Урок живого мира по теме Природа и человек (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок живого мира по теме Природа и человек (2 класс)Урок живого мира по теме Природа и человек (2 класс)Урок живого мира по теме Природа и человек (2 класс)Урок живого мира по теме Природа и человек (2 класс)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная)

школа-интернат ст-цы Калининской.



«Природа и человек»

Урок живого мира по теме Природа и человек (2 класс)






2015год

Цель:

Развивать экологическое сознание и экологическую культуру детей.

Задачи:

• усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром;

• расширить представления детей о рациональном взаимодействии с

природой - допустимых и недопустимых действий на природе, природоохранной деятельности.

• воспитание эстетических чувств, потребности видеть и понимать прекрасное.

Оборудование:

• динамическая картина "Лес и река";

• старичок - Лесовичок;

• экологические знаки;

• задания для конкурсов на карточках.

Ход мероприятия

1. Рапорт.

2. Работа по карточкам сигнальным (определение погоды)

3. Работа в тетрадях.

4. Домашнее задание. Назвать животных - хищников

Вступительная беседа.

Сообщение цели урока


Учитель. - Сегодня непростой урок, а внеклассное занятие и у нас 2 команды: Первая - колокольчики, вторая - солнышко. Сегодня вас ждёт увлекательное путешествие по экологическим тропинкам. Ребята - что такое ЭКОЛОГИЯ? Дети. (Экология - это забота о природе, о сохранении чистоты в ней). Учитель. Правильно! Экология - это наука о доме, о природе. Ведь природа - это и есть наш большой общий дом, и мы все, сообща, должны поддерживать порядок. Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал: "Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы, а человеку - нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". И так в путь!!!!!!
1. Конкурс "Бывалые туристы". Поход, костер, палатка - разве это не прекрасно?! Но туристами быть непросто, много надо знать и уметь. А вот вы умеете укладывать рюкзак, собирать в поход только самые нужные вещи? Это мы сейчас и проверим. (Дети должны отобрать только те предметы, которые необходимы в походе). Компас, учебники, мыло, полотенце, кружка, чашка, телевизор, миска, ложка, будильник, коробка конфет, пакет для мусора, консервы, палатка, хлеб, утюг, спальный мешок, кошка, теннисные ракетки, зубная щетка, коньки.
2. Составление динамической картины "Лес и река". (Звучит аудиозапись "Звуки леса"). Учитель. Ребята, куда мы отправимся дальше, вы узнаете, если отгадаете загадку.
- Богатырь стоит, богат, угощает всех ребят: Ваню - земляникой, Таню - костяникой, Машеньку - орешком, Петю - сыроежкой. (Лес)
Учитель. Да, мы отправимся в лес. Однажды один художник решил нарисовать лес. Сразу же взялся за работу, и вскоре на листе бумаги появились очень красивые деревья. Наш художник остался, очень доволен. Он лег спать. Проснувшись утром, он увидел, что лес завял, все деревья засохли. А рядом с картиной, стоял какой - то старичок - Лесовичок. Он сказал: "Лес - это не только деревья". Ребята, давайте оживим наш лес. Лесовичок нам поможет в этом. Дети отгадывают загадки. (Отгадки - рисунки прикрепляют на картине).

Конкурс загадок:

Ну - а, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжёт.

Не фонарь, а ярко светит и не пекарь, а печёт.

(Солнце).

Нет ног, а идут, глаз нет, а плачут.

(Тучки).

Землю пробуравил, корешок оставил.

Сам на свет явился, шапочкой накрылся.

(Гриб).

Нарядные сестренки весь день гостей встречают, мёдом угощают.

(Цветы).

В ярком платье модница - полетать охотница.

От цветка к цветку порхает, утомится - ожидает.

(Бабочка).

Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь, тут уж вволю нажужусь.

(Жук).

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая.

Птица говорливая, самая болтливая.

(Сорока).

Я по дереву стучу, червячка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой - всё равно он будет мой!

(Дятел).

Учитель. Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?

Дети: Лес - это дом для зверей и птиц. Лес - наш друг. Там, где лес всегда чистый воздух. Лес - даёт нам грибы, ягоды и орехи.

Учитель. Какой красивый, светлый уголок природы у нас получился. Очень хочется, чтобы именно таким чистым и прекрасным, чтобы люди могли восхищаться им, удивляясь щедрости природы.

Но наша природа в опасности: человек всё сильнее и сильнее ранит природу.

Об этих тревожных сигналах мы и поговорим сегодня.

3. Конкурс "Экологические знаки".

Знаки и обсуждение их.

1. Не рвать цветы.

2. Не стрелять из рогатки.

3. Помогать птицам.

4. Не портить деревья.

5. Не уничтожать грибы, даже ядовитые.

6. Не шуметь в лесу.

7. Не вырубать деревья.

8. Не оставлять мусор.

Обсуждение знаков.

Давайте подумаем вместе: будет ли нашему лесу хуже, если, проходя по

тропинке, вы сломаете веточку или наступите на мухомор? Сделаете венок из цветов, которые растут на поляне?

Ответы детей.

Да, природе будет хуже! Ведь каждая зря сломанная веточка или гриб - это маленькая рана, нанесенная природе. Природе трудно залечивать даже самые маленькие раны.

Учитель. Кто же виноват? Давайте вспомним правила в лесу:

1. Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать, бегай, прыгай и играй.

Только, чур, не забывай, что в лесу нельзя шуметь. Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.

2. Ветки дуба не ломай, и почаще вспоминай: мусор с травки убирать!

Зря цветы не надо рвать! Из рогатки не стрелять! Ты пришел не убивать!

3.Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин - дуб и лось.

Их покой побереги, ведь они нам не враги.

"Мы - любители природы".

1. Мы - любители природы! Чтоб её покой хранить, мы хотим от человека всю природу оградить.

2. Мы помочь животным рады, мы хотим удачи им. Всех напоим лимонадом, шоколада им дадим.

3. Без природы в мире людям, даже дня прожить нельзя. Так давайте к ней мы будем, относиться как друзья.

4. И при всём честном народе, добавляем мы потом: «Нужно помогать

природе, но со знаньем и с умом!»

4. ТЕСТ (устно)

Конкурс "Отгадай-ка".

Учитель. Надо угадать по подсказке различные понятия. Если не сможете отгадать с первой подсказки, то попробуйте следующую.

1. КОСТЁР

- служит защитой от животных;

- спасает от холода;

- его разводят туристы;

- на нём можно кипятить воду и варить еду.

2. ПАЛАТКА

- она необходима в походе для туристов, которые отправляются в лес на несколько дней;

- помогает спрятаться от зверей и насекомых;

- защищает от холода, ветра или дождя.

Сказка. «Как люди речку обидели»

«В одном далеком краю жила Река. Начиналась она с большого прозрачного родника, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берез. Наша Река очень любила путешествовать, много повидала она на своём пути, многих птиц и зверей напоила, пока однажды случайно не оказалась в городе. Это место было ей незнакомо: вместо елей и берез здесь стояли огромные дома, в которых жили люди. В этом городе не хватало воды, её приходилось привозить издалека, поэтому каждая капля ценилась на вес золота. Конечно же, горожане обрадовались Реке и попросили её остаться. Река всегда всем помогала и поэтому согласилась. По глади её воды поплыли пароходы и лодки, в жаркую погоду купались люди.

Случилось так, что люди быстро привыкли к Реке и уже ни о чём её не просили, а просто делали все, что им вздумается. Рядом с ней построили большой завод. Из больших труб потекли грязные потоки. В Реку бросали разные ненужные вещи: банки, пакеты, бутылки. В ней мыли машины. И никто из горожан не подумал, что Река - тоже живая. А она очень переживала: " Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала от зноя в жаркие дни».

Шло время. Люди не прекращали загрязнять Реку, а она все ждала, когда же они, наконец, опомнятся. Однажды по Реке прошёл танкер. Он был неисправен, и в воду вылилось много нефти. Совсем заболела Река: «Нет, не могу я больше оставаться с людьми. Надо от них уходить, иначе я стану мёртвой рекой». Позвала она всех своих жителей, собрались и рыбы, и утки, и звери - очистили Реку, вылечили её. Побежала она в край своего детства. Туда, где стояли ели и берёзы, где человек - редкий гость. А жители обнаружили, что остались без Реки…."

Обсуждение сказки

- Как люди относились к реке? Правильно ли они себя вели?

Демонстрация опыта "Последствия разлива нефти" (масленый раствор)

Цели:

-продемонстрировать опасность разлива нефти на реке;

-выяснить, какой вред нефть наносит обитателям реки и моря.

Описание опыта.

Оборудование: "модель реки",(для опыта я заранее приготовила "модель реки": в емкости выложила дно песком, камушками, ракушками. Вылепила из пластилина рыбок, улиток, водоросли и залила водой.); пробирка с масленым раствором (имитация нефти); птичка (изготовлена из пластилина, тело покрыто перьями).

Учитель: Представьте себе, что случилась авария и из танкера, перевозящего нефть, произошла утечка нефти. Я буду капать нефть (раствор) из пробирки в нашу речку, а вы понаблюдайте, что будет происходить.

Дети: Нефть (раствор) покрывает всю поверхность тонкой непрозрачной пленкой.

Учитель: Как вы думаете, какой вред это может нанести окружающей среде?

Дети: Солнечный свет не проникает в глубину, растения перестают вырабатывать кислород, рыбы выныривая на поверхность, покрываются плотным слоем маслянистой жидкости и т.д.

Учитель: Сейчас я покажу вам, какой вред нефть, оказавшаяся в воде, приносит водоплавающим животным. Для этого я сделала птичку из пластилина, покрыла ее тело перьями и привязала на веревочку. Представьте себе, что наша птичка долго летела и решила отдохнуть на поверхности воды, покачиваясь на волнах. Я буду опускать птичку, а вы наблюдайте, что будет происходить.

Дети: Все перышки покрылись нефтью, она не сможет летать и погибнет.

Этот опыт помог моим детям наглядно увидеть и понять, что нефть, попавшая в водоёмы, наносит огромный вред окружающей среде.

Учитель: Ребята, давайте попробуем сделать вывод, почему же речка обиделась на людей и пропала? Что вы можете предложить жителям города, чтобы вернуть речку? (Ответы детей)

22 апреля - День Земли.

Подведение итога урока.

© 2010-2022