи по формированию духовно-нравственного сознания школьников. Изучая произведения, дети знакомятся с такими понятиями, как ответственность, долг, добро, справедливость, совесть, смелость, гордость, честь.

Задача учителя состоит в том, чтобы в процессе работы над произведением, ребенку захотелось изменить себя и приобрести положительные качества личности. Формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией. Я считаю, что ученики моего класса приобретают на уроках литературного чтения уроки нравственности и человечности.

Рассмотрим это на примере урока литературного чтения во 2 классе по произведению В. Осеевой «Сыновья».

Цель: формирование умения извлекать нравственные уроки из прочитанного произведения.

Планируемые результаты: личностные:

  • Определение характера взаимоотношений членов семьи.

  • Формирование духовно-нравственных ценностей семьи.

Рассмотрим каждый этап урока.

  1. Погружение в тему урока.

Этот этап урока строится на основе связи с жизнью, с личным опытом учеников. Главная задача этапа - создать эмоциональный настрой, который побудит детей к общению. Это может быть интересная история, видеосюжет, музыкальный фрагмент.

На уроке по знакомству с произведением «Сыновья» В. Осеевой я использовала приём антиципации. Это предугадывание предстоящего чтения.

На этом этапе урока происходит развитие личностных универсальных учебных действий - это учебная мотивация .

Дети отвечали на такие вопросы:

-- Судя по названию, о ком будет идти речь?

-- Какие вы сыновья?

-- Объясните смысл пословицы «Всякой матери своё дитя мило»

-- Что означает выражение «сыновний долг»?

-- С какого возраста дети должны почитать своих родителей?

2. Этап первичного знакомства с произведением.

Читаю сама или использую звукозапись. Детям предлагаю взять простой карандаш и, следя за чтением, отмечать слова, значение которых они не знают. Потом делаю паузу для осмысления и задаю вопросы

-- Что тронуло ваши души? (Разное отношение к матери)

-- Что хочется сказать?

-- Какие непонятные слова встретились в тексте?

-- Будем ли продолжать разговор на эту тему?

На этом этапе происходит развитие нравственного и эстетического ориентирования, что относится к личностным УУД.

3. Этап - характер героев.

Задача этого этапа - найти героев произведения и дать им характеристику. Свою точку зрения дети доказывают подтверждением из текста,используя выборочное чтение. В 1 и 2 классах помогаю детям наводящими вопросами.

На этом этапе прослеживается готовность к сотрудничеству.

Предлагаю детям заполнить таблицу, доказывая свои ответы текстом.

1мать

2 мать

3 мать

Что говорили о своем сыне?

ловкий

сильный

поет как

соловей

ничего особенного ?

Какие чувства вызывали сыновья?

любуются, заслушались

?

-- Разве плохо быть сильным, ловким, или петь как соловей?

-- Вспомните, как называется рассказ?

-- автор ничего нам не говорит о сыне третьей женщины. Какой же он? (заботливый, внимательный, трудолюбивый, скромный, услужливый, уважительный, любящий, настоящий сын)

-- Как вы догадались?

Дети дополняют таблицу.

-- Как вы думаете, мать этого мальчика действительно считает, что в нем нет ничего особенного? (она скромная, считает, что это норма, что так должны вести себя все сыновья)

-- А вы как думаете, что почувствовали женщины, когда старик сказал, что увидел только одного сына? (чувство стыда, даже зависти).

-- А мать этого мальчика? (гордость)

-- Значит, быть хорошим сыном или дочерью - это значит помогать своим родителям.

Добавляют в таблицу.

-- А как вы считаете, могли ли мальчики услышать, что сказал старичок?

-- Что почувствовал мальчик-певец и мальчик- гимнаст?

-- А в наше время можно увидеть подобные ситуации?

-- Я сейчас вам задам вопрос, на который вы ответите честно сами себе.

Как вы думаете, вы больше похожи на кого из мальчиков?

Личностные УУД - этическая оценка.

4. Этап - вхождение во внутренний мир персонажа и авторский подтекст.

Предлагаю детям побыть в роли мальчиков и их мам. Передать чужие чувства, пережить судьбу героев с помощью инсценирования от лица героев.

На этом этапе происходит развитие отзывчивости и сопереживания - личностные УУД.

5. Этап - анализ произведения. Для этого урока я взяла групповую работу.

Предлагаю каждой группе написать синквейн на тему «Мама»

6. Этап - рефлексия.

-- Какие уроки жизни из нашего урока вы взяли для себя?

(любить своих родителей, помогать им, заботиться о них, не обижать, уважать, любить, помнить, что родители самые дорогие люди на свете)

Предлагаю детям на сердечках написать то, что у них на душе, и они хотели бы сказать своей маме, чтобы ей жилось хорошо.

(буду стараться учиться, из школы сразу пойду домой, хочу, чтобы вы гордились мной, люблю вас..)

С позволения детей зачитываю высказывания детей.

Личностные УУД - формирование духовно-нравственных ценностей внутри семьи.

7. Этап - домашнее задание.

Предлагаю детям придумать продолжение этой истории.

Только на одном этом уроке происходит постепенное, последовательное формирование личностных универсальных учебных действий. В своей речи, Патриарх Всея Руси Алексий II, обращаясь к детям, сказал, что они должны ценить «драгоценное время детства, отрочества, юности, время, которое дано, чтобы человек обогатился бы знаниями, приобрел этические навыки, нашел свое призвание и построил храм своей души, доставляя радость окружающим».



© 2010-2022