- Преподавателю
- Начальные классы
- Викторина Экологический светофор для начальных классов
Викторина Экологический светофор для начальных классов
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Клевцова И.В. |
Дата | 03.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Викторина «Экологический светофор»
(Для подготовки использована книга: Молодова Л.П. Экологические занятия с детьми. Минск: Асар, 1996)
Для проведения мероприятия используются желтые, красные, зеленые кружочки, которые раздаются детям (комплект из трех кружочков на каждого учащегося класса). На доске или сцене крупное изображение светофора и ряд карточек-символов, обозначающих действия: разрушающие природу - с красной обводкой; зеленым цветом - природоохранная работа; желтым - знаки-предупреждения. (Можно провести заранее конкурс рисунков-знаков).
Проведение мероприятия
Ведущий. Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же - живая!
Сегодня мы узнаем, насколько грамотны и воспитаны с точки зрения экологии наши друзья-школьники. Поможет нам светофор, ясно укажет нам, как можно помочь природе, а не навредить ей. Выберите правильный ответ:
-
Зеленый - помогаете природе.
-
Красный - ясно, что вредите ей.
-
Цвет желтый вас предупреждает.
А вместе все кружочки покажут нам все кочки, которые мешают природе и детишкам навесно подружиться.
1. (1-й ряд.) Дружат кошки и собаки с песочницей нашей. Утром, ночью там сидят, туалет там отмечают. Днем сидят детишки, играют и строят домишки. В чем тут загвоздка? Несут ребятишек в больницу! (Дети заразились глистами. Собак и кошек нельзя выгуливать в детской песочнице.)
2. (2-й ряд.) Ходим, ходим по лужку,
Собираем по цветку:
Красный, белый, синий цвет…
Замечательный букет.
(Нельзя рвать цветы, так как растения не смогут размножаться.)
-
(3-й ряд.) Зайку серого найду,
Принесу его домой -
Будет этот зайка мой.
(Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не выживут.)
-
(2-й ряд.) Завтра утром в лес пойдем
И опята, и маслята,
И груздочки соберем.
Вот наелись мы ребята!
Какую опасность таят в себе собранные самостоятельно грибы?
(Можно набрать ложных ядовитых грибов, а грибы близ дороги или химзаводов накапливают ядовитые вещества выбросов.)
-
(2-й ряд.) Вот как плачет травушка-муравушка.
Притоптали меня, травушку,
Притоптали меня зеленую,
Да все детушки, да все малые,
Во зеленом саду гуляючи,
Бегая, играючи…
Почему гибнет трава на тропинках, футбольных и волейбольных площадках?
-
(2-й ряд.) Я кузнечика словил,
В банку с травкой посадил.
Пусть покажет, как трещит,
Как усами шевелит.
(Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных.)
-
(1-й ряд.) Огонь траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
Он, как испуганная стая белок рыжих,
Метался со ствола на ствол.
Почему нельзя разжигать и оставлять в лесу костры?
-
(2-й ряд.) Мы пыхтим и морщимся:
- Что мы вам - уборщицы?
Газон никак не подмету,
Соблюдайте чистоту!
Какой вред наносят обертки, упаковки, бумажки растениям?
(Пластиковые обертки не разлагаются, и растения под ними отравляются от краски, погибают без света - газон портится.)
-
(1-й ряд.) Убита белка!
На снегу
Она распластана лежала,
Как будто все еще бежала…
Да вдруг застыла на бегу.
Почему нельзя убивать животных?
-
(2-й ряд.) Зайдешь в лесную даль и глушь,
Муравьиным спиртом пахнет сушь,
В чаще муравейники не спят -
Шевелятся, зыблются, кишат.
Почему нужно оберегать, а не разрушать муравейники?
-
(1-й ряд.) Лес наш сказочно богат,
Угощает всех ребят:
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малинкой,
Васю - хворостинкой.
Почему лес всех ребят угостил, а Васю - наказал?
-
(2-й ряд.) Колкую, зеленую
Срубили топором,
Из лесу душистая
К нам приходит в дом.
Почему нельзя рубить деревья? Как можно восстановить вырубленные деревья?
-
(1-й ряд.) Посадили деревце
У себя во дворе,
Пусть растет зеленое,
Лист резной, лист резной.
Поливаем деревце
Часто, часто мы,
Чтоб оно со временем
Нам дало плоды.
Нужно ли сажать деревья, не дающие нам плодов: тополь, березу, клен, вяз, акацию? Почему?
-
(2-й ряд.) Бережливым будь с водой!
Шевельни опять рукой
И, как только воду взял,
Хорошенько кран закрой!
Сколько вытекает воды из неплотно закрытого крана?
(Если вода капает, то 1-2 ведра в сутки. Если струйкой - 100 л в сутки.)
-
(1-й ряд.) Какой вред приносит дым из фабричных труб?
(Кислотные дожди, аллергия и заболевания дыхательной системы.)
-
(2-й ряд.) В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный.
Мы все любим пить чистую, холодную родниковую воду. Как сохранить родник, чтобы он не иссяк и не загрязнился?
(Не бросать мусор, регулярно чистить его весной, летом, осенью, не выпасать рядом скот, не распахивать поля, не обрабатывать рядом почву удобрениями и ядохимикатами.)
-
(1-й ряд.) О чем поют воробушки
В последний день зимы?
- Мы выжили!
- Мы дожили!
- Мы живы! Живы мы!
Как можно помогать выжить зимой птицам?
(Кормушки развешиваются по деревьям, и регулярно подсыпается корм.)
-
(2-й ряд.) Что могут сделать учащиеся, чтобы меньше вырубалось деревьев?
(Собирать и сдавать макулатуру, чтобы из нее могли изготовить бумагу, а деревья сохранились бы.)
-
(1-й ряд.) Почему в парке, на даче желательно повесить скворечники или другие домики для птиц?
-
(2-й ряд.) Пять зеленых лягушат
В воду броситься спешат.
А ребята не лежат,
Ловят банкой лягушат.
Пусть живет лягушка в доме,
Здесь ей лучше, чем на воле.
Правильно ли такой утверждение? Докажите свое мнение.
(Нет, не верно. Лягушки ловят насекомых. Они же являются пищей для других животных. Нарушение цепей питания ведет к гибели целой группы животных.)
-
(1-й ряд.) Воду носят все из лужи,
Выливают в реку вновь.
Что за шутки? Что им нужно?
Что за рыбий огород?
(Весной, после разлива рек, в лужах остаются мальки. Ребята, участники движения «Голубой патруль», возвращают мальков в реку, чтобы они не погибли.)
-
(2-й ряд.) Поливаем клумбы дружно
Траву полем на спор.
А зачем все это нужно?
Чтоб красивым был наш двор!
Какую пользу приносит нам посадка цветов, полив клумб?
(Охлаждает воздух в жару, нет сорняков, вызывающих аллергию.)
-
(1-й ряд.) Принесли из леса шишки,
Желудей несем мешок,
От берез нашли сережки.
Так зачем нам это впрок?
Почему необходимо собирать семена древесных пород?
(Из семян выращивают в лесных питомниках деревья для новых лесонасаждений.)
-
(2-й ряд.) Разведу я на окошке
И душистые горошки,
И фиалки, и герани.
Вот попробуйте вы сами!
Почему в комнате, где находятся растения, люди меньше болеют?
(Растения увлажняют воздух, выделяют фитонциды, убивают бактерии.)
-
(1-й ряд.) Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки?
(Дерево теряет соки, в ранки попадают споры трутовиков, древесина разрушается.)
-
(2-й ряд.) Почему станция водозабора строятся выше по течению отношению к предприятиям и жилым кварталам?
(Предприятия и стоки бытовых вод загрязняют воду.)
-
(1-й ряд.) Едем на автомобиле
И гордимся, как красиво
Позади клубится дым.
Чих - чих - чих! Куда бежим?
Почему вреден воздух около автомобильной дороги? Что необходимо предпринимать, чтобы воздух был на автостраде чище?
-
(2-й ряд.) Бутылки и банки бросаем в походе,
Не разлагается мусор в природе.
Пришли через год на полянку
И обнаружили свалку.
Какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки природе, лесным жителям и вам лично?
-
(1-й ряд.) Красива обувь, суперсовременна
Рифленая подошва, блеск!
Прошли красивые ботинки -
Остался из песка и грязи след.
Докажите необходимость второй обуви в школе, на работе, в любом помещении.
-
(2-й ряд.) Почему нельзя включать магнитофон, радио в лесу, особенно весной?
(Птицы улетают с гнезда, птенцы погибают.)